Шоки предложения. Стагфляция. Стабилизационная политика

На совокупное предложение влияют и неценовые факторы, которые изменяют поведение бизнеса при любых уровнях цен. В экономической литературе они получили название шоки предложения. Основными из них являются:

1. Цены на ресурсы, в том числе на импортные. Предположим, экономика находится на промежуточном отрезке кривой AS и в это время растут цены на импортные ресурсы, например, на нефть. Издержки у национального бизнеса на единицу товара возрастут, и это приведет при неизменных материальных и финансовых ресурсах к необходимости сократить объемы производства.

То же произойдет, если экономика первоначально находится на классическом отрезке AS.

Если первоначально экономика находится на кейнсианском отрезке AS и сокращение объемов производства невозможно из-за неизменного спроса, то рост цен на импортные ресурсы приведет к росту общего уровня цен в экономике при неизменном объеме продаж. Таким образом, линия AS сдвигается влево–вверх (Рис.7.7).

Рис. 7.7 Влияние неценовых факторов на сдвиг кривой AS

Факторы, влияющие на цены на ресурсы:

а) наличие внутренних ресурсов (чем их больше, тем ниже цены на ресурсы, тем больше совокупное предложение).

Основные виды ресурсов:

– трудовые ресурсы;

– капитал;

– предпринимательские способности;

б) цены на импортные ресурсы (чем выше цены, тем меньше AS);

в) уровень монополизма поставщиков ресурсов (чем выше степень монополизма, тем меньше AS).

2. Производительность ресурсов (технический прогресс). При прочих равных условиях, если производительность ресурсов растет, то совокупное предложение AS увеличивается (сдвигается вправо–вниз), так как при тех же объемах факторов производства можно произвести больший объем продукции.

3. Налоги на бизнес (T). Если налоги увеличиваются, то это ухудшает финансовое положение бизнеса и при прочих равных условиях уменьшает совокупное предложение.

4. Субсидии бизнесу. Если субсидии бизнесу растут, то совокупное предложение AS увеличивается, так как улучшаются условия ведения бизнеса.

Ситуация, в которой под влиянием шоков предложения сокращается объем производства, вызывая рост безработицы, при одновременном росте цен, в экономической теории получила название стагфляция.

Экономисты имеют достаточно широкий набор средств для влияния на экономическое равновесие, то есть, они могут стимулировать экономику в период спада и использовать сдерживающую политику в период подъема для предотвращения «перегрева» экономики. Если бы в реальности все было так просто, то мы не наблюдали бы подъемов и кризисов, а экономика функционировала бы поступательно, а всякие отклонения от траектории развития мы объясняли бы неправильной экономической политикой государства. Но очень часто трудно конкретный эпизод рецессии объяснить с позиций единственной теории делового цикла.

Поэтому нет единого мнения относительно путей ее преодоления. Следует отметить, что в ситуации стагфляции сочетается высокая безработица и инфляция. Надо решать обе проблемы. Однако в действительности общество преследует разные цели, которые порой противоречат друг другу. Например, пытаясь бороться с инфляцией путем проведения политики «дорогих денег», мы получаем в краткосрочном периоде снижение объема производства и рост безработицы.

В экономической теории и экономической политике часто встает вопрос об оценке издержек общества по борьбе с инфляцией и безработицей, так как согласно теоретическим представлениям, вытекающим из кривой Филлипса, стабилизационная макроэкономическая политика приводит к повышению темпов инфляции. Поэтому возникает дискуссия о сравнительных издержках безработицы и инфляции. Выигрыш от сокращения безработицы может быть переоценен, так как трудно оценить потенциальный ВНП и, следовательно, измерить разрыв между ним и реальным ВНП. Поэтому тогда неясно, когда безработица добровольная, а когда — вынужденная. С другой стороны, издержки инфляции могут быть недооценены, так как трудно оценить издержки, связанные с неопределенностью темпов инфляции, и результате которой агенты отказываются от принятия решений. В то же время выигрыш от борьбы с безработицей может быть большим, но временным (пока объем производства не достиг потенциального уровня). Издержки от возникающей при этом инфляции могут быть в каждом периоде незначительными, но совокупный их эффект оказывается существенным, так как в досрочном равновесии темпы инфляции будут постоянно выше прежнего уровня. Поэтому при принятии решений о проведении стабилизационной политики надо сопоставлять приведенные издержки инфляции с текущим выигрышем от снижения уровня безработицы.

В экономике может возникнуть проблема, даже если преследуется лишь одна цель: достижение объема производства при полной занятости. Проблема состоит в том, что, когда правительство пытается нейтрализовать действие какого-либо шока предложения или спроса, то производство реагирует на проводимую политику лишь постепенно, а, кроме того, трудно спрогнозировать как сильно отреагирует экономика на ту или иную экономическую политику.

Возможные реакции на экономические шоки можно поделить на две категории. Это либо пассивная политика (политика невмешательства), когда ничего не предпринимается для того, чтобы способствовать скорейшему возвращению экономики к выпуску при полной занятости. Как мы изучали ранее, в соответствии с неоклассическим подходом в этом случае экономика со временем самостоятельно вернется в долгосрочное равновесие, т.е. к объему производства при полной занятости. Другим вариантом ответа на экзогенный шок может быть активная стабилизационная политика, направленная на нейтрализацию последствий шока. В этом случае встает вопрос о том какую форму такая политика должна принять. Непоследовательная макроэкономическая политика («политика «свободы действий») означает, что правительство дает оценку экономическим проблемам в каждом конкретном случае и подбирает подходящую для этого политику. Поэтому такая политика называется дискреционной.

Альтернативой дискреционной политики является следование заранее определенным правилам (политика твердого курса). Она предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в конкретной ситуации, и эти меры ограничиваются определенными количественными рамками, которые выбраны к качестве целевых ориентиров и не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. При этом политика твердого курса может быть как пассивной, так и активной. Примером пассивной политики в рамках твердого курса может быть стремление Национального банка страны осуществлять эмиссию денег в пределах 5% независимо от динамики безработицы. При активной политике в рамках твердого курса может быть стремление Национального банка стабилизировать состояние экономики за счет расширения предложения денег в случае роста безработицы. В этом случае применяется правило, согласно которому предложение денег должно быть увеличено на х% в ответ на рост безработицы (по сравнению с естественным уровнем) на 1%. В этом случае при негативных шоках будет применяться монетарная экспансия, но не дискреционно, а в виде заранее сформулированного правила реагирования. В этом случае предложение денег описывается уравнением:

M/M = 5% + (U–U-1)

Возможные дестабилизирующие эффекты активной политики управления спросом объясняются наличием лагов и неопределенностью эффекта этой политики. Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Под лагом в экономической литературе понимается время, которое проходит между моментом осознании необходимости проведения этой политики и моментом, когда она дает конкретный результат. Обычно считают, что этот лаг является суммой внутреннего и внешнего.

Внутренний лаг представляет собой время, которое проходит с момента осознания потребности в экономической политике до момента начала ее осуществления. К внутренним лагам относят:

– лаг распознавания – это период времени от момента шока до того момента, когда лицо принимающее решения осознает, что шок произошел. Этот лаг может отсутствовать (или быть отрицательным) в случае, если шок был заранее спрогнозирован. Например, мы можем прогнозировать сезонные колебания спроса (предложения) и предпринимать действия еще до того, как шок произошел.

– лаг принятия решения связан с временем, необходимым для прогнозирования последствий шок и выработки соответствующего решения. Наконец, требуется время для принятия решения. Например, чтобы изменить налоговую политику требуется выработать соответствующий закон и получить его одобрение в законодательных органах.

С точки зрения внутреннего лага денежная политика имеет несомненные преимущества. Проведение этой политики требует только решения Национального банка. Изменение бюджетно-налоговой политики может занять несколько месяцев, поскольку требуется решение правительства и его утверждение законодательными органами, после чего указ подписывает президент.

Внешний лаг — время, которое проходит с момента начала осуществления экономической политики до момента, когда она приносит результаты. Второй тип лагов связан с воздействием экономической политики на экономику. Этот лаг носит название внешнего лага или лага воздействия. После того, как решение принято и реализовано, внесенные изменения начинают постепенно воздействовать на экономику. Внешний лаг отличается от внутренних лагов тем, что это не столько время до того, как экономика начнет реагировать на те или иные изменения, сколько период в течении которого экономика реагирует на изменившиеся условия.

С точки зрения внешнего лага, с одной стороны, преимущество имеет фискальная политика, так как она влияет непосредственно на производство. Кредитно-денежная политика обладает большими внешними лагами. Ее воздействие на экономику опосредованное, оно связано с изменением ставок процента, которые, в свою очередь, влияют на инвестиционные решения. Однако эти решения пересматриваются не сразу, так как планируются заранее. Поэтому результатов кредитно-денежной политики можно ожидать довольно долго.

С другой стороны, сравнительная эффективность фискальной и кредитно-денежной политики зависит от соответствующих мультипликаторов. Поэтому выбор конкретной формы политики очень сложен, поскольку при ее проведении следует учитывать как лаги, так и мультипликаторы.

В среднем лаги фискальной и кредитно-денежной политики составляют 1-2 года. Если меры стимулирующего характера были приняты во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить экономический рост, увеличивая тем самым амплитуду колебаний. И наоборот, сдерживающая политика начнет оказывать воздействие на экономику после прохождения пика подъема. Тогда ее следствием может оказаться усиление спада. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

Предположим, что первоначально экономика находится в состоянии объема производства, соответствующего полной занятости. Пусть неожиданный негативный шок совокупного спроса привел к падению объема производства ниже уровня полной занятости. Поскольку этот шок оказался неожиданным, то никаких предупреждающих нейтрализующих мер принято не было. Правительству следует решить, предпринимать ли какие-то действия и, если да, то какие именно.

В первую очередь следует определить, является ли этот шок перманентным или временным, т.е. вызван ли он временным сокращением расходов (например, потребительских расходов) или эта неблагоприятная тенденция сохранится и в будущем. Если это временное сокращение спроса (например, длящееся только один период), то уже в следующем периоде экономика вернется в исходное положение и наилучшей политикой в этом случае будет политика невмешательства. Это объясняется тем, что даже предпринятые сегодня действия, направленные на сглаживание последствий шока, отразятся на экономике с определенным лагом и могут привести лишь к дополнительным отклонениям от потенциального выпуска.

Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики. Когда в политике правительства и Национального банка происходят изменения, то меняются и ожидания и поведение экономических агентов.

Для того чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с изменениями в политике.

Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и просчитать. Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны и Р. Лукас критически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В самом общем виде содержание критики Лукаса сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции может быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:

ожидаемая адаптивный рациональный

инфляция (инерционный) компонент

компонент

где - уровень инфляции прошлого года;

- уровень инфляции двухгодичной давности;

- уровень инфляции трехлетней давности и т.д.

Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия «AD–AS». Внешними переменными модели являются государственные расходы, налоги, предложение денег, ценовой шок. В результате решения модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, объема производства, безработицы, инфляции, которые могут служить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.

При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и кредитно-денежной экспансии. Они больше интересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых ошибок при выработке своих решений. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем исчезает вообще. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD-AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.

Реализуя ту или иную стабилизационную политику, правительству важно оценить, как сильно среагирует экономика, то есть, какова будет величина мультипликатора данной политики.

С этой точки зрения возникает следующие проблемы:

неопределенность мультипликатора экономической политики. В силу неопределенности мультипликатора правительство не может точно оценить эффект от проводимой экономической политики.

эконометрические модели построения прогнозов, которых строятся на основе оценок за прошлые периоды, а эти оценки не учитывают, что предлагаемые изменения в экономической политики влияют на ожидания экономических агентов, а ожидания влияют на мультипликатор. Если с помощью этих моделей мы пытаемся предсказать, как экономическое равновесие отреагирует на то или иное изменение в экономической политике, то мы можем получить некорректные оценки. Это связано с тем, что проводимая политика при рациональных ожиданиях найдет отражение в ожиданиях экономических агентов, а значит те величины мультипликаторов, которые мы используем при построении прогноза, могут измениться вслед за изменением ожиданий индивидуумов. Рассуждение о неадекватности эконометрических прогнозов, не учитывающих изменения в ожиданиях агентов, в экономической литературе известно под названием «критика Лукаса».

проблема непоследовательности во времени. Суть проблемы состоит в том, что правительство объявляет о проведении некоторой политики, которую считает наилучшей, затем частный сектор делает свой выбор относительно инвестиций и потребления, принимая во внимание политику, которую собирается проводить государство. Когда же частный сектор сделал свой выбор, то государство может найти выгодным отклонение от ранее объявленной политики.

Примером динамической непоследовательности фискальной политики может быть следующие действия правительства:

— для стимулирования инвестиционной активности правительство объявляет об освобождении доходов на капитал от налогообложения. Но, после того как капитал уже инвестирован, оно оказывается заинтересованным в отказе от своих обещаний, так как налоги на уже функционирующий капитал не подрывают экономических стимулов;

— правительство обещает сурово наказывать тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Однако, после того как уклонение уже произошло и обнаружено, правительство может прибегнуть к налоговой амнистии, благодаря которой виновные смогут избежать тюремного заключения при условии выплаты ими всех налогов.

Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики. Если на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение ли повышение этого средневзвешенного индекса, то это означает, что экономика в целом будет развиваться в том же направлении. Однако данный индекс не является безукоризненным барометром экономической конъюнктуры и не гарантирует от «ошибок» при проведении макроэкономической политики.

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решений.

Некомпетентность в экономической политике может быть связана не столько с некомпетентностью конкретных официальных лиц, сколько с двумя следующими обстоятельствами:

– некомпетентное решение правительства может возникнуть стихийно, как результат столкновения противоречивых интересов различных социальных групп.

– несовершенство информации является "питательной почвой" для действий дилетантов, предлагающих заманчивые, но малореалистичные программы быстрого разрешения сложных макроэкономических проблем.

При твердых курсах политики правительства и Национального банка снижаются риски принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных.

2) Политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции. При изучении эмпирических фактов, относящихся к циклическому поведению экономики, многие экономисты обращали внимание на тот факт, что большинству современных циклов, как правило, предшествовали значительные изменения количества денег в обращении. Поэтому в ряде современных теорий как вероятный источник циклических колебаний часто рассматривается кредитно-денежная политика. Частые колебания в денежной политике некоторые экономисты объясняют сменой политических ориентиров выборных высших органов власти. Они утверждают, что большинство политиков пытаются повлиять на экономическую активность в надежде завоевать популярность и обеспечить себе повторную победу на новых выборах. В их арсенале кредитно-денежная политика, реализующая выбор между инфляцией и безработицей как основными макроэкономическими ориентирами (кривая Филлипса). Если перед выборами основной проблемой является безработица, то проводится стимулирующая кредитно-денежная политика; если инфляция. В описанном примере экономические циклы возникают благодаря нерациональности избирателей и оппортунистическому поведению политиков.

Твердые курсы политики правительства и Национального банка позволяют относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.

3) "Игра по правилам" способствует укреплению доверия: экономических агентов к политике правительства и Национального Банка.

Проблема недоверия связана не столько с недоверием к отдельным официальным лицам, сколько с возможными отказами правительства и Национального банка от своих обещаний по проведению тех или иных экономических мер. Экономические агенты знают, что правительство может нарушить свои обещания. Поэтому они страхуются от "обмана" – не инвестируют и не расширяют производство. В результате такой непоследовательной политики правительства экономика в целом существенно проигрывает, так как стимулы к экономическому росту оказываются заблокированными пессимистическими ожиданиями. Отдавая себе отчет в непоследовательности макроэкономической политики, экономические агенты перестают доверять заявлениям правительства и Национального банка, и экономика, в конечном счете, может оказаться малоуправляемой. Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: