Именно сочетание функционального и процессного подхода к управлению предприятием является «золотой серединой». Функциональная организация характеризуется статичными элементами, такими как функции, оргструктура, регламенты, процессная же динамична. Функциональная структура определяет «что делать», а процессная – «как делать». В положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях определяется функциональный состав и распределение функций между подразделениями и сотрудниками, а в регламентах (документированных процедурах) процессов устанавливается четкая последовательность действий конкретных сотрудников по выполнению ими своих функциональных обязанностей.
Эти два подхода объединены в так называемом системном подходе к управлению, который наряду с процессным лег в основу ISO серии 9000 версии 2000 г.
Системный подход, как метод решения сложных проблем, – открытие не наших дней. Его применение восходит к временам Аристотеля. Системный подход в своих работах использовали Г.Галилей, И.Ньютон, К.Линней, К.Маркс, Д.Менделеев, Н.Вавилов и другие ученые. В середине XX века за обобщение громады накопленных знаний в этой области взялся австрийский биолог Л. Берталанфи опубликовавший в 1950 г. «Теорию открытых систем», а в 1951 г. «Общую теорию систем».
Системный подход требует исследования объекта как единого целого и как системы, включающей другие составные элементы, находящиеся во взаимодействии, а также как составной части другой системы более высокого уровня, в которой анализируемый объект взаимодействует с остальными подсистемами.
В основе системного подхода лежит четкое точное и всесторонне взвешенное целеполагание. То есть при исследовании организации должны быть выделены элементы (подразделения и процессы), внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты функционирования организации, и цели и задачи каждого из элементов, исходя из ее общего предназначения.
Таким образом, в начале XXI века в основе управления организацией и создания ее системы менеджмента качества лежит:
1 Ориентация на потребителя и качество выпускаемой продукции.
2 Рассмотрение любой деятельности как процесса.
3 Рассмотрение организации как системы взаимосвязанных элементов (процессов и структурных подразделений).
4 Непрерывное улучшение и принятие решений по результатам измерения и мониторинга процессов, оценки их результативности в достижении целей и эффективности использования ресурсов.