Функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.
Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива.
Налог на прибыль становится одним из основных источников формирования доходов бюджета. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Следовательно, прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Чем выше уровень показателей рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий.
Показатели прибыли отражаются в финансовой отчетности: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Различают следующие виды прибыли: прибыль валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль.
Прибыль валовая определяется:
где В – выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
Э – затраты на производство и реализацию продукции, товаров,
работ и услуг.
Прибыль от продаж рассчитывается:
где УР – управленческие расходы;
К.Р. – коммерческие расходы.
Прибыль до налогообложения определяется:
где ПД – прочие доходы
ПЭ – прочие расходы.
В состав прочих доходов входят: проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы, связанные с реализацией основных средств, иного имущества; доходы от сдачи имущества в аренду. К прочим расходам относятся уплаченные штрафы, пени, неустойки, списание дебиторской задолженности и др.
Статистика предлагает изучение прибыли по следующим направлениям:
1. Изучается выполнение плана по прибыли. Прибыль планируется и в конце отчетного периода изучается на сколько выполнен план по прибыли, при этом используется индексный метод.
Индекс выполнения плана прибыли имеет вид:
где – фактическая прибыль в отчетном периоде;
– прибыль, предусмотренная в плане.
2. Изучается динамика прибыли, для этого рассчитывается индекс динамики:
где - прибыль отчетного периода;
- прибыль базисного периода.
3. Изучается влияние различных факторов на изучение прибыли.
На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние изменение объема, структуры продукции, а так же ассортимента реализованной продукции, ее полной себестоимости и оптовых цен.
4. Проводится изучение распределения чистой прибыли по направлениям.
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия распределяется по следующим направлениям:
- на развитие предприятия (приобретение новой техники, модернизацию существующего оборудования, капитальное строительство);
- на поддержку работников предприятия (оказание материальной помощи, единовременное премирование, на социальные мероприятия);
- на образование резервного фонда;
- на выплату дивидендов акционерам;
- на научно-исследовательские разработки.
Рассмотрим изучение динамики прибыли на конкретном примере.
Пример 1. Имеются данныео финансовых показателях по телекоммуникационной компании.
Таблица 17.1 Финансовые результаты деятельности компании
Наименование показателей | Величина показателя, тыс. руб. | Темп роста, % | |
Базисный год | Отчетный год | ||
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 111,53 | ||
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг | 119,15 | ||
3. Валовая прибыль | 107,50 | ||
4. Коммерческие расходы | - | - | - |
5. Управленческие расходы | 99,57 | ||
6. Прибыль от продаж | 113,40 | ||
7. Проценты к получению | 148,33 | ||
8. Проценты к уплате | 59,56 | ||
9. Доходы от участия в других организациях | - | - | |
10.Прочие доходы | В 9 раз | ||
11.Прочие расходы | В 3 раза | ||
12.Прибыль до налогообложения | 143,67 | ||
13.Чистая прибыль | 53332274,4 | 143,67 |
В отчетном году по сравнению с базисным валовая прибыль увеличилась на 7,5%. Увеличение валовой прибыли и снижение управленческих расходов на 0,43%, повлияло на увеличение прибыли от продаж на 13,4%. Прибыль до налогообложения увеличилась на 43,67%. Положительное влияние на увеличение прибыли до налогообложения и соответственно на увеличение чистой прибыли оказало увеличение прибыли от продаж, увеличение процентов и получено на 48,3% и снижение процентов к уплате на 40,4%. В отчетном году появились доходы от участия в других организациях в размере 1496675 тыс. руб.
Значительное влияние на увеличение прибыли оказало увеличение прочих доходов в 9 раз.
На величину прибыли оказывает влияние множество факторов. Наиболее весомыми факторами являются выручка от реализации (доходы) и затраты.
На промышленных предприятиях результатом от производственной деятельности является объем продукции, которая бывает следующих видов:
а) объем товарной продукции
б) объем реализованной продукции
Объем товарной продукции – это вся продукция, произведенная за определенный период.
Объем реализованной продукции – это продукция, реализованная поставщиком согласно заключенным договорам. Оплаченная продукция и будет выручка от реализации.
На предприятиях связи результатом от производственной деятельности являются доходы от основной деятельности, предоставленные услуги.
На предприятиях оценивается динамика объема продукции, доходов, выполнение плана и структура.
При анализе доходов в отрасли связи анализируется изменение количества предоставляемых услуг и средней доходной таксы.
Средняя доходная такса рассчитывается по каждому виду услуг по формуле:
где – средняя доходная такса по i -ой услуге;
- доходы, полученные от предоставления i -ой услуги;
- объем предоставляемых услуг -го вида.