double arrow

Анализ общей суммы затрат на производство

Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависит финансовые результаты деятельности предприятий.

Затраты группируются по статьям калькуляции. Это позволяет установить, куда и на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Оно необходимо для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве. Основные показатели калькуляции на промышленных предприятиях:

1. Сырье и материалы

2. Возвратные доходы (вычитаются)

3. Покупные изделия и полуфабрикаты

4. Топливо и электроэнергия для производственных нужд

5. ФОТ

6. Страховые взносы

7. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования

8. Общепроизводственные расходы

9. Общехозяйственные расходы

10.Потери от брака

11.Прочие производственные расходы

12.Коммерческие расходы

В отрасли связи выделяются следующие:

1. ФОТ

2. Социальные взносы

3. Затраты на электроэнергию

4. Затраты на материалы

5. Амортизационные отчисления

6. Прочие производственные и транспортные расходы

7. Прочие административно-управленческие расходы

Различают затраты прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, затраты производственных рабочих и др.). Они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции.

Косвенные затратысвязаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объекты калькуляции путем распределения пропорционального соотношения базы (основной и дополнительной заработной платы рабочих).Пример:общехозяйственные и общепроизводственные.




В рыночной экономике затраты классифицируются на постоянные и переменные.

Постоянные затраты – это затраты, которые остаются стабильными при изменении объема производства (амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих).

Переменные затраты – изменение пропорционально объему производства продукции (сдельная оплата производственных рабочих, сырье и материалы, топливо, энергия).

Анализируется себестоимость предоставляемых услуг.

где Э – затраты;

q – количество услуг.

где Э – затраты в целом по предприятию связи;

Д – доходы от основной деятельности;

100 – себестоимость 100 рублей доходов.

Пример 2. Рассчитать себестоимость и провести анализ влияния различных факторов на ее изменение.



Таблица17.2 Анализ себестоимости 100 рублей доходов

Наименование показателей Предыдущий год План отчетного года Выполнение
В абсолютном выражении К плану К предыдущему году
1. Затраты на производство, млн. руб. 1916,1 1979,2 1996,4 100,9 104,2
2. Доходы от основной деятельности, млн. руб. 100,8 107,8
3. Себестоимость 100 рублей доходов 49,23 47,55 47,58 100,1 96,6

Отмечается повышение себестоимости по сравнению с планом на 0,1% за счет того, что затраты увеличились на 0,9%, а доходы всего на 0,8%, а по сравнению с предыдущим годом себестоимость уменьшилась на 3,4%, так как темп роста доходов превышает темп роста затрат.

Проводится факторный анализ методом цепных подстановок.

1. Общее изменение затрат:

млн. руб. (перерасход).

2. Изменение затрат за счет изменения себестоимости:

млн. руб. (экономия затрат за счет снижения себестоимости).

3. Изменение затрат за счет изменения доходов:

млн. руб. (перерасход).

Для того чтобы оценить за счет какой статьи в наибольшей степени изменилась себестоимость изучается структура и калькуляция себестоимости.

Калькуляция себестоимости – это определение себестоимости по каждой статье затрат, а структура – это определение удельного веса каждой статьи в общей себестоимости.

Пример расчета и анализа калькуляции и структуры себестоимости приводится в таблице.

Из таблице видно, что в целом себестоимость понизилась в отчетном году по сравнению с базисным на 3,25 руб. или на 3,84%, за счет снижения по всем статьям кроме статьи прочие производственные и транспортные расходы, которые увеличилась на 4,27 или на 5,06%. Наибольший удельный вес в общей себестоимости занимают ФОТ (больше половины) и страховые взносы именно эти статьи затрат могут оказать наибольшее влияние на общее изменение себестоимости. В целом компания добилась значительных финансовых результатов.


Таблица17.3 Анализ калькуляции и структуры себестоимости по предприятию связи

Статьи затрат Себестоимость в руб. на 100 руб. дохода   Структура (удельный вес), %      
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Абсолютное изменение, руб. Относительное изменение, %
1. Затраты по ФОТ, тыс. руб. 48,38 44,16 57,29 54,38 -4,22 -5,0
2. Страховые взносы 15,77 14,39 18,67 17,72 -1,38 -1,6
3. Амортизационные отчисления, тыс. руб. 1,41 0,99 1,68 1,22 -0,42 -0,50
4. Затраты на материалы и запасные части, тыс. руб. 5,33 4,99 6,32 6,14 -0,34 -0,40
5. Затраты на электроэнергию, тыс. руб. 2,51 2,19 2,97 2,70 -0,32 -0,38
6. Затраты на перевозку почты, тыс. руб. 1,57 1,38 1,86 1,70 -0,19 -0,22
7. Прочие производственные и транспортные расходы, тыс. руб. 7,43 11,70 8,79 14,41 +4,27 +5,06
8. Прочие административно-управленческие и хозяйственные расходы, тыс. руб. 2,05 1,4 2,42 1,72 -0,65 -0,76
9. ИТОГО затрат, тыс. руб. 84,46 81,20 -3,32 -3,84

Как было указано выше относительными показателями, характеризующими эффективность работы организации, являются показатели рентабельности. Различают следующие виды рентабельности:

1. Рентабельность продаж:

где Пр – прибыль чистая;

В – выручка от продажи товаров, услуг.

2. Рентабельность активов:

где А – активы организации.

3. Рентабельность собственного капитала:

где СК – рентабельность собственного капитала.

4. Рентабельность экономическая:

где С – полная себестоимость товаров, услуг.

5. Рентабельность внеоборотного капитала:

где ВО – внеоборотный капитал.

Рентабельность изучается в динамике, оценивается влияние различных факторов на изменение рентабельности.

Пример 3.Оценить динамику рентабельности телекоммуникационной компании.

Таблица17.4 Показатели рентабельности

Наименование показателей Базисный год Отчетный год Темп изменения, %
1. Выручка от продажи товаров, услуг, тыс. руб. 111,5
2. Себестоимость проданных товаров и услуг, тыс. руб. 119,1
3. Чистая прибыль, тыс. руб. 165,5
4. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. 83,4
5. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. 129,8
6. Коэффициент финансовой зависимости 2,37 1,52 0,64
7. Коэффициент оборачиваемости активов 0,5 0,67 1,34
8. Рентабельность продаж, % 18,3 27,1 +8,8 п.
9. Рентабельность активов, % 9,2 18,3 +9,1
10. Рентабельность собственного капитала, % 21,9 +6,1

Анализ показал, что рентабельность продаж увеличилась на 8,8 пунктов, за счет того, что прибыль значительно больше, чем выручка. Рентабельность активов увеличилась на 9,1 пункта за счет того, что темп прибыли увеличился на 65,6%, а активы увеличились на 16,6%, а рентабельность собственного капитала увеличилась на 6,1 пункта за счет опережающего роста прибыли над ростом собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 6,0 пункта. Так как именно этот показатель является одним из значимых показателей финансовой деятельности, следует выполнить факторный анализ и проследить влияние различных факторов на изменение рентабельности собственного капитала.

Для проведения факторного анализа используется модель «Дюпон».



Таким образом, модель имеет вид:

Используя метод постановок получаем:

1. Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения рентабельности продаж:

2. Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения коэффициента оборачиваемости активов:

3. Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения коэффициента финансовой зависимости:

Подставляя в формулы значения таблицы 17.4, получаем следующие результаты:

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 10,4 за счет увеличения рентабельности продаж:

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 10,9% за счет увеличения коэффициента оборачиваемости активов:

Рентабельность собственного капитала понизилась на 15,4 за счет уменьшения коэффициента финансовой зависимости.

Общее изменение рентабельности:

Вопросы для самопроверки

1. Какая информация используется для расчета и анализа прибыли?

2. Какие существуют виды прибыли, и в каком порядке они рассчитываются?

3. Что характеризует рентабельность, и какие виды рентабельности рассчитываются?

4. Как оценивается динамика прибыли и рентабельности?

5. Как проводится факторный анализ рентабельности?


Тест для самопроверки к теме 17 «Статистика финансов предприятия»

1. При определении какой прибыли используются коммерческие расходы:

1. чистая прибыль

2. валовая прибыль

3. прибыль до налогообложения

4. прибыль от продаж

2. Какой фактор не влияет на рентабельность собственного капитала:

1. рентабельность продаж

2. экономическая рентабельность

3. коэффициент оборачиваемости активов

4. коэффициент финансовой зависимости

3. Что такое структура себестоимости:

1. определение себестоимости по каждой статье затрат

2. определение удельного веса себестоимости по каждой статье в общей себестоимости

3. определение изменения себестоимости по сравнению с планом

4. определение изменения себестоимости по сравнению с прошлым годом







Сейчас читают про: