По оценкам зарубежных специалистов, реклама в Интернете в ближайшем будущем может существенно потеснить все другие средства рекламы. Интернет является беспрецедентным по масштабам рекламным пространством. Он предоставляет туристскому предприятию широкие возможности ориентировать свои рекламные обращения на различные целевые аудитории. Более того, одним из основных преимуществ Интернета является обратная связь с потребителями рекламной информации, которая позволяет изменять стратегию рекламной кампании во время ее проведения, что ведет к увеличению эффективности использования рекламного бюджета.
В отличие от традиционной рекламы проведение соответствующих рекламных мероприятий в Интернете имеет особенности, так как он одновременно является:
- средством массовой информации;
- средством коммуникации (электронная почта, коммуникационные программы, интернет-телефония и т.п.);
- интерактивной средой (электронные конференции, обратная связь с клиентами через гостевую книгу).
|
|
Интернет предоставляет рекламодателям туризма и отдыха возможность существенно расширить ассортимент инструментов для их комплекса продвижения. У онлайновой рекламы есть ряд преимуществ:
- потенциал прямого выхода на массовую аудиторию, хотя при этом каждый отдельный потребитель чувствует себя так, словно рекламные материалы обращены непосредственно к нему и он общается с другой стороной в варианте «один на один»;
- доступ ко все возрастающей аудитории потребителей категории выше среднего, у которых быстро развиваются положительные отношения к онлайновым брендам;
- возможности для организаций создавать связи с партнерами, дополняющими их бренды и обеспечивающими синергию с ним;
- эффективный диалог и возможности формирования взаимоотношений между потребителями и рекламодателями;
- дешевые, легко обновляемые, интерактивные возможности для продвижения и дистрибьюции товаров и услуг.
Интернет предоставляет множество инструментов для воздействия на целевую аудиторию рекламодателя. Среди них в первую очередь необходимо отметить: веб-сайты, баннерную рекламу, рекламу во время электронных конференций, рекламу через электронную почту табл.
Таблица
Средства | Аудитория | Преимущества | Недостатки |
Веб-сайт | Преимущественно целевая | Широкий объем предоставляемой информации | Сложность грамотного самостоятельного построения и оформления |
Баннерная реклама | Широкая | Эффективность привлечения потенциальных покупателей и имиджевой рекламы | Отрицательное отношение пользователей к страницам, изобилующим баннерами |
Электронные конференции | Узкоцелевая | Наличие пользователей, заинтересованных в предоставляемой информации | Небольшой размер целевой аудитории |
Электронная почта | Целевая | Дешевизна, простота в использовании | Отрицательное отношение большинства пользователей сети к рекламе через электронную почту |
Реклама на сайтах. В современных условиях наличие у туристского предприятия корпоративного сайта считается не просто делом престижа, а необходимостью. Создание и поддержка (регулярное обновление информации) сайта являются одним из важных элементов рекламной деятельности туристских предприятий в Интернете. В общем случае подобный сайт позволяет осуществлять рекламу предприятия, оперативно знакомить клиентов с новыми предложениями, осуществлять продажу услуг в интерактивном режиме и решать другие важные задачи.
|
|
Сайты условно делят на:
- сайты-визитки - простейший вид сайта. Он содержит только контактную информацию и позволяет лишь обозначить присутствие предприятия в Интернете. Эта категория сайтов является наиболее дешевой и практически не требует поддержки;
- сайты-витрины представляют собой логическое расширение сайта-визитки. На нем выкладывается вся необходимая информация о текущих предложениях, которая по мере надобности обновляется. При этом, разумеется, могут использоваться все возможности гипертекстового интерфейса и мультимедиа-технологий. Услуги заказываются по телефону или факсу, возможен вариант использования электронной почты. Таким образом, сайты-витрины реализуют только рекламные функции. Затраты на создание и администрирование такого сайта относительно невелики;
- интернет-магазины кроме тех функций, которые осуществляет сайт-витрина, принимает заказы и передает их менеджеру. Клиент такого магазина, как правило, осуществляет заказ, заполняя специальную электронную форму, автоматически передаваемую в базу данных заказов. Дальнейшая обработка заказа производится по обычной для компании схеме (автоматически либо вручную). Затраты на создание подобных сайтов достигают нескольких тысяч долларов (а в некоторых случаях — значительно выше). Сайты туроператоров могут также иметь подсистемы для взаимодействия с турагентами.
Создав корпоративный сайт, предприятие должно решить вопрос хостинга (размещения сайта на одном из серверов сети Интернет). Крупные предприятия могут иметь собственный сервер. Те фирмы, для которых расходы на содержание собственного сервера слишком велики, могут разместить свой сайт, например, на сервере провайдера. При этом необходимо учитывать ряд факторов:
- популярность ресурса, широта его аудитории, тематика и наличие сайтов-конкурентов;
- место размещения (раздел на сайте);
- стоимость размещения;
- возможность внесения оперативных изменений;
- предоставляемая статистика и т.д.
Сервер провайдера может иметь два варианта:
- крупный сервер общего назначения. Таким сервером обычно владеет телекоммуникационная компания. Он характеризуется высокой скоростью доступа к информации, отличается частой посещаемостью самыми разнообразными пользователями. Туристская информация имеется, но она растворена в массе другой информации;
- специализированный туристский сервер. Специальные туристские сайты и порталы берут на себя задачу собрать воедино данные о предлагаемых на рынке туристских продуктах, осуществляют информационную поддержку потребителей, являются посредниками при реализации услуг туристских предприятий, транспортных компаний, гостиниц и отелей, глобальных систем бронирования.
При создании сайта должны выполняться следующие требования:
|
|
- сайт должен быть легкодоступным, т.е. время загрузки не должно привышать 1 минуты;
- должна быть обеспечена хорошая навигация по сайту (получение любой информации должно обеспечиваться за 3 клика (три щелчка мыши));
- имя сайта должно быть легко запоминаемым;
- своевременная и качественная поддержка сайта, т.е. информация на сайте должна быть точной и актуальной;
- адрес сайта должен быть размещен на всех рекламно-инфор-мационных материалах фирмы.
Для рекламной «раскрутки» корпоративного сайта обычно используются:
- регистрация в поисковых системах (яндекс, rambler, googl и др.) позволяет использовать их базы данных для предоставления информации пользователю;
- обмен ссылками;
- внесение в текст и заголовок ключевых слов (путешествия, туризм, тур, отдых и т.п.);
- размещение платных ссылок на популярных веб-серверах;
- указание адреса электронной почты и сайта во всех рекламных обращениях (письмах, на визитках и т.д.).
Банерная реклама. Повысить посещаемость сайта можно, используя баннерную рекламу на других сайтах. Баннер представляет собой графическое статическое или анимационное изображение (рекламный плакат) на каком либо сайте в Интернете, обычно размером 468x60 и 100x100 точек (пикселей), на котором содержится призыв посетить сайт. Стоимость подобной рекламы может зависеть от срока размещения баннера или исчисляться в цене за 1000 показов баннера. На некоторых сайтах существует возможность размещения баннера с оплатой по числу нажатий на него.
Для туристского предприятия наиболее очевидным является размещение баннеров на специализированных сайтах или сайтах, имеющихтуристский раздел. Как правило, легче заинтересовать посетителя туристского сайта, а не развлекательного. На ведущих туристских порталах существует также возможность разместить баннерную рекламу адресно (например, в разделе по определенной стране или по виду тура). Такая реклама является дорогой, но всегда направлена на четко определенную целевую аудиторию. Баннерная реклама может размещаться не только на конкретных сайтах, но и в баннерных сетях, например Туристической баннерной сети (www.turizm.ru), которая предназначена для обмена баннерами между туристскими сайтами.
|
|
Сотовая реклама. В последние годы все большую популярность получает распространение рекламной информации с помощью мобильных телефонов. Обладатели таких телефонов постоянно находятся в пределах доступа рекламы и при этом имеют возможность мгновенно откликнуться на поступившее рекламное сообщение. Достоинство такой рекламы заключается в ее ориентированности на конкретного клиента и возможности непосредственного взаимоотношения с ним в форме диалога. Такая реклама базируется на обычных SMS-сообщениях, содержащих лишь короткий текст. Однако для того чтобы эта реклама воспринималась положительно, а не как нарушение и вторжение в личную жизнь, фирмы – распространители рекламы должны получить разрешение на ее отправку.
Реклама на CD-ROM широко распространена во всем мире. Самые различные предприятия сферы рекреация и туризм, создают свои собственные рекламные диски.
Видовые фильмы (географический, географо-этнографический, краеведческий фильмы), которые воспроизводят на экране природные особенности страны или географического района, показывает жизнь и труд людей, создающих экономические и культурные ценности. Многие фильмы посвящены путешествиям, экспедициям.
Электронные путеводители - электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности.
Электронные туристические карты - картографические изображения, созданные на основе данных цифровых карт и визуализированное на видеомониторе компьютера или видеоэкране других устройств (например, спутникового навигатора).
Туристко-страноведческие страницы в Интернет, которые позволяют получить комплексную информацию о различных странах, систематизированные и обобщающие разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Контрольные вопросы
Список литературы
- Гурьянова, Ф.А. Информационные технологии обслуживания туристов: учеб. Пособие /Ф.А. гурьянова, Л.А. Зуева, Л.А. Родигин / Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2010. – 136 с.
- Дурович, А. П. Реклама в туризме: учеб. Пособие / А.П. Дурович – 3-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2006. – 254 с.
- Морган, Н. Реклама втуризме и отдыхе: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 350700 «Реклама» и 230500 «Соц.-культур. Сервис и туризм» / Н. Морган, А. Причард / Пер. с англ. под ред. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 495 с.
- Морозов, М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник для студ. высш. учеб. Заведений /М.А. Морозова, Н.С. Морозов. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
- Морозова, Н.С. Реклама в социальном сервисе и туризме: учебник для студ. высш. учеб. Заведений /Н.С. Морозова, М.А. Морозов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
- Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков, М.: ИЦ "Академия", 2007. - 208 с.
- Составители: Саак, А.Э., Пахомов Е.В., Солохин С.С. Методические указания к выполнению лабораторных работ «Автоматизация работы туристской фирмы на основе программы САМО-ТУР» по дисциплине «Ин-формационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. 80 с.
- Шаховалов, Н.Н. Интернет-технологии в туризме: учеб. Пособие для студ. спец. 071401 «Социально-культурная деятельность» /Н.Н. Шаховалов. – Барнаул: Изд-во «АлтГАКИ» - 2007. – 231 с.