Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию

Существует много факторов, которые стали причиной кризисных явлений в системе социального и пенсионного страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ социального и пенсионного страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей.

В связи с этим особое значение приобретает поиск оптимальной модели финансового обеспечения систем пособий и пенсий, которая учитывала бы международные принципы и нормы, т.е. необходимо искать новые пути совершенствования расчетов по Фонду социальной защиты населения.

Одно из важнейших направлений совершенствования организации бухгалтерского учета, повышения его роли в управлении производством – использование в учете персональных ЭВМ и создание на этой основе автоматизированного рабочего места бухгалтера.

Бухгалтерский учет на предприятии ведётся по книжно-журнальной форме с применением программы «1С: Бухгалтерия.

Таким образом, труд бухгалтера становится более производительным и приобретает творческий характер.

На предприятиях применяются автоматизация производственных операций, в частности, внедряются гибкие управляемые системы, более усовершенствованные программы обработки бухгалтерской информации. Поэтому для совершенствования расчетов с Фондом социальной защиты населения предприятие может внедрить программу по исчислению пособий. Однако необходимо соблюдать следующие основные требования;

· Пособия должны исчисляться в строгом соответствии с действующим законодательством;

· Использование компьютерной техники не должно затруднять контроль над правильностью исчисления пособия.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением. В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности. Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Система социального страхования требует глубокой трансформации, которая обусловлена необходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий.

Более жесткое равновесие между суммой уплаченных страховых взносов и системой выплат должно быть достигнуто через подвижную дифференциацию тарифов на социальное страхование относительно базового тарифа. Необходимо осуществить более детальную увязку составляющих тарифных ставок совокупного страхового тарифа по отдельным видам социального страхования:

§ по болезни застрахованного;

§ страхования родителей от болезни детей;

§ в связи со смертью застрахованного;

§ на санаторно-курортное лечение и др.

Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения и отношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, поэтому страховые платежи должны быть строго целевыми, связанными с социальными рисками, возмездными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступлении страховых событий.

Основной проблемой в организации учета расчетов по социальному страхованию является то, что банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. В связи с чем зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой накапливаются сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе.

Сегодня большое внимание уделяется совершенствованию форм отчетности и способам их предоставления в Фонд социальной защиты населения.

Так, постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 24.09.2010 г. № 207 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4фонд (Министерства труда и социальной защиты) «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и указания по ее заполнению» введен новый отчет 4фонд.

Этот отчет о средствах Фонда представляется в орган Фонда по месту постановки на учет с 1го по 15е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Можно сдать отчет и без посещения районного отдела, используя корпоративный портал Фонда. Для реализации этой возможности плательщик обязан зарегистрировать в районном отделе по месту постановки на учет электронно-цифровую подпись (ЭЦП) и получить сертификат, а также иметь выход в сеть Интернет.

В 2013 г. сдача отчетов 4фонд и 4платежи через корпоративный портал Фонда стала доступна для всех плательщиков республики.

В настоящее время плательщики страховых взносов все больше представляют документы удаленно через корпоративный портал, без посещения районных отделов Фонда. В течение 2013 г. принято и обработано около 5,7 млн документов, что составило 45,6 % от общего количества всех документов. Наилучших результатов в этом направлении достигли Минское областное и Минское городское управления.

Поэтому для достижения таких результатов Гомельской области необходимо расширение обработки данных через корпоративный портал.

Однако, не смотря на данные совершенствования, существует острая проблема доступа к корпоративному порталу в период сдачи отчета о средствах Фонда с 1го по 15е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Так как каналы передачи данных в этот период перегружены, предприятия сталкиваются с проблемой невозможности отправки отчетов или просрочкой их предоставления, и вынуждены прибегать к устаревшим методам передачи отчетности.

В связи с возникшей проблемой предлагается совершенствование и расширение каналов корпоративного портала Фонда для своевременного предоставления данных. Также рекомендуется проведение программно-технического переоснащения органов Фонда, приобретение большего числа рабочих станций, файловых серверов районного и областного уровня. Должна активно вестись работа по расширению пропускной способности каналов передачи данных, в том числе и по средствам перевода на VPN каналы.

Необходима модернизация основного и резервного центров обработки данных центрального аппарата Фонда, расширение перечня информационных услуг, оказываемых плательщикам страховых взносов через корпоративный портал Фонда, а также постоянное консультирование плательщиков по вопросам сдачи документов персонифицированного учета и статистической отчетности через портал.

Однако на сегодняшний день на исследуемом мной предприятии существует еще одна проблема, затрудняющая использование этой системы предоставления документов. Персонифицированный учет в «Кормянском потребительском обществе» формируется в бухгалтерской программе 1С «Бухгалтерия». Она обобщает данные для заполнения форм ПУ3. Однако для предоставления этих форм в электронном виде приходится вручную переносить данные в программу работы с электронно-цифровой подписью на корпоративном портале Фонда. Поэтому для совершенствования персонифицированного учета необходимо предусмотреть и разработать программы, с учетом действия которых происходил бы перенос данных из программы 1С «Бухгалтерия» на корпоративный портал Фонда.

Это позволило бы сэкономить время на формирование данных, исключить возможность ошибок при повторном заполнении форм ПУ3, снизило трудоемкость работы.

Таким образом, исследовав действующую практику учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению работников на предприятии и выявив актуальные в настоящее время проблемы, предлагается разработка программ для удобного ведения персонифицированного учета посредством переноса данных на корпоративный портал Фонда, а также расширение пропускной способности каналов передачи данных, проведение программно-технического переоснащения органов Фонда, модернизация основного и резервного центров обработки данных центрального аппарата.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: