double arrow

Наличие в содержании учебных дисциплин профессионального контекста

На первоначальном этапе составляется проект образовательной программы по каждой из специализаций и по каждому уровню образования. При составлении программ применяется компетентностный подход с учетом Дублинских дескрипторов.Компетенции обучающихся в образовательной программе по специальности обеспечивают соответствующие модули.

Кафедра «Математика» формирует содержание программы и регулирует баланс между теоретическим и практико-ориентированными дисциплинами, исходя из необходимости и актуальности включения дисциплин для профессиональной подготовки обучающегося и кадрового и материально-технического обеспечения кафедры.

Профессиональный контент по специальности 5В010900 — Математика можно разделить на общую педагогику, методику преподавания математики, элементарную математику, высшую математику.

К общей педагогики относятся такие предметы, как Педагогика, Этнопедагогика, Самопознание, Психология, Социология, Теория и методика воспитательной работы.

К методике преподавания математики относятся такие курсы как Введение в педагогическую специальность, Методика преподавания математики.

К элементарной математике относятся такие курсы как Элементарная математика, Методы решения математических задач.

К высшей математике относятся Основания геометрии, Алгебра, Аналитическая геометрия, Математический анализ, Дифференциальные уравнения, Введение в дискретную математику и математическую логику, Уравнения математической физики, Функциональный анализ, Дифференциальная геометрия и топология, и другие.

Приведем пример влияния специфики образовательных программ на со­держание учебных дисциплин. Одной из проблем современного среднего образования в области математике является плохо развитое математическое мышление у учеников. Именно поэтому цикл предметов по высшей математике представлен таким большим числом предметов, потому что в них формируется глубокое математическое мышление будущих учителей, но, только овладев математическим мышлением достаточно глубоко, учитель сможет передать его своим ученикам.

2.2.9 Наличие эффективного баланса между теоретическими и практико-ориен­ти­ро­ван­ными дисциплинами

В рамках ОП соблюдается эффективный баланс между теоретическими и практико-ориентированными дисциплинами. С учетом вышеизложенного, кафедра «Математики и естественных наук» формирует содержание программы и регулирует баланс между теоретическим и практико-ориентированными дисциплинами исходя из необходимости и актуальности включения дисциплин для профессиональной подготовки обучающегося, а также кадрового и материально-технического обеспечения кафедры. Практически во всех обязательных и элективных модулях дисциплин предусмотрены задания, дающие возможность закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и приобрести практические навыки.

Специфика ОП влияет на включение в каталог элективных дисциплин теоретических и практических дисциплин следующим образом. Учитель математики, прежде всего, должен обладать знаниями в области математики, обладать математическим мышлением и умением передавать эти знания учащимся, умением развивать математическое мышление у учащихся. Здесь необходимо исходить из постулата, что учитель не может научить математике, если ей не владеет на достаточно высоком уровне. Именно поэтому эффективный баланс между теоретическими и практико-ориентированными дисциплинами ОП основан на достижении эффективного баланса между различными компетенциями выпускников. Так овладение математическим мышлением является наиболее трудоемким процессом, именно поэтому для его достижения вводится такое большое количество предметов высшей математики.

Для того, чтобы у обучающихся не возникало трудностей с выбором предметов, с пониманием их необходимости эдвайзеры объясняют содержание будущих дисциплин и влияние этих дисциплин на развитие компетенций у студентов.

2.2.10 Логика и причины составления учебных планов и программ обучения

Цикл базовых и профилирующих дисциплин (БД) состоит из модулей обязательного компонента, составляющий основу специальности модулей элективного компонента, определяющий траекторию индивидуального развития. Содержание цикла ООД составляет 25% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 33 кредита, из них 31 кредитов (94%) отводится на дисциплины обязательного компонента и 2 кредита (6%) — на дисциплины компонента по выбору. Объем дисциплин цикла БД составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 64 кредита, из них 20 кредитов (31%) отводится на дисциплины обязательного компонента и 44 кредита (69%) — на дисциплины компонента по выбору. Решение о структуре ОП определяется кафедрой исходя из требований нормативной документации. Образовательная программа бакалавриата содержит:

— теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин;

— дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическую культуру и др.;

— промежуточные и итоговую аттестации.

Включение дисциплин по педагогике и методике преподавания математике явным образом вытекают из специфики образовательной программы 5В010900 — Математика (педагогическая). Предметы по элементарной математике включены, так как в них развивается на более высоком уровне, чем это дается в школе, умение решать школьные и олимпиадные задачи. Цикл предметов по высшей математике включен в учебный план ради достижения самой сложной задачи — овладении математическим мышлением. Выбор предметов по высшей математикой обусловлен как устоявшимися математическими традициями, так и современным состоянием математики.В изучении математики очень важна последовательность предметов, так как одни теоремы следуют из других, для изучения понятий требуется хорошее владение более элементарными. В математике невозможно перепрыгивать через ступень — обучающиеся просто не будут понимать содержания предмета. Именно этим обусловлен выбор пре- и пост-реквизитов. Например, для изучения «Дифференциальных уравнений» необходимо изучить понятия дифференциала и производной, определенного и неопределенного интеграла и их свойств, которые даются в «Математическом анализе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: