Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Применение принципа требует [1]:
- идентификации основных поставщиков;
- установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества;
- организации четких и открытых связей;
- инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов;
- совместной работы по четкому пониманию запросов потребителя;
- обмена информацией и планами на будущее;
- признания достижений и улучшений поставщика.
Достигаемые преимущества:
· возросшая возможность создавать ценности для обеих сторон;
· гибкость и быстрота согласованных совместных откликов на изменения рынка;
· оптимизация затрат и ресурсов.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО серии 9000 в редакции 2000 года.
Постулаты улучшения качества Деминга и Кросби [2]
|
|
№ | Deming (Деминг) | Crosby (Кросби) |
Установите постоянство целей по улучшению качества продукции и услуг | Установите ответственность руководства | |
Примите новую философию | Сформируйте команды по улучшению качества из сотрудников разных подразделений и специальностей | |
Прекратите зависимость от инспекций (контроля) | Учредите измерения качества | |
Прекратите заключение контрактов на основе низких цен | Оценивайте и учитывайте затраты на качество | |
Постоянно улучшайте систему производства продукции и предоставления услуг | Введите и укрепляйте осведомленность о качестве | |
Учредите обучение и тренинг на рабочем месте | Побуждайте к корректирующим действиям | |
Учредите руководство (лидерство) | Учредите специальные комитеты для программ “Ноль дефектов” | |
Изгоняйте страх, чтобы каждый мог работать эффективно для компании | Надзирайте за обучением и тренингом работников | |
Разрушайте барьеры между подразделениями (отделами) | Проводите дни «нулевых дефектов», чтобы работающие осознали происшедшие изменения | |
Устраните лозунги и призывы | Поощряйте каждого на установление личных и групповых целей по улучшению качества |
№ | Deming (Деминг) | Crosby (Кросби) |
Исключите цифровые квоты | Устраните причины дефектов (ошибок) | |
Создайте условия, чтобы люди чувствовали гордость за их работу | Признавайте заслуги и оценивайте тех, кто участвует в работе | |
Учреждайте программы обучения и самосовершенствования | Учредите совещания по качеству для постоянного общения | |
Вовлекайте каждого в работу для достижения перечисленного выше | Повторите все сначала с акцентом на том, что работа по улучшению качества никогда не заканчивается |
Контрольные вопросы
|
|
1. Для чего в ИСО 9000:2000 были сформулированы восемь принципов менеджмента качества?
2. Поясните сущность первого принципа менеджмента качества ²Ориентация на потребителя².
3. Что требует этот принцип ²Ориентация на потребителя² от руководства организации?
4. Какие преимущества достигаются при реализации принципа ²Ориентация на потребителя² в организации?
5. Поясните сущность второго принципа менеджмента качества ²Лидерство руководителя².
6. Что требует этот принцип ²Лидерство руководителя² от руководства организации?
7. Какие преимущества достигаются при реализации принципа ²Лидерство руководителя² в организации.
8. Поясните сущность третьего принципа менеджмента качества ²Вовлечение работников².
9. Что требует этот принцип ²Вовлечение работников² от руководства организации?
10. Какие преимущества достигаются при реализации принципа ²Вовлечение работников² в организации.
11. Поясните сущность четвертого принципа менеджмента качества ²Процессный подход².
12. Что требует этот принцип ²Процессный подход² от руководства организации?
13. Какие преимущества достигаются при реализации принципа ²Процессный подход² в организации.
14. Поясните сущность пятого принципа менеджмента качества ²Системный подход².
15. Что требует этот принцип ²Системный подход² от руководства организации?
16. Какие преимущества достигаются при реализации принципа ²Системный подход² в организации.
17. Поясните сущность шестого принципа менеджмента качества ²Постоянное улучшение².
18. Что требует этот принцип ²Постоянное улучшение² от руководства организации?
19. Какие преимущества достигаются при реализации принципа ²Постоянное улучшение² в организации.
20. Поясните сущность седьмого принципа менеджмента качества ²Принятие решений, основанное на фактах².
21. Что требует этот принцип ²Принятие решений, основанное на фактах² от руководства организации?
22. Какие преимущества достигаются при реализации принципа ²Принятие решений, основанное на фактах² в организации.
23. Поясните сущность восьмого принципа менеджмента качества ²Взаимовыгодные отношения с поставщиком².
24. Что требует этот принцип ² Взаимовыгодные отношения с поставщиком² от руководства организации?
25. Какие преимущества достигаются при реализации принципа ²Взаимовыгодные отношения с поставщиком² в организации.
26. Перечислите 14 постулатов Деминга.
27. Перечислите 14 постулатов Кросби.
28. Какие постулаты Деминга и Кросби имеют наиболее близкое отношение соответственно:
- к первому принципу ²Ориентация на потребителя²;
- ко второму принципу ²Лидерство руководителя²;
- к третьему принципу ²Вовлечение работников²;
- к четвертому принципу ²Процессный подход²;
- к пятому принципу ²Системный подход²;
- к шестому принципу ²Постоянное улучшение²;
- к седьмому принципу ²Принятие решений, основанное на фактах²;
- к восьмому принципу ²Взаимовыгодные отношения с поставщиком².
Рекомендуемая литература
1. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин – М.: РИА "Стандарты и качество", 2004 г. – 248 с.
2. Пономарев, С.В. Раздаточный материал к лекциям в 7 семестре по дисциплине "Всеобщее управление качеством".
3. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. –Взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2001, Введ. 10.09.2009. - М.: Стандартинформ, 2009 – 31 с.
|
|
4. Пономарев С.В. Управление качеством процессов и продукции. В 3-х кн. Кн. 1: Введение в системы менеджмента качества процессов в производственной, коммерческой и образовательной сферах: учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, Е.С. Мищенко и др.; под ред. д-ра техн. наук, проф. С.В. Пономарева. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 240 с.