Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Формы контроля:
Для очной формы обучения 6 семестр – зачет.
Учебно-тематический план
Очная форма обучения
| № п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||||
| Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Др. виды занятий | ||||
| 6 семестр | ||||||||
| 1. | Введение в специальную психологию. Предмет, методы и задачи специальной психологии | |||||||
| 2. | Психологические особенности детей и взрослых с умственной отсталостью и задержкой психического развития | |||||||
| 3. | Психологические особенности детей и взрослых с дефицитарным развитием. Психологические особенности детей и взрослых с общими и тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих). | |||||||
| 4. | Психологические особенности детей и взрослых с нарушениями зрительной функции (слепых, слабовидящих); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. | |||||||
| 5. | Поврежденное психическое развитие: систематика и клинико-психологическая структура. Искаженное психическое развитие | |||||||
| 6. | Дисгармоническое психическое развитие. Этиология и патогенез психопатий и акцентуаций характера | |||||||
| Проблемы и методы диагностики и коррекции нарушений психического развития в детском возрасте | ||||||||
| Итого за семестр | ||||||||
| Всего по курсу |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в специальную психологию. Предмет, методы и задачи специальной психологии.
Понятие о специальной психологии как о разделе психологической науки. Предмет и задачи специальной психологии. Краткая история понятия «специальная психология» Взаимосвязь специальной психологии с другими науками. Взаимосвязь специальной психологии и пенитенциарной психологии. Принципы и методы специальной психологии. Специфика применения методов специальной психологии в условиях исправительного учреждения. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Причины возникновения аномалий. Органическое поражение врожденного и приобретенного характера. Функциональные расстройства нервной деятельности. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении). Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации. Характеристика спецконтингента, имеющих аномалии развития и отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 24, 26, 27, 28]






