Управление внешнеэкономической деятельностью на общегосударственном уровне

Система управления внешнеэкономической деятельностью в обще-государственном масштабе охватывает следующие уровни:

• общегосударственный — президент, парламент, правительство;

• функциональный — Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов, Госстандарт, Государственный таможенный комитет;

• территориальный — региональные органы власти;

• отраслевой — отраслевые министерства и ведомства, принимающие как прямое, так и косвенное участие в государственном управлении в сфере ВЭД на республиканском уровне;

• хозяйственный — субъекты хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке: предприятия всех форм собственности, торговые дома, биржи, совместные предприятия, концерны, а также организации, обслуживающие ВЭД и содействующие ее развитию: банки, торгово-промышленные палаты, консультационно-информационные фирмы, рекламные агентства, пресса (экономическая) и т.д.

Президент является главой государства и в сфере управления на общегосударственном уровне обеспечивает согласованное функцио-нирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Правительство республикиСовет Министров Республики Беларусь — является высшим исполнительным и распорядительным органом. Совет Министров Республики Беларусь издает постановления и распоряжения во исполнение законов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами и международными организациями. В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности правительство:

• обеспечивает проведение государственной внешнеторговой политики;

• разрабатывает программу развития внешнеэкономической сферы;

• принимает меры по защите национальных товаропроизводителей;

• утверждает величины ставок таможенных пошлин;

• осуществляет другие полномочия в области государственного управления внешнеэкономическими связями в соответствии с Конституцией, законами, указами Президента Республики Беларусь.

При Совете Министров на правах совещательного органа работают валютно-кредитная, таможенно-тарифная комиссии, созданные для решения фундаментальных проблем. Решения комиссий носят рекомендательный характер и подлежат в дальнейшем утверждению правительством страны.

Министерство иностранных дел:

• участвует в разработке механизма регулирования валютно-кре-дитных отношений, разработке и осуществлении общегосударственной политики привлечения иностранных инвестиций и их размещении на территории Республики Беларусь;

• принимает участие в разработке прогноза внешнеторгового и платежного баланса, осуществляет анализ его состояния, прогнозирования темпов, пропорций и эффективности экспорта и импорта, совместно с другими министерствами определяет объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации экспортного заказа государства в целях выполнения международных обязательств Республики Беларусь;

• участвует в контроле за соблюдением министерствами, ведомствами, региональными структурами, субъектами ВЭД государственных интересов на внешнем рынке, координирует их внешнеэкономическую деятельность, обеспечивает выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам;

• участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению правительства;

• осуществляет руководство деятельностью торговых представительств, аппаратов торговых советников и атташе по торгово-эконо-мическим вопросам посольств Республики Беларусь за рубежом.

На Министерство экономики возложена разработка социально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭС и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, отвечающих экономическим интересам государства. Применительно к сфере внешнеэкономической деятельности оно осуществляет следующие функции:

• с участием заинтересованных министерств и ведомств разрабатывает предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию ВЭС, осуществлению совместных проектов и программ;

• совместно с другими ведомствами разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе по привлечению иностранных инвестиций;

• совместно с другими ведомствами подготавливает предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности;

• участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике Республики Беларусь иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное пополнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размере пошлин и тарифов.

Министерство торговли осуществляет оперативную работу, свя-занную с практической реализацией мер государственного регулирования ВЭД (лицензирование, квотирование, формирование товаро-проводящих сетей и т.д.).

Министерство финансов определяет финансовую политику в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-им-портных операций, формировании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими органами, изучает валютно-финансовые проблемы, связан-ные с международным экономическим сотрудничеством, вносит пред-ложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет (ГТК) — центральный орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь. Это правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности. Выполняет следующие задачи:

• реализация таможенной политики страны;

• обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;

• обеспечение в пределах своей компетенции экономической безо-пасности республики;

• совершенствование средств таможенного регулирования торгово-экономических взаимоотношений, исходя из приоритетов развития экономики Республики Беларусь и обеспечения благоприятных условий для участия страны в международном разделении труда;

• содействие развитию внешнеэкономических связей;

• создание и обеспечение благоприятного таможенного режима для выполнения международных договоров;

• борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, относящихся к компетенции таможенных органов;

• своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В целом система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом и включает три уровня: Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления и таможни.

Особое место в управлении внешнеэкономической сферой занимает Национальный банк Республики Беларусь (НЦ) — главный банк страны и ее эмиссионный центр. Он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках, иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков; выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление операций в иностранной валюте и открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории Республики Беларусь. Национальный банк управляет золотовалютными резервами Республики Беларусь, определяет и публикует официаль-ный курс национальной денежной единицы к денежным единицам других стран. Он вправе осуществлять в иностранной валюте в стране и за границей любые операции, которые соответствуют законодательству Республики Беларусь и приняты в международной банковской практике.

Законодательная ветвь власти в системе управления внешнеэкономической сферой представлена парламентом — двухпалатным Национальным собранием. Этот высший законодательный орган издает законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, вместе с президентом определяет основные направления внешнеэкономической политики государства. В его компетенцию входят определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению правительства плана формирования и использования валютного фонда республики, ратификация торговых договоров с зарубежными странами.

Важное место в системе государственного управления внешне- экономическими связями занимают органы контролирующего и обслуживающего направления. Контрольные функции в сфере ВЭД выполняют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Государственный комитет по стандартам, в системе которого производятся сертификация и стандартизация продукции.

Валютно-кредитное и финансовое обслуживание субъектов хозяйственной деятельности участников ВЭД в их взаимоотношениях с зарубежными партнерами осуществляется коммерческими банками, которым ЦБ выдал лицензии, дающие им право осуществлять операции с расчетами в иностранной валюте и открывать валютные счета участникам ВЭД.

Правовое обслуживание участников ВЭД в случае возникновения споров в процессе осуществления внешнеэкономических операций обеспечивает Международный арбитражный суд, арбитражная комиссия, действующая в рамках Торгово-промышленной палаты. Правовая помощь — одна из функций Торгово-промышленной палаты Республики Беларусь (ТПП). Это негосударственная коммерческая общественная организация, объединяющая предприятия и предпринимателей в целях защиты их интересов в отношении с государством и его органами и содействующая развитию внешнеэкономических связей Беларуси. Торгово-промышленная палата осу-ществляет следующие основные функции:

• выдает разрешение на открытие в Республике Беларусь представительств иностранных торговых палат, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены ТПП;

• подтверждает обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Республики Беларусь;

• оказывает помощь, представляет и защищает интересы членов ТПП внутри страны и за рубежом по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью;

• содействует развитию производства конкурентоспособной продукции путем привлечения зарубежных технологий и ноу-хау, инвестиций, созданию акционерных обществ, совместных предприятий и других организаций;

• предоставляет консультационные услуги;

• содействует иностранным фирмам в поиске деловых партнеров, осуществляет информационное обслуживание по вопросам внешнеэкономической деятельности, ее правового обеспечения;

• удостоверяет свидетельства о происхождении товаров, вывозимых из Республики Беларусь;

• выполняет поручение внешнеэкономических и других хозяйственных организаций на проведение экспертизы, контроля качества и комплектности, проверки количества импортных и экспортных товаров;

• проводит выставочную деятельность в Республике Беларусь и за рубежом;

• выполняет операции по патентованию за границей изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков белорусских предприятий.

Зарубежный аппарат государственного управления представлен тор-говыми представительствами. Они выполняют следующие функции:

• представляют государственные интересы Республики Беларусь в странах пребывания по всем вопросам внешнеэкономической деятельности;

• осуществляют контроль за соблюдением белорусскими участниками внешнеэкономической деятельности государственных интересов Республики Беларусь;

• защищают интересы белорусских участников внешних связей, оказывают им содействие в стране пребывания;

• осуществляют наблюдение за исполнением заключенных между Республикой Беларусь и странами пребывания международных договоров по вопросам внешнеэкономических связей, в том числе торгового, промышленного, экономического и технического сотруд-ничества, принимают участие в разработке предложений ипереговорах по заключению таких договоров.

Система органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью призвана обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. Главным направлением этой политики является интеграция страны в мировую экономику, использование преимуществ международного разделения труда для ускоренного эффективного развития национальной экономики в ус-ловиях формирования устойчивых рыночных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow