Идеальное исполнение бюджета – баланс доходов и его расходов.
Профицит – превышение доходов бюджета над расходами.
Сокращение профицита следует осуществлять в следующей последовательности:
1. сократить доходы от приватизации государственной, региональной или муниципальной собственности (приватизация - продажа),
2. сократить доходы от реализации государственных запасов и резервов,
3. дополнительное погашение долговых обязательств,
4. увеличить расходы бюджета.
Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.
Характер бюджетного сальдо (дефицит, излишек) определяется состоянием экономики. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (оборона, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода. Таким образом, при низком уровне будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек.
Где G – государственные расходы,
T - налоговые поступления.
Виды дефицита бюджета:
1. по сроку и объему выделяют:
а) временный (не больше 3% ВВП),
б) допустимый (до 10% ВВП),
в) критический (больше 20% ВВП);
2. с точки зрения причины возникновения дефицита выделяют:
а) структурный дефицит (активный) – вызван политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики;
б) циклический дефицит (пассивный) – вызван спадом производства, превышением фактической безработицы своего естественного уровня, вследствие чего снижается налогооблагаемая база, увеличиваются расходы на социальные нужды и поддержание общественно-необходимых секторов экономики.
Существует три точки зрения на сбалансированность бюджета:
1. Сторонники ежегодно сбалансированного бюджета. Такой бюджет фактически приводит не к стабилизации экономики, а к углублению колебаний делового цикла. Для стремления к ежегодному сбалансированию бюджета на стадии спада деловой активности (растет безработица, понижаются доходы населения) правительство либо сокращает государственные расходы, либо повышает налоги. В результате совокупный спрос еще более сократиться, тем самым реальный объем производства еще более сократиться, а безработица увеличиться. В период подъема и инфляции попытка достижения сбалансированности бюджета заставит правительство либо повысит расходы, либо снизить налоги (или все сразу). Результат в обоих случаях будет негативным.
Ежегодная сбалансированность бюджета долгое время считалась главной целью финансовой политики государства. Однако, после Великой депрессии 30-х годов, когда для ликвидации глубокого спада производства и безработицы потребовалось увеличить правительственные расходы и тем самым найти на рост бюджетного дефицита. Такие практические рекомендации были обоснованы новой общей теорией занятости Кейнса, в основе которой лежит фискальная политика макроэкономического регулирования, проводимая государством.
2. Сторонники сбалансированности бюджета на циклической основе. Поскольку достижение ежегодной сбалансированности бюджета приводит к отрицательным результатам, постольку надо стремиться к его балансу в течение всего цикла деловой активности. Это означает, что в период спада производства (и уменьшении доходов населения), следует снизить налоги и увеличить государственные расходы, а на фазе подъема – увеличить налоги и снизить правительственные расходы. У кейнсианцев этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. В обоих случаях государственный долг в течение всего цикла предлагалось ликвидировать посредством компенсации бюджетного дефицита во время спада за счет положительного сальдо по время подъема производства.
3. Сторонники сбалансированности экономики в целом, а не только финансов. Если экономика будет развиваться стабильно, вопрос бюджетного дефицита имеет второстепенное значение, и в конечном счете бюджет будет сбалансирован. При существовании большого государственного долга, если экономика начнет функционировать нормально и развиваться стабильно, тогда поступление доходов возрастет, налоги увеличатся, что приведет к уменьшению дефицита. Кроме того, возможности правительства финансировать дефицит весьма широки, начиная от выпуска облигаций и кончая миссии денег.
Финансирование бюджетного дефицита может осуществляться путем:
1. Эмиссия (выпуск) денег. Избыточная эмиссия денег часто применяется в развивающихся странах, а так же в странах с переходной экономикой. Однако при этом развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, снижается курс национальной валюты, что в итоге приводит к увеличению бюджетного дефицита. Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства стараются избегать неоправданной эмиссии денег. В большинстве стран конституционно закреплена независимость эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти.
2. Государственные займы в виде продажи государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов, получение кредитов у банков. По срокам погашения государственные займы подразделяются на:
а) краткосрочные (до трех лет),
б) среднесрочные (от трех до пяти лет),
в) долгосрочные (более пяти лет).
Данная форма займов более безопасна, чем эмиссия денег, однако и она вызывает негативное влияние на экономику страны:
а) часто государство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг,
б) государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств от реальных инвестиций в экономику.
Государственный долг – сумма задолженностей по выпущенным и не погашенным государственным займам.
В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на:
1) внутренний – возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов,
2) внешний – возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей.
Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, международные финансовые организации.
Государственные ценные бумаги подразделяются на:
а ) краткосрочные казначейские обязательства (срок погашения до 1 года),
б) среднесрочные – ноты (срок погашения до 5 лет),
в) долгосрочные облигации - срок погашения свыше 5 лет.
Государственный долг при условии его возрастания вызывает следующие негативные явления для экономики страны:
1. Приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг.
2. Поиск источников погашения долга приводит к необходимости повышения налогов и усиления вмешательства государства в экономику.
3. Переложение налогового бремени на будущие поколения.
4. Растущие издержки по процентам долга приводят к новым расходам бюджета и увеличению долга.
5. Увеличивается зависимость страны от иностранных государств.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства, связанных с погашением займов, выплат доходов по ним, проведение конверсии и консолидации.
Консолидация – изменение условий займов, связанное с их сроками.
Конверсия государственного займа – изменение первоначальных условий займа (срок, проценты).
Существует несколько механизмов конверсии:
а) добровольная – владелец государственной ценной бумаги может выбрать согласиться с новыми условиями, либо погасить (возвратить) ценную бумагу,
б) принудительная – владелец ценной бумаги обязан согласиться с новыми условиями,
в) факультативная – кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий.
Консолидация производится путем продления срока действия кратко- или среднесрочных займов или объединения кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем.
Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов.