ТЕМА № 4. Дефицит государственного бюджета и способы его погашения

Идеальное исполнение бюджета – баланс доходов и его расходов.

Профицит – превышение доходов бюджета над расходами.

Сокращение профицита следует осуществлять в следующей последовательности:

1. сократить доходы от приватизации государственной, региональной или муниципальной собственности (приватизация - продажа),

2. сократить доходы от реализации государственных запасов и резервов,

3. дополнительное погашение долговых обязательств,

4. увеличить расходы бюджета.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Характер бюджетного сальдо (дефицит, излишек) определяется состоянием экономики. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (оборона, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода. Таким образом, при низком уровне будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек.

Где G – государственные расходы,

T - налоговые поступления.

Виды дефицита бюджета:

1. по сроку и объему выделяют:

а) временный (не больше 3% ВВП),

б) допустимый (до 10% ВВП),

в) критический (больше 20% ВВП);

2. с точки зрения причины возникновения дефицита выделяют:

а) структурный дефицит (активный) – вызван политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики;

б) циклический дефицит (пассивный) – вызван спадом производства, превышением фактической безработицы своего естественного уровня, вследствие чего снижается налогооблагаемая база, увеличиваются расходы на социальные нужды и поддержание общественно-необходимых секторов экономики.

Существует три точки зрения на сбалансированность бюджета:

1. Сторонники ежегодно сбалансированного бюджета. Такой бюджет фактически приводит не к стабилизации экономики, а к углублению колебаний делового цикла. Для стремления к ежегодному сбалансированию бюджета на стадии спада деловой активности (растет безработица, понижаются доходы населения) правительство либо сокращает государственные расходы, либо повышает налоги. В результате совокупный спрос еще более сократиться, тем самым реальный объем производства еще более сократиться, а безработица увеличиться. В период подъема и инфляции попытка достижения сбалансированности бюджета заставит правительство либо повысит расходы, либо снизить налоги (или все сразу). Результат в обоих случаях будет негативным.

Ежегодная сбалансированность бюджета долгое время считалась главной целью финансовой политики государства. Однако, после Великой депрессии 30-х годов, когда для ликвидации глубокого спада производства и безработицы потребовалось увеличить правительственные расходы и тем самым найти на рост бюджетного дефицита. Такие практические рекомендации были обоснованы новой общей теорией занятости Кейнса, в основе которой лежит фискальная политика макроэкономического регулирования, проводимая государством.

2. Сторонники сбалансированности бюджета на циклической основе. Поскольку достижение ежегодной сбалансированности бюджета приводит к отрицательным результатам, постольку надо стремиться к его балансу в течение всего цикла деловой активности. Это означает, что в период спада производства (и уменьшении доходов населения), следует снизить налоги и увеличить государственные расходы, а на фазе подъема – увеличить налоги и снизить правительственные расходы. У кейнсианцев этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. В обоих случаях государственный долг в течение всего цикла предлагалось ликвидировать посредством компенсации бюджетного дефицита во время спада за счет положительного сальдо по время подъема производства.

3. Сторонники сбалансированности экономики в целом, а не только финансов. Если экономика будет развиваться стабильно, вопрос бюджетного дефицита имеет второстепенное значение, и в конечном счете бюджет будет сбалансирован. При существовании большого государственного долга, если экономика начнет функционировать нормально и развиваться стабильно, тогда поступление доходов возрастет, налоги увеличатся, что приведет к уменьшению дефицита. Кроме того, возможности правительства финансировать дефицит весьма широки, начиная от выпуска облигаций и кончая миссии денег.

Финансирование бюджетного дефицита может осуществляться путем:

1. Эмиссия (выпуск) денег. Избыточная эмиссия денег часто применяется в развивающихся странах, а так же в странах с переходной экономикой. Однако при этом развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, снижается курс национальной валюты, что в итоге приводит к увеличению бюджетного дефицита. Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства стараются избегать неоправданной эмиссии денег. В большинстве стран конституционно закреплена независимость эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти.

2. Государственные займы в виде продажи государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов, получение кредитов у банков. По срокам погашения государственные займы подразделяются на:

а) краткосрочные (до трех лет),

б) среднесрочные (от трех до пяти лет),

в) долгосрочные (более пяти лет).

Данная форма займов более безопасна, чем эмиссия денег, однако и она вызывает негативное влияние на экономику страны:

а) часто государство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг,

б) государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств от реальных инвестиций в экономику.

Государственный долг – сумма задолженностей по выпущенным и не погашенным государственным займам.

В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на:

1) внутренний – возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов,

2) внешний – возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей.

Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, международные финансовые организации.

Государственные ценные бумаги подразделяются на:

а ) краткосрочные казначейские обязательства (срок погашения до 1 года),

б) среднесрочные – ноты (срок погашения до 5 лет),

в) долгосрочные облигации - срок погашения свыше 5 лет.

Государственный долг при условии его возрастания вызывает следующие негативные явления для экономики страны:

1. Приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг.

2. Поиск источников погашения долга приводит к необходимости повышения налогов и усиления вмешательства государства в экономику.

3. Переложение налогового бремени на будущие поколения.

4. Растущие издержки по процентам долга приводят к новым расходам бюджета и увеличению долга.

5. Увеличивается зависимость страны от иностранных государств.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства, связанных с погашением займов, выплат доходов по ним, проведение конверсии и консолидации.

Консолидация – изменение условий займов, связанное с их сроками.

Конверсия государственного займа – изменение первоначальных условий займа (срок, проценты).

Существует несколько механизмов конверсии:

а) добровольная – владелец государственной ценной бумаги может выбрать согласиться с новыми условиями, либо погасить (возвратить) ценную бумагу,

б) принудительная – владелец ценной бумаги обязан согласиться с новыми условиями,

в) факультативная – кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий.

Консолидация производится путем продления срока действия кратко- или среднесрочных займов или объединения кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем.

Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: