Валюта, валютные отношения и валютные системы

Валюта (итал. Valuta, от лат. Valeo) – буквально стоимость, стою. Валюта – денежная единица страны (например, рубль, доллар и т.п.), бумажные деньги, монеты, векселя, чеки, используемые в международных расчетах. Любая национальная денежная единица является валютой, если её рассматривать с позиций участника международных торгово-экономических отношений.

Валютные отношения – это совокупность экономических отношений, связанных с использованием функции мировых денег. В этой своей функции деньги обслуживают внешнюю торговлю и услуги, движение капитала, перевод прибыли на инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные денежные переводы.

Различают три уровня валютных отношений и валютных систем:

1-й – национальная валютная система; 2-й – региональная валютная система; 3-й – международная (мировая) валютная система.

Национальная валютная система представляет собой форму организации валютных отношений страны, определяемую ее валютным законодательством. Она характеризуется следующими основными чертами: национальной валютной единицей; официальными золотовалютными резервами; режимом валютного курса, т.е. механизмом установления и поддержания валютных курсов; условиями конвертируемости валюты; порядком осуществления внешнеэкономических расчетов и др.

Международная валютная система является формой организации мировых валютных отношений. Она явилась результатом развития мирового капиталистического хозяйства и получила юридическое закрепление в межгосударственных соглашениях.

В состав международной валютной системы входят: международные платежные средства (национальные валюты, золото, международные валютные единицы); механизм валютных паритетов и курсов; условия взаимной обратимости валют; порядок международных расчетов; статус национальных и международных институтов, регулирующих валютные отношения.

Мировая валютная система прошла ряд этапов в своем развитии. Первый этап берет начало с возникновения мировой системы хозяйствования в конце ХIХ века и до начала второй мировой войны, то есть до конца тридцатых годов ХХ века. Второй этап - с конца 30-х годов до середины 70-х годов. Третий этап - с середины 70-х годов и по настоящее время.

На первом этапе мировая валютная система базировалась на золотом стандарте. За национальной валютой законодательно фиксировалось золотое содержание. Оно было неизменным до начала первой мировой войны. Банки разменивали банкноты на золото. Разновидностями золотого стандарта являлись золотомонетный, золотослитковый, золотовалютный (золотодевизный). При золотомонетном стандарте имела место свободная чеканка золотых монет. Переход к золотослитковой форме стандарта означал прекращение чеканки золотых монет и использование золота только для международных расчетов. При золотодевизном стандарте банкноты размениваются не на золото, а на девизы (банкноты, векселя, чеки) других стран, которые затем могут быть обменены на золото. В роли девизной валюты выступали доллар и фунт стерлингов.

После экономического кризиса 30-х годов практически все страны мира отошли от золотого стандарта. К началу второй мировой войны лишь в США сохранился обмен долларов на золото для официальных органов иностранных государств.

На втором этапе в международных валютных отношениях сохранились отдельные черты золотовалютного стандарта. Официальное прекращение обмена доллара на золото было осуществлено в 1971году.

Третий этап характерен устранением золота из международных валютных расчетов. В 1976 г. на совещании Международного Валютного фонда были определены основы новой мировой валютной системы капиталистического мира. Суть ее можно свести к следующим трем положениям. Во-первых, упразднение функции золота в качестве меры стоимости и точки отсчета валютных курсов. Золото становиться обычным товаром со свободной ценой на него, оставаясь при этом особым товарным ликвидным активом. При необходимости золото может быть продано, а полученная валюта использована для платежа. Во-вторых, введение специальных прав заимствования (СДР) с целью сделать их основным резервным авуаром и уменьшить роль других резервных валют. В-третьих, предоставление странам права выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на плавающих курсах их национальных валют.

На валютном рынке отечественная валюта обменивается на иностранные валюты. Валютный (обменный) курс – это соотношение между валютами отдельных стран, цена единицы валюты данной страны, выраженная в валютах других стран. Некоторые авторы валютным курсом называют «соотношение обмена двух денежных единиц» (см., например, учебник «Экономика». Под ред. А.С.Булатова, М.: 1995г.- с.449).

Валютный курс является той ключевой ценой, которая связывает экономику страны с остальным миром.

Известны четыре варианта установления валютных курсов:

1. Система жестко фиксированных валютных курсов, которая базируется на золотом стандарте. Каждая страна устанавливает золотое содержание своей денежной единицы.

2. Регулируемый фиксированный валютный курс, как более гибкая система. Страна увязывает валютный курс национальной денежной единицы к валютному курсу одной из наиболее сильных национальных валют. При этом Центральный банк остается главным регулятором уровня валютного курса.

3. Свободно плавающий валютный курс. Устанавливается без вмешательства Центрального банка на основе спроса и предложения.

4. Управляемый плавающий валютный курс. Предполагает вмешательство Центрального банка в формирование валютного курса, но только с помощью операций на валютном рынке на основе учета требований закона спроса и предложения

Классическим примером системы фиксированных валютных курсов является золотой стандарт, действовавший с 1821 года. Ему свойственны следующие черты. Во-первых, государство фиксирует цену золота, а следовательно, стоимость своей денежной единицы в золотом выражении, получивший название паритетной стоимости. Например, с 1933 года и в плоть до 1960-х гг. в США цена золота была установлена на уровне 35 долл. за одну унцию (31,1 г. золота). Здесь вполне уместно вспомнить исторический факт. Содержание золота в валютах не менялось с 1821 по 1914 гг. Во-вторых, государство поддерживает конвертируемость отечественной валюты в золото. Это означает, что государство обязано покупать и продавать отечественную валюту за золото по первому требованью и по паритетной стоимости. В-третьих, государство придерживается политики золотого обеспечения, или 100-процентного покрытия. Другими словами, у него есть запасы золота, по крайней мере, равные по стоимости выпущенному в обращение количеству денег.

Идея стопроцентного покрытия является основополагающим элементом денежной системы, основанной на золотом стандарте.

Валютный курс, рассчитанный на основе относительной цены золота в двух странах, называется золотым паритетом. Так, если золотое содержание доллара США составляло – 1,555г, а английского фунта стерлингов – 7,775г, то их валютный курс составлял 5:1. То есть 5 долларов равны 1 фунту.

На смену валютному курсу на основе золотого паритета для каждой валюты с 1944 года пришла фиксация обменных курсов на основе валютных паритетов, получившая название Бреттон-Вудсской валютной системы. Она мало чем отличалась от золотого стандарта. В основе ее лежал золотовалютный стандарт. В качестве резервов выступали золото и доллары. Курс валют был фиксирован в долларах или в золоте. Приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялся на основе официальных валютных паритетов, выраженных в золоте и в долларах. Каждая страна должна была сохранять стабильный курс своей валюты относительно любой другой валюты. Рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых или золотых паритетов более чем на один процент в ту или другую сторону. Доллар был увязан с золотом 35 долл. за 1 унцию золота и признавался основной резервной и расчетной валютой.

На Бреттон-Вудсской конференции в 1944г. был создан Международный валютный фонд. Страны-члены МВФ вместе с Международным банком реконструкции и развития обязывались поддерживать курсы своих валют на уровне фиксированных паритетов.

После официального прекращения в 1971 году обмена доллара на золото фиксированные курсы валют уступили место плавающим. Плавающие курсы валют устанавливаются на валютных рынках без вмешательства центральных банков. Эти изменения юридически закреплены в соглашении, подписанным в 1976 г. в г. Кингстоне (Ямайка) и отражены в Уставе МВФ.

Плавающий валютный курс, как любая другая цена, определяется стихийно соотношением спроса и предложения.

Какие факторы влияют на спрос и предложение валюты?

Спрос на иностранную валюту зависит от: потребностей страны в импорте товаров и услуг; расходов туристов; платежей, которые обязана осуществить страна и т.п.

Предложение валюты определяется: объёмами экспорта; займами, полученными страной.

На динамику курса валют влияют следующие факторы: динамика и объемы национального дохода; уровень производительности труда; уровень издержек производства; покупательная способность денег; состояние платежного баланса; уровень цен; процентная ставка; государственная финансово-денежная политика; политические и психологические факторы; ожидание; доверие к валюте; спрос и предложение иностранных валют.

Регулируя валютный рынок, государство может осуществлять девальвацию своей валюты, ее ревальвацию, валютную интервенцию.

Девальвация – это целенаправленные действия правительства по снижению обменного курса валюты своей страны. Данное явление означает, что товары страны становятся на мировом рынке дешевле, так как другие страны заплатят за них меньше валюты. Товары же купленные за границей, становятся дороже, что ведет к уменьшению импорта, снижению внутреннего спроса.

Ревальвация – действия правительства, направленные на повышение обменного курса национальной валюты.

Валютная интервенция – воздействие на курс национальной валюты путем купли-продажи.

Фиксирование курса национальной валюты в иностранной называется валютной котировкой. Существует прямая и обратная котировки. Прямая котировка: 1, 10, 100 единиц иностранной валюты = X единиц национальной валюты. Обратная котировка: 1,10,100 национальной валюты = X единиц иностранной валюты.

В большинстве стран мира используется прямая котировка. В Великобритании – обратная. В США – обе котировки.

Конвертируемость валюты – это способность национальной денежной единицы свободно использоваться в международном платежном обороте для совершения различных международных расчетов.

Различают полную (свободную), ограниченную (частичную) конвертируемость и неконвертируемую валюту.

Полная конвертируемость – отсутствие каких-либо валютных ограничений для физических и юридических лиц (отечественных и иностранных) и беспрепятственное использование валюты во всех видах международных операций. Полностью конвертируемыми валютами являются доллар США и Канады, английский фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк.

Ограничение конвертируемости применяется в большинстве стран мира. Обратимость распространяется только на определенные категории ее владельцев, отдельные виды внешнеэкономических сделок, некоторые иностранные валюты.

Неконвертируемыми (замкнутыми) валютами являются национальные денежные единицы тех стран, законодательство которых ограничивает все виды операций. К ним относятся валюты большинства развивающихся и социалистических стран.

Какие условия необходимы для обеспечения конвертируемости рубля?

Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на следующие основные положения: прекращение кредитной эмиссии бумажных денег, не обеспеченных товарами и услугами; сокращение бюджетной поддержки убыточных предприятий; стимулирование отечественного производства товарной массы; привлечение на льготных условиях кредитной политики; формирование современной структуры экономики; конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

В условиях кризиса и экономической отсталости введение конвертируемости ведет к целому ряду нежелательных последствий: расстройству внутреннего денежного обращения; усилению инфляции и товарного дефицита; росту ажиотажного спроса на иностранную валюту; росту внешнего долга; подрыву отечественного производства; социальному расслоению населения; возникновению напряженности в обществе и т.п.

Одной из черт современного этапа развития международных валютных отношений является углубление координации экономической политики государств в этой области. С точки зрения организационно-управленческой международную валютно-кредитную систему сегодня образуют межгосударственные структуры:

1. Международный валютный фонд (МВФ);

2. Международный банк реконструкции и развития;

3. Организация экономического сотрудничества и развития;

4. Банк международных расчетов;

5. Европейский банк реконструкции и развития и др.

Международный валютный фонд (МВФ). МВФ – международная финансовая организация, обладающая статусом специализированного учреждения ООН. Организована в 1944 году. Действует с 1947 года. Место пребывания – Вашингтон.

Бывший СССР принимал участие в организационном собрании по созданию МВФ и МБРР, но в члены МВФ Советский Союз не вошел. Формальной причиной тому послужили разногласия по условиям членства в фонде. Представители СССР настаивали на увеличении выделенной стране квоты с 800 млн. до 1,2 млрд. долларов. Кроме того, Советский Союз отказался платить 25 процентов суммы паевого взноса золотом, как того требовал устав МВФ.

В результате длительных дебатов было получено согласие увеличить квоту СССР до 1.2 млрд. долларов, что равнялось сумме квоты Англии и ее заморских территорий. Требование же о внесении 25 процентов паевого взноса в золоте было сохранено. Это и помешало Советскому Союзу вступить в члены МВФ при его создании.

Сближение МВФ с бывшим СССР совпадает с началом перестройки. Реальные контакты и разработка общих программ совпали с началом проведения экономической реформы в России.

На 1.01.1047 г. членами МВФ стали 49 стран. В 1975 г. в фонде участвовало 126 стран. Ныне членами МВФ являются более 180 стран, в том числе Россия.

Общий бюджет фонда в 1998 г. составлял 210 млрд. долл. Размер квоты каждой страны в основном капитале МВФ устанавливается с учетом экономического значения данной страны в мировой торговле. Например, квота США составляет 26,5 млрд. СДР (18,2 %). Для сравнения, квота России равняется 4,3 млрд. СДР (2,99%).

Каждая страна – член МВФ имеет в Совете 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. долларов квоты. Свыше 60 процентами голосов располагают 10 наиболее развитых стран – США, Канада, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Италия, Нидерланды, Бельгия, Швеция.

Руководящими органами МВФ являются Совет управляющих и Директорат. Совет управляющих – высший орган МВФ. Состоит из управляющих центральными банками стран-членов и их заместителей. Директорат – исполнительный орган, занимающийся текущими делами.

Задачи, решаемые Международным валютным фондом, определены в его Уставе: содействие развитию внешней торговли, международного валютно-финансового сотрудничества; поддержание равновесия платежных балансов стран, входящих в МВФ; регулирование курса их валют.

Пожалуй наиболее важным направлением деятельности МВФ является кредитование стран для урегулирования платежных балансов.

МВФ связывает предоставление кредитов странам-членам с условием проведения теми определенных изменений в экономической политике. Страна согласовывает с МВФ программу финансово-экономической стабилизации сроком от одного года до трех лет. И это служит своего рода свидетельством платежеспособности страны. Кредитные ресурсы предоставляются стране в зависимости от хода выполнения такой программы.

Важным шагом в развитии валютных отношений явилось Ямайское соглашение (1969 г.), признавшее в качестве коллективной валютной единицы стран-членов МВФ «специальные права заимствования» (СДР), так называемой бумажное золото. К созданию СДР подтолкнули неустойчивость национальных валют, демонетаризация золота.

СДР используются как международная счетная единица и разновидность мировых кредитных денег. Некоторые экономисты высказывают мнение о том, что СДР в определенной мере можно рассматривать как резервную валюту и вместе с тем – как кредит. Скорее же всего, их можно рассматривать в качестве того и другого. Один из создателей СДР сравнил их с зеброй, которую одни рассматривают как белое в черные полосы, а другие – как черное в белые полосы.

СДР не существует в виде наличных знаков, а только в виде кредитных записей на специальных счетах в МВФ и используется в расчетах между центральными банками стран-членов фонда.

В самом начале единица СДР приравнивалась к золотому содержанию американского доллара. Начиная же с 1974 года в связи с переходом к плавающим валютным курсам было отменено золотое содержание специальных прав заимствования. Курс этой валютной единицы стали определять по методу валютной корзины.

Валютная корзина – это способ соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Вначале валютная корзина включала 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее одного процента мировой торговли. С 1981 года стоимость СДР рассчитывается как средневзвешенная стоимость валют – США, ФРГ, Франции, Англии, Японии. Один раз в пять лет учитываются изменения относительной значимости валют, входящих в валютную корзину.

СДР приносит доход в форме процента. Его получает страна при условии, если ее авуары в СДР превышают ее ассигнования. Если же авуары страны в СДР меньше ассигнований, она платит проценты. Квоты валюты, выделенные странам-членам МВФ, используются ими для закупки конвертируемой валюты или для погашения дефицита платежного баланса. Удельный вес СДР в общих валютных резервах составляет всего 6 процентов.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МБРР - международная кредитная организации. Как и МВФ учрежден в 1944 году. Начал функционировать через два года после своего создания. Место пребывания – Вашингтон. Членами МБРР могут быть только страны – члены МВФ. Сегодня он объединяет более 180 стран. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 года. Часто этот банк называют Всемирным банком.

Руководящие органы банка – Совет и Директорат. В Совет банка входят представители всех стран-участниц. Во главе МБРР стоит Президент.

Капитал банка образуют взносы стран-членов. Наибольшие суммы в капитале МБРР имеют США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония. Россия имеет около двух процентов голосов. Квота США составляет более 17 процентов голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Решения принимаются большинством голосов.

Каждая страна-член МБРР имеет 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. долларов взноса.

Банк предоставляет долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов МБРР. За первые тридцать лет своей деятельности МБРР подписал соглашения о предоставлении 851 займа на общую сумму свыше 18 млрд. долларов. Из этой суммы предоставлено странам Южной Америки 3,7 млрд. долл., Южной Азии – 2,7, Центральной Америки и бассейна Карибского моря – 2, 381, Восточной Азии и района Тихого океана – 1,914, Европы, Ближнего Востока и Северной Африки – 3,0 млрд. долларов.

МБРР имеет два филиала:

1. Международная финансовая корпорация (МФК), финансирует прежде всего не правительства, а непосредственно предприятия частного сектора в развивающихся странах. Действует с 1956 г. В МФК в настоящее время входят 174 государства. Российская Федерация вступила в эту организацию 12 апреля 1993 г. За все время своего существования МФК выделила более 21 млрд. долл. на осуществление различных проектов и организовала финансирование около 900 предприятий в 129 развивающихся странах на сумму 15 млрд. долл. МФК утвердила программу финансирования 38 российских проектов на 785 млн. долл.. Совокупная стоимость этих проектов составила 1,9 млрд. дол.

2. Международная ассоциация развития (МАР). Предоставляет льготные, зачастую беспроцентные кредиты наименее развитым странам сроком 35-40 лет со льготным периодом 10 лет. Кредиты открываются в национальной валюте государства. Право на кредит и участие в МАР имеет только страна – член МБРР. Целями МАР являются поощрение экономического развития, повышение производительности труда, а также уровня жизни в странах-членах.

3. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР – это международная экономическая организация промышленно развитых стран, созданная в 1961 году, в состав которой входят 29 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, ФРГ, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Высший орган организации экономического сотрудничества и развития – Совет, сессии которого проводятся на уровне министров стран. При Совете действуют более 150 комитетов: по вопросам экономического развития; по изучению экономического положения и программ экономического развития; по сельскому хозяйству; по делам международных капиталовложений и многонациональных компаний и др.

ОЭСР призвана либерализовать условия прямых взаимных капиталовложений в экономику стран-участниц, обеспечить расширение рынков инвестиций, уравнять права национальных и иностранных вкладчиков, выявлять тенденции в экономическом развитии стран-членов, влияние внутренних решений и действий в сфере экономики на платежные балансы других стран. В рамках ОЭСР разрабатываются весьма авторитетные в мире прогнозы, даются рекомендации по проведению макроэкономической политики, способствующие взаимному приспособлению национальных экономик с учетом тенденций развития мирового хозяйства.

Банк международных расчетов (БМР). БМР – первый межгосударственный банк, организованный в Базеле (Швейцария) в 1930 г. Его учредителями были банки Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии, США Банк международных расчетов не является международной финансовой организацией. Вместе с тем играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности, объединяя центральные банки практически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. В БМР хранят свои резервные валютные средства более 70 центральных банков.

В рамках БМР разработаны правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью. С 1992 года они стали обязательными для всех коммерческих банков стран-членов ОЭСР. Это следует оценивать как первую попытку унификации национальных правил государственного банковского регулирования.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Перечисленные международные экономические организации в последние годы занимаются также проблемами содействия восточно-европейским странам и странам бывшего СССР в валютно-финансовой сфере. В целях координации этой деятельности в 1991г. был создан Европейский банк реконструкции и развития, который призван финансировать различного рода программы и проекты, связанные с процессами реформирования названных стран, способствовать ускорению адаптации и интеграции этих стран в мировое хозяйство.

Членами ЕБРР являются 59 стран, в том числе и Россия. Акционерный капитал банка составляет 10 млрд. евро (1 млн. акций). На долю России приходится 40 млн. евро, т.е. 40 тысяч акций. Это позволяет ей быть представленной в Совете директоров.

Одним из крупнейших получателей помощи от ЕБРР является Российская Федерация. Банк планирует реализовать в России 109 проектов. Сумма средств, выделенных для финансирования утвержденных проектов, составляет 2,7 млрд. евро, что равно 27 процентам всех обязательств ЕБРР. Основные направления деятельности этого банка в России – содействие развитию мелкого предпринимательства и новых частных предприятий, создание возможностей для доступа российских предприятий к инвестиционному капиталу, поддержка региональных банков и их клиентов, помощь в формировании рискового (венчурного) капитала в России, финансирование внешнеторговых операций.

Органическое вхождение России в систему мирового хозяйства предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных организациях. Это относится прежде всего к развитию отношений с Международным валютным фондом.

1 июля 1992 года было подписано соглашение о присоединении России к МВФ в качестве ассоциированного члена. МВФ обязался предоставить России техническую и консультационную помощь. Под технической помощью имелась в виду оценка экономической и политической ситуации в стране специалистами и экспертами МВФ. Объектами пристального внимания и изучения стали финансовая, денежная и налоговая политика правительства, а также статистическая отчетность.

МВФ взял на себя обязательство регулярно проводить анализ экономической ситуации в России.

Предыстория вопроса. К январю 1992 года эксперты МВФ, МБРР, ЕБРР и ГАТТ подготовили доклад об экономическом положении в странах бывшего СССР. В докладе были определены условия предоставления помощи: замена директивного распределения рыночным; расширение привлечения иностранного капитала; реорганизация внешнеторговой деятельности государства; расширение поддержки частных коммерческих банков и превращение государственных специализированных банков в акционерные общества; развитие законодательства по страхованию и защите частного предпринимательства.

Российское правительство получило от МВФ первый кредит на сумму 1,04 млрд. долларов. Далее предполагалось создать стабилизационный фонд, а также предоставить России крупномасштабный пакет экономической помощи на сумму 24 млрд. долларов. Эта сумма должна была включить в себя: помощь на двусторонней основе – 11 млрд. долл.; кредиты МБРР – 4,5 млрд. долл.; создание фонда стабилизации рубля – 6 млрд. долл.; отсрочка выплаты внешнего долга – 2,5 млрд. долл.

Однако намеченная программа оказалась не выполненной. Причиной тому послужило развертывание инфляционной спирали в России ввиду непоследовательной кредитной и финансовой политики правительства и Центрального банка. Эмиссия Центрального банка в декабре 1992 года составила 1,3 трлн. рублей, что превысило всю сумму выпуска денег в обращение за все предшествующие одиннадцать месяцев года. Уровень инфляции достиг 10 процентов в неделю, а учетная ставка – 80 процентов в год. В результате предприятия стали переводить рубли в доллары. Был сорван план сокращения бюджетного дефицита до 5 процентов валового внутреннего продукта. В январе 1993 года уровень дефицита бюджета составил 15 процентов ВВП. Поэтому МВФ фактически заморозил предоставление своей помощи. Стабилизационный фонд рубля так и не был создан, а из обещанных международных кредитов было реально предоставлено около 1,6 млрд. долларов.

Руководство МВФ продолжало наблюдать за развитием ситуации в российской экономике, ограничиваясь посылкой экспертов без принятия на себя каких-либо конкретных обязательств. Перелом наступил только в начале 1995 г. Подписано и реализуется соглашение между МВФ и российским правительством о предоставлении России 6,25 млрд. долларов с целью обеспечения стабилизации экономической ситуации в стране. Активное участие России на мировом валютном рынке предполагает активное продвижение по пути экономических реформ.


[1] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – М. 2002, с.314.

[2] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики. - Т. 1, - М., 1991. с. 127.

[3] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики. - Т. 1, - М., 1991. с. 127.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е. изд. Т. 21. – с. 190.

[5] Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 2000. С. 58

[6] «Общая теория занятости, процента и денег». М., 1978. С 157

[7] Примечание Люсов, Деньги и кредит 1993 №5 С. 62

[8] Налоговый кодекс РФ статья 13

[9] ст. 14 Налоговый кодекс РФ

[10] ст. 15

[11] Примечание Макконел, Брю Т.1 С. 263

[12] Маккконел, Брю С. 249. Способы избавления от бюджетных излишков: - погашение государственного долга; изъятие избытка денежных средств из обращения

[13] Макконел, Брю Т. 1 С. 366

[14] Макконел, Брю Т. 2 С. 389)

[15] Примечание: Существуют и другие (селективные) инструменты, но мы их подробно рассматривать не будем

[16] Примечание: Проблема: идет дискуссия по поводу отказа от этого инструмента

[17] Роде С. 41-44)

[18] Роде С. 41-44)

[19] Примечание: www.cbr.ru)

[20] Примечание: Макконел. Брю Т1 С.300.

[21] Макконел, Брю Т1 С. 306

[22] Макконел Брю Т. 1 С. 311

[23] Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 2006. Росстат. М.,2006.С.33,187.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: