СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГАОУ СПО КСТ
ГАОУ СПО КСТ
_____________Н.Н. Мясникова _____________ Т.А. Бугакова «___» _____________ 2013г. «___» _______________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Калининград 2013г
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 280703 Пожарная безопасность
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области «Колледж сервиса и туризма»
Разработчик: Трифоненко Е.В., преподаватель
Рекомендована ПЦК дисциплин профессионального цикла
Протокол № ____________ от «____»__________ 2012 г.
Председатель ПЦК _________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
СТР. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 9 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 10 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 30 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)32 |
Паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 280703 Пожарная безопасность углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
2. Изучать пожары и разрабатывать документы предварительного планирования действий пожарных подразделений.
3. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
4. Организовывать действия по тушению пожаров.
5. Организовывать действия звеньев газодымозащитной службы по тушению пожаров.
6. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
Программа профессионального модуля может быть использованапри разработке программ дополнительного образования;в профессиональной подготовке при освоении профессии «Пожарный» - Техник.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
|
|
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- организации несения службы дежурным
караулом пожарной части;
-организации выезда дежурного караула по тревоге;
-разработки и ведения оперативной документации дежурного караула;
-разработки оперативных планов тушения пожаров;
-разработки мероприятий по подготовке личного состава;
-организации и проведения занятий с личным составом дежурного караула;
организации занятий и инструктажей по мерам безопасности с работниками
караулов (смен);
-участия в организации действий по тушению пожаров;
-участия в организации и проведении подготовки личного состава дежурных
караулов (смен) к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных
-работ в непригодной для дыхания среде;
-участия в аварийно-спасательных работах;
уметь:
-организовывать службу внутреннего наряда караула,
поддерживать дисциплину;
-руководствоваться основными принципами служебного
этикета в профессиональной деятельности;
-соблюдать морально-этические нормы взаимоотношения в коллективе;
анализировать деятельность подчиненных, планировать работу с
кадрами и принимать эффективные решения;
-обеспечивать правовую и социальную защиту сотрудников;
-рационально и эффективно организовывать свою
профессиональную деятельность и работу подчиненных;
-использовать автоматизированные средства извещения о пожаре;
-осуществлять мониторинг района выезда пожарной части;
-организовывать выезд дежурного караула по тревоге;
-разрабатывать и вести оперативную документацию дежурного караула;
-передавать оперативную информацию;
-организовывать мероприятия по восстановлению караульной службы
после выполнения задач по тушению пожара;
-разрабатывать планы занятий для личного состава дежурного
караула, тренировок, комплексных учений;
-организовывать и проводить занятия и тренировки с личным
составом дежурного караула;
-обеспечивать своевременное прибытие к месту пожара или аварии;
-организовывать и проводить разведку, оценивать создавшуюся
обстановку на пожарах и авариях;
--осуществлять расчеты вероятного развития пожара;
выбирать главное направление действий по тушению пожаров;
выявлять опасные факторы пожара и принимать меры по защите
личного состава от их воздействия;
-принимать решения об использовании средств индивидуальной защиты;
-использовать средства индивидуальной защиты;
организовывать работу караулов (смен) на пожарах и авариях;
-использовать средства связи и оповещения, приборы, и
технические средства для сбора и обработки оперативной информации;
- ставить задачи перед участниками тушения пожара;
контролировать выполнение поставленных задач;
- обеспечивать контроль изменения обстановки на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ;
- пользоваться современными системами пожаротушения и спасения людей;
- выбирать и применять пожарную, аварийно- спасательную и
инженерную технику и оборудование при тушении пожаров и
проведении аварийно-спасательных работ;
- поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде;
- обеспечивать безопасность личного состава караулов (смен) при работе
на пожарах, авариях и проведении аварийно-спасательных работ;
- рассчитывать силы и средства для тушения пожара и планировать
их эффективное использование;
- определять зоны безопасности при выполнении профессиональных задач;
- осуществлять расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций;
|
|
- идентифицировать поражающие факторы и анализировать информацию
об угрозах природного и техногенного характера;
- определять зоны безопасности при выполнении аварийно-
спасательных работ;
- организовывать мероприятия по обеспечению безопасности работ,
защите личного состава от поражающих факторов;
- принимать решения на использование средств индивидуальной защиты;
знать:
требования наставлений, указаний и других руководящих документов, регламентирующих организацию и несение караульной и гарнизонной службы;
порядок, формы и методы проверки состояния организации оперативно-тактической деятельности пожарно-спасательного подразделения;
задачи гарнизонной (территориальной) и караульной (дежурной) службы;
обязанности должностных лиц караула и лиц внутреннего наряда, порядок смены караула;
организация обработки вызовов, порядок выезда и следования к месту вызова;
порядок допуска личного состава пожарно-спасательных подразделений для работы на пожарах и авариях;
порядок передачи и содержание оперативной информации;
особенности профессиональной этики сотрудника подразделения противопожарной службы;
основные категории профессиональной этики: долг, честь, совесть и справедливость, моральный выбор и моральную ответственность сотрудника;
соотношение целей и средств в моральной деятельности сотрудников;
нравственные отношения в служебном коллективе (начальник – подчиненный, взаимоотношения между сотрудниками);
служебный этикет: основные принципы и формы;
цели, задачи, функции и структуру управления;
информационные технологии в сфере управления;
управленческие решения: прогнозирование, планирование, организацию исполнения, корректирование и контроль принятых решений;
организацию и стиль работы руководителя;
системный анализ и организационно-управленческие проблемы обеспечения пожарной безопасности;
организацию и основные элементы работы с кадрами;
управление рисками, управление конфликтами;
|
|
систему мотивации труда, стимулирование служебно-трудовой активности и воспитание подчиненных;
правовую и социальную защиту сотрудников;
основные параметры характеристик районов выезда пожарных частей;
нормативно-правовую базу по вопросам организации пожаротушения и проведению аварийно-спасательных работ;
принципы и документы предварительного планирования основных действий по тушению пожаров;
приемы и способы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
причины возникновения пожаров;
классификацию пожаров;
процесс развития пожаров;
опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей;
приемы и способы прекращения горения;
классификацию и характеристику основных (главных) действий по тушению пожаров;
- организацию руководства основными действиями дежурных караулов (смен) при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ;
основные принципы проведения занятий и построения учебного процесса;
порядок организации тренировок, занятий и комплексных учений;
порядок планирования и осуществления подготовки личного состава к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
нормативы пожарно-строевой и физической подготовки;
содержание, средства, формы и методы тактической и психологической подготовки личного состава караулов (смен);
способы проведения разведки на месте пожара, обязанности ведущих разведку, меры безопасности;
порядок оценки обстановки на пожаре и принятие решения на ведение действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ;
порядок определения главного направления действий по тушению пожара;
приемы и способы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и со средствами (приборами) химической защиты;
классификацию аварийно химически опасных веществ и опасные факторы пожара;
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде;
меры безопасности при эксплуатации оборудования газодымозащитной службы;
порядок работы со средствами связи;
правила ведения радиообмена;
причины, последствия характер, и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
способы организации и основные технологии проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных ситуаций
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего 627 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 411 часов,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 274 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 137 часов;
учебной и производственной практики – 216 часов.