Самоубийство (суицид) — это осознанное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (парасуициды)
К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т д.) Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
А. П. Амбрумова (1974) выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Brooksbank (1985) говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуи-цид — как акт намеренного самоповреждения, не приведший к смерти. По мнению А. Е. Личко (1983), суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир (1984) выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее чем у 1 %); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3 %.
|
|
В зарубежной и отечественной литературе получили признание такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию (Dorpat et al., 1968); другие —
психическое состояние, предшествующее суициду (Stengel, 1968). Большинство отечественных суицидологов (А. Г. Амбру-мова, В. И. Леви, 1974; и др) под понятием «пресуицид» подразумевают состояние личности, обусловливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта. Подобное разночтение существует и в отношении термина «постсуицид». На наш взгляд, более правильно пользоваться такими дифференцированными понятиями, как «постсуицидальное состояние» и «постсуицидальный период».
В литературе часто встречаются термины «аутотравма-тизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляют с суицидальными действиями. Если конечной целью ауто-агрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же время нет оснований, например, относить к суицидальным действиям умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза.
|
|
В современной литературе широко распространены понятия «аутодеструктивного», или «саморазрушительного», поведения (Ж. Субрие, 1977; Weis, 1974; и др.). А. Г. Амбрумова (1974) не без основания считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид.
К саморазрушительному поведению, наряду с суицидальным, относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т. е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.
По данным Всемирной организации здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесения себе травм, включая самоубийства, привели в 2000 году к 814 000 смертельных исходов, из них около 20 % пришлось на
подростковый и юношеский возраст (для сравнения, в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тысяч человек). Мировой уровень завершенных суицидов составил 16 случаев на 100 тысяч населения в год.
Самоубийства выступают как ведущая причина смертности для взрослых младшей возрастной группы. Они относятся к трем основным причинам смерти в группах населения в возрасте от 15 до 34 лет. Самоубийства доминируют в возрастной группе 15-34 лет, где они занимают первое или второе место в качестве причины смерти представителей обоих полов. Для общества это представляет значительную потерю людей в самом продуктивном возрасте их жизни. Данные в отношении попыток самоубийства имеются лишь в ряде стран; они указывают на то, что попытки самоубийства могут в 20 раз превышать число совершенных самоубийств (ВОЗ, 2001), их количество исчисляется миллионами.
Во многих регионах мира отмечается связь роста самоубийств с повышением уровня урбанизации. По данным ВОЗ, в большинстве стран Европы и Северной Америки самоубийство входит в первую десятку причин смерти. Уровни самоубийств в экономически развитых странах колеблются от 8 до 46,5 человек на 100 тысяч населения в год (Haghighat R., 1997). Уровни, превышающие значение 20 на 100 тысяч населения в год, считаются высокими.
С. В Бородин, А. С. Михлин (1983), проанализировав уровень самоубийств в 43 странах мира, пришли к выводу, что в подавляющем большинстве этих стран наблюдается рост числа самоубийств и их уровня. Это особенно характерно для экономически развитых стран со значительным удельным весом городского населения, особенно для государств северной и центральной Европы. По данным авторов, уровень самоубийств выше в тех странах и среди тех слоев населения, где выше материальный уровень жизни. Это ярко проявляется на примере США, где на протяжении многих лет уровень самоубийств среди белых в 2-2,5 раза выше, чем среди афроамериканцев.
Особую тревогу в последние десятилетия вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным Европейского регионарного бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось
в 2 раза, и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте (Holinger et al., 1981). Во Франции число самоубийств среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах.
В США показатель суицидов для американцев 15-19 лет увеличился между 1960и 1981 годамис5,6до 13,6 на 100 000 для мужчин и от 1,6 до 3,6 на 100 000 среди женщин. Таким образом, количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет за этот период более чем удвоилось (Crumley, 1982). В последующие годы тенденция к росту подростковых суицидов сохранилась. Так, в 1994 году этот показатель составил 18,3 для мужчин и 3,5 для женщин, в 1995 году — 17,4 и 3,1 соответственно. Ежегодно в США совершают самоубийство около 6000 подростков. Увеличение показателя суицидов отражает изменения в социальном окружении, изменение отношения к суицидам, повышенную доступность различных средств совершения суицида. Например, 66 % самоубийств среди подростков в США совершалось с помощью огнестрельного оружия (по сравнению с 6 % в Великобритании) (Л. А. Крыжановская, 2000).
|
|
Число детей и младших подростков до 15 лет, которые ежегодно погибали от суицида, увеличилось от 40 в 1950 году до 300 в 1985 году. Тем не менее, суицид у детей в возрасте до 12 лет остается чрезвычайно редким явлением. Суицидальные мысли и суицидальные угрозы являются более частыми по сравнению с завершенными суицидами. В США около 12 000 детей ежегодно госпитализируются в связи с суицидальным поведением. Среди подростков и юношей (возраст 15-24 года) суицид является второй ведущей причиной смерти. Мальчики совершают суициды в 3 раза чаще, чем девочки, но девочки в 3 раза чаще, чем мальчики, совершают суицидальные попытки (Bell С. С., Clark D. С., 1998).
По данным Rockwelli et al. (1981), частота суицидов среди студентов-медиков мужского пола в США составляет 15,6 на 100 тысяч в год, а женского пола — 18,9 на 100 тысяч населения соответствующего возраста, при этом 76 % суицидов совершаются студентами I—II курсов. В армии США суициды отмечаются с частотой 11,6 на 100 тысяч военнослужащих (Datel et al., 1982).
Обследование призывников в Швейцарии показало, что
2 % из них в подростковом возрасте совершили суицидальные попытки и у 24 % отмечались суицидальные мысли (Widmer, 1979).
В начале XX века Россия находилась на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств (около
|
|
3 случаев на 100 тысяч жителей). В послереволюционном 1926 году «отделом моральной статистики» НКВД СССР было зафиксировано возрастание уровня самоубийств до 6 случаев на 100 тысяч жителей. В последующие 6 десятилетий данные были глубоко засекречены по идеологическим соображениям, и даже в настоящее время мы располагаем лишь фрагментарными сведениями о реальном уровне самоубийств в СССР.
В настоящее время среди государств, ранее входивших в состав Советского Союза, по уровню суицидов Российская Федерация и Республика Беларусь занимают соответственно четвертое и пятое место после Латвии, Литвы и Эстонии (Lester D., 1998). По данным Госкомстата, в 1990-1991 годах из 100 тысяч россиян 26 человек добровольно расстались с жизнью. В 1992 году численность суицидентов увеличилась до 31, а в 1993 году - до 38 на 100 тысяч населения (Д. Б. Анискин, 1996). Во второй половине 1990-х годов число суицидов в различных регионах России варьирует от 35 до 45-50 случаев на 100 тысяч населения в год (А. Г. Амбрумова и соавт., 1998). В Российской Федерации и Республике Беларусь самоубийство как причина смерти занимало в 1990-х годах четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания (Е. В. Ласый,1999).
Весьма неблагополучна и ситуация с суицидальным поведением подростков. Статистические данные за 1999 год демонстрируют лидирующее положение России среди стран СНГ по этому показателю (диаграмма 3). За этот период было зарегистрировано 22 самоубийства среди подростков 15-19 лет на 100 000 населения соответствующего возраста.
Таким образом, суицидологическая обстановка в Российской Федерации и ряде других стран постсоветского пространства складывается крайне неблагоприятно, и по общемировым стандартам эти страны входят в число государств с наиболее
неблагополучной суицидологической ситуацией (М. М. Ла-пицкий, С. В. Ваулин, 2000).
Вместе с тем указанные цифры являются отражением мировой тенденции к росту числа суицидов и парасуицидов.
Суицидальных попыток совершается, как правило, в 8-10 раз больше, чем самоубийств. Если суициды в 3—4 раза чаще регистрируются у мужчин, то суицидальные попытки (парасуициды) — у женщин. Риск суицида увеличивается в возрасте после 45-ти лет, риск суицидальной попытки выше в молодом возрасте (до 30-ти лет).
Самоубийства и покушения на них наносят огромный моральный и материальный ущерб обществу. Экономические потери связаны с необходимостью применения неотложных квалифицированных терапевтических мероприя-
тий, временной нетрудоспособностью и инвалидизацией пострадавших.
Согласно данным большинства исследователей, в городах суициды совершаются чаще, чем в сельской местности. Максимум их приходится на май, минимум — на декабрь.
Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики — все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний (Е. М. Вроно, 1983; и др.).
А. Г. Амбрумова и соавт. (1978), обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показали, что в допубертатном возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4 %, в пубертатном (13-16 лет) — 51,8 % и в постпубертатном (17-18 лет) — 33,8 %. Самыми молодыми из суи-цидентов были дети 7 лет. Большинство в обследованной группе составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами покушений и суицидальных попыток у девочек оказались отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение. У 5 % девочек, совершивших попытки самоубийства в возрасте старше 13 лет, была обнаружена беременность.
Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет (Л. Я. Жезлова, 1978; А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно, 1985; Swiateckaetal., 1980; и др.).
По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь реакция оппозиции (Kannez, 1966). У подростков же роль психических расстройств (депрессивное состояние и др.) в происхождении суицидального поведения несколько возрастает (Nissen, 1974). Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер. По данным Л. Я. Жезловой (1978), у 59,4 % детей с суицидальным поведением в возрасте 7-14 лет отмечалось покушение на самоубийство.
Среди детей-суицидентов в возрасте до 13 лет больные шизофренией составили 70 %, а лица с ситуационными реакциями — 18 %; в более старшем возрасте (13-14 лет) число страдающих шизофренией уменьшилось до 38 %, а количество лиц с ситуационными реакциями, наоборот, возросло до 60 %.
Е. Шир (1984), Planck (1977), Lange, Picker (1980) и др. считают, что концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11-14 годам, т. е. только начиная с этого возраста ребенок по-настоящему осознает реальность и необратимость смерти, а поэтому термин «суицид» и «суицидальное поведение» для раннего возраста малоприемлем.
По данным А. Е. Личко (1983), среди подростков с незавершенными суицидами 32 % были в возрасте 17 лет; 31 % — 16 лет; 21 % — 15 лет; 12 % — 14 лет и лишь 4 % — в возрасте 12-13 лет. Как уже отмечалось, частота законченных суицидов среди подростков относительно невелика и не превышает 1 % от всех суицидальных действий (А. Г. Амбрумова и соавт., 1983; Е. Шир, 1984; Brooksbank, 1985). Суицидальные действия в этом возрасте чаще имеют демонстративный характер и нередко могут носить черты «суицидального» шантажа.
Б. Н. Алмазов (1981), обследовав группу подростков 14-18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания, у 30 % самопорезы были совершены в результате ссоры со сверстниками, у 20 % как обряд «братания кровью», у 20 % как демонстрация, бравада перед сверстниками и сверстницами. При последующем стационарном обследовании 15 % из них признаны психически здоровыми, у остальных отмечены различные аномалии развития личности: психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость, в 50 % случаев — акцентуация характера.
Однако дифференцировать покушения и демонстративные суицидальные попытки у подростков бывает чрезвычайно трудно.
А. Е. Личко, А. А. Александров (1974), обследовав группу подростков в возрасте 14-18 лет, нашли, что примерно у половины из них (49 %) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму «короткого
замыкания», когда порой малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальное действие. При этом действия подростка в момент суицидальной попытки нередко внешне кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика, сопровождаются плачем или, наоборот, бравадой спокойствия. Однако эта «игра в самоубийство» часто заходит слишком далеко и может закончиться трагично.
На условность границ между суицидами, покушениями и суицидальными попытками у подростков указывают и другие авторы (Lange, Picker, 1980). Е. Шир (1984) отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т. п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение у подростков определяется стремлением к временному «выключению» из ситуации (Feuerlein, 1971). И в том, и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока.
В группе подростков и юношей в возрасте 15-18 лет, обследованных В. Т. Кондрашенко (1988), суициды отмечались у 3 %, покушения — у 6 %, суицидальные попытки и проявления — у 91 %. Среди суицидентов, совершивших суициды и покушения, лиц мужского и женского пола было примерно поровну (49 и 51 %), в группе подростков с суицидальными попытками и намерениями преобладали девушки (80 %). Среди всех подростков с суицидальным поведением учащиеся школ составили 38 %, учащиеся ГПТУ — 30 %, студенты техникумов — 10 %, институтов — 3 %, рабочие—10 %, служащие — 3 % и лица, не имеющие определенных занятий,— 6 %. Подростков в возрасте 15 лет было 10 %, 16 лет — 38,5 %, 17 лет — 28,2 %, 18 лет — 23,3 %. Четвертая часть подростков суицидальные действия совершила повторно.
Суицидальное поведение в данной группе подростков в 46 % случаев сопровождалось пьянством и эпизодическим употреблением наркотиков и сильнодействующих психотропных
средств, в 38 % — правонарушениями, ъ 18% — склонностью к побегам из дому и бродяжничеству и в 12 % случаев — тран-, зиторными сексуальными девиациями. (
Суицидальное поведение по отношению ко всем изученным; формам девиаций в группе подростков 15-18 лет составило 10%.
7.2. Концепции формирования суицидального '
поведения '
Еще в глубоком прошлом ученые стремились дать какое-то теоретическое обоснование суицидам. Однако в настоящее время единой теории, объясняющей природу суицидов, нет. Можно говорить только об отдельных теоретических концепциях, среди которых условно выделяют три основные: психопатологическую, психологическую и социальную.
7.2.1. Психопатологическая концепция. Исходит из предположения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств. Сторонниками этой концепции были такие видные отечественные психиатры, как Н. П. Бруханский, В. К. Хорошко, Л. А. Прозоров и др.
Делалась даже попытка выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (suicidomania), а сама проблема изучалась привычными для медицины методами, т. е. с точки зрения этиологии, патогенеза, клиники заболевания. Предлагались различные методы медикаментозного и физиотерапевтического лечения суицидомании (слабительные, желчегонные, кровопускания, холодные влажные обертывания и т. п.).
В настоящее время психопатологическая концепция представляет больше исторический интерес, хотя некоторые исследователи, особенно зарубежные, и в наши дни считают, что суицидальные действия представляют собой одну из форм проявления психических заболеваний (Makita, 1973; Crumley, 1982; Alessi et al., 1984; и др.).
Однако подавляющее число авторов у нас в стране и за рубежом (А. Г. Амбрумова, 1983; Е. Г. Тройнина, 1983; Э. А. Чомарян, 1983; Holmger et al., 1981) считают, что суицидальные действия могут совершать как лица с психическими заболеваниями, так и
здоровые люди. Естественно, что больные, склонные к суицидальным действиям, в первую очередь требуют внимания врача. Но если суицидальные действия совершают практически здоровые люди в ответ на создавшиеся психотравмирующие трудности, то компетенции врача недостаточно, так как в этих случаях в первую очередь нужно ликвидировать объективные причины, приводящие к суицидальным действиям. Меры только медицинского характера по отношению к этим лицам чаще всего малоэффективны и не решают проблемы.
7.2.2. Психологическая концепция. Отражает точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций личности ведущее место занимают психологические факторы.
3. Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может выражаться агрессией и, как частный случай, аутоагрессией. Сторонники этой концепции считают, что самоубийство — это преобразованное (направленное на себя) убийство, а в подтверждение правильности своей точки зрения ссылаются на обратное численное соотношение убийств и самоубийств, действительно существующее в ряде стран, а также на снижение самоубийств во время войн (Brown et al., 1982; Inamdar et al., 1982; и др.).
Следует отметить, что современные суицидологи, стоящие на психоаналитических позициях, не разделяют многие взгляды Фрейда, в частности его подход к аутоагрессии только как к проявлению агрессивных инстинктов, тем не менее среди причин самоубийства ведущее место уделяют психологическим, а основным методом их изучения считают метод психологизации суицидального поведения.
Так, например, по мнению видного финского суицидолога Achte (1973), суицид может носить характер любовного влечения, когда лицо, совершающее самоубийство, надеется путем смерти воссоединиться с любимой или с родственниками, по которым скучает. Такие лица, по мнению Achte, уповают на то, что, умерев, они обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни, и смерть для них представляется привлекательной. Особенно это касается суицидальных намерений. В своих суицидальных фантазиях такие лица созерцают собственные похороны, наслаждаются признанием в любви и раскаяшкм близких и родственников.
По утверждению французского психиатра и суицидолога Gouran (1981), существует прямая зависимость между суицидальным поведением и «страстной влюбленностью». При этом суицидальное поведение, по мнению автора, является своеобразной попыткой стать «хозяином положения» и может временно снять напряжение, вызванное тяжелым кризисным состоянием.
В рассуждениях сторонников этой концепции много интересного, но все они страдают односторонностью.
Большинство отечественных ученых (А. Г. Амбрумова, 1983, 1996; В. А. Тихоненко, 1983), не умаляя роли психологических факторов в формировании суицидального поведения, тем не менее не считают их ведущими и рассматривают в совокупности с социальными и биологическими.
Несомненный интерес в этом плане представляют работы, в которых изучаются преморбидные особенности личности как один из предиспонирующих факторов, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение (Ц. П. Короленко, А. Л. Галин, 1977; Birtehnell, 1981; Pokorny, 1983; и др.).
А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно (1985), исследуя личностные особенности подростков с суицидальным поведением, показали, что для большинства из них характерна импульсивность, проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь продолжительное время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Всем подросткам-суицидентам, по данным авторов, была свойственна некоторая эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, чем и объяснилось большое количество конфликтных ситуаций, нередко заканчивавшихся суицидальными действиями. Изменение настроения у таких подростков обычно зависело от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями (тахикардия, гипергидроз, яркая игра вазомоторов лица, сухость во рту и т. п.). Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся
в литературе и кино коллизий на себя, быстром «вживании» в образ, в возможности испытывать в этих несуществующих ситуациях истинные эмоциональные потрясения, а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т. п.
Указанные личностные особенности, выявленные авторами у подавляющего большинства подростков-суицидентов, создают, по их мнению, определенную суицидальную предиспози-цию личности в подростковом возрасте.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что описанные А. Г. Амбрумовой, Е. М. Вроно личностные особенности суи-цидентов в известной степени свойственны любому подростку, чем и объясняется, по утверждению самих же авторов, высокий процент ситуационных реакций и реактивных состояний, формирующих пресуицидальный период в подростковом возрасте.
Известно, что импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость характерны для большинства подростков. У них обостряется чувство самоанализа, повышается интерес к проблеме жизни и смерти, усиливается увлечение философскими вопросами этого направления. Молодые люди склонны к «переоценке ценностей», мучительно ищут свое место в обществе, пытаются уяснить «смысл жизни». Бескомпромиссность, эгоцентричность, отсутствие жизненного опыта в свою очередь усиливают реакцию протеста, усугубляют конфликт между еще несформировавшимся, легкоранимым «я» и жестоким, несправедливым, по их мнению, обществом.
Ц. П. Короленко, А.Л.Галин (1978; 1990) выделяют следующие психологические особенности суицидентов: преобладание формально-логического типа мышления, усиление аффективной сферы и недостаточность активного воображения. По мнению авторов, мышление большинства лиц с суицидальными тенденциями больше соответствует законам формальной логики; мышление же лиц, у которых во фрустрирующих условиях не возникает суицидальных тенденций, приближается к мышлению, протекающему по законам логики диалектической. Субъективная однозначность интерпретации внешних объектов, характерная для суицидентов, объясняется преобладанием формально-логического типа мышления и выраженным
влиянием на интеллект аффективной сферы. В то же время недостаточно развитое воображение делает фрустрацию неожиданной, затрудняет для таких личностей возможность прогнозировать последствия своих действий, снижает психологические защитные механизмы и делает суицидальную попытку более вероятной.
Н. В. Конанчук, В. К. Мягер (1983) выделяют три основных свойства, характеризующих личность суицидента: повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели; повышенная потребность в эмоциональной близости, зависимости от любимого человека, когда собственное «я» растворяется и воспринимается лишь в паре: «я — она» («я — он»), а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях; низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию.
А. Е. Личко (1983) указывает на определенную связь суицидального поведения подростка с типом акцентуации характера. По данным автора, при демонстративном суицидальном поведении 50 % подростков имели истероидный, истероидно-не-устойчивый и гипертимно-истероидный типы, 32 % — эпилеп-тоидный и эпилептоидно-истероидный и лишь 18 % —другие типы акцентуаций характера. В то же время суицидальные покушения в большинстве случаев совершались лицами с сенситивным (63 %) и циклоидным (25 %) типами акцентуации. Некоторые авторы обращают внимание на чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов в подростковом возрасте (А. Е. Личко, 1983; Otto, 1972; и др.).
По нашим данным, среди подростков, покончивших с собой или покушавшихся на самоубийство, 24 % имели шизоидный тип, 20 % — сенситивный, 18 % — психастенический, 15 % — возбудимый и эпилептоидный, 13 % — эмоционально-лабильный и 10 % — остальные типы особенностей характера.
7.2.3. Социологическая концепция. Эмиль Дюркгейм (1898) считал, что в основе суицидального поведения лежит «снижение и неустойчивость социальной интеграции», а частота самоубийств зависит от степени интеграции индивида в обществе. По мнению Дюркгейма, самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений
индивидуума с социальной средой, при этом социальные факторы, несомненно, играют ведущую роль.
Современные суицидологи не отрицают того факта, что социальные факторы занимают видное место среди причин суицидального поведения, но объяснение всей проблемы самоубийств лишь с точки зрения влияния на человека социальной среды является односторонним и непродуктивным. Главный недостаток этой концепции — недооценка роли личности во взаимоотношениях с социальной средой.
Социологическая и психологическая концепции получили дальнейшее развитие в работах А. Г. Амбрумовой (1978, 1983), которая расценивает суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Автор выделяет объективные (конкретные причины) и субъективные (психологические переживания) стороны дезадаптации, которые взаимосвязаны, но не обязательно соответствуют друг другу. Дезадаптация всегда связана с конфликтом, который имеет как внешний (экстраперсональный), так и внутренний (интро-персональный) критерии. Автор вводит также понятие «порог дезадаптации». Конфликт, превышающий порог дезадаптации, именуется кризисным.
Личность со всеми ее индивидуальными особенностями представляет собой стержневую основу для понимания суицидального поведения как проявления социально-психологической дезадаптации. Имеется последовательная связь между социальными и личностными факторами, конфликтом, социально-психологической дезадаптацией, крахом ценностных установок и суицидом.
Естественно, что личность в экстремальных условиях по-разному ведет себя в конкретной ситуации. Это зависит, с одной стороны, от силы действующих социальных факторов, с другой — от личности, реагирующей на эти объективные трудности. Подобная зависимость еще более усложняется в подростковом возрасте, когда формирование личности еще не окончено и в силу этого оценка объективных трудностей подростком и реакция на них часто бывают неадекватными.
А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко (1978) выделили следующие основные типы акцентуированных суицидальных реакций
у взрослых психически здоровых людей: реакции эгоцентричй* ского переключения, психалгии, реакции «отрицательного баланса» и негативных интроперсональных отношений. В подростковом возрасте наиболее часто встречалась реакция эгоцентрического переключения — быстро появляющаяся кратковременная реакция в ответ на острые конфликты. Очень часто она возникает по незначительному поводу, не отражающему причины конфликта и суицидального поведения. Аффективные переживания конфликтной ситуации при этом типе реакции быстро генерализируются, охватывая все уровни психической деятельности. Мысль о самоубийстве возникает внезапно и доминирует над всеми остальными. Из сознания вытесняются и страх смерти, и болевые ощущения. Переход от зарождения суицидальной мысли до ее реализации исчисляется минутами, «пресуицидальный» период практически отсутствует.
Позже А. Г. Амбрумова (1983) выделила 6 типов непатологических ситуационных реакций, проявляющихся у взрослых психически здоровых людей суицидальным поведением: 1) реакция эмоционального дисбаланса (преимущественно дистимические нарушения с актуализацией значимости отрицательно эмоционально окрашенных раздражителей); 2) пессимистическая ситуационная реакция (изменение мироощущения: все предстает в мрачных тонах, создавшаяся ситуация кажется безысходной, будущее — бесперспективным); 3) реакция отрицательного баланса (рациональное «подведение жизненных итогов», оценка перспектив и подведение баланса, предполагающие высокий уровень критичности); 4) реакция демобилизации (отказ от контактов, привычной деятельности, сопровождающийся чувством одиночества, безнадежности, от-вергнутости); 5) реакция оппозиции (экстрапунитивная позиция личности, повышенная агрессивность, часто переходящая в аутоагрессию; суицидальный риск относительно невысок, суицидальные действия чаще носят демонстративно-шантажный характер); 6) реакция дезорганизации (содержит в своей основе тревожный компонент и сопровождается выраженными соматовегетативными нарушениями).
Э. А. Чомарян (1983), обследуя подростков, суицидальные действия которых не выходили за рамки ситуационно-личностных реакций (155 человек), отмечает некоторые возрастные
особенности реакций. Так, у подростков старшего пубертатного возраста чаще наблюдались реакции по типу дистимических и пессимистических, а младшего — девиирующие и дезорганизующие.
Дальнейшие исследования в этой области позволили А. Г. Амбрумовой, Е М. Вроно (1985) выделить суицидоопас-ные ситуационные реакции, специфические для подросткового возраста: реакцию депривации, эксплозивную реакцию и реакцию самоустранения.
Реакция депривации чаще наблюдается у подростков младшего и среднего пубертатного возраста (12-16 лет). Проявляется угнетением эмоциональной активности, потерей интереса к прежним увлечениям и занятиям, погруженностью в негативно окрашенные переживания. Основное содержание переживаний обычно составляет страх наказания за проступки или плохую успеваемость. Чаще встречается в семьях с ортодоксальными авторитарными воспитательными установками. Суицидальное поведение характеризуется стойким и выраженным намерением умереть, которое быстро исчезает при разрешении конфликтной ситуации.
Эксплозивная реакция чаще встречается у подростков старшего возраста (16-18 лет). Проявляется аффективной напряженностью, враждебностью к окружающим, особенно к участникам конфликта, сочетанием с другими формами деви-антного поведения (пьянство, правонарушения). Часто формируется у подростков с завышенными претензиями. Суицидальные действия обычно диктуются стремлением отомстить обидчикам, настоять на своем, доказать свою правоту. Суициды совершаются на высоте аффекта, в апогее конфликта, часто на глазах у обидчиков. В постсуицидальном периоде возможны повторные попытки, особенно если подростку удалось с их помощью изменить ситуацию в свою пользу.
Реакция самоустранения наблюдается чаще у подростков с чертами социальной и психической незрелости (хронические соматические заболевания, невысокий интеллект, признаки социально-педагогической запущенности) Нередко возникает при резкой смене жизненного стереотипа и характеризуется стремлением уйти от возникающих трудностей. При этом подросток впадает в отчаяние при малейшей неудаче или
конфликте. Такие подростки внушаемы, несамостоятельны, часто попадают под влияние сверстников, ведущих асоциальный образ жизни. Суицидальное поведение расценивается ими обычно как выход из создавшейся конфликтной ситуации. Имитации суицидов встречаются редко, однако при неудавшемся суициде такие подростки активно просят о помощи, боятся умереть, стыдятся своего поведения.
Многообразие перечисленных суицидальных ситуационно-личностных реакций свидетельствует о недостаточном изучении этого аспекта суицидологии, хотя сама постановка вопроса о реакции личности (вне психической патологии) на ситуацию, приводящую к самоубийству, является, несомненно, перспективной, так как способствует выработке конкретных мер по профилактике и психотерапии суицидального поведения. Выделенные типы суицидальных реакций следует соотносить с широко известными в литературе (В. В. Ковалев, 1979; А. Е. Личко, 1985; В. Т. Кондратенко, 1986,1988) ситуационно-личностными реакциями у детей и подростков: оппозиции, отказа, имитации, эмансипации, реакциями, обусловленными сексуальным влечением и формированием самосознания. Суицидальные действия, если они совершаются не в состоянии психоза, являются действиями умышленными, а поэтому они должны иметь свои мотивы, причины, условия и поводы.