Иммиграция – перемещение людей – въезд на территорию другой страны

ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initiare - начинать, посвящать) обряд посвящения, перехода – смены социального качества, важнейший компонент жизнедеятельности традиционного общества. Инициации могут носить профессиональный, возрастной характер. Особую роль играют возрастные инициации, оформляющие процесс социализации подростков.

КИНЕСИКА - (от греч. kinesis - движение) - совокупность телодвижений (жестов, поз, мимики), применяемых в процессе человеческого общения в качестве дополнительных выразительных средств;

КОММУНИКАЦИЯ - в широком смысле слова - обмен мыслями и информацией в форме речевых, письменных и иных сигналов.

КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ (в концепции Л. Н. Гумилева) - взаимная симпатия (антипатия) индивидов, оп­ределяющая деление на «своих» и «чужих».

КОНСОЛИДАЦИЯ - упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

КОНСТРУКТИВИЗМ в этнологии -направление в современной этнологии, отрицающее укорененность этнического, онтологический статус этноса и утверждающее принцип сознательного конструирования этничности в соответствии с политическими или экономическими интересами тех или иных социальных групп, слоев общества.

КОНФЛИКТ – высшая, наиболее острая форма развития противоречий.

КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ – социальные факторы, порождающие конфликт, определение которых позволяет прогнозировать возникновение и развитие конфликта на разных его стадиях.

КОНФРОНТАЦИЯ - ролевая характеристика конфликта, в котором стороны попеременно выступают в ролях нападения и защиты. В динамическим аспекте конфронтация означает открытую фазу борьбы, она может увеличиваться и уменьшаться, что обозначается терминами «эскалация» и «деэскалация» конфликта.

КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos - чужой и...фоб,...фобия) - 1) навязчивый страх перед незнакомыми лицами:2) Ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому,непривычному.

КУЛЬТУРА (от лат. colere – возделывать) – сложноорганизованная, исторически развивающаяся система духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком природы и самого себя. Культура может рассматриваться также как система духовных, материальных и социальных ценностей, выработанных человечеством. Понятие культура рассматривается и как характеристика определенной исторической эпохи с характерным для нее уровнем развития, совпадая по смыслу с понятием «цивилизация» (например: античная культура – античная цивилизация). В более узком смысле – характеристика уровня развития личности, человеческой общности (см., например, культура этноса, культура личности).

КУЛЬТУРА ЭТНОСА – культура этнической общности, складывающаяся в результате ее саморазвития и взаимодействия с другими этническими общностями, а также освоения иных, внеэтнических культурных норм и ценностей

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ – теоретическая и ценностная позиция, основанная на признании относительности общих критериев оценки различных культур и отрицающая возможность построения их ценностной иерархии, выдвигающая на первый план самобытность и самоценность любой культуры.

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ – свойство и направленность деятельности, основанные на понимании целостности и системности культуры, необходимости учета сложных взаимосвязей и взаимозависимостей отдельных ее сфер, элементов.


МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – процесс взаимодействия представителей различных этносов, этнических групп, наций по поводу различных аспектов их жзизнедеятельности, культуры. В широком смысле слова – синонимичен понятию «межэтническая коммуикация».

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ (как результат аккультурации) – деидентификация, потеря явно выраженной собственной идентичности (часто по причинам от индивидуума не зависящим) и «неприобретение» доминирующей, ценностная неопределенность, неадаптированность.

МЕНЬШИНСТВО ЭТНИЧЕСКОЕ – группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своейчисленностиокружающему ее иноэтничному населению.

МЕНТАЛИТЕТ – относительноцелостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности.

МЕНТАЛЬНОСТЬ -универсальная форма организации представлений, знаний, верований человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, являются средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения ею.

МИГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – совокупность массовых перемещений людей, этнических групп либо внутри территорий, занимаемых этими этническими группами (внутринациональная м. э.), либо за пределы этих территорий (межнациональная м. э.).

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – модель публичной политики, созданной для обеспечения полного социально - экономического, политического, культурного участия всех членов общества в его жизни. М. означает общественное признание иммигрантов и групп этнических меньшинств как отдельных обществ, имеющих свои особенности, инфраструктуру и т.д.

МУСУЛЬМАНИН (арабск. «муслим» - предавший себя Аллаху) – приверженец ислама.

НАРОД – в этнологическом смысле то же, что этнос. Употребляется также для обозначения совокупности классов и социальных групп, составляющих общество, население страны, государства (например: американский народ, китайский народ, российский народ).

НАРОДНОСТЬ – исторический тип этноса, этносоциальная общность, складывающаяся на основе разложения первобытнообщинного строя и смены его рабовладельческим; следующая после родоплеменной организации стадия развития этноса.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, мировоззрение и поведенческая установка, основанная на представлении превосходства одних наций над другими.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – 1)если нация определяется как этнос на высокой стадии развития, то национальная культура - синоним этнической культуры. 2) если нация определяется как гражданское единство, объединяющее в рамках единого (национального) государства разные или многие этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – осознание членами этноса (нации) своего группового единства, идентификация себя с этнической группой (нацией) составная часть национального самосознания.

НАЦИЯ (лат. natio- народ) – 1) тип этнической общности на уровне индустриальной цивилизации, следующая стадия развития этноса после племени и народности (этнонация); 2) совокупность граждан национального государства, имеющих общее или разное этническое происхождение (гражданская нация).

ОБРЯДЫ сохраняющиеся в традиции действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива и направленные на создание благоприятных условий для осуществления жизненного цикла. Обряды жизненного цикла в традиционном обществе связаны с рождением, сменой социального статуса (инициация), свадьбой.

ОБЫЧАИ - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми, способствующими становлению новых, прогрессивных обществ, отношений.

ОБЩЕНИЕ - одна из форм человеческой деятельности, реализованная во всех разновидностях человеческой культуры, процесс конкретного, деятельного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического.

ПАССИОНАРИИ (в концепции Л. Н. Гумилева) – особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

ПАССИОНАРНОСТЬ как характеристика поведения (в концепции Л. Н. Гумилева) – эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели.

ПАССИОНАРНОСТЬ как энергия (в концепции Л. Н. Гумилева) – избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.

ПАССИОНАРНЫЙ ИМПУЛЬС (в концепции Л. С. Гумилева) – поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.

ПАТРИОТИЗМ (лат.patris - отечество) – преданность своей Родине, любовь к отечеству, готовность служить их интересам, защищать от внутренних и внешних врагов.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система образования, базирующаяся на идеях культурного плюрализма, вариативности, диверсифи­кации.

ПОЛИТИКА (греч. polis - гора, скала, город, городская община, государство) - вид деятельности, направленный на «выстраивание» отношений между социальными слоями, классами внутри государства (внутренняя политика) и между государствами, народами разных стран (внешняя или международная политика).

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Означает также всю совокупность действия традиции. Преемственность является также внутренним (конституитивным) свойством культуры как системы.

ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЭТНОСА – специфический способ восприятия и от­ражения членами этнической общности различных сторон окружаю­щей действительности.

РАСИЗМ – совокупность антинаучных реакционных представлений (и основанная на ней поведенческая установка), содержащих утверждение об отражении внешних расовых характеристик на ментальных, моральных, социальных и прочих качествах их носителей. На этой основе выдвигается положение о неравенстве человеческих рас, об изначальном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы, из которых вторые обречены на дискриминацию и эксплуатацию.

РАСЫ – 1) в физической антропологии: биологические подразделения человечества современного вида, различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью обитания. 2) в социологии и социальной антропологии: социальные группы, которые выделяются окружающей социальной средой по тому или иному антропологическому признаку (цвет кожи и т.д.), наделяемому функцией символов социальных и культурных качеств.

РЕГИОН – внутри- или межнациональные территориальные образования, имеющие свою специфику, обусловленную природно-климатическими, демографическими, социально-экономическими и этнокультурными факторами.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

РОДИНА – государство, область, город или село, в котором человек родился и где прошло его становление как личности; регион, страна, которая имеет отношение к развитию определенного этноса, нации, народности, рода. Г. Гачев употребляет термин «природина» для выражения социо-культурно-природного единства.

РОДОПЛЕМЕННАЯ ОБЩНОСТЬ – первоначальный тип человеческой общности (этноса), имеющий начальные этнические признаки и строящийся на кровно-родственном смешении. Р. о. предшествовало стадо.

РУССКАЯ ИДЕЯ – система взглядов на смысл существования русского народа и России, базирующаяся на осознании нацией собственных единства, интересов и перспектив, а также ее места в истории мировой цивилизации. Ее появление стало ответом на необходимость осмысления внутриинтеграционных тенденций русской народности и международной роли Московского государства, оставшегося после падения Византийской империи единственным хранителем православия.

САМОБЫТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ (ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ) – понятие, отражающее исторически сложившиеся устойчивые особенности и установки этнической общности (рода, племени, народности, нации), проявляющиеся в ее укладе жизни, системе жизнеобеспечения, обычаях традициях, языке, ценностных ориентациях.

СЕНСОРИКА - совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств, один из видов межэтнической коммуникации.

СЕГРЕГАЦИЯ (лат.segregatij – отдельно) – ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности.

СЕКСИЗМ – социальный стереотип, в основе которого убеждения, утверждающие превосходство одного пола над другим и тем самым обосновывающие неравенство мужчин и женщин. Один из типов интолерантности.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от латинского слова saecularis — мирской) — процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение, разные сферы жизни выходят из-под контроля церкви.

СЕПАРАТИЗМ – (от лат. separatus – отдельный) – идеология и соотвествующая политическая деятельность, выражающая стремление этнических меньшинств, проживающих в многонациональных государствах, к национальному обособлению и отделению, ограничению полномочий властвующего центра, созданию самостоятельного суверенного государства или установлению национально-государственной автономии.

СЕЦЕССИЯ (от лат. secessio, от secedo - ухожу),- односторонний выход из государства его части.

СИГНАЛЬНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ (в концепции Л. Н. Гумилева) – передача навыков потомству путем научения через условный рефлекс подражания, формирующая стереотип поведения как высшую форму адаптации.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – универсальный общесоциологический и этический принцип организации жизни общества, показатель определенного уровня развития и типа цивилизации как социокультурной и этнонациональной общности, имеющий в своем содержании два аспекта: 1. равноправное положение всех людей в обществе, возможность каждого самостоятельно определить свое место в жизни; 2. материальное и моральное вознаграждение личности и социальной общности в соответствии с их реальными заслугами перед обществом.

СИОНИЗМ – международное идейно-политическое движение, имеющее своей главной целью переселение евреев, проживающих в различных странах мира, на территорию нынешнего государства Израйль. Возник в конце XIX века как концепция «всемирного еврейского народа», основанная на постулатах иудейской религии о «богоизбранности» евреев, социал-дарвинизма и ницшеанства.

СОЛИДАРНОСТЬ – согласованность в действиях т взглядах на основе близости или общности интересов и целей.

СТЕРЕОТИПЫ ГЕНДЕРНЫЕ - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины.

СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ – формирующийся в процессе этногенеза, исторически устойчивый комплекс стандартов поведения членов этнической общности, являющийся важнейшим этнодифференцирующим признаком. По концепции Л. Н. Гумилева стереотип поведения передается путем сигнальной наследственности.

СУВЕРЕНИТЕТ (фр. sonverninete – верховенство, верховная власть) – 1. верховенство народа, нации, государства во внутренней и внешней политике, обеспечивающее независимость и самостоятельность развития свойственного им общества; 2. социально-политическая функция моно- и полинациональных государств; 3. принцип равнопартнерских межнациональных и межгосударственных отношений.

ТЕЙП – у чеченцев и ингушей - родовой военно-экономический союз, состоящий из группы кровнородственных семей, во главе которого стоит орган управления – совет старейшин. Так у чеченцев за всю историю не возникло никаких государственных образований, не было и племенной аристократии (князей, ханов). Тейпы объединялись в союзы. Тейп – основная ячейка, от которой каждый чеченец исчисляет свои первоначальные кровно-родственные отношения и связи по отцовской линии. Сейчас тейпы, сохраняя в основном функции, связанные с организацией общинной жизни, постепенно утрачивают свои политические функции.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА,основанная на устойчивых, сформировавшихся в этногенезе, передающихся из поколения традициях во всех сферах культуры – материальной, духовной, социальной.

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных труппах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

ФАКТОР (лат. factorделающий, производящий) - понимается как существенное обстоятельство, влияющее на процесс, явление.

ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского «народная мудрость»)- сфера народного художественного творчества, включающая устное народное творчество, музыку, танец, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, народную архитектуру и др. В узком смысле слова – устное народное творчество.

ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНЫЙ – устойчивый комплекс специфических для данной этнонациональной общности психологических черт, поведенческих норм и ценностей.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis – гражданский, государственный) – 1. исторический тип культуры (древнеегипетская ц., греческая ц. и т.д.); 2. социокультурная общность людей, обладающая единством и качественным своеобразием культуры.

ШОВИНИЗМ - крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание на­циональной вражды и ненависти.

ЭКСПАНСИЯ (лат. expansion – расширение) – активное и агрессивное проникновение в какую либо сферу; в межнациональных отношениях означает более активный, доминирующий характер поведения какой-либо этнонациональной группы (групп) в межнациональном взаимодействии.

ЭЛИТЫ (от франц. elitе - лучшее, отборное, избранное)- социальные группы индивидов, занимающих руководящие или лидерские позиции в обществе и пользующихся признанием неэлитных слоев, имеют отличающиеся интересы.

ЭМИГРАЦИЯ – перемещение людей из одной страны в другую, добровольный или вынужденный выезд из страны.

ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА БИОХИМИЧЕСКАЯ (в концепции Л. Н. Гумилева) свободная энергия, абсорбируемая живыми организмами из окружающей среды.

ЭНТРОПИЙНЫЙ ПРОЦЕСС – необратимый процесс потери энергии.

ЭТНИЦИЗМ – понятие, аналогичное понятию «патриотизм», но применительно к этносу - этническая лояльность, осознанное стремление к этнической самоидентификации, декларирование принадлежности к своему этносу, включенность в жизнь своего народа, стремление к сохранению этнических ценностей, целостности и воспроизводства своего народа

ЭТНИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА - явление (или комплекс явлений - религи­озных, идеологических, военных, бытовых), определяющее переход от начального для процесса этногенеза этнокультурного многообра­зия к целеустремленному культурному единообразию.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ– постепенное перенесение индивидом на себя (освоение, интериоризация – перенесение «внутрь») качеств этнической общности, в которой индивид формируется как личность.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ результат процесса этнической идентификации, сознание и переживание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, к ее культуре, традициям и обычаям, системе ценностей. Э. и. – один из самых сложных и дискуссируемых в современной этнологии и антропологии терминов. Одна из самых спорных проблем и противоречий в теоретических позициях: либо Э. и. имеет объективную основу и может быть определена, либо она субъективна и является фактом самосознания. Это противоречие отражает методологическое противостояние примордиалистского и конструктивистского направлений в современной этнологической науке.

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА свойственный этнической общности способ мировидения, включающий и его понимание внешнего (природного и социального) мира, и его интерпретацию своего места и предназначения в этом мире.

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА часть культуры этноса, результат его культуротворческой деятельности, формирующаяся в процессе этногенеза и выражающая его собственный особый способ ориентации в мире – природном и социальном.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - комплекс политических, идеологических и организационных мер, осуществляемых в сферах этногосударственных (вертикально-иерархических) и межэтнических (горизонтально-сегментарных) отношений органами государственной власти совместно с представительными этнокультурными объединениями по созданию условий для сохранения, развития и взаимообогащения этнических общностей, согласования и солидаризации усилий по упрочению единства РФ как гарантии от внешних угроз, соблюдения индивидуальных и коллективных прав и свобод, удовлетворения специфических интересов каждой этнической общности на основе глубокого знания и целесообразного учета особенностей их менталитета, образа жизни, истории, культурного наследия независимо от численности, компактного и дисперсного расселения.

ЭТНИЧЕСКАЯ ФРУСТРАЦИЯ- психологическое состояние этнической группы или общности, которое характеризуется потерей перспекти­вы исторического развития, тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности.

ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - упрощенный, схематизированный, эмо­ционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизирован­ная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР - целостная психологическая структура, отражающая специфи­ку исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.

ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ принадлежность индивида по происхождению к какой – либо этнической группе (в моноэтничной семье) или группам (в этнически смешанной семье). Этническое происхождение может не совпадать с этнической идентичностью, так как последнюю индивид выбирает сам.

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ сознание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе (группам)..

ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ совокупность представлений этнической общности о своем происхождении, истории, месте в современном мире, отношениях с другими аналогичными общностями.

ЭТНИЧНОСТЬ – 1) комплексисторически сформировавшихся особенностей, свойств духовной, материальной и социальной культуры этноса, этнической группы, проявляющиеся в различных формах его жизнедеятельности; 2) деинституциализированная форма существования этноса, этнической общности в современных социо-коммуникативных процессах.

ЭТНОГРАФИЯ сформировавшаяся в середине 19 века историческая наука, изучающая культурно-бытовые и социальные особенности этносов и этнических групп. В широком смысле то же, что этнология. В узком смысле - описательная часть этнологии.

ЭТНОКУЛЬТУРОГЕНЕЗ формирование в процессе этногенеза специфических особенностей материальной, духовной и социальной культуры этнических общностей, свойственного им стереотипа поведения, способов адаптации к природно-климатическим условиям, форм жизнедеятельности.

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ– научная область, интегрирующая культурологическую и этнологическую теории, и изучающая формирование и развитие этнических особенностей культуры.

ЭТНОЛОГИЯ теория этноса, изучающая общие законы формирования (этногенез), развития (этническая история) этносов как особого вида исторически складывающейся социо-био-духовной человеческой общности.

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ – типы этносов в процессе их исторического развития: племя, народность, нация, региональные цивилизационные сообщества.

ЭТНОНИМ имя народа (этноса), формирующееся и в процессе этногенеза – формирования этнической общности, и в процессе взаимодействия, контактов с другими народами. Этнонимы разделяют на эндоэтнонимы (самоназвания) и экзоэтнонимы (имена, которые даются данному этносу другим этносом или этносами).

ЭТНОС (от греч. ethnos - народ) – исторически складывающаяся на определенной территории в результате этногенеза общность людей, обладающих общим стереотипом поведения, общими языком, традициями, ритуально-обрядовым комплексом, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных общностей. В концепции Л. Н. Гумилева «этнос» - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

ЭТНОСФЕРА совокупность этносов, населяющих Землю или, по Л. Н. Гумилеву, земная оболочка, представляюшая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – одно из свойств этнического самосознания, связанное с восприятием и оценкой окружающего мира, других этносов сквозь призму ценностей своего этноса. Этноцентризм, являясь, с одной стороны, неизбежным моментом этногенеза и этнического «самоопределения», с другой стороны, может стать основой для агрессивного неприятия другого народа, превознесения исключительности качеств своей этнической общности, ее превосходства над другими. Этноцентризм, закрепившись в сознании этноса, может достичь своей крайней агрессивной формы – шовинизма. В качестве синонима этноцентризма часто используется термин «национализм».

.

.

ЛИТЕРАТУРА

Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнически проблемы современности и культура межнациональных отношений. Учебное пособие. –Ставрополь, 1993.

Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.

Актуальные вопросы этнопсихологической подготовки педагога: учеб. пособие/ под ред Л. Н. Бережновой. – СПб, 2004.

Алексеев В. П. Этногенез. - М, 1986.

Алексеев М. Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. - М., 2001.

Амелин В. В. Конфликты через призму местных сообществ: научно-публицистические очерки. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007.

Амелин В. В. Этносоциальные процессы в Оренбуржье (постсоветский период).- Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007.

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М., 2001

Аникин В. П. Традиции русского фольклора // Традиции русского фольклора. М., 1986.

Антропологический словарь. – М., 2002.

Антропология Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Апинян Т. А. Мифология: теория и событие. Учебник. – СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 2005

Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство.- СПб., 1994.

Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология.- М., 2004.

Асмолов А. Г. Толеарнтность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2000.

Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа.- Уфа: БашГПУ, 2000.

Бабосов Е. М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993.

Байденко В. И. Болонский процесс курс лекций. М.: Логос, 2004.

Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005.

Батаршев А. В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Бахтин М. М. Тетралогия. – М.: Лабиринт, 1998.

Беннет Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. М., 2004

Бердяев Н. А. Судьба России. - М.: Философское общество, 1990.

Бердяев Н. А. Россия и мир Запада // Бердяев Н. А. Самопознание.- М., 1991.

Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика.: учеб. Пособие для студентов высших учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Беркович Н. А. Племя, народность, нация. Социально-философское исследование. СПб.: Наука, 2001.

Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). - М., 2002.

Болонский процесс: середина пути. М., 2005.

Бондаревская Е. В., Гукаленко О. В. Педагогические основы межкультурного общения.- Тирасполь, 2000.

Боготырев П. Г. Русское народное творчество. – М., 1966.

Бороноев А. О. Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. - СПб., 1992.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1973.

Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. – М., 1994.

Булгакова Т. Д. Потестарная культура народов Севера. – СПб., 2002.

Век толерантности. Научно-публицистический вестник / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2001 – 2007.

Волков Г. Н. Этнопедагогика. Изд. 2-е. М., 2003.

Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 2001.

Воспитание на культурных традициях православия. Из опыта работы учителей Псковской области.- Посков: ПОИПКРО, 2007.

Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001.

Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. М., 1993.

Гликман И. З. Теория и методика воспитания. - М.: Владос Пресс, 2003.

Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. - Ростов-на-Дону, 1992.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 2003.

Гобозов Ф. И. Проблемы регулирования межэтнических конфликтов в некоторых странах Запада // Философия и общество. 2001. № 1.

Гончаров С. А., Набок И. Л., Петров А. А., Таксами Ч. М. Североведение в Герценовском университете. Институт народов Севера. СПб.: Астерион, 2003.

Горбачева В. В. Обряды и праздники коряков. СПб.: Наука, 2004.

Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В. С. Магун. М.: Институт социологии РАН, 2006.

Гречко П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности. Учебное пособие. - М., 2006

Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебн. пособие. 4-е изд, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации.- М., 1998.

Губогло М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е издание, стереотипное Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 2002.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.

Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. 2001. №1.

Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов н/Д, 2000.

Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. – СПб., 1998.

Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. - М., 2001.

Дмитриев А. В. Конфликтология. - М., 2002.

Докучаев И. И. Введение в историю общения: Историография и методология решения проблемы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветском пространстве. М., 2003.

Евразийское Ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья имени Мусы Джалиля / Отв. ред. И. М. Габдулгафарова. Вып.7. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006.

Зинурова Р. И. Психология и педагогика этноса. – Казань, 2004.

Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Изд.3-е. Самара, 2000.

Золотухин В. М. Толерантность.- Кемерово, 2001.

Зубов А. А. Палеоантропологическая родословная человека. - М., 2004.

Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. № 6.

Игнатов В. Г.. Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

Иконникова Н. К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур).- М., 1994.

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. 2-е издание, дополненное и переработанное. – СПб.: Питер, 2005.

Ильин В. В. Философия истории.- М.: Изд-во МГУ, 2003.

Инновационная образовательная программа Герценовского университета. Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере. 2007-2008 г.г. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И, Герцена, 2008.

Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972

Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Наука, 1994.

Кемеров В. Е., Коновалова Н. П. Восток и Запад: Судьба диалога. Исследования, хрестоматия, комментарии. - Екатеринбург, 1999.

Кожемякин Е. А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.

Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. – СПб., 1999.

Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 2003.

Конфликт поколений в контексте информационной глобализации. Материалы международной конференции. - СПб., 2007

Конфликтология: Учебник для студ. высш, пед, учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Корольков А. А. Духовная антропология. - СПб., 2005.

Коул М. Культурно-историческая психология.- М., 1997.

Кочетков В. В. Психология межкультурных различий.- М., 2002.

Краевский В. В. Основы общей педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций.- М.: Экзамен, 2002.

Кукушин В. С. Этнопедагогика. – М., 2002.

Культурология. Учебно-методический комплекс. Ч.3. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Лапина М. А. Этика и этикет хантов. – Томск, 1998.

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие для студентов психологических и этнологических специальностей. М.: Старый сад, 1998.

Лебон Г. Психология толпы.- М.: Институт психологии РАН, 1999.

Леонтьев А. Н. Психология общения. М.: Смысл, 1999.

Лихачёв Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.

Лобжанидзе А. А., Горохов С. А., Заяц Д. В. Этногеография и география религий: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. 1 -2. - М., 1990.

Лурье С. В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.

Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.

Майлз Р., Браун М. Расизм. – М., 2004.

Максакова В. И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

Мартынова М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение. В помощь школьному учителю. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2004.

Мартынова М. Ю. Этническое противостояние в Косово// Этнопанорама, 2006, № 1 – 2.

Материалы по исследованию религиозной ситуации на Северо-Западе России и странах Запада. Выпуск IV.- СПб., 2007.

Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. М.: МГУ, 2002, № 3-4.

Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности. СПб., 1994.

Мир славян Северного Кавказа. Вып.1. Краснодар: Кубанькино, 2004.

Мифология и религия в системе культуры этноса. // Материалы Вторых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2003.

Молодежь и экстремизм. Проблемы воспитания толерантности. Материалы «круглого стола». – Оренбург, 2004.

Мусаев И. М. Национализм и его специфика в политических условиях современной Европы. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И, Герцена, 2006.

Мыльников А. С. О менталитете русской культуры: моноцентризм или полицентризм // Гуманитарий: Ежегодник. СПб., 1996. № 1.

Мяло К. Под знаменем бунта. Очерки по истории и психологии молодежного протеста (1950-1970-е г.г.).- М., 1985

Набок И. Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Знание, 1987.

Набок И. Л. Культурология как методологическая инновация педагогического образования// Вестник Северо-Западного отделения Российской Академии образования. Вып. 2. СПб., 1997.

Народное искусство России в современной культуре. – М., 2003.

Налчаджян А. А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004.

Нации и национализм. – М., 2002.

Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.- СПб.: Петрополис, 1999.

Национальная политика России на рубеже ХХ-ХХI веков. Сборник нормативно-правовых актов. - СПб, 2005.

Нельсон Т. Психология предубеждения. Секреты шаблонов мыщления, воприятия и поведения. СПб.- М., 2003.

Неоязычество на просторах Евразии. Материалы конференции. - М., 2001

Нефедкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII- начала XX в. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.

Палаткина Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе. – Астрахань, 2001.

Панарин И. С. Искушение глобализмом. - М.: Русский Национальный фонд, 2000.

Панов В. И. Экопсихология. – М., 2000.

Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М, 1995.

Педагогика межнационального общения. / Под ред. Д. И. Латышевой. - М.: Гадарики, 2004.

Педагогика межнационального общения. Учебник для студентов вузов./ Под ред. П. И. Матиса. - Барнаул, 2003

Петров Л. В. Коммуникация в культуре. Процессы и явления. – СПб.: Нестор, 2005.

Пивоваров Д. В., Медведев А. В. История и философия религии. Учебное пособие. Екатеринбург-Нижневартовск, 2000.

Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород: Ай Кью, 1992.

Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, 2003.

Постсоветское пространство: этнополитические проблемы // Социологические исследования. 1997. № 1.

Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. _ СПб., 2005.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М.- Киев, 2001.

Проблемы сохранения толерантности в полиэтничных регионах России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург, 2005.

Проблемы этнокультурного развития русского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004.

Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. – СПб., 1994.

Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. Материалы IV Международной научной конференции./ Под научн. ред. И. Л. Набока. - СПб.: Астерион, 2002..

Реальность этноса. Гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и этнической идентичности. Сб. статей по материалам Х Международной научной конференции./ Под научн. ред. И. Л. Набока. Ч. 1 и 2. - СПб.: Астерион, 2008.

Религии мира. М., 1994.

Религии народов современной России: словарь / под ред. М. П. Мчедлова. – М., 2002.

Роббек В. А. Сохранение, возрождение и развитие языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в первой четверти XXI века (концепция). – Якутск, 1999.

Руднева Т. И. Национальное воспитание и этнические традиции. – Самара, 2002.

Русское слово в русском мире. - М., 2005

Рыбаков С. Е. Философия этноса. – М., 2001.

Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии: Философские основы мировоззрения. Ч.3. Антропология. Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке. – СПб.: Петрополис, 1999

Садохин А. П. Этнология. - М., 2000.

Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Север. Северяне. Североведы. Сб. научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

Семенов Ю. И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение,- 2000. - № 2.

Сикевич З. В. Русские: «образ» народа. Социологические очерки.- СПб., 1996.

Сикевич З. В. Социология и психология межнациональных отношений.- СПб., 1999.

Смирнова Т. М. Национальность – питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в ХХ веке. – СПб.: Сударыня, 2002.

Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004.

Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.

Соколовский С. В. К дискуссии о самоопределении народов // Этнографическое обозрение, 2001, № 3.

Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998.

Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М., 2001.

Социальная идентичность: Способы концептуализации и измерения: Материалы всероссийского семинара / Под ред. О.А. Оберемко и Л.Н. Ожиговой. Краснодар: КубГУ, 2004.

Стаичнский Г. А. Этническая педагогика. – СПб., 1997.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология.- М., 2003.

Тавадов Г. Т. Этнология. – М., 2004.

Таксами Н. Ч. Коренное население Аляски накануне третьего тысячелетия.- СПб.: Наука, 2002.

Таксами Ч. М., Левченко В. Ф., Черникова С. А., Славинский Д. А. Проблемы развития коренных народов Севера. Этноэкологический подход. СПб., 2003.

Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтничного общества. Сб. статей. М.:ИНПО. Ч.1. М., 2006

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация.- М., 2000.

Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия. Учебно-методический комплекс. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Технологии общественной коммуникации. Учебно-методический комплекс. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2003.

Тишков В. А. Кризис понимания России. - Москва - Воронеж, 2006.

Токарев С. А. Религии в истории народов мира. – М., 1986.

Толерантность: введение в понятие. Учебное пособие./ Под ред. А. Ю. Сунгурова. – СПб.: Ютас, 2007.

Уайт Лесли Избранное: Эволюция культуры. – М., 1986.

Фольклор Усть-Цильмы: пословицы, поговорки, присловья…Сыктывкар, 2004.

Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. М.: Пеагогическое общество России, 2004.

Цаллагова З. Б. Этнопедагогический диалог культур.- Владикавказ, 2001.

Цурикова Л. В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации.- Воронеж: Издательство ВГУ, 2002.

Цуциев А. А. Атлас этнополитической истории Кавказа. (1774-2004). М.: Европа, 2006.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: Издательство «АСТ», 2003.

Хомяков М. Б. Проблема толерантности в христианской философии. - Екатеринбург, 2000

Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.

Чебоксаров Н. Н. Народы, расы, культуры. – М., 1985.

Чернобровкин И. П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

Чернякова Н. С. Содержание и смысл категории «истина». СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. Учебное пособие. М., 1998.

Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. – М., 1986.

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. – М., 1996.

Щеглов В. И. Этническое в психологическом поле студента.- СПб., 2004.

Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. - М.: Новое литературное обозрение, 2004.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М., 1996.

Этническая психология. Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2003.

Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества. Сб. научн. статей. - М.- Ставрополь, 2002.

Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.

Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе. - Оренбург, 2007.

Этнология: учебник / под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. – М., 1994.

Этнополитические процессы в трансформирующемся российском обществе. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Оренбург, 2005.

Юнг К. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. 1988. № 10.

Язык вражды против общества. Сб. статей. - М.: Центр «Сова», 2007.

Ялалов Ф. Г. Этнодидактика. – М., 2002.

Тюпа В.И. Бахтин как парадигма мышления – электронный ресурс: http://metlit.nm.ru/materials/communic/bkakpar.html.


[1] См.: Инновационная образовательная программа Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитоарных технологий в социальной сфере». 2007-2008 г.г. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

[2] Краевский В.В. Основы общей педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 12.

[3] Борисенков В. П. Развитие фундаментальных педагогических исследований в Российской академии образования // Педагогика, 2006, №1, с. 6.

[4] Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.С. 614.

[5] Там же.

[6] Там же. С. 616-617.

[7]Там же. С. 614.

[8]Там же. С. 618.

[9] Именно так понимал педагогическую теорию, ее универсальный смысл и место в человекознании и К. Д. Ушинский, назвавший свой, увы, незавершенный 3-томный труд "Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии".

[10] Там же. С. 6.

[11] Там же. С. 11. –Курсив мой - И. Н.

[12]См. об этом, например: Селевко П. К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

[13] Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989, с. 178..

[14] Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.

[15] См.: Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. М.: РГГУ, 2005.

[16] Там же. С. 2.

[17] Там же. С. 5.

[18] Келлер А. От Болоньи к Берлину. Перспективы Европейского пространства высшего образования. // Болонский процесс: середина пути. М., 2005. С. 218.

[19] Там же.

[20] Европейское пространство высшего образования. Достижение целей. Коммюнике Конференции европейских ми­нистров, отвечающих за высшее образование ( Берген, 19–20 мая 2005 г. // www.recep.ru).

[21] Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007). См., также: Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

[22] См.: Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. http://portalus.ru (c)

[23]См. А. Л. Андреев. Цит. соч.

[24] Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006; Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005.

[25] См.: Болонские преобразования и гуманитарный вуз: проблемы, приоритеты, перспективы Реферативный бюллетень. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. С. 21-22.

[26] См.: Там же. С. 22.

[27] Педагогика межнационального общения. Под ред. Д. И. Латышевой. М.: Гадарики, 2004. С.8.

[28] Педагогика межнационального общения. Учебник для студентов вузов. Под ред. П. И. Матиса. Барнаул, 2003. С. 69. Курсив мой.- И. Н.

[29] См.: Ялалов Ф. Г. Этнодидактика. Монография. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. С.3.

[30] См. об этом подробнее: Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2007).

[31] Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. С.11

[32] Рапацевич Е. С. Педагогика // Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. С. 421.

[33] См. об этом: Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии, 1997, № 1. С.3

[34] Следует отметить, что отсутствие парадигмального анализа взаимодействующих научных областей очень часто приводит к тому, что здание какой-либо научной дисциплины пытаются строить на эклектичной основе, совмещая несовместимые, противоположные по своему характеру установки, методологические принципы.

[35] Мы будем его называть этнопедагогом, имея в виду упомянутый нами ранее более широкий смысл этнопедагогики, не сводимый к знанию традиций народной педагогики.

[36] Записки Географического общества. Кн.2. СПб., 1847. С.72-73.

[37] Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. М., 1955. С. 423-424.

[38] Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 58.

[39] Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 69

[40] Надо отметить, что и само приведенное определение плохо вписывается в общую логику этой монографии, претендующей на кардинальный пересмотр и предмета этнологии, и ее методологии.

[41] См. об этом: Беркович Н. А. Племя, народность, нация. Социально-философское исследование. СПб.: Наука, 2001

[42] См.: Колпаков Е. М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение, 1995, № 5. С. 15.

[43] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993, С. 41. (Подчеркнуто мною – И. Н.).

[44] См.: Совещание этнографов Ленинграда и Москвы (5 апреля- 11 апреля 1929 г.) // Этнография, 1929, № 2.

[45] Александренков Э. Г. Теория в российской этнографии. Что это такое? Часть 1. // Этнографическое обозрение, 2004, № 3. С. 11

[46] Арутюнов С. А. С теорией хорошо, а с двумя лучше // Этнографическое обозрение, 2004, № 4. С. 16-17 (подчеркнуто мною - И. Н.).

[47] Преображенский П. Ф. Курс этнологии. М.- Л., 1929. С. 5.

[48] Советская историческая энциклопедия. М., 1976. С. 6. (Подчеркнуто мною. – И. Н.)

[49] См. основные университетские учебники: «Этнография» под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. (М., 1982) и «Этнология» под редакцией Г. Е. Маркова и В. В. Пименова. (М., 1994 г.).

[50] См. об этом: Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999

[51] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 296.

[52] См.: Толковый словарь понятий и терминов, используемых автором / Составитель В. Ю. Ермолаев // Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. Л.:Гидрометеоиздат, 1990. С. 500 (Подчеркнуто мною.- И. Н.)

[53] Там же. С. 103.

[54] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы…С. 22

[55] Необходимо отметить, что полемический стиль и склонность к популяризации своих идей приводили к тому, что в публикациях Л. Н. Гумилева встречаются положения, заставляющие говорить о непоследовательности и внутренней противоречивости его концепции. Так, например, противоречат друг другу некоторые его определения «этноса», в одном из которых этнос объявляется явлением географическим. Но мы предпочитаем рассматривать прежде всего рациональное ядро оригинальной этнологической концепции этого несомненно выдающегося ученого, безусловно, не ответившего на все злободневные вопросы этнологии.

[56] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 20.

[57] Там же. С. 41.

[58] Там же.

[59] Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 62.

[60] Там же. Подчеркнуто мною - И. Н.

[61] См.: Философский словарь. 7-е издание. М., 2001. С. 60.

[62] См. об этом: Антропология: Учебное пос. для студ. Высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. С. 68

[63] Там же. (Подчеркнуто мною – И. Н.)

[64] Л. Н. Гумилев Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М., 2003. С. 36

[65] Там же.

[66] См.: Семенов Ю. И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки // Вопросы истории, 1966, № 8.

[67] См.: Козлов В. И. О понятии этнической общности // Советская этнография, 1967, № 2.

[68] См.: Бромлей Ю. В. К характеристике понятия «этнос» // Расы и народы. М., 1971. Вып. 1. С. 5-8.

[69] См. об этом: С. И. Брук Языки народов мира //Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 25-28.

[70] См.: Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С.95-96.

[71] См. об этом подробнее: Тишков В. А. Реквием по этносу…С. 102

[72] См.: Этнографическое обозрение, 1995, № 5.

[73] Там же. С. 7 Подчеркнуто мною. И. Н.

[74] Там же. (Подчеркнуто мною – И. Н.).

[75] Там же. С. 9.

[76] См об этом: Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение, № 4. С. 19.

[77] См.: Рыбаков С. Е. Философия этноса. М., 2001.

[78] Рыбаков С. Е. Теоретико-методологические основы исследования этнических феноменов. Автореферат дисс… доктора филос. наук. М., 2001. С. 10.

[79] Там же. С. 17. Выделено мною – И. Н.)

[80] Там же. С. 9. (Выделено мною - И. Н.).

[81] См. об этом подробнее: Тишков В. А. Реквием по этносу

[82] Поэтому мы в дальнейшем для обобщенного обозначения этой позиции будем употреблять термин «конструктивизм».

[83] Там же…С. 124

[84] Авксентоев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. С. 33.

[85] Тишков В. А. Цит. соч. С. 123. (Почеркнуто мною - И. Н.).

[86] Тишков В. А. Цит. соч. С. 125.

[87] Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998. С. 18

[88] Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе. СПб., 1873. С. 10.

[89] Ренан Э. Что такое нация. СПб., 1988.

[90] См.: Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С.52. (Пер. с английского).

[91] Там же.

[92] К. Каутский Национализм и интернационализм. Пг., 1918.

[93] Нации и национализм … С. 53

[94] Там же. С. 53 – 56

[95] Там же. С. 55.

[96] Там же. С. 56. (Подчеркнуто мною. – И. Н.)

[97] См. об этом: Козлов В. И. Нация // Этнические и этно-социальные категории. М., 1995. С. 90.

[98] Козлов В. И. Проблематика «этничности»// Этнографическое обозрение, 1995, № 4. С.41.

[99] См.: Семенов Ю. И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение, 1996, № 3.

[100] Там же. С. 11.

[101] Хотя, в Канаде инуитов (эскимосов) причисляют, наряду с индейцами и метисами, к «первым нациям» Канады, этническое происхождение не игнорируется и не забывается. Самоидентификация выглядит здесь таким образом: «я – канадец инуитского (индейского, французского, английского, украинского и т.д.) происхождения, где «канадец» - национальная идентичность, а «инуитское (и др.) происхождение» – идентичность этническая.

[102] Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы…С. 124.

[103] См.: Штейнталь Х. Грамматика, логика и психология // История и языкознания XIX и XX в.в. в очерках и извлечениях. М., 1965. С. 114-115. (Курсив мой. – И. Н.).

[104] Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1913. С. 222. (Подчеркнуто мной - И.Н.).

[105] Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национального. СПб., 1922, С. 6.

[106] Шпет Г. Г. Литература // Шпет Г. Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования, материалы. В 2 ч. М. Памятники исторической мысли, 2002. С. 1133

[107] Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. С. 94 )

[108] Там же. С. 153.

[109] Губогло М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. С. 53

[110] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 31.

[111] См.: Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. С. 10-11.

[112] Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. С. 212-213. (Подчеркнуто мною - И. Н.)

[113] См.: Этнографическое обозрение, 1998, № 1. С. 43

[114] См. об этом, в частности: Садохин А. П. Этнология. Учебник. М., 2000. С. 134-135.

[115] Приводится по: Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие для студентов психологических и этнологических специальностей. М.: Старый сад, 1998. С. 42.

[116] Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветском пространстве. М., 2003. С. 217.

[117] См. об этом подробнее: Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С. 200.

[118] Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 245.

[119] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. с. 77-78.

[120] Мыльников. А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI- XVIII веков, СПб, 1999. С.

[121] Там же.

[122] См.: Трубачев О. В поисках единства: Взгляд филолога на проблему истоков Ру­си. 2-е изд., доп. М., 1997. С. 266.

[123] В западноевропейской литературе их принято именовать «этнофолизмы», что по гречески означает «дурные, ничтожные народы» (!). Первый словарь «этнофолизмов» на основе 20-ти языков был издан в Кембридже в 1944 г. См. также: Николина Н. А., Гращенко А. И. Экспрессивные этнонимы как приметы вражды // Язык вражды и язык согласия. Екатеринбург, 2006

[124] Существует гипотеза, что выбор в качестве объекта анекдотов среди почти 40 малочисленных народов именно чукчей связан не только со звучанием этого слова, но и со своеобразной «исторической обидой»: чукчи, во-первых, возможно, менее всех малочисленных народов Севера поддались христианизации, сохраняя элементы шаманских верований; а во-вторых, в процессах колонизации Северо-восточной Сибири так и не были «сломлены» военным путем, но присоединены позже с использованием экономических, юридических и «психологических» мер (в частности, с предоставлением льгот, освобождения от налогов, и не без традиционного использования разрушительного фактора «огненной воды»). Об истории военных операций против чукчей подробнее см.: Нефедкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII - начало XX в.). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.

[125] Садохин А. П. Указ. соч. С. 144-145. (Подчеркнуто мною - И. Н.)

[126] Включение этого компонента в данное перечисление вообще представляется некорректным, так как традиции и обычаи являются не элементами сознания, а элементами этнической культуры, ее определенными деятельностно-поведенческими атрибутами, которые, разумеется, могут осознаваться на уровне индивидуального сознания.

[127] Платонов Ю. В. Указ. соч. С. 193. Отметим, что проведенное нами на эту тему в 2005 г. анкетирование студентов – заочников психолого-педагогического факультета РГПУ им.А. И. Герцена дало точно такие же результаты, что подтверждает чрезвычайную устойчивость и распространенность этих этнопсихологических стереотипов.

[128] См. об этом: Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997. С. 87-88.

[129] Такой подход в современной культурной антропологии получил наименование «эмик- подхода».

[130] Понятие «национальный» Г. Гачев употребляет в д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: