ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initiare - начинать, посвящать) – обряд посвящения, перехода – смены социального качества, важнейший компонент жизнедеятельности традиционного общества. Инициации могут носить профессиональный, возрастной характер. Особую роль играют возрастные инициации, оформляющие процесс социализации подростков.
КИНЕСИКА - (от греч. kinesis - движение) - совокупность телодвижений (жестов, поз, мимики), применяемых в процессе человеческого общения в качестве дополнительных выразительных средств;
КОММУНИКАЦИЯ - в широком смысле слова - обмен мыслями и информацией в форме речевых, письменных и иных сигналов.
КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ (в концепции Л. Н. Гумилева) - взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на «своих» и «чужих».
КОНСОЛИДАЦИЯ - упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.
КОНСТРУКТИВИЗМ в этнологии -направление в современной этнологии, отрицающее укорененность этнического, онтологический статус этноса и утверждающее принцип сознательного конструирования этничности в соответствии с политическими или экономическими интересами тех или иных социальных групп, слоев общества.
КОНФЛИКТ – высшая, наиболее острая форма развития противоречий.
КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ – социальные факторы, порождающие конфликт, определение которых позволяет прогнозировать возникновение и развитие конфликта на разных его стадиях.
КОНФРОНТАЦИЯ - ролевая характеристика конфликта, в котором стороны попеременно выступают в ролях нападения и защиты. В динамическим аспекте конфронтация означает открытую фазу борьбы, она может увеличиваться и уменьшаться, что обозначается терминами «эскалация» и «деэскалация» конфликта.
КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos - чужой и...фоб,...фобия) - 1) навязчивый страх перед незнакомыми лицами:2) Ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому,непривычному.
КУЛЬТУРА (от лат. colere – возделывать) – сложноорганизованная, исторически развивающаяся система духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком природы и самого себя. Культура может рассматриваться также как система духовных, материальных и социальных ценностей, выработанных человечеством. Понятие культура рассматривается и как характеристика определенной исторической эпохи с характерным для нее уровнем развития, совпадая по смыслу с понятием «цивилизация» (например: античная культура – античная цивилизация). В более узком смысле – характеристика уровня развития личности, человеческой общности (см., например, культура этноса, культура личности).
КУЛЬТУРА ЭТНОСА – культура этнической общности, складывающаяся в результате ее саморазвития и взаимодействия с другими этническими общностями, а также освоения иных, внеэтнических культурных норм и ценностей
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ – теоретическая и ценностная позиция, основанная на признании относительности общих критериев оценки различных культур и отрицающая возможность построения их ценностной иерархии, выдвигающая на первый план самобытность и самоценность любой культуры.
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ – свойство и направленность деятельности, основанные на понимании целостности и системности культуры, необходимости учета сложных взаимосвязей и взаимозависимостей отдельных ее сфер, элементов.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – процесс взаимодействия представителей различных этносов, этнических групп, наций по поводу различных аспектов их жзизнедеятельности, культуры. В широком смысле слова – синонимичен понятию «межэтническая коммуикация».
МАРГИНАЛИЗАЦИЯ (как результат аккультурации) – деидентификация, потеря явно выраженной собственной идентичности (часто по причинам от индивидуума не зависящим) и «неприобретение» доминирующей, ценностная неопределенность, неадаптированность.
МЕНЬШИНСТВО ЭТНИЧЕСКОЕ – группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своейчисленностиокружающему ее иноэтничному населению.
МЕНТАЛИТЕТ – относительноцелостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности.
МЕНТАЛЬНОСТЬ -универсальная форма организации представлений, знаний, верований человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, являются средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения ею.
МИГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – совокупность массовых перемещений людей, этнических групп либо внутри территорий, занимаемых этими этническими группами (внутринациональная м. э.), либо за пределы этих территорий (межнациональная м. э.).
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – модель публичной политики, созданной для обеспечения полного социально - экономического, политического, культурного участия всех членов общества в его жизни. М. означает общественное признание иммигрантов и групп этнических меньшинств как отдельных обществ, имеющих свои особенности, инфраструктуру и т.д.
МУСУЛЬМАНИН (арабск. «муслим» - предавший себя Аллаху) – приверженец ислама.
НАРОД – в этнологическом смысле то же, что этнос. Употребляется также для обозначения совокупности классов и социальных групп, составляющих общество, население страны, государства (например: американский народ, китайский народ, российский народ).
НАРОДНОСТЬ – исторический тип этноса, этносоциальная общность, складывающаяся на основе разложения первобытнообщинного строя и смены его рабовладельческим; следующая после родоплеменной организации стадия развития этноса.
НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, мировоззрение и поведенческая установка, основанная на представлении превосходства одних наций над другими.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – 1)если нация определяется как этнос на высокой стадии развития, то национальная культура - синоним этнической культуры. 2) если нация определяется как гражданское единство, объединяющее в рамках единого (национального) государства разные или многие этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями.
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – осознание членами этноса (нации) своего группового единства, идентификация себя с этнической группой (нацией) составная часть национального самосознания.
НАЦИЯ (лат. natio- народ) – 1) тип этнической общности на уровне индустриальной цивилизации, следующая стадия развития этноса после племени и народности (этнонация); 2) совокупность граждан национального государства, имеющих общее или разное этническое происхождение (гражданская нация).
ОБРЯДЫ – сохраняющиеся в традиции действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива и направленные на создание благоприятных условий для осуществления жизненного цикла. Обряды жизненного цикла в традиционном обществе связаны с рождением, сменой социального статуса (инициация), свадьбой.
ОБЫЧАИ - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми, способствующими становлению новых, прогрессивных обществ, отношений.
ОБЩЕНИЕ - одна из форм человеческой деятельности, реализованная во всех разновидностях человеческой культуры, процесс конкретного, деятельного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического.
ПАССИОНАРИИ (в концепции Л. Н. Гумилева) – особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.
ПАССИОНАРНОСТЬ как характеристика поведения (в концепции Л. Н. Гумилева) – эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели.
ПАССИОНАРНОСТЬ как энергия (в концепции Л. Н. Гумилева) – избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.
ПАССИОНАРНЫЙ ИМПУЛЬС (в концепции Л. С. Гумилева) – поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.
ПАТРИОТИЗМ (лат.patris - отечество) – преданность своей Родине, любовь к отечеству, готовность служить их интересам, защищать от внутренних и внешних врагов.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система образования, базирующаяся на идеях культурного плюрализма, вариативности, диверсификации.
ПОЛИТИКА (греч. polis - гора, скала, город, городская община, государство) - вид деятельности, направленный на «выстраивание» отношений между социальными слоями, классами внутри государства (внутренняя политика) и между государствами, народами разных стран (внешняя или международная политика).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Означает также всю совокупность действия традиции. Преемственность является также внутренним (конституитивным) свойством культуры как системы.
ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЭТНОСА – специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности.
РАСИЗМ – совокупность антинаучных реакционных представлений (и основанная на ней поведенческая установка), содержащих утверждение об отражении внешних расовых характеристик на ментальных, моральных, социальных и прочих качествах их носителей. На этой основе выдвигается положение о неравенстве человеческих рас, об изначальном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы, из которых вторые обречены на дискриминацию и эксплуатацию.
РАСЫ – 1) в физической антропологии: биологические подразделения человечества современного вида, различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью обитания. 2) в социологии и социальной антропологии: социальные группы, которые выделяются окружающей социальной средой по тому или иному антропологическому признаку (цвет кожи и т.д.), наделяемому функцией символов социальных и культурных качеств.
РЕГИОН – внутри- или межнациональные территориальные образования, имеющие свою специфику, обусловленную природно-климатическими, демографическими, социально-экономическими и этнокультурными факторами.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.
РОДИНА – государство, область, город или село, в котором человек родился и где прошло его становление как личности; регион, страна, которая имеет отношение к развитию определенного этноса, нации, народности, рода. Г. Гачев употребляет термин «природина» для выражения социо-культурно-природного единства.
РОДОПЛЕМЕННАЯ ОБЩНОСТЬ – первоначальный тип человеческой общности (этноса), имеющий начальные этнические признаки и строящийся на кровно-родственном смешении. Р. о. предшествовало стадо.
РУССКАЯ ИДЕЯ – система взглядов на смысл существования русского народа и России, базирующаяся на осознании нацией собственных единства, интересов и перспектив, а также ее места в истории мировой цивилизации. Ее появление стало ответом на необходимость осмысления внутриинтеграционных тенденций русской народности и международной роли Московского государства, оставшегося после падения Византийской империи единственным хранителем православия.
САМОБЫТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ (ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ) – понятие, отражающее исторически сложившиеся устойчивые особенности и установки этнической общности (рода, племени, народности, нации), проявляющиеся в ее укладе жизни, системе жизнеобеспечения, обычаях традициях, языке, ценностных ориентациях.
СЕНСОРИКА - совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств, один из видов межэтнической коммуникации.
СЕГРЕГАЦИЯ (лат.segregatij – отдельно) – ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности.
СЕКСИЗМ – социальный стереотип, в основе которого убеждения, утверждающие превосходство одного пола над другим и тем самым обосновывающие неравенство мужчин и женщин. Один из типов интолерантности.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от латинского слова saecularis — мирской) — процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение, разные сферы жизни выходят из-под контроля церкви.
СЕПАРАТИЗМ – (от лат. separatus – отдельный) – идеология и соотвествующая политическая деятельность, выражающая стремление этнических меньшинств, проживающих в многонациональных государствах, к национальному обособлению и отделению, ограничению полномочий властвующего центра, созданию самостоятельного суверенного государства или установлению национально-государственной автономии.
СЕЦЕССИЯ (от лат. secessio, от secedo - ухожу),- односторонний выход из государства его части.
СИГНАЛЬНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ (в концепции Л. Н. Гумилева) – передача навыков потомству путем научения через условный рефлекс подражания, формирующая стереотип поведения как высшую форму адаптации.
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – универсальный общесоциологический и этический принцип организации жизни общества, показатель определенного уровня развития и типа цивилизации как социокультурной и этнонациональной общности, имеющий в своем содержании два аспекта: 1. равноправное положение всех людей в обществе, возможность каждого самостоятельно определить свое место в жизни; 2. материальное и моральное вознаграждение личности и социальной общности в соответствии с их реальными заслугами перед обществом.
СИОНИЗМ – международное идейно-политическое движение, имеющее своей главной целью переселение евреев, проживающих в различных странах мира, на территорию нынешнего государства Израйль. Возник в конце XIX века как концепция «всемирного еврейского народа», основанная на постулатах иудейской религии о «богоизбранности» евреев, социал-дарвинизма и ницшеанства.
СОЛИДАРНОСТЬ – согласованность в действиях т взглядах на основе близости или общности интересов и целей.
СТЕРЕОТИПЫ ГЕНДЕРНЫЕ - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины.
СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ – формирующийся в процессе этногенеза, исторически устойчивый комплекс стандартов поведения членов этнической общности, являющийся важнейшим этнодифференцирующим признаком. По концепции Л. Н. Гумилева стереотип поведения передается путем сигнальной наследственности.
СУВЕРЕНИТЕТ (фр. sonverninete – верховенство, верховная власть) – 1. верховенство народа, нации, государства во внутренней и внешней политике, обеспечивающее независимость и самостоятельность развития свойственного им общества; 2. социально-политическая функция моно- и полинациональных государств; 3. принцип равнопартнерских межнациональных и межгосударственных отношений.
ТЕЙП – у чеченцев и ингушей - родовой военно-экономический союз, состоящий из группы кровнородственных семей, во главе которого стоит орган управления – совет старейшин. Так у чеченцев за всю историю не возникло никаких государственных образований, не было и племенной аристократии (князей, ханов). Тейпы объединялись в союзы. Тейп – основная ячейка, от которой каждый чеченец исчисляет свои первоначальные кровно-родственные отношения и связи по отцовской линии. Сейчас тейпы, сохраняя в основном функции, связанные с организацией общинной жизни, постепенно утрачивают свои политические функции.
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА,основанная на устойчивых, сформировавшихся в этногенезе, передающихся из поколения традициях во всех сферах культуры – материальной, духовной, социальной.
ТРАДИЦИЯ (лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных труппах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.
ФАКТОР (лат. factor – делающий, производящий) - понимается как существенное обстоятельство, влияющее на процесс, явление.
ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского «народная мудрость»)- сфера народного художественного творчества, включающая устное народное творчество, музыку, танец, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, народную архитектуру и др. В узком смысле слова – устное народное творчество.
ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНЫЙ – устойчивый комплекс специфических для данной этнонациональной общности психологических черт, поведенческих норм и ценностей.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis – гражданский, государственный) – 1. исторический тип культуры (древнеегипетская ц., греческая ц. и т.д.); 2. социокультурная общность людей, обладающая единством и качественным своеобразием культуры.
ШОВИНИЗМ - крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.
ЭКСПАНСИЯ (лат. expansion – расширение) – активное и агрессивное проникновение в какую либо сферу; в межнациональных отношениях означает более активный, доминирующий характер поведения какой-либо этнонациональной группы (групп) в межнациональном взаимодействии.
ЭЛИТЫ (от франц. elitе - лучшее, отборное, избранное)- социальные группы индивидов, занимающих руководящие или лидерские позиции в обществе и пользующихся признанием неэлитных слоев, имеют отличающиеся интересы.
ЭМИГРАЦИЯ – перемещение людей из одной страны в другую, добровольный или вынужденный выезд из страны.
ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА БИОХИМИЧЕСКАЯ (в концепции Л. Н. Гумилева) – свободная энергия, абсорбируемая живыми организмами из окружающей среды.
ЭНТРОПИЙНЫЙ ПРОЦЕСС – необратимый процесс потери энергии.
ЭТНИЦИЗМ – понятие, аналогичное понятию «патриотизм», но применительно к этносу - этническая лояльность, осознанное стремление к этнической самоидентификации, декларирование принадлежности к своему этносу, включенность в жизнь своего народа, стремление к сохранению этнических ценностей, целостности и воспроизводства своего народа
ЭТНИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА - явление (или комплекс явлений - религиозных, идеологических, военных, бытовых), определяющее переход от начального для процесса этногенеза этнокультурного многообразия к целеустремленному культурному единообразию.
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ– постепенное перенесение индивидом на себя (освоение, интериоризация – перенесение «внутрь») качеств этнической общности, в которой индивид формируется как личность.
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – результат процесса этнической идентификации, сознание и переживание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, к ее культуре, традициям и обычаям, системе ценностей. Э. и. – один из самых сложных и дискуссируемых в современной этнологии и антропологии терминов. Одна из самых спорных проблем и противоречий в теоретических позициях: либо Э. и. имеет объективную основу и может быть определена, либо она субъективна и является фактом самосознания. Это противоречие отражает методологическое противостояние примордиалистского и конструктивистского направлений в современной этнологической науке.
ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА – свойственный этнической общности способ мировидения, включающий и его понимание внешнего (природного и социального) мира, и его интерпретацию своего места и предназначения в этом мире.
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть культуры этноса, результат его культуротворческой деятельности, формирующаяся в процессе этногенеза и выражающая его собственный особый способ ориентации в мире – природном и социальном.
ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - комплекс политических, идеологических и организационных мер, осуществляемых в сферах этногосударственных (вертикально-иерархических) и межэтнических (горизонтально-сегментарных) отношений органами государственной власти совместно с представительными этнокультурными объединениями по созданию условий для сохранения, развития и взаимообогащения этнических общностей, согласования и солидаризации усилий по упрочению единства РФ как гарантии от внешних угроз, соблюдения индивидуальных и коллективных прав и свобод, удовлетворения специфических интересов каждой этнической общности на основе глубокого знания и целесообразного учета особенностей их менталитета, образа жизни, истории, культурного наследия независимо от численности, компактного и дисперсного расселения.
ЭТНИЧЕСКАЯ ФРУСТРАЦИЯ- психологическое состояние этнической группы или общности, которое характеризуется потерей перспективы исторического развития, тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности.
ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.
ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР - целостная психологическая структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.
ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ – принадлежность индивида по происхождению к какой – либо этнической группе (в моноэтничной семье) или группам (в этнически смешанной семье). Этническое происхождение может не совпадать с этнической идентичностью, так как последнюю индивид выбирает сам.
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ – сознание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе (группам)..
ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность представлений этнической общности о своем происхождении, истории, месте в современном мире, отношениях с другими аналогичными общностями.
ЭТНИЧНОСТЬ – 1) комплексисторически сформировавшихся особенностей, свойств духовной, материальной и социальной культуры этноса, этнической группы, проявляющиеся в различных формах его жизнедеятельности; 2) деинституциализированная форма существования этноса, этнической общности в современных социо-коммуникативных процессах.
ЭТНОГРАФИЯ – сформировавшаяся в середине 19 века историческая наука, изучающая культурно-бытовые и социальные особенности этносов и этнических групп. В широком смысле то же, что этнология. В узком смысле - описательная часть этнологии.
ЭТНОКУЛЬТУРОГЕНЕЗ – формирование в процессе этногенеза специфических особенностей материальной, духовной и социальной культуры этнических общностей, свойственного им стереотипа поведения, способов адаптации к природно-климатическим условиям, форм жизнедеятельности.
ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ– научная область, интегрирующая культурологическую и этнологическую теории, и изучающая формирование и развитие этнических особенностей культуры.
ЭТНОЛОГИЯ – теория этноса, изучающая общие законы формирования (этногенез), развития (этническая история) этносов как особого вида исторически складывающейся социо-био-духовной человеческой общности.
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ – типы этносов в процессе их исторического развития: племя, народность, нация, региональные цивилизационные сообщества.
ЭТНОНИМ – имя народа (этноса), формирующееся и в процессе этногенеза – формирования этнической общности, и в процессе взаимодействия, контактов с другими народами. Этнонимы разделяют на эндоэтнонимы (самоназвания) и экзоэтнонимы (имена, которые даются данному этносу другим этносом или этносами).
ЭТНОС (от греч. ethnos - народ) – исторически складывающаяся на определенной территории в результате этногенеза общность людей, обладающих общим стереотипом поведения, общими языком, традициями, ритуально-обрядовым комплексом, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных общностей. В концепции Л. Н. Гумилева «этнос» - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.
ЭТНОСФЕРА – совокупность этносов, населяющих Землю или, по Л. Н. Гумилеву, земная оболочка, представляюшая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ – одно из свойств этнического самосознания, связанное с восприятием и оценкой окружающего мира, других этносов сквозь призму ценностей своего этноса. Этноцентризм, являясь, с одной стороны, неизбежным моментом этногенеза и этнического «самоопределения», с другой стороны, может стать основой для агрессивного неприятия другого народа, превознесения исключительности качеств своей этнической общности, ее превосходства над другими. Этноцентризм, закрепившись в сознании этноса, может достичь своей крайней агрессивной формы – шовинизма. В качестве синонима этноцентризма часто используется термин «национализм».
.
.
ЛИТЕРАТУРА
Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнически проблемы современности и культура межнациональных отношений. Учебное пособие. –Ставрополь, 1993.
Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.
Актуальные вопросы этнопсихологической подготовки педагога: учеб. пособие/ под ред Л. Н. Бережновой. – СПб, 2004.
Алексеев В. П. Этногенез. - М, 1986.
Алексеев М. Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. - М., 2001.
Амелин В. В. Конфликты через призму местных сообществ: научно-публицистические очерки. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007.
Амелин В. В. Этносоциальные процессы в Оренбуржье (постсоветский период).- Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М., 2001
Аникин В. П. Традиции русского фольклора // Традиции русского фольклора. М., 1986.
Антропологический словарь. – М., 2002.
Антропология Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Апинян Т. А. Мифология: теория и событие. Учебник. – СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 2005
Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство.- СПб., 1994.
Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология.- М., 2004.
Асмолов А. Г. Толеарнтность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2000.
Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа.- Уфа: БашГПУ, 2000.
Бабосов Е. М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2000.
Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993.
Байденко В. И. Болонский процесс курс лекций. М.: Логос, 2004.
Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005.
Батаршев А. В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
Бахтин М. М. Тетралогия. – М.: Лабиринт, 1998.
Беннет Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. М., 2004
Бердяев Н. А. Судьба России. - М.: Философское общество, 1990.
Бердяев Н. А. Россия и мир Запада // Бердяев Н. А. Самопознание.- М., 1991.
Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика.: учеб. Пособие для студентов высших учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Беркович Н. А. Племя, народность, нация. Социально-философское исследование. СПб.: Наука, 2001.
Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). - М., 2002.
Болонский процесс: середина пути. М., 2005.
Бондаревская Е. В., Гукаленко О. В. Педагогические основы межкультурного общения.- Тирасполь, 2000.
Боготырев П. Г. Русское народное творчество. – М., 1966.
Бороноев А. О. Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. - СПб., 1992.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1973.
Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. – М., 1994.
Булгакова Т. Д. Потестарная культура народов Севера. – СПб., 2002.
Век толерантности. Научно-публицистический вестник / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2001 – 2007.
Волков Г. Н. Этнопедагогика. Изд. 2-е. М., 2003.
Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 2001.
Воспитание на культурных традициях православия. Из опыта работы учителей Псковской области.- Посков: ПОИПКРО, 2007.
Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001.
Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. М., 1993.
Гликман И. З. Теория и методика воспитания. - М.: Владос Пресс, 2003.
Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. - Ростов-на-Дону, 1992.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 2003.
Гобозов Ф. И. Проблемы регулирования межэтнических конфликтов в некоторых странах Запада // Философия и общество. 2001. № 1.
Гончаров С. А., Набок И. Л., Петров А. А., Таксами Ч. М. Североведение в Герценовском университете. Институт народов Севера. СПб.: Астерион, 2003.
Горбачева В. В. Обряды и праздники коряков. СПб.: Наука, 2004.
Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В. С. Магун. М.: Институт социологии РАН, 2006.
Гречко П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности. Учебное пособие. - М., 2006
Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебн. пособие. 4-е изд, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации.- М., 1998.
Губогло М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е издание, стереотипное Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 2002.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.
Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. 2001. №1.
Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов н/Д, 2000.
Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. – СПб., 1998.
Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. - М., 2001.
Дмитриев А. В. Конфликтология. - М., 2002.
Докучаев И. И. Введение в историю общения: Историография и методология решения проблемы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветском пространстве. М., 2003.
Евразийское Ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья имени Мусы Джалиля / Отв. ред. И. М. Габдулгафарова. Вып.7. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006.
Зинурова Р. И. Психология и педагогика этноса. – Казань, 2004.
Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Изд.3-е. Самара, 2000.
Золотухин В. М. Толерантность.- Кемерово, 2001.
Зубов А. А. Палеоантропологическая родословная человека. - М., 2004.
Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. № 6.
Игнатов В. Г.. Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
Иконникова Н. К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур).- М., 1994.
Иконникова С. Н. История культурологических теорий. 2-е издание, дополненное и переработанное. – СПб.: Питер, 2005.
Ильин В. В. Философия истории.- М.: Изд-во МГУ, 2003.
Инновационная образовательная программа Герценовского университета. Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере. 2007-2008 г.г. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И, Герцена, 2008.
Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972
Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Наука, 1994.
Кемеров В. Е., Коновалова Н. П. Восток и Запад: Судьба диалога. Исследования, хрестоматия, комментарии. - Екатеринбург, 1999.
Кожемякин Е. А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.
Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. – СПб., 1999.
Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 2003.
Конфликт поколений в контексте информационной глобализации. Материалы международной конференции. - СПб., 2007
Конфликтология: Учебник для студ. высш, пед, учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Корольков А. А. Духовная антропология. - СПб., 2005.
Коул М. Культурно-историческая психология.- М., 1997.
Кочетков В. В. Психология межкультурных различий.- М., 2002.
Краевский В. В. Основы общей педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций.- М.: Экзамен, 2002.
Кукушин В. С. Этнопедагогика. – М., 2002.
Культурология. Учебно-методический комплекс. Ч.3. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
Лапина М. А. Этика и этикет хантов. – Томск, 1998.
Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие для студентов психологических и этнологических специальностей. М.: Старый сад, 1998.
Лебон Г. Психология толпы.- М.: Институт психологии РАН, 1999.
Леонтьев А. Н. Психология общения. М.: Смысл, 1999.
Лихачёв Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.
Лобжанидзе А. А., Горохов С. А., Заяц Д. В. Этногеография и география религий: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. 1 -2. - М., 1990.
Лурье С. В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.
Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.
Майлз Р., Браун М. Расизм. – М., 2004.
Максакова В. И. Педагогическая антропология. – М., 2001.
Мартынова М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение. В помощь школьному учителю. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2004.
Мартынова М. Ю. Этническое противостояние в Косово// Этнопанорама, 2006, № 1 – 2.
Материалы по исследованию религиозной ситуации на Северо-Западе России и странах Запада. Выпуск IV.- СПб., 2007.
Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. М.: МГУ, 2002, № 3-4.
Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности. СПб., 1994.
Мир славян Северного Кавказа. Вып.1. Краснодар: Кубанькино, 2004.
Мифология и религия в системе культуры этноса. // Материалы Вторых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2003.
Молодежь и экстремизм. Проблемы воспитания толерантности. Материалы «круглого стола». – Оренбург, 2004.
Мусаев И. М. Национализм и его специфика в политических условиях современной Европы. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И, Герцена, 2006.
Мыльников А. С. О менталитете русской культуры: моноцентризм или полицентризм // Гуманитарий: Ежегодник. СПб., 1996. № 1.
Мяло К. Под знаменем бунта. Очерки по истории и психологии молодежного протеста (1950-1970-е г.г.).- М., 1985
Набок И. Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Знание, 1987.
Набок И. Л. Культурология как методологическая инновация педагогического образования// Вестник Северо-Западного отделения Российской Академии образования. Вып. 2. СПб., 1997.
Народное искусство России в современной культуре. – М., 2003.
Налчаджян А. А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004.
Нации и национализм. – М., 2002.
Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.- СПб.: Петрополис, 1999.
Национальная политика России на рубеже ХХ-ХХI веков. Сборник нормативно-правовых актов. - СПб, 2005.
Нельсон Т. Психология предубеждения. Секреты шаблонов мыщления, воприятия и поведения. СПб.- М., 2003.
Неоязычество на просторах Евразии. Материалы конференции. - М., 2001
Нефедкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII- начала XX в. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.
Палаткина Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе. – Астрахань, 2001.
Панарин И. С. Искушение глобализмом. - М.: Русский Национальный фонд, 2000.
Панов В. И. Экопсихология. – М., 2000.
Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М, 1995.
Педагогика межнационального общения. / Под ред. Д. И. Латышевой. - М.: Гадарики, 2004.
Педагогика межнационального общения. Учебник для студентов вузов./ Под ред. П. И. Матиса. - Барнаул, 2003
Петров Л. В. Коммуникация в культуре. Процессы и явления. – СПб.: Нестор, 2005.
Пивоваров Д. В., Медведев А. В. История и философия религии. Учебное пособие. Екатеринбург-Нижневартовск, 2000.
Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород: Ай Кью, 1992.
Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, 2003.
Постсоветское пространство: этнополитические проблемы // Социологические исследования. 1997. № 1.
Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. _ СПб., 2005.
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М.- Киев, 2001.
Проблемы сохранения толерантности в полиэтничных регионах России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург, 2005.
Проблемы этнокультурного развития русского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004.
Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. – СПб., 1994.
Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. Материалы IV Международной научной конференции./ Под научн. ред. И. Л. Набока. - СПб.: Астерион, 2002..
Реальность этноса. Гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и этнической идентичности. Сб. статей по материалам Х Международной научной конференции./ Под научн. ред. И. Л. Набока. Ч. 1 и 2. - СПб.: Астерион, 2008.
Религии мира. М., 1994.
Религии народов современной России: словарь / под ред. М. П. Мчедлова. – М., 2002.
Роббек В. А. Сохранение, возрождение и развитие языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в первой четверти XXI века (концепция). – Якутск, 1999.
Руднева Т. И. Национальное воспитание и этнические традиции. – Самара, 2002.
Русское слово в русском мире. - М., 2005
Рыбаков С. Е. Философия этноса. – М., 2001.
Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии: Философские основы мировоззрения. Ч.3. Антропология. Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке. – СПб.: Петрополис, 1999
Садохин А. П. Этнология. - М., 2000.
Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Север. Северяне. Североведы. Сб. научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
Семенов Ю. И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение,- 2000. - № 2.
Сикевич З. В. Русские: «образ» народа. Социологические очерки.- СПб., 1996.
Сикевич З. В. Социология и психология межнациональных отношений.- СПб., 1999.
Смирнова Т. М. Национальность – питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в ХХ веке. – СПб.: Сударыня, 2002.
Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004.
Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
Соколовский С. В. К дискуссии о самоопределении народов // Этнографическое обозрение, 2001, № 3.
Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998.
Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М., 2001.
Социальная идентичность: Способы концептуализации и измерения: Материалы всероссийского семинара / Под ред. О.А. Оберемко и Л.Н. Ожиговой. Краснодар: КубГУ, 2004.
Стаичнский Г. А. Этническая педагогика. – СПб., 1997.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология.- М., 2003.
Тавадов Г. Т. Этнология. – М., 2004.
Таксами Н. Ч. Коренное население Аляски накануне третьего тысячелетия.- СПб.: Наука, 2002.
Таксами Ч. М., Левченко В. Ф., Черникова С. А., Славинский Д. А. Проблемы развития коренных народов Севера. Этноэкологический подход. СПб., 2003.
Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтничного общества. Сб. статей. М.:ИНПО. Ч.1. М., 2006
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация.- М., 2000.
Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия. Учебно-методический комплекс. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
Технологии общественной коммуникации. Учебно-методический комплекс. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2003.
Тишков В. А. Кризис понимания России. - Москва - Воронеж, 2006.
Токарев С. А. Религии в истории народов мира. – М., 1986.
Толерантность: введение в понятие. Учебное пособие./ Под ред. А. Ю. Сунгурова. – СПб.: Ютас, 2007.
Уайт Лесли Избранное: Эволюция культуры. – М., 1986.
Фольклор Усть-Цильмы: пословицы, поговорки, присловья…Сыктывкар, 2004.
Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. М.: Пеагогическое общество России, 2004.
Цаллагова З. Б. Этнопедагогический диалог культур.- Владикавказ, 2001.
Цурикова Л. В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации.- Воронеж: Издательство ВГУ, 2002.
Цуциев А. А. Атлас этнополитической истории Кавказа. (1774-2004). М.: Европа, 2006.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: Издательство «АСТ», 2003.
Хомяков М. Б. Проблема толерантности в христианской философии. - Екатеринбург, 2000
Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.
Чебоксаров Н. Н. Народы, расы, культуры. – М., 1985.
Чернобровкин И. П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
Чернякова Н. С. Содержание и смысл категории «истина». СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. Учебное пособие. М., 1998.
Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. – М., 1986.
Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. – М., 1996.
Щеглов В. И. Этническое в психологическом поле студента.- СПб., 2004.
Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. - М.: Новое литературное обозрение, 2004.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М., 1996.
Этническая психология. Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2003.
Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества. Сб. научн. статей. - М.- Ставрополь, 2002.
Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.
Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе. - Оренбург, 2007.
Этнология: учебник / под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. – М., 1994.
Этнополитические процессы в трансформирующемся российском обществе. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Оренбург, 2005.
Юнг К. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. 1988. № 10.
Язык вражды против общества. Сб. статей. - М.: Центр «Сова», 2007.
Ялалов Ф. Г. Этнодидактика. – М., 2002.
Тюпа В.И. Бахтин как парадигма мышления – электронный ресурс: http://metlit.nm.ru/materials/communic/bkakpar.html.
[1] См.: Инновационная образовательная программа Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитоарных технологий в социальной сфере». 2007-2008 г.г. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
[2] Краевский В.В. Основы общей педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 12.
[3] Борисенков В. П. Развитие фундаментальных педагогических исследований в Российской академии образования // Педагогика, 2006, №1, с. 6.
[4] Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.С. 614.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 616-617.
[7]Там же. С. 614.
[8]Там же. С. 618.
[9] Именно так понимал педагогическую теорию, ее универсальный смысл и место в человекознании и К. Д. Ушинский, назвавший свой, увы, незавершенный 3-томный труд "Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии".
[10] Там же. С. 6.
[11] Там же. С. 11. –Курсив мой - И. Н.
[12]См. об этом, например: Селевко П. К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
[13] Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989, с. 178..
[14] Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.
[15] См.: Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. М.: РГГУ, 2005.
[16] Там же. С. 2.
[17] Там же. С. 5.
[18] Келлер А. От Болоньи к Берлину. Перспективы Европейского пространства высшего образования. // Болонский процесс: середина пути. М., 2005. С. 218.
[19] Там же.
[20] Европейское пространство высшего образования. Достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров, отвечающих за высшее образование ( Берген, 19–20 мая 2005 г. // www.recep.ru).
[21] Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007). См., также: Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
[22] См.: Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. http://portalus.ru (c)
[23]См. А. Л. Андреев. Цит. соч.
[24] Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006; Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005.
[25] См.: Болонские преобразования и гуманитарный вуз: проблемы, приоритеты, перспективы Реферативный бюллетень. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. С. 21-22.
[26] См.: Там же. С. 22.
[27] Педагогика межнационального общения. Под ред. Д. И. Латышевой. М.: Гадарики, 2004. С.8.
[28] Педагогика межнационального общения. Учебник для студентов вузов. Под ред. П. И. Матиса. Барнаул, 2003. С. 69. Курсив мой.- И. Н.
[29] См.: Ялалов Ф. Г. Этнодидактика. Монография. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. С.3.
[30] См. об этом подробнее: Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2007).
[31] Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. С.11
[32] Рапацевич Е. С. Педагогика // Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. С. 421.
[33] См. об этом: Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии, 1997, № 1. С.3
[34] Следует отметить, что отсутствие парадигмального анализа взаимодействующих научных областей очень часто приводит к тому, что здание какой-либо научной дисциплины пытаются строить на эклектичной основе, совмещая несовместимые, противоположные по своему характеру установки, методологические принципы.
[35] Мы будем его называть этнопедагогом, имея в виду упомянутый нами ранее более широкий смысл этнопедагогики, не сводимый к знанию традиций народной педагогики.
[36] Записки Географического общества. Кн.2. СПб., 1847. С.72-73.
[37] Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. М., 1955. С. 423-424.
[38] Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 58.
[39] Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 69
[40] Надо отметить, что и само приведенное определение плохо вписывается в общую логику этой монографии, претендующей на кардинальный пересмотр и предмета этнологии, и ее методологии.
[41] См. об этом: Беркович Н. А. Племя, народность, нация. Социально-философское исследование. СПб.: Наука, 2001
[42] См.: Колпаков Е. М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение, 1995, № 5. С. 15.
[43] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993, С. 41. (Подчеркнуто мною – И. Н.).
[44] См.: Совещание этнографов Ленинграда и Москвы (5 апреля- 11 апреля 1929 г.) // Этнография, 1929, № 2.
[45] Александренков Э. Г. Теория в российской этнографии. Что это такое? Часть 1. // Этнографическое обозрение, 2004, № 3. С. 11
[46] Арутюнов С. А. С теорией хорошо, а с двумя лучше // Этнографическое обозрение, 2004, № 4. С. 16-17 (подчеркнуто мною - И. Н.).
[47] Преображенский П. Ф. Курс этнологии. М.- Л., 1929. С. 5.
[48] Советская историческая энциклопедия. М., 1976. С. 6. (Подчеркнуто мною. – И. Н.)
[49] См. основные университетские учебники: «Этнография» под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. (М., 1982) и «Этнология» под редакцией Г. Е. Маркова и В. В. Пименова. (М., 1994 г.).
[50] См. об этом: Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999
[51] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 296.
[52] См.: Толковый словарь понятий и терминов, используемых автором / Составитель В. Ю. Ермолаев // Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. Л.:Гидрометеоиздат, 1990. С. 500 (Подчеркнуто мною.- И. Н.)
[53] Там же. С. 103.
[54] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы…С. 22
[55] Необходимо отметить, что полемический стиль и склонность к популяризации своих идей приводили к тому, что в публикациях Л. Н. Гумилева встречаются положения, заставляющие говорить о непоследовательности и внутренней противоречивости его концепции. Так, например, противоречат друг другу некоторые его определения «этноса», в одном из которых этнос объявляется явлением географическим. Но мы предпочитаем рассматривать прежде всего рациональное ядро оригинальной этнологической концепции этого несомненно выдающегося ученого, безусловно, не ответившего на все злободневные вопросы этнологии.
[56] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 20.
[57] Там же. С. 41.
[58] Там же.
[59] Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 62.
[60] Там же. Подчеркнуто мною - И. Н.
[61] См.: Философский словарь. 7-е издание. М., 2001. С. 60.
[62] См. об этом: Антропология: Учебное пос. для студ. Высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. С. 68
[63] Там же. (Подчеркнуто мною – И. Н.)
[64] Л. Н. Гумилев Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М., 2003. С. 36
[65] Там же.
[66] См.: Семенов Ю. И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки // Вопросы истории, 1966, № 8.
[67] См.: Козлов В. И. О понятии этнической общности // Советская этнография, 1967, № 2.
[68] См.: Бромлей Ю. В. К характеристике понятия «этнос» // Расы и народы. М., 1971. Вып. 1. С. 5-8.
[69] См. об этом: С. И. Брук Языки народов мира //Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 25-28.
[70] См.: Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С.95-96.
[71] См. об этом подробнее: Тишков В. А. Реквием по этносу…С. 102
[72] См.: Этнографическое обозрение, 1995, № 5.
[73] Там же. С. 7 Подчеркнуто мною. И. Н.
[74] Там же. (Подчеркнуто мною – И. Н.).
[75] Там же. С. 9.
[76] См об этом: Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение, № 4. С. 19.
[77] См.: Рыбаков С. Е. Философия этноса. М., 2001.
[78] Рыбаков С. Е. Теоретико-методологические основы исследования этнических феноменов. Автореферат дисс… доктора филос. наук. М., 2001. С. 10.
[79] Там же. С. 17. Выделено мною – И. Н.)
[80] Там же. С. 9. (Выделено мною - И. Н.).
[81] См. об этом подробнее: Тишков В. А. Реквием по этносу …
[82] Поэтому мы в дальнейшем для обобщенного обозначения этой позиции будем употреблять термин «конструктивизм».
[83] Там же…С. 124
[84] Авксентоев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. С. 33.
[85] Тишков В. А. Цит. соч. С. 123. (Почеркнуто мною - И. Н.).
[86] Тишков В. А. Цит. соч. С. 125.
[87] Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998. С. 18
[88] Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе. СПб., 1873. С. 10.
[89] Ренан Э. Что такое нация. СПб., 1988.
[90] См.: Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С.52. (Пер. с английского).
[91] Там же.
[92] К. Каутский Национализм и интернационализм. Пг., 1918.
[93] Нации и национализм … С. 53
[94] Там же. С. 53 – 56
[95] Там же. С. 55.
[96] Там же. С. 56. (Подчеркнуто мною. – И. Н.)
[97] См. об этом: Козлов В. И. Нация // Этнические и этно-социальные категории. М., 1995. С. 90.
[98] Козлов В. И. Проблематика «этничности»// Этнографическое обозрение, 1995, № 4. С.41.
[99] См.: Семенов Ю. И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение, 1996, № 3.
[100] Там же. С. 11.
[101] Хотя, в Канаде инуитов (эскимосов) причисляют, наряду с индейцами и метисами, к «первым нациям» Канады, этническое происхождение не игнорируется и не забывается. Самоидентификация выглядит здесь таким образом: «я – канадец инуитского (индейского, французского, английского, украинского и т.д.) происхождения, где «канадец» - национальная идентичность, а «инуитское (и др.) происхождение» – идентичность этническая.
[102] Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы…С. 124.
[103] См.: Штейнталь Х. Грамматика, логика и психология // История и языкознания XIX и XX в.в. в очерках и извлечениях. М., 1965. С. 114-115. (Курсив мой. – И. Н.).
[104] Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1913. С. 222. (Подчеркнуто мной - И.Н.).
[105] Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национального. СПб., 1922, С. 6.
[106] Шпет Г. Г. Литература // Шпет Г. Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования, материалы. В 2 ч. М. Памятники исторической мысли, 2002. С. 1133
[107] Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. С. 94 )
[108] Там же. С. 153.
[109] Губогло М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. С. 53
[110] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 31.
[111] См.: Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. С. 10-11.
[112] Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. С. 212-213. (Подчеркнуто мною - И. Н.)
[113] См.: Этнографическое обозрение, 1998, № 1. С. 43
[114] См. об этом, в частности: Садохин А. П. Этнология. Учебник. М., 2000. С. 134-135.
[115] Приводится по: Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие для студентов психологических и этнологических специальностей. М.: Старый сад, 1998. С. 42.
[116] Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветском пространстве. М., 2003. С. 217.
[117] См. об этом подробнее: Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С. 200.
[118] Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 245.
[119] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. с. 77-78.
[120] Мыльников. А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI- XVIII веков, СПб, 1999. С.
[121] Там же.
[122] См.: Трубачев О. В поисках единства: Взгляд филолога на проблему истоков Руси. 2-е изд., доп. М., 1997. С. 266.
[123] В западноевропейской литературе их принято именовать «этнофолизмы», что по гречески означает «дурные, ничтожные народы» (!). Первый словарь «этнофолизмов» на основе 20-ти языков был издан в Кембридже в 1944 г. См. также: Николина Н. А., Гращенко А. И. Экспрессивные этнонимы как приметы вражды // Язык вражды и язык согласия. Екатеринбург, 2006
[124] Существует гипотеза, что выбор в качестве объекта анекдотов среди почти 40 малочисленных народов именно чукчей связан не только со звучанием этого слова, но и со своеобразной «исторической обидой»: чукчи, во-первых, возможно, менее всех малочисленных народов Севера поддались христианизации, сохраняя элементы шаманских верований; а во-вторых, в процессах колонизации Северо-восточной Сибири так и не были «сломлены» военным путем, но присоединены позже с использованием экономических, юридических и «психологических» мер (в частности, с предоставлением льгот, освобождения от налогов, и не без традиционного использования разрушительного фактора «огненной воды»). Об истории военных операций против чукчей подробнее см.: Нефедкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII - начало XX в.). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.
[125] Садохин А. П. Указ. соч. С. 144-145. (Подчеркнуто мною - И. Н.)
[126] Включение этого компонента в данное перечисление вообще представляется некорректным, так как традиции и обычаи являются не элементами сознания, а элементами этнической культуры, ее определенными деятельностно-поведенческими атрибутами, которые, разумеется, могут осознаваться на уровне индивидуального сознания.
[127] Платонов Ю. В. Указ. соч. С. 193. Отметим, что проведенное нами на эту тему в 2005 г. анкетирование студентов – заочников психолого-педагогического факультета РГПУ им.А. И. Герцена дало точно такие же результаты, что подтверждает чрезвычайную устойчивость и распространенность этих этнопсихологических стереотипов.
[128] См. об этом: Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997. С. 87-88.
[129] Такой подход в современной культурной антропологии получил наименование «эмик- подхода».
[130] Понятие «национальный» Г. Гачев употребляет в д