Инвалидов

ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие......................................................... 4

1. Теоретические основы реабилитации инвалидов 6

1.1. Основные направления создания системы
реабилитации инвалидов в РФ. Дефиниции
основных используемых терминов. Принципы

и методы реабилитации инвалидов............. 14

1.2. Профессиональная подготовка

и профессиональное образование инвалидов 20

1.3. Правовые аспекты реабилитации инвалидов..................................................... 25

2. Медико-социальная экспертиза в системе
реабилитации инвалидов.................................... 39

2.1. Особенности реабилитации инвалидов

с детства....................................................... 48

2.2. Особенности реабилитации инвалидов

с поражениями опорно-двигательного аппарата 56

2.3. Особенности реабилитации инвалидов

с патологией органа зрения......................... 59

2.4.Особенности реабилитации
нервно-психических больных..................... 61

2.5.Реабилитация инвалидов с заболеваниями
внутренних органов.................................... 63

2.6.Особенности старения и реабилитации

пожилых и старых людей............................ 67

3. Организационно-методические основы

деятельности центров реабилитации инвалидов....... 77

Литература.......................................................... 83


 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема ограничения социально-биологической реали­зации человека относится к категории сложнейших интегративных аспектов знания о человеке. Его основным акцентом следует считать технологии социальной адаптации и реабили­тации. Сколь бы разнообразны ни были причины дезинтегра­ции развития личности, их результат — дезадаптивные процес­сы широкого диапазона, осложняющие оптимальные условия интеграции в среде обитания. В этой связи первостепенное зна­чение приобретает поиск оптимальных, эффективных вариан­тов технологий и методов социализации на всех этапах разви­тия человека с ограниченными возможностями. Профессиональ­ное становление специалиста по социальной работе включает глубокое понимание проблемы инвалидности, четкое знание методов и технологий социальной реабилитации лиц с ограни­ченными возможностями и, главное, сформированную фило­софию социальной защиты, основанную на восприятии чело­века как абсолютной самоценной сущности с неисчерпаемым потенциалом духовно-нравственного развития, реализованным в системе гуманистически ориентированного общества.

В основе эффективной реализации любой социальной тех­нологии — концепция деятельной модели личности. Деятель­ная, т. е. творческая, энергичная личность, — главное условие успешной реабилитации в самых сложных социально-биологи­ческих вариантах ограничений.

Проблема социальной реабилитации — масштабное поня­тие высокоинтегративного смысла. В этой связи раскрытие ее — процесс многоступенчатый, поэтапный.

В методическом плане разработана система изучения про­блемы, включающая органично взаимосопряженные разделы концептуального плана и совокупности частных технологий ре­шения многочисленных частных аспектов проблемы инвалид­ности.

Начиная с основ реабилитации инвалидов, программа представляет последовательную схему разделов: основы адапта­ции и реабилитации детей-инвалидов, основы адаптации и ре­абилитации детей с ограниченными возможностями, основы адаптации подростков-инвалидов, содержание и методы соци-


 


альной работы с инвалидами, содержание и методы социаль­ной работы с пожилыми.

В формировании профессиональной модели специалиста по социальной работе особая роль принадлежит сущностному, фундаментальному разделу — частным технологиям социаль­ной работы, основанным на интегративных концепциях реаби­литации и адаптации человека с проблемой. Разработанная ка­федрой социальной работы и медицины ВолГУ эколого-соци-ально-биологическая концепция социальной работы обеспечи­вает инновационные схемы изучения частных технологий со­циальной работы, определяющие высокую эффективность мер социальной защиты группы, семьи, личности.

Профессор Е.А. Меерсон


5 5


/. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

ИНВАЛИДОВ

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне соци­окультурного контекста, в котором живет человек, — семьи, дома-интерната, социального окружения в целом. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Вот почему технологии помощи инвалидам — взрослым или детям — основываются на социаль­но-экологической модели социальной работы. Согласно этому подходу, люди с ограниченными возможностями имеют функ­циональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассуд­ков общества по отношению к инвалидам.

Данная проблема следующим образом определяется Все­мирной организацией здравоохранения: структурные наруше­ния (impairments), видимые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или не­совершенству навыков, необходимых для некоторых видов дея­тельности (disability), что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или за­медленной социализации (handicap). Инвалидность — это не со­стояние, но процесс ограничения возможностей, процесс, где нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность. Причиной ограниченных возмож­ностей может стать недостаток или несовершенство образова­тельных программ, медицинских и социальных услуг, необхо­димых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку.

Социологические научные исследования показали, что уровень и качество жизни инвалидов в РФ значительно ниже, чем в среднем у населения, их многочисленные проблемы ре­шаются недостаточно эффективно, что определяет необходи­мость формирования оптимально функционирующей системы социальной защиты инвалидов, отвечающей международным нормам, политике государства в отношении инвалидов и со­временной концепции инвалидности. Приоритетным направле-


 


нием социальной защиты этих граждан должна стать реабили­тация инвалидов.

Реабилитация инвалидов — сложнейшая многоаспектная проблема, в которой в равной мере значимы медицинские, со­циальные и профессиональные аспекты. Вместе с тем особое место должна занимать профессиональная реабилитация инва­лидов. Обусловлено это тем, что экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в ко­нечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. В определенной мере этот баланс будет выдер­жан при создании условий, когда человек может сам распоря­жаться своей судьбой, иметь материальную независимость и реализовывать способность к самообеспечению, без ущемления интересов сограждан.

Одно из главных условий — обеспечение права человека на труд. Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентос­пособным по сравнению с другими членами общества и на рав­ных началах выступать на рынке труда. Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации (и как ее итог — трудовое ус­тройство инвалидов в новых для нашей страны условиях ры­ночных отношений) становится весьма актуальной. Существу­ющая система трудоустройства в условиях рыночной экономи­ки еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложив­шаяся система помощи инвалидам в России никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество. Многие годы ос­новными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция. Приоритетным направ­лением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация. Для осуществления реформы нужны новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны непременно обладать способностью сострадать и быть профессионалами супервысо­кого класса, а также иметь достойную материально-техничес­кую базу для осуществления своей деятельности.


 


Проблеме реабилитации посвящены многочисленные на­учные программы, разрабатываемые в рамках ООН такими орга­низациями, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Международная организация труда (МОТ) и др.

Первое определение сущности реабилитации было дано ВОЗ следующим образом: «...не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психо­логические функции до оптимального уровня». Данное опреде­ление отражало сугубо функциональный подход, при котором приоритет реабилитации виделся в психофизиологическом восстановлении человека, что представлялось достаточным для достижения его благополучия. Однако практика показала, что само по себе улучшение и даже полное восстановление здоро­вья далеко не всегда обеспечивает возвращение человека в тот биосоциальный ритм жизни, в котором он пребывал до разви­тия болезни и инвалидности. Болезнь и инвалидность существен­но изменяют человека, его биосоциальные связи с внешним миром становятся иными, и только лишь мерами, направлен­ными на восстановление физических и психических функций, не удается добиться должного успеха.

Очевиден масштабный подход к решению проблем реаби­литации и стремление рассматривать реабилитацию через сис­тему разноплановых мероприятий. В этом определении четко очерчены цели реабилитации:

- предупреждение заболеваний, ведущих к временной и
стойкой утрате трудоспособности;

- возвращение больных и инвалидов в общество и к обще­
ственно полезному труду.

Обращает на себя внимание тот факт, что особое значение придавалось лишь одному ограничению жизнедеятельности че­ловека — утрате трудоспособности. Признавая безусловную про­грессивность данной дефиниции реабилитации, нельзя не ви­деть ее ущербности. Жизнь человека не может и не должна рас­сматриваться только через призму его способности или неспо­собности трудиться. Жизнедеятельность многоаспектна и вклю­чает неограниченно широкий круг функций, среди которых особо важное для человека значение имеют: самообслужива-


ние, передвижение, ориентация, общение, контроль за своим поведением, способность к обучению и трудовой деятельности.

В 1981 году Комитет экспертов ВОЗ дал целевое трактова­ние реабилитации инвалидов: «Реабилитация инвалидов долж­на включать все мероприятия, призванные сократить послед­ствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полнос­тью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окру­жающей его среде, но оказывать воздействие на его непосред­ственное окружение и на общество в целом, что облегчает ин­теграцию его в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении ме­роприятий по реабилитации». В этом определении не уделено внимания роли естественных процессов восстановления за счет компенсаторно-адаптационных механизмов организма и уси­лий личности, не учтена необходимость направить реабилита­ционные мероприятия не только на сокращение последствий возникшей непригодности, но и на поддержание и развитие потенциальных способностей личности.

Виды деятельности, необходимые для реабилитации инва­лидов:

• раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

• медицинское обслуживание;

• консультирование и оказание помощи в социальной об­
ласти;

• подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу,
независимому образу жизни;

• обеспечение вспомогательными техническими средства­
ми, средствами передвижения, социально-бытовыми приспо­
соблениями и пр.;

• специальные услуги по восстановлению профессиональ­
ной трудоспособности (включая профессиональную ориента­
цию, профессионально-техническую подготовку, трудоустрой­
ство).

В соответствии с концепцией многопрофильного подхода целью реабилитации является интеграция инвалидов в обще­ство. Выделяются следующие основные направления, по кото­рым должны реализовываться многоаспектные реабилитацион­ные мероприятия:


 


1) предупреждение прогрессирования патологического про­
цесса и восстановление здоровья инвалидов;

2) восстановление личности;

3) раннее возвращение инвалидов к трудовой деятельности;

4) обеспечение возможности для постоянной интеграции
инвалидов в общество.

Система реабилитации инвалидов включает централизо­ванные и децентрализованные организационные формы реаби­литации. Централизованные формы предполагают осуществле­ние реабилитационных мероприятий в центрах медико-соци­альной и профессиональной реабилитации инвалидов. Реаби­литация в децентрализованных формах во всех странах осуще­ствляется на территории проживания инвалидов с использова­нием возможностей местных органов здравоохранения, соци­ального обеспечения, труда, занятости, учебных заведений, про­мышленности и т. д. Централизованные и децентрализованные формы являются взаимодополняющими и взаимосвязанными этапами реабилитации инвалидов.

В 1993 году в рамках ООН было проведено обсуждение «стан­дартных правил обеспечения равных возможностей для инва­лидов». Даны следующие основные концептуальные направле­ния реабилитации инвалидов.

Реабилитация означает процесс, имеющий целью предос­тавить инвалидам возможность достичь оптимального физичес­кого, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предос­тавляя им средства, призванные изменить их жизнь и расши­рить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и (или) по восстановлению функции ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь ока­зание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реа­билитации и кончая целенаправленной деятельностью, напри­мер, восстановление профессиональной трудоспособности. Не­обходимо изменить общество с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалид­ность, с тем чтобы приспособить его к жизни общества.

Реабилитация инвалидов — долгосрочный и дорогостоя­щий процесс, экономический эффект которого не сиюминут-


ный. В определенной степени члены общества, не являющиеся инвалидами, должны отдавать часть благ общества без компен­сации со стороны инвалидов. Очевидна необходимость соци­ального партнерства в решении проблем инвалидов и инвалид­ности, включая реабилитацию инвалидов. Условно реабилита­цию инвалидов принято подразделять на медицинскую, соци­альную, профессиональную. Вышеприведенное разделение реа­билитации не только условно, но и принципиально неверно. Если выделять медицинскую реабилитацию и социальную, то тогда, естественно, следует определять медицинский и соци­альный статусы человека. Правильнее подразделять реабилита­цию инвалидов на медицинские меры реабилитации, соци­альные меры реабилитации, профессиональную реабилитацию.

Медицинские меры реабилитации многочисленны, име­ют количественные и качественные характеристики, критерии оценки и экспертизы. К этим методам относятся: методы вос­становительного лечения, включающие в себя преемственное продолжение патогенетической медикаментозной терапии, про­водимые на предшествующих этапах, физические методы акти­визации больного, которые принято формировать в програм­мах и осуществлять в строгой последовательности, санаторно-курортное лечение. Использование медицинских мер реабили­тации при адекватном выборе методов позволяет добиваться успеха у подавляющего большинства инвалидов.

Восстановительное лечение должно носить комплексный характер и включать, наряду с медицинскими, физическими, психологическими методами, меры социальной и профессио­нальной реабилитации:

1) социально-бытовую адаптацию инвалидов;

2) адаптацию инвалидов к труду с использованием трудо­
терапии, вовлечением в трудовую деятельность в условиях мо­
делирования производственных процессов;

3) профессиональную ориентацию и психокоррекцию ус­
тановок на труд.

Таким образом, к медицинским мерам реабилитации сле­дует отнести: восстановительное лечение, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медико-социальный экс­пертный контроль.


Психологический аспект реабилитации. Эффективность ре­абилитационных программ во многом зависит от реакции чело­века на заболевание, от преморбидных особенностей личнос­ти, от ее защитных механизмов. Крайне важной является оцен­ка психологического статуса индивида, который дает возмож­ность выделить больных, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адек­ватного отношения к заболеванию и восстановительным ме­роприятиям. Характер проявлений и течение заболевания свя­заны со свойствами личности и особенностями социально-пси­хологической ситуации, в которой находится человек. Форми­рование различных расстройств в состоянии здоровья зависит от характера и интенсивности эмоционального стресса, пере­живаемого человеком.

Важная цель психологической помощи инвалидам — обу­чение больного самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и се­мейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

В целях вторичной профилактики функциональных рас­стройств при проведении психологической реабилитации осо­бое внимание необходимо уделять лицам, черты личности кото­рых являются психологическим фактором риска (так называе­мый тип «а», которому свойственны такие черты, как стремле­ние к лидерству, соперничество, неудовлетворенность собой, не­умение расслабляться, лихорадочная поглощенность работой и пр.). Эффективная психологическая реабилитация инвалидов при­водит к формированию у них адекватной оценки своих возмож­ностей, стойкой трудовой направленности, исчезновению «рен­тных» установок (вызванных, как правило, незнанием своих воз­можностей, неприспособленностью к новым условиям жизни).

Ни теоретически, ни практически до настоящего времени не нашли решения вопросы психологии социального партнер­ства в сфере реабилитации инвалидов. Особое значение это парт­нерство приобретает при выборе и реализации социальных мер реабилитации.

Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают соци-


ально-бытовую, социально-правовую и социально-психологи­ческую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, обеспечение техническими средствами.

Социально-правовая реабилитация инвалидов — это, ско­рее, условное название. Более точным следует признать такое — социально-правовое обеспечение реабилитации инвалидов.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию инвалидов к социальному окружению, восстановле­ние личности путем формирования адекватного отношения об­щества к инвалиду и инвалида к обществу, включая социально-психологическую коррекцию отношений в семьях, трудовых коллективах, иных микро- и макроколлективах, в обществе в целом.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить уст­ранение барьеров, препятствующих полноценной жизни лю­дей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответству­ющей адаптации их жизненной среды пользоваться обществен­ными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Профессиональная реабилитация инвалидов в терминоло­гическом плане достаточно четко отражает конечную цель это­го реабилитационного аспекта. Основные задачи профессиональ­ной реабилитации: вернуть больному самостоятельность в по­вседневной жизни; вернуть его к прежней работе, если это воз­можно; подготовить больного к выполнению другой работы с полным рабочим днем, соответствующей его трудоспособнос­ти; если это возможно, подготовить больного к работе с непол­ным рабочим днем или, наконец, к неоплачиваемой деятель­ности.

Профессиональная реабилитация является многопрофиль­ной и заключается в следующем:

1) профессиональной ориентации;

2) профессиональной подготовке и переподготовке;

3) системе организации труда инвалидов (бронирование
рабочих мест, рациональное трудоустройство, создание специ­
альных условий труда и т.п.).

Теоретически обосновано и практически доказано, что при адекватном состоянию здоровья и желанию инвалида выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда


инвалиды способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная без­деятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, вызывая синдром гиподинамии, харак­теризующейся дисфункцией сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, нервной и других систем и органов, к тому же нередко происходит психопатизация личности. Как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в том числе ухудшаются семейные отношения, прекращается об­щение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется депрессия, склонность к сутяжничеству. Для полной реализа­ции способности инвалидов необходима адаптация рабочих мест к психофизиологическим возможностям инвалидов, что требу­ет финансовых затрат и организационных усилий. Теоретичес­кие основы реабилитации инвалидов имеют достаточно дли­тельный период разработки, однако до настоящего времени многие позиции остаются неразработанными либо требуют уточ­нения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: