ВВЕДЕНИЕ
Строго говоря, единственный естественный способ использования половых органов — это заниматься истинной любовью и производить детей. Любые другие цели в той или иной степени неуместны. Секс ради чистого удовольствия по взаимному соглашению может, быть свободен от эмоционального обмана, но биологически это — предательство, если используются, как необходимо в таких случаях, контрацептивы. Но, в дополнение к этому, человеческая раса, располагая большим количеством времени и испытывая страх перед открытой интимностью, создала множество способов использования своих органов для скрытых целей и для легкомысленных или ложных отношений. Здесь мы рассмотрим некоторые из этих способов, поскольку они играют значительную роль в повседневной жизни.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПЕНИСА
Для чего можно использовать пенис? Разумеется, это лучший инструмент для оплодотворения женщины и один из лучших — для сексуального наслаждения. Кроме того, он может выбросить поток воды на значительное расстояние, к гордости владельца, но здесь есть ловушка. Мистер и миссис Мургатройд договорились однажды, что тот, кто сможет пописать дальше другого, тот будет хозяином в доме. Мунго, конечно же, полагал, что это прекрасный уговор, и вышел на линию огня, уверенный в том, что путь к победе открыт. Но не успел он начать, как Миси воскликнула: «Нет-нет, руками не помогать!» При таких правилах упавший духом Мунго понял, что его дело проиграно.
Но, кроме этих естественных функций, человеческая изобретательность нашла немало способов полезного применения пениса. В одиноких наслаждениях он может использоваться как игрушка, чтобы скоротать время дождливыми вечерами или в иные моменты скуки. Для детей, которым надоело лежать в своей кроватке или сидеть за партой, его достижимость — великое искушение («их руки созданы как раз такой длины, чтобы доставать его», — сказала одна мать священнику с упреком). В состоянии эрекции он представляет собой восхитительный символ плодородия и в таком качестве почитался в разные времена, частным образом или даже публично с радостными церемониями (не у нас и не в наше время). Иногда он используется просто в рамках этикета, для аристократического жеста («положение обязывает»), по принципу, что хорошо воспитанный молодой человек не должен оставлять хоть одно желание женщины не выполненным; ее желания для него — приказ. Мужчина менее благородный может использовать подобные ситуации для заработка. Таким образом пенис становится орудием утешения, исполнения ритуала, вежливости или заработка.
В более неформальной ситуации он может быть использован для совместного времяпрепровождения, как готовый инструмент для взаимных удовольствий с прекрасным полом. Некоторые мужчины сомнительной репутации позволяют себе сомнительные шуточки о предпочтительности плотного ужина или хорошего опорожнения кишечника; но их лучше оставить с им подобными томиться на кухне или сидеть в комнатке с надписью «М».
Если отбросить в сторону подобные глупости, пенис — это великое и многофункциональное средство для более серьезных игр. Простая демонстрация фаллоса может одних соблазнить, других испугать, у третьих вызвать трепет и восхищение. Этот «жезл» может вырвать девчонок из апатии и равнодушия. Гордый мужчина рассматривает его как трофей, доставшийся по заслугам в знак благоволения. Алчный мужчина использует его как тавро, оставляющее знак того, что женщина принадлежала ему и в некоторой мере навеки остается принадлежащей.
Грубый человек считает свой фаллос просто орудием удовольствия, средством урвать его. Он входит под ложным предлогом, берет желаемое и тихо ускользает. Мстительный мужчина проявляет свою злобу, по отношению к женщине, особенно к женщине, которая намного выше его, «пронзая» ее влагалище и «наплевав» ей в чрево; или, если он не умеет завоевать ее расположения, «разрывая» ее путем преступного насилия. Сострадательный мужчина может предложить свой фаллос женщине в беде в качестве утешения или даже целительного средства, превосходящего любые лекарства, демонстрируя таким образом ей и себе его магическую силу.
Используемый в сексуальных играх, фаллос обладает полномочиями большой биты в подсчете штрафных ударов, в игре на публику или в положении вне игры.
Как уже упоминалось, пенис может использоваться в качестве рекламы. Часто пляж или танцплощадка становятся супермаркетом для девочек, где товар тщательно упакован для показа. Облегающие плавки или шорты могут привлечь молоденьких девочек или порхающих по барам девиц, но более уверенные в себе женщины могут реагировать на это по-разному. Одна из них однажды спросила молодого человека, который расселся напротив нее с широко раздвинутыми ногами, сопровождая свой вопрос уничтожающим взглядом: «Штучка прелестная, но что она умеет?» В гомосексуальных кругах, где главная задача состоит в том, чтобы найти кого-нибудь, у кого «хорошо подвешен» или у кого «большая корзина» и где интерес к самому обладателю «подвески» или «корзины» незначителен, такая реклама более приемлема и эффективна.
Как инструмент любви фаллос может быть использован для того, чтобы давать удовольствие женщине, чтобы нежить ее, наиболее чувствительный уголок и таким образом проявлять и показывать любовь. И это может закончиться, намеренно и по взаимному согласию, созданием того, что наполовину принадлежит ей и наполовину ему, без эксплуатации и без головоломок.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЛАГАЛИЩА
Вагина также может быть использована своей обладательницей для времяпрепровождения, выступая в качестве подручного седативного средства. Она может тужить и символом плодородия; становясь объектом почитания, по случаю или в специальных ритуалах и церемониях, она дает впечатляющее обещание плодородия и защиты. Кроме того, — это последний дар богини куртуазности как в чистом гостеприимстве, так и в том, чтобы сначала завлечь, а потом выпустить. Клитор, постоянный спутник влагалища, может сопровождать все >то и придавать остроту всем этим чувственным празднествам. Однако влагалище обладает преимуществом перед клитором и пенисом: как дрессированная кошка, оно может научиться выполнять различные забавные штуки, например, поднять долларовую бумажку (старый трюк в ночных клубах определенного пошиба) — трюк, которым не овладел еще ни один пенис. Это один из способов, каким влагалище может отправиться на заработки; вообще, чем больше трюков оно освоит, тем успешнее будет его бизнес
В повседневной жизни оно может использоваться в большом количестве игр-дразнилок, отличающихся большей или меньшей мерой приличия. В самых грубых из них оно может быть слегка прикрыто прозрачной или яркой вышивкой или высовываться на миг через регулярные промежутки или ритмически, как стробоскопический гриб, распространяющий свою блеклую флюоресценцию в движениях танца. Или оно может быть нарочито скрыто за каше-сексе, как огромный циркон, в надежде, что покупатель, готовый платить наличными, примет его за брильянт. Это низший, присущий кабакам уровень генитального шарлатанства, разыгрываемый за гроши или за деньги на выпивку.
Наверху ставки выше. Влагалище может быть использовано в качестве приманки в финансовых, брачных и других ловушках. Оно может служить «соковыжималкой» женщине, которая хочет выманить у мужчины его семя для беременности с целью шантажа. Более честные и чувствительные женщины могут считать влагалище заслуженной наградой за услуги, приятным утешением в нужде, магическим эректором для неуверенной потенции, великим целителем всех мужских слабостей. Клитор может использоваться в качестве домашней; зверушки, как средство для «разогрева», может демонстрировать страсть своим расширением. Для тех, кто чувствует себя обездоленным, не имея столь великого: дара, как пенис, он печально лелеется как символ того, что могло бы быть. Один из наиболее интересных аспектов клитора — его «законность». Девочка, которой мать или отец запрещают «трогать себя», может перехитрить их посредством «законнической» уловки: она отказывается от прикосновения к влагалищу, выполняя приказ, но получает свое удовольствие вместо этого от клитора, что, конечно, как ей известно, грешно, но, как она себя убеждает, не запрещено. Как инструмент продлевания любви, влагалище служит страстному обхватыванию и нежному выжиманию. Оно стремится, не теряя надежды и всегда втуне, обхватить полностью не только пенис, но и всего мужчину. Но, в конце концов, вместо вбирания в себя оно может выпустить из себя плод этой любви. Женщина в гораздо большей степени, чем мужчина, использует в сексуальных целях другие части своего тела. Она может использовать грудь в качестве средства привлечения, делая это либо вполне добропорядочно и с достоинством, либо исподтишка, либо с чувством соперничества. Она может использовать грудь и для эксплуатации мужчин для других целей, за пределами секса: нечто вроде мелкого жульничества, когда удается мягко повернуть руль своей жизни, используя достоинства бюста для того, что Амариллис называет «охмурением». Таким же образом используются ягодицы, только здесь более соблазнительно движение, чем форма. Часто женщина, закладывающая руки за голову, чтобы выпятить грудь вперед, не сознает, что она делает, как и та, которая ерзает на стуле в присутствии мужчин. Такого рода соблазнительность приветствует Рабле в знаменитом куплете «Folle a la messe est mol a la fesse» — «у девочек, ерзающих в церкви, мягкие задики».
ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ В СТРУКТУРИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению эксплуатации оргазма, нужно объяснить, почему мы расположили вещи определенным образом в последних двух разделах.
Почти каждый человек проводит свою жизнь в ожидании Санта Клауса, и одна из больших проблем жизни — как заполнить время до его появления. Эксплуатация половых органов, о которой шла речь, — это способ такого заполнения времени. Методы структурирования времени могут быть разделены на шесть классов, которые не зависят от используемых орудий. Занимаются ли люди сексом, деньгами, искусством или, например, религией, — есть только шесть типов трансакций, посредством которых они могут выразить свой интерес; они могут быть перечислены в порядке возрастания эмоциональной сложности.
Этому плану мы следовали ранее в перечислении способов использования половых органов, что объясняет последовательность, которая иначе могла бы показаться неожиданной: например, фаллические ритуалы вслед за мастурбацией, а учтивость — сразу вслед за этим. Самые простые вещи — которые делают в одиночестве, а наиболее сложные — это те, которые требуют наиболее интимной вовлеченности, со сложными переплетениями взаимных чувств. По этой причине мастурбация идет первой, интимность — последней, с другими типами трансакций между ними. Таким же образом, если бы мы говорили о психологическом использовании денег, первым был бы скряга, сидящий в одиноком великолепии за своими счетами, а пара, старающаяся заработать денег на Рождество друг для друга и для своих детей, была бы последней. В искусстве одинокий художник будет в начале, а влюбленный, читающий поэму своей возлюбленной, — в конце; религиозная последовательность начнется уединенной медитацией, а закончится мистическим единением или борьбой против искушения возлюбленной.
Шесть категорий называются так: уход в себя, ритуалы, развлечения, деятельность, игры в интимность. Возвращаясь к теме секса, мы можем сказать, что уход в себя, то есть способ структурирования времени без взаимодействия с другими людьми, означает использование половых органов как личных игрушек. Здесь секс заменяет людей; безопаснее сидеть в одиночестве и играть в игрушки какого бы то ни было рода, чем рисковать, вступая во взаимоотношения с другими, в особенности в такой эмоционально заряженной области, как секс. Ритуалы и учтивость — самые безопасные способы быть с другими: каждый знает, чего от него ждут, и пока он следует правилам, ничего неуместного не произойдет. Почитание половых органов и куртуазное служение относятся к этой категории.
«Деятельность — это работа, организованная для совершения чего-то в соответствии с предварительным соглашением или контрактом, и использование половых органов для зарабатывания денег или для зачатия попадает в этот класс. Личная вовлеченность минимальна благодаря условиям контракта. Как только он выполнен, участники могут идти своей дорогой без каких бы то ни было дальнейших взаимных обязательств.
Простейший уровень индивидуальной эмоциональной вовлеченности называется развлечением, свободными отношениями, которые могут быть разорваны в любой момент, как проведение некоторого времени со знакомым. Взаимная сексуальная стимуляция для забавы — один из наиболее приятных способов провести пустые часы. Следующий уровень личной вовлеченности называется играми. Это более серьезная вовлеченность, со скрытым мотивом за объявленной целью, что дает множество возможностей для эмоционального выражения. Значимая часть жизни большинства людей состоит в основном из игр, как мы увидим в специально посвященной им главе. Различные формы фальшивой любви, соблазнения или прямого смана — примеры сексуальных игр. И, наконец, немногим счастливчикам удается найти подлинную интимность в сексе, в особенности если они хотят иметь детей.
Ждет ли человек Санта Клауса, который должен прийти с Северного полюса в своем красном одеянии, или его противоположность, Смерть, которая должна прийти с Южного полюса в черном, он может заполнять время множеством способов, которые будут стимулирующими и, возможно, поучительными. Половые органы — лишь одно из орудий, которым снабдили его для этого природа и общество. Если он их использует, то старается сделать это настолько интересным, насколько возможно. Человеческая раса оказалась очень изобретав тельной в создании способов структурирования времени с помощью небиологического использования половых органов.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОРГАЗМА
Оргазм — это нечто такое, чему следует просто разрешить случиться, и наслаждаться им, когда он происходит. Но многие люди, которые даже музыке могут просто дать быть или не быть, не могут оставить оргазм в покое, стремясь эксплуатировать его и вмешиваться в него. Большинство людей обычно используют его для подтверждения своей мужественности или женственности: чем больше оргазмов и чем они сильнее, тем в большей степени можно считать себя настоящим мужчиной или настоящей женщиной. Другие превращают его в «опыт» — в нечто, что скорее должно быть достигнуто, нежели может просто произойти. Или в оргазм с завитушками, с новыми акробатическими фрикциями, например. Это может также рассматриваться как трофей или подарок: «я получил от нее однажды» или «я однажды подарил ей это»; во многих статьях, написанных профессионалами, оргазм рассматривается как достижение («Когда ее муж выполнил мои инструкции, она достигла оргазма»). Некоторые рассматривают его как утешение или как облегчение, старательно пренебрегая удовольствием; или просто как рефлекс, своего рода случайность, несущественную для реального секса, который может для таких людей состоять в фетише или в завоевании. Даже циники обоих полов поступают лучше, приравнивая его к выпивке. Но поскольку оргазм — это здоровый и освежающий опыт для большинства людей, такое поддельное отношение часто становится через некоторое время второстепенным или вообще исчезает.
Более серьезная эксплуатация строится на основе отсутствия оргазма. Многие женщины и некоторые мужчины рассматривают это как достижение и как доказательство превосходства. Отсутствие оргазма может дать самозваной «пуританке» чувство правоты, которое она предпочитает самому оргазму. Помимо того, такие женщины могут дразнить, мучить и всячески дурачить своего мужа или любовника часто из чувства мести или злости. В других случаях оргазм избегается из страха или бережливости. У некоторых женщин есть страх, что они умрут, если допустят это. Это может вести к полной фригидности, иногда же они рискуют получить некоторое удовольствие, следя за тем, чтобы не зайти слишком далеко. Тогда они начинают думать, что им удалось обвести смерть вокруг пальца, что приносит им ощущение фантастического триумфа по поводу всякого выкраденного ими кусочка удовольствия.
Бережливость появляется из-за странного, но распространенного представления, что каждому человеку «отпущено» ограниченное количество оргазмов в течение его жизни. То есть они рассматривают оргазм не как проценты, а как сам капитал, и обращаются с ним так, как обращается с деньгами человек, у которого их мало. Некоторые спешат распорядиться капиталом как можно скорее, чтобы что-нибудь не случилось прежде, чем он не будет полностью израсходован; другие наводят экономию, чтобы растянуть его как можно дольше. Такое представление можно обнаружить даже у людей, у которых его никак нельзя было бы ожидать, спрятанным где-то в самом дальнем уголке сознания. Почти каждый неспециалист, если его спросить, как много оргазмов может пережить человек за свою жизнь, постарается найти ответ в диапазоне от 100 до 20 000. Но даже сексолог, если он даст себе ответить спонтанно, часто ответит каким-нибудь числом, к своему собственному, изумлению, потому что это показывает, что, несмотря на всю умудренность Взрослого, Ребенок в них все еще верит, что оргазмы сосчитаны.
В общем, есть четыре способа, какими люди могут обращаться со своими оргазмами: фригидность, сдержанность, отсрочка и высвобождение. Оправдание) фригидности обычно строится на основе принципа «если бы»: «Все было бы хорошо, если бы только ты не был никчемным человеком, ты обращался бы со мной лучше, ты был бы лучшим любовником, это была бы истинная любовь» и т.д.
Сексуальная сдержанность основана на сомнительной этике: можно вовлекаться в секс, если только я не наслаждаюсь им слишком сильно. Это позиция для поцелуев на лавочке в парке. Это также точка зрения французских проституток конца XIX века: они получат прощение на исповеди, потому что занимались сексом только для заработка. Это всегда вбивали девочкам в голову сводники, может быть, с тех самых пор, как возникла сама профессия. Девчонка получит побои, если позволит себе получить удовольствие с кем-нибудь, кроме него. В действительности такого рода «лояльность» часто является источником сексуальной сдержанности. Не допуская оргазма, женщина полагает, что она остается «верной» либо реальному мужу, либо отсутствующему любовнику, либо воображаемому идеалу вроде собственного отца или «знаменитости», никогда о ней не слышавшей. Полудевственницы обходятся с этим похожим образом: они позволяют себе все, кроме оргазма лицом к лицу. Это они оставляют для реального, фантастического или будущего любовника.
Любительница «отложить удовольствие» позволяет мужчине получить его оргазм, но свой откладывает на потом. Либо он должен вызвать его тем или иным образом, либо она ждет, пока он выйдет, и затем достигает оргазма посредством мастурбации, или, в худшем случае, она идет к другому любовнику «с мокрой палубой» и продолжает с ним.
Свободный оргазм — это тот, который происходит во время полового акта. Он может быть чистым, глубоким и интимным или может быть отягощен скрытыми мотивами и игровыми чувствами, такими, как вина, злость, униженность, насилие или триумф. Он может превратиться в обман, если появляется воображаемый третий: «Я могу получить оргазм с женой, только если я думаю о другой женщине». Но в свободном оргазме есть по крайней мере честность в действии, если не всегда в мысли.
СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
Сексуальные отклонения, или перверзии, как их часто называют, — это «пунктики», рассматриваемые как психические аномалии людьми, которые себя считают нормальными (какими они вполне могут и быть). Такие отклонения могут быть не более чем способами получить удовольствие, если они осуществляются по взаимному согласию между взрослыми людьми. Но они приносят беспокойство, страх, вред и зло, если вовлекают невинных жертв. Их диапазон простирается от эстетических предпочтений (приятное), через странности в одежде (раздражающее), непристойные телефонные звонки (пугающее), до приставания к детям (вредоносное), анального насилия и убийств (ужасное). Некоторые хорошо информированные люди, вроде персонала государственных больниц-тюрем для «сексуальных психопатов», полагают, что насилие — это преступление против личности, а не сексуальное отклонение, если целью нападения является влагалище.
Есть три способа определения сексуальных отклонений: юридический, моральный и рациональный. Достоинство юридических определений в том, что они поддаются проведению в жизнь и обеспечены правовой санкцией; как говорит брызжущий слюной законник, «черт вас возьми, так оно и есть». Некоторые из них созданы, чтобы защитить публику от оскорбления личности и физических нападений. Другие же вредны и самонадеянны, так что они вызывают больше вопросов о самих юристах, чем о людях, в действия которых они призваны вмешиваться. Моральные определения могут быть более продуманны, но часто они основаны на неведении или на сомнительных предрассудках. К сожалению, рациональные определения также сталкиваются с непредвиденными трудностями. Отклонение буквально означает нечто такое, чего большинство (более 50% людей) предпочтут не делать. Но это бессмысленно, потому что превратит в человека с отклонениями каждого, кто голосовал за кандидата, проигравшего на политических выборах. Победители часто извлекают из этого выгоду, называя оппонентов извращенцами. Впрочем, победителям следует признать, что если в следующий раз они проиграют, то они тоже станут извращенцами.
Слово «извращенный» подразумевает, что есть нормальное, естественное течение событий и что извращение наносит оскорбление природе. Это может быть превращено, и часто некоторыми людьми превращается, в утверждение: «Я нормален, а ты нет». Но это вопрос мнения, и человек, сам себе выписывающий удостоверение о здоровье, не всегда является авторитетом в этом отношении. Его суждение может быть прикрытием личной заинтересованности, жертвой которой он хочет сделать того, о ком судит, в то время как у него самого ботинки не на ту ногу.
Если рассматривать секс как функцию воспроизведения, то отклонением будет все, что мешает естественному воспроизведению. Тогда биологическое определение должно утверждать, что ничто не является отклонением, если заканчивается попаданием семени во влагалище. Но это исключает использование презервативов и прерванного полового акта, хотя допускает противозачаточные колпачки, пружинки и пилюли. Возникают также некоторые технические трудности. Например, анальное сношение с вагинальной эякуляцией не будет при таком определении извращением, но оно безусловно биологически нежелательно, потому что переносит микроорганизмы из прямой кишки в близость уретры, где они могут создать угрозу инфекции мочевого пузыря.
Наиболее практичным и этичным будет гуманистическое определение. Такое определение предполагает, (1) что участники — свободные деятели, (2) что секс — это акт личного общения и (3) что он не должен повреждать ткани тела (если не говорить о девственной плеве). Тогда любые события, основанные на свободном, взаимном и информированном согласии, заканчивающиеся телесным контактом и не приносящие повреждений тканям ни одного из участников, — не извращение. Таким образом, не должно быть применения силы, как
при насилии; не должно быть использования неведения, как при совращении детей; не должно быть кульминации на внешнем объекте, таком, как ботинок или предмет, заменяющий пенис; и не должно быть жестокости, даже по взаимному согласию, как при садизме. Это допускает бесконечное количество форм сексуального возбуждения, но исключает насилие, совращение детей, использование искусственных инструментов и физические злоупотребления. К сожалению, это не исключает таких сумасшедших вещей, как поедание фекалий и заворачивание себя в детские пеленки.
Может быть, проще действовать противоположным образом. Нормальный секс — это любое взаимное наслаждение, получаемое двумя свободными и информированными партнерами, которое доставляется телом, обычными облачениями и украшениями партнера. Будучи этичным в лучшем смысле слова, это может показаться аморальным людям с особыми интересами. Одна из трудностей состоит в том, что это не исключает инцеста, чего не может сделать ни одно рациональное определение, поскольку это — моральная проблема. Действительно, табу инцеста — основа почти всякой моральности, и, по-видимому, всякой культуры. В итоге лучше всего, наверное, сказать, что если вы не хотите чего-то делать или если это кажется сумасшествием, — не делайте этого. Если вы делаете это, только напившись, и ненавидите себя, протрезвев, — не пейте.
Сексуальные отклонения могут наносить ущерб каким-то жертвам, а могут и не наносить. Но гораздо серьезнее — логические отклонения или перверзии мышления, которые могут вовлекать большие массы людей. Одно из самых труднопонимаемых отклонений такого рода — это предрассудки относительно длинных волос, бород и сандалий. Как известно, Джордж Вашингтон носил длинные волосы, у Авраама Линкольна была борода, а Иисус Христос ходил в сандалиях и, вероятно, был виновен и по остальным из названных пунктов. Трудно разумным образом объяснить предрассудок против длинных волос, разве что извращенными желаниями, возникающими у тех, кто особенно рьяно нападает на длинноволосых. Многие другие предрассудки также обнаруживают извращенное мышление. Например, если любого христианина за последние 2000 лет спросить, что он сделает, если встретит родственника Иисуса Христа, вряд ли он ответит: «Я вышибу душу из него, из его жены и из его детей». Между тем многие христиане поступали именно так. Коренное население древней Иудеи было настолько невелико, что почти каждый иудей был в каком-то родстве с Иисусом, так что их потомки, евреи, почти все так или иначе несут его кровь и гены.