Методы контроля, самоконтроля и самооценки

Слово контроль произошло от французского control (надсмотр ). Основная его цель установить соответствие полученных результатов заданным. Методы контроля призваны реализовывать основную его функцию – показывать результативность воспитательного процесса, то есть реализовывать обратную связь. Это выражается в наблюдении за деятельностью и поведением школьников, побуждении их в выполнении педагогических требований. Применение контроля напоминает школьникам о необходимости правильного поведения, соблюдения норм и законов общественной жизни. Высшей формой контроля выступает самоконтроль, когда ребенок уже может адекватно оценить свое поведение и поступки. Это позволяет ему стремиться к их исправлению, усиливает позитивную активность школьника, приближая его к выбранному идеалу поведения.

Педагогическое наблюдение.

Сущность метода педагогического наблюдениязаключается в непосредст­венном восприятии действительных фактов, событий. Этот метод позволяет изучить личность школьника в обычных, естественных условиях, что дает возможность считать его одним из основ­ных.

Для успешного использования метода наблюдения воспитателю необ­ходимо в своей опытно-экспериментальной работе, прежде всего, поставить цели, определить задачи, этапы, выбрать время и место наблюдения, стремясь при этом, что­бы полученная информация поддавалась контролю. Наблю­дения желательно фиксировать в разработанной для этих целей карте.

К достоинствам данного метода мы можем отнести то, что с его помощью можно широко охватить события. Но метод наблюдения вместе с тем не лишен недостатков.

Они могут быть сведены в две группы: объективные и субъективные. Кобъективным можно отнести ограничен­ность, частный характер наблюдаемой ситуации. Субъектив­ные же, связаны, прежде всего, с личностными профессиональ­ными особенностями наблюдателя. Результаты наблюдения зависят от его настроения, сосредоточенности, умения целост­но воспринимать ситуацию. Еще одной особенностью данного метода является сложность, а часто и невозможность повто­рения наблюдения, а также фиксация действия, а не вызыва­вших его мотивов.

Для более глубокой достоверности получаемых факторов необходим контроль, помогающий сравнивать результаты на­блюдения за учащимися, воспитателем, классным руководителем, другими учителями, взрослыми. Необходимо также сопоставление этих данных с другими источниками.

Метод наблюдения можно эффективно использовать при исследовании взаимоотношений в классе, отношения к тру­ду, к общественной жизни, к проведению досуга. Он помога­ет дать оценку способностям, отношению к учебе, отношению к миру в целом.

Опрос.

При использовании данного метода, ис­точником информации выступает непосредственно школьник (респондент). Различают три вида опроса: беседа, анкетирование и интер­вью. В их основе лежат предлагаемые опрашиваемым вопро­сы, ответы на которые являются первичной информацией.

Преимущество данного метода состоит в том, что неболь­шое число опрашиваемых позволяет в достаточно короткие сроки охватить опросом большое количество учащихся и по­лучать от них разнообразную информацию.

Наиболее распространенными в практике применения контроля в начальной школе беседа и анкетирование. Не­сомненную ценность в беседе представляет близкое общение учителя, воспитателя, родителя и воспитанника. Педагогическая цен­ность беседы в том, что взрослый имеет возможность изучить мотивы деятельности, оценки и ценностные ориентации детей. Под влиянием беседы про­исходит переоценка ценностей ребенком, появляется возмож­ность перестраивать его поведение.

Анкетные опросы могут быть групповыми, индивидуаль­ными, очными, заочными, смешанными. Независимо от вида, подготовка и проведение их должны идти по следующим этапам: составление анкеты, апробация ее на контрольной группе, опрос изучаемой группы, обработ­ка полученной информации, анализ результатов, составле­ние справки.

Самым сложным и ответственным является составление вопросника для младшего школьника. Можно сформулировать ряд требований, выпол­нение которых поможет его составить: число вопросов не должно превышать 14—16, иначе учащиеся теряют к ним интерес; желательно вопросы демографического характера ставить в конце; необходимо постепенное усложнение постав­ленных вопросов; вопросы должны быть четкими и указывать форму ответа.

Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции вопросов. Различают закрытые, открытые и полузакрытые вопросы.

Закрытые вопросы.

1. Могут содержать полный перечень ответов (альтернативные). Например: «Нравятся ли тебе ребята твоей микрогруппы?

- очень нравятся

- скорее нравятся, чем не нравятся

- скорее не нравятся, чем нравятся

- не нравятся

2. Могут давать возможность выбора наиболее подходящих ва­риантов ответов (неальтернативные). Например: На какую тему Вы бы хотели провести праздник? (выбрать не более 3 тем):

- Мама, папа, я – дружная семья

- Турнир весельчаков

- Весенние посиделки

- Такая опасная дорога

Открытые вопросы предполагают свободное высказывание

опрашиваемого: Какие недостатки Вы более всего осужда­ете в людях?

Полузакрытые вопросы — это те, на которые учащиеся
могут ответить, отметив предложенные варианты ответов, или
дописать свои:

— В подготовке, каких воспитательных мероприятий вы участ-­
вовали в ноябре месяце?

— в подготовке и проведении творческого классного часа;

— в подготовке и проведении конкурса чтецов;

— в подготовке и проведении беседы для первоклассников;

— в работе «Клуба волшебников»;

— что еще (допишите).

Полученные в ходе опроса данные обрабатываются и используются воспитателем в работе со школьниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: