Слово контроль произошло от французского control (надсмотр ). Основная его цель установить соответствие полученных результатов заданным. Методы контроля призваны реализовывать основную его функцию – показывать результативность воспитательного процесса, то есть реализовывать обратную связь. Это выражается в наблюдении за деятельностью и поведением школьников, побуждении их в выполнении педагогических требований. Применение контроля напоминает школьникам о необходимости правильного поведения, соблюдения норм и законов общественной жизни. Высшей формой контроля выступает самоконтроль, когда ребенок уже может адекватно оценить свое поведение и поступки. Это позволяет ему стремиться к их исправлению, усиливает позитивную активность школьника, приближая его к выбранному идеалу поведения.
Педагогическое наблюдение.
Сущность метода педагогического наблюдениязаключается в непосредственном восприятии действительных фактов, событий. Этот метод позволяет изучить личность школьника в обычных, естественных условиях, что дает возможность считать его одним из основных.
|
|
Для успешного использования метода наблюдения воспитателю необходимо в своей опытно-экспериментальной работе, прежде всего, поставить цели, определить задачи, этапы, выбрать время и место наблюдения, стремясь при этом, чтобы полученная информация поддавалась контролю. Наблюдения желательно фиксировать в разработанной для этих целей карте.
К достоинствам данного метода мы можем отнести то, что с его помощью можно широко охватить события. Но метод наблюдения вместе с тем не лишен недостатков.
Они могут быть сведены в две группы: объективные и субъективные. Кобъективным можно отнести ограниченность, частный характер наблюдаемой ситуации. Субъективные же, связаны, прежде всего, с личностными профессиональными особенностями наблюдателя. Результаты наблюдения зависят от его настроения, сосредоточенности, умения целостно воспринимать ситуацию. Еще одной особенностью данного метода является сложность, а часто и невозможность повторения наблюдения, а также фиксация действия, а не вызывавших его мотивов.
Для более глубокой достоверности получаемых факторов необходим контроль, помогающий сравнивать результаты наблюдения за учащимися, воспитателем, классным руководителем, другими учителями, взрослыми. Необходимо также сопоставление этих данных с другими источниками.
Метод наблюдения можно эффективно использовать при исследовании взаимоотношений в классе, отношения к труду, к общественной жизни, к проведению досуга. Он помогает дать оценку способностям, отношению к учебе, отношению к миру в целом.
|
|
Опрос.
При использовании данного метода, источником информации выступает непосредственно школьник (респондент). Различают три вида опроса: беседа, анкетирование и интервью. В их основе лежат предлагаемые опрашиваемым вопросы, ответы на которые являются первичной информацией.
Преимущество данного метода состоит в том, что небольшое число опрашиваемых позволяет в достаточно короткие сроки охватить опросом большое количество учащихся и получать от них разнообразную информацию.
Наиболее распространенными в практике применения контроля в начальной школе беседа и анкетирование. Несомненную ценность в беседе представляет близкое общение учителя, воспитателя, родителя и воспитанника. Педагогическая ценность беседы в том, что взрослый имеет возможность изучить мотивы деятельности, оценки и ценностные ориентации детей. Под влиянием беседы происходит переоценка ценностей ребенком, появляется возможность перестраивать его поведение.
Анкетные опросы могут быть групповыми, индивидуальными, очными, заочными, смешанными. Независимо от вида, подготовка и проведение их должны идти по следующим этапам: составление анкеты, апробация ее на контрольной группе, опрос изучаемой группы, обработка полученной информации, анализ результатов, составление справки.
Самым сложным и ответственным является составление вопросника для младшего школьника. Можно сформулировать ряд требований, выполнение которых поможет его составить: число вопросов не должно превышать 14—16, иначе учащиеся теряют к ним интерес; желательно вопросы демографического характера ставить в конце; необходимо постепенное усложнение поставленных вопросов; вопросы должны быть четкими и указывать форму ответа.
Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции вопросов. Различают закрытые, открытые и полузакрытые вопросы.
Закрытые вопросы.
1. Могут содержать полный перечень ответов (альтернативные). Например: «Нравятся ли тебе ребята твоей микрогруппы?
- очень нравятся
- скорее нравятся, чем не нравятся
- скорее не нравятся, чем нравятся
- не нравятся
2. Могут давать возможность выбора наиболее подходящих вариантов ответов (неальтернативные). Например: На какую тему Вы бы хотели провести праздник? (выбрать не более 3 тем):
- Мама, папа, я – дружная семья
- Турнир весельчаков
- Весенние посиделки
- Такая опасная дорога
Открытые вопросы предполагают свободное высказывание
опрашиваемого: Какие недостатки Вы более всего осуждаете в людях?
Полузакрытые вопросы — это те, на которые учащиеся
могут ответить, отметив предложенные варианты ответов, или
дописать свои:
— В подготовке, каких воспитательных мероприятий вы участ-
вовали в ноябре месяце?
— в подготовке и проведении творческого классного часа;
— в подготовке и проведении конкурса чтецов;
— в подготовке и проведении беседы для первоклассников;
— в работе «Клуба волшебников»;
— что еще (допишите).
Полученные в ходе опроса данные обрабатываются и используются воспитателем в работе со школьниками.