Задания для самосовершенствования. 1. Представьте, что вы участвуете в работе круглого стола по теме

1. Представьте, что вы участвуете в работе круглого стола по теме:

«Является ли личностно-ориентированное пространство воспитания условием становления личности человеком культуры?» Составьте тезисы своего выступления.

2.Составьте «Карту гуманистического воспитательного пространства». Обозначьте в ней основные «остановки» младшего школьника как «субъекта воспитания».

3. Разработайте памятку для детей (класс на выбор) об установлении правильных взаимоотношений с одноклассниками.

4. Подготовьтесь и проведите «Педагогический бой» на тему: «Воспитать или обучить. Расставим приоритеты!». Для этого разбейтесь на группы и, готовясь к выступлению, постарайтесь осветить следующие положения:

- кого можно назвать образованным человеком;

- воспитание – это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. А обучение?

- означает ли разделение терминов «обучение» и «воспитание», что эти процессы идут изолированно друг от друга?

- «образование» - это передача знаний и только?

5. Прочитайте высказывания о воспитании. Какое из них наиболее полно отражает ваш взгляд на воспитание. Ответ аргументируйте.

- «Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью выполнить то, чего не достает от природы». (Аристотель).

- «Прекрасна неточная наша наука… похожа если не на искусство, будем скромнее, то на ремесло в высоком понимании этого слова» (А.Лиханов).

- «Напротив, воспитание должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам…»(А.С.Макаренко).

- «Жизнь слишком коротка, чтобы в совершенстве овладеть великим искусством воспитания детей…» (Винер Н.)

- Педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей. Стопроцентная наука о стопроцентном искусстве.… Пожалуй, это единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой…» (Соловейчик С.Л.)

- «Педагогика – наука целесообразная…., но педагогика – это и политическое искусство воспитания…»(Макаренко А.С.)

6. Попробуйте порассуждать на тему: «Феномен детства: ребенок и общество». Используйте предложенный план или предложите свой.

План рассуждений

Ø Детство как сложное сообщество в рамках социального общества.

Ø Детство как стимулирующее развитие мира, явление.

Ø Мир детства и взрослости.

Ø Взаимодействие детей и взрослых.

7. Обратитесь к материалам, представленным в списках литературы о феномене детства, и напишите эссе. Темы выбирайте по своему желанию из предложенных ниже:

· «Детство – маленькая страна»

· «Осторожно – взрослый мир!».

· «Принцессы и золушки в современном мире»

· «Детство как модель взрослого его видения».

8. Найдите в периодической литературе (журналы «Воспитание школьников», «Начальная школа») примеры реализации выбранных вами принципов.

9..Воспользуйтесь вашим жизненным опытом и проанализируйте взаимодействие учителя и учеников в ситуации воспитательного характера, свидетелем которой вы были на школьном практикуме. (К примеру, учитель уронил стопку тетрадей практически у ног Сережи, но тот не спешит помогать). Анализ можно провести по следующим параметрам (кто является инициатором взаимодействия; какова форма взаимодействия; каков стиль взаимодействия; ответная реакция участников взаимодействия; оценка результативности взаимодействия). Используя данные наблюдения, составьте педагогическое описание развертывания взаимодействия (к примеру, в течение четверти или полугодия).

10. Составьте фрагмент конспекта воспитательного мероприятия, в котором просматривалась бы реализация принципа гуманистической направленности.

11. Сделайте цитатные выписки из книги В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» на тему: «Формирование ценностного отношения к Родине в воспитательной системе В.А.Сухомлинского».

12. На основании прочитанной литературы подумайте, как, по вашему мнению, тип воспитания влияет на формирование ценностных ориентаций младшего школьника. Ответ можно заключить в таблицу:

Типы воспитания Ц е н н о с т и
созидания переживания общения преодоления
         

13.Представьте себе, что вы проводите диспут на тему: «Может ли человек быть всесторонним, гармоничным и целостным? За и против «. Составьте доказательные тезисы своего выступления.

14.На основе анализа методов воспитания, представленных в различных педагогических источниках, выберите классификацию, которая вам представляется наиболее целесообразной в воспитательной работе с младшими школьниками.

15.Изучив классификацию методов воспитания, составьте обобщенную таблицу, включающую следующие параметры:

Автор класси- фикации Группа, в которую входят методы Домини-рующие в группе ме- тоды Предпоч тительные приемы Средства Предпо лагае- мый ре- зультат  
 

.

16. Найдите в психолого-педагогической литературе примеры использования средств воспитания. Составьте систему их использования в начальной школе.

17.Известно, что в педагогике существует прямое и косвенное требование. Составьте набор косвенных требований в виде шутливых советов (10-15), обращенных к младшему школьнику.

18. Дайте характеристику близкому человеку и чужому. Постройте систему критериев для обоих случаев.

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему воспитание называют фактором социального прогресса?

2. Что именно, по вашему мнению, определяет ребенка как часть культуры?

3. Как вы думаете, в чем состоит посредничество воспитателя между ребенком и культурой?

4. Докажите, что гуманизация воспитательного пространства благотворно влияет на становление младшего школьника как субъекта воспитания.

5. Каковы главные принципы личностно-ориентированного образования?

6. Как вы думаете, в чем сущность механизма процесса присвоения ребенком социальных культурных ценностей?

7. Можно ли процесс воспитания назвать процессом принуждения?

8. Может ли ребенок стать субъектом воспитания самостоятельно?

9. В чем вы видите единство природной, социальной и культурной сущностей человека в образовании?

10. Каково влияние макросреды, мезосреды и микросреды на становление младшего школьника субъектом воспитания?

11. Что такое социализация и каково ее место в системе воспитания младшего школьника?

12. Докажите, что воспитательный процесс является интегратором педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

13. Для чего, на ваш взгляд, необходимо взаимодействие воспитателей и воспитанников?

14. Почему закономерности являются «устойчивыми тенденциями процесса воспитания»?

15. Некоторые педагоги принципы «культуросообразности» и «природосообразности» называют закономерностями. Может быть они ошибаются? Свой ответ обоснуйте.

16. С чем связано понимание принципов как идей, определяющих всю воспитательную деятельность учителя?

17. В чем вы видите взаимодействие закономерностей и принципов воспитания?

18. Как вы думаете, относятся общие закономерности воспитания к обучению?

19. Как вы думаете, при каких условиях проявляются ценностные ориентации ребенка?

20. Каковы общечеловеческие ценностные ориентации?

21. Что общего и чем отличается система ценностей младшего школьника от общечеловеческой системы ценностей?

22. Как вы понимаете соотношение морали и нравственности? Обоснуйте свою точку зрения.

23. В чем специфика формирования нравственных убеждений у младших школьников?

24. «Трудолюбие» - это качество личности, или направление воспитания? Ответ обоснуйте.

25. В чем сущность эстетического воспитания?

26. Какова специфика формирования эстетических идеалов у младших школьников?

27. С какими физическими особенностями младшего школьника связано физическое воспитание?

28. Почему подготовка ребенка к трем главным ролям в жизни: гражданина, семьянина, труженика наиболее целесообразна в начальной школе? Свой ответ обоснуйте.

29. Какова суть педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника?

30. Существует мнение, что метод воспитания зависит от особенностей ребенка. Так ли это? Почему вы так думаете?

31. Если бы из системы методов убрали метод наказания, это сделало бы применение методов оптимальным? Ответ обоснуйте.

32. Какой вопрос в характеристике эффективности воспитания более важен для вас «почему?», «кто» или «как?»

33. Нравственный аспект в измерении воспитанности личности является интегральным. Как вы думаете, почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: