Причины демографических проблем после распада СССР

Причины демографических проблем в постсоветских странах главным образом связанны с резким обнищанием основной массы населения в итоге либерально-рыночных реформ. У людей появилась неуверенность в своём государстве, в завтрашнем дне, в том, что они смогут материально обеспечить своих детей, дать достойное образование и в том, что их дети смогут занять достойное место в будущем.


По данным Федеральной службы государственной статистики России за 2010 г. около 113 млн. ее граждан (80% населения страны) относятся к категории нищихи бедных, поскольку: - в крайней нищете живут 13,4% населения России; - в нищете живут 27,8% населения страны; в бедности живут 38,8% населения России; «богатыми среди бедных» являются 10,9% россиян; на уровне среднего достатка живут 7,3% россиян; в числе состоятельных 1,1% населения России; так называемые богатые составляют 0,7% россиян.

В Беларуси, по данным МВФ ситуация намного благоприятней, так как уровень бедности снизился с 47 процентов в 1999 году, до 6 процентов в 2008 году, а неравенство осталось умеренным.

Другая, на мой взгляд, более значимая причина демографического кризиса связана в разрушении связи времен, распаде сознания, идейной пустоте. Для многих бывших советских сограждан резкий переход от одних ценностно-мировоззренческих смыслов к другим разросся в конфликт. На протяжении веков для нашей, в особенности восточнославянской христианской культуры, были заложены такие ценности как служение Отечеству, любовь к Родине, уважение к ближнему, коллективизм. Что нашло свое продолжение в СССР, где провозглашались принципы равенства, братства, заинтересованности в труде, а при нынешнем капитализме целями стали материальное обогащение, карьера, личная (индивидуальная) успешность. Люди не могут найти себе места в новых реалиях, и с этой резкой перестановкой неразрывно связан рост алкоголизма, наркомании, самоубийств, увеличение числа разводов, нежелание иметь детей, большое количество абортов и многих других негативных трендов, являющихся следствием разрушения культурного и духовно-нравственного единства общества.

Основными индикаторами духовного неблагополучия, доступными для международной сравнительной оценки, могут служить самоубийства и убийства. Первые отражают безысходность, потерю смысла жизни, вторые - агрессивность, озлобленность.

Доказать духовно-демографическую связь можно в том случае, если обнаружится ее повторяемость в идентичных ситуациях. Для этого на материале 11 стран Восточной Европы, включая Прибалтику и Россию была изучена связь динамики смертности за 1989-1993 годы с динамикой всех доступных анализу социально-экономических показателей. В их числе промышленное и сельскохозяйственное производство, потребление необходимых продуктов питания и алкоголя, обеспеченность врачами, розничный товарооборот, ввод в эксплуатацию жилых домов и др. Для оценки социальной агрессивности использовался показатель убийств. В каждой паре сопоставлений рассчитывался коэффициент сцепленности (от 0 до 100). Оказалось, что траектория смертности в наибольшей мере совпадала с траекторией агрессивности (на 64%). Значительно меньшей была отрицательная связь с питанием (на 36%), заработной платой (на 16%) и положительная связь с самоубийствами (на 10%).

Прирост убийств и спад рождаемости в период либеральных реформ (Рис.2)

На рисунке 2 наглядно показано, как связаны между собой показатели рождаемости и статистика убийств. Видно, что не только в странах бывшего СССР, но и в государствах Восточной Европы либеральные реформы сопровождались, с одной стороны, приростом убийств, а с другой - спадом рождаемости.

Для оценки "чистого" вклада перечисленных параметров в риск смерти было проведено более сложное статистическое исследование по материалам пост советских стран. Сила связи каждого фактора измерялась методом пошаговой линейной регрессии. Обнаружено, что динамика смертности определялась на 73% динамикой агрессивности, озлобленности, на 11% - динамикой безысходности, потери смысла жизни, на 16% - остальными факторами.

Динамика численности населения с высшим образованием, численности городского населения и коэффициентов рождаемости в СССР (Рис. 3)

Также было исследовано влияние уровня образования и рост городского населения на рождаемость. Так как часто считается, что уменьшение рождаемости связано с ростом урбанизации и образованностью населения. Из рисунка 3 видно, что в СССР с 1970 по 1989 г. при росте лиц с высшим образованием и городского населения, рождаемость не уменьшалась, а наоборот увеличилась. С общего коэффициента рождаемости 17,4 до 18,8 на 1000 человек. (Источник: Социальное развитие СССР (1989) (Статистический сборник)

Динамика коэффициентов рождаемости и смертности в Республике Беларусь (Рис. 4)

Из истории СССР видны многочисленные доказательства достижения сильного оздоровительного эффекта через духовные регуляторы. После войны в странах Восточной Европы, образовавших социалистическую систему, наблюдалось почти двукратное снижение смертности и увеличение рождаемости к середине 1960-х годов. Объяснить этот эффект ростом материального благосостояния невозможно, так как в Западной Европе, где достаток повышался значительно быстрее, такого улучшения здоровья не наблюдалось. Следовательно, благоприятные демографические процессы в Восточной Европе имели неэкономическую природу. Основное различие заключалось в том, что народы стран Варшавского договора устремились строить новое, как им тогда казалось, более справедливое общество. И эта духовная энергия оказала мощный оздоровительный эффект.

И наоборот, вслед за окончанием хрущевской "оттепели" разочарование "застоем" привело после 1964 года к ухудшению здоровья и росту смертности, снижению рождаемости. Неблагоприятные демографические процессы 1970-х годов разворачивались в странах социалистического лагеря на фоне непрерывного улучшения уровня жизни населения. Экономического застоя не было, что доказывается не только отечественной, но и зарубежной статистикой. Причину трагедии имеет смысл искать в нарастании духовного неблагополучия. В СССР это подтверждается драматическим ростом за 1965-80 годы уровней убийств на 80%, самоубийств на 60%, разводов на 130%.

В 1986-1988 годы с началом перестройки увеличилась рождаемость. В этот же период, предшествовавший рост смертности в СССР и странах Восточной Европы остановился, и началось ее снижение. Величина спада в трудоспособном возрасте достигала 30-40%. Господствующее среди демографов объяснение этого явления воздействием антиалкогольного указа 1985 года справедливо не более, чем на 1/20. Остальные 19/20 имели иную причину. Тем более, что в Европе антиалкогольных мероприятий тогда не проводилось. Ведущим механизмом укрепления здоровья послужил нравственно-эмоциональный подъем, обусловленный взлетом надежд на новую, более справедливую жизнь. Он, в свою очередь, через психосоматический механизм способствовал увеличению адаптивных возможностей организма. В результате уменьшилась заболеваемость, а затем и смертность от большинства основных болезней, как у мужчин, так и у женщин. Стандартизованное по возрасту снижение составило: для сердечно-сосудистых заболеваний, соответственно, на 8% и 9%, органов пищеварения на 12% и 4%, органов дыхания на 25% и 29%, инфекций на 29% и 21%. На 20—40% снизилась смертность от ревматизма, туберкулеза, пневмоний, дизентерии. Доказательством значительного улучшения нравственно-эмоциональной атмосферы в СССР тех лет может служить снижение в 1986-1988 годах самоубийств на 40%, убийств на 30%, грабежей и разбоев на 24%.

(а) Общая смертность (b) Смертность от болезней системы кровообращения
Социальная агрессивность и гнев – 73% Обнищание – 11% Безысходность и потеря смысла жизни – 11% Прочие – 5% Социальная агрессивность и гнев – 61% Обнищание – 15% Безысходность и потеря смысла жизни – 10% Прочие – 14%

Таблица 2. Вклад различных факторов в динамику смертности в странах бывшего СССР за 1990-1996 годы

В таблице 2 нашли отражение результаты расчетов вклада различных факторов в динамику смертности в странах бывшего СССР. Проанализированы они не только по отношению к общей смертности, но и к смерти от болезней сердечно-сосудистой системы - наиболее частой причине летальных исходов в современном мире. Из таблицы видно, что основной причиной ухудшения динамики смертности является рост социальной агрессивности и гнева. Значительное место занимает также рост чувства безысходности и потери смысла жизни. А на долю обнищания приходится всего 11% среди факторов общей смертности и 15% факторов смертности от болезней сердечно-сосудистой системы. (Источник: И. А. Гундаров «Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа» //Общественные науки и современность 2001. № 5: 58−65; (журнал входит в Список научных журналов ВАК Минобрнауки России на 2006 год).


Анализируя демографические потери, которые мы понесли за последнее 20-летие можно, сопоставить с потерями в Великой Отечественной Войне. И с уверенностью заявить, что причина проблем не просто в разладе социального механизме, а в ведущейся против нашего общества социальной, культурной, информационно-психологической войне.

Цели такой войны, как и любой другой все те же - подчинение населения страны-жертвы чуждой идеологии, а значит - чужой воле, и, в конечном счете, установление контроля над ее природными, производственными, финансовыми, интеллектуальными ресурсами и территорией. Таким образом, навязывается нам Западом чуждая идеология, а это:

-Идея служения Отечеству заменяется идеей стяжательства, господства, максимизации прибыли.

- Идея государства-защитника народов заменяется идеей государства - «ночного сторожа». Т. е. государство должно заниматься только охраной частной собственности.

- Идея единства прав и обязанностей (перед Родиной, обществом, семьей) заменяется индивидуалистской идеей приоритета прав и свобод человека.

- Вносится идея о государстве как неэффективном собственнике по сравнению с частником.

Все это приводит к:

- Переходу от коллективного мировоззрения к индивидуальному, с нарастанием атомизации общества, что ведет к ослаблению и разрушению государства, изгнанию его из экономики.

- Внедрению идеи рыночной конкуренции в абсолютной форме, как «войны всех со всеми». Это приводит к блокированию интеграционных процессов в экономике и обществе. В результате снижается масштаб целей и задач для субъектов экономической и общественной деятельности (один в поле не воин), что приводит к утрате обществом глобальной конкурентоспособности. Происходит, на практике, реализация древнего принципа «Разделяй и властвуй!».

Все это ведёт к морально-нравственному разложению, деградации населения и как следствие его депопуляции. Что способствует достижению главной цели противника: высвобождение дефицитных ресурсов. И как следствие захват активов и ресурсов западными транснациональными корпорациями и банками.

Между тем в технологически развитые страны, по сути дела, отказавшись от рыночных принципов развития и рыночной конкуренции, действуют сообща. И все чаще решают свои проблемы коллективно, например, в рамках Большой Семерки (G7), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Европейского Союза (ЕС) и НАТО. Также в рамках реализации интеграционной доктрины развития в технологически развитых странах с каждым годом усиливается роль государства в экономике как регулирующего, интегрирующую ее института, и как глобального предпринимателя.

Так согласно Джозефу Найю, его концепции обеспечения глобальной мощи США, которая получила наименование «мягкой силы» (soft power) (профессор Гарварда, бывший глава Национальной разведки США и бывший заместитель министра обороны США), главное – это заставить объекты доминирования «хотеть того, чего хотите вы». Это значит, что нужно, чтобы широкие массы в странах-объектах доминирования США захотели кока-колы и ярких вещей, красивых машин и уютных коттеджей, американской поп-культуры, голливудских блокбастеров и много другого. А одновременно нужно, чтобы широкие массы в странах-объектах доминирования решили, что все это потребительское изобилие обеспечивают либеральная экономика и многопартийная демократия, максимальная свобода и максимальное право каждого человека, а также широкий плюрализм индивидуальных ценностей. И захотели такой государственной системы, которая создаст перечисленное потребительское изобилие для каждого. И решили, что Америка будет из всех сил стараться им помочь. Именно по Наю строился тот манящий образ «светлого демократического рыночного будущего», который нам предъявили на рубеже 90-х годов ХХ века. И которое нам навязывают все последнее двадцатилетие. (Источник: книги «Пределы лидерства: изменение природы американской мощи» 1990г. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power») и «Soft Power: The Means to Success in World Politics» 2004г. (в русском переводе 2006 года «Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике).


Из статьи Стивена Манна «Теория хаоса и стратегическая мысль» в ежеквартальном издании Пентагона «Параметры» (высокопоставленный дипломат с 1976 г. специализируется по СССР, а затем по России и СНГ, входил в группу непрерывного кризисного реагирования при Госдепе, старшим советником Госдепа по энергетической дипломатии в Каспийском бассейне, затем спецпредставителем президента США по евразийским конфликтам): «… идеологическое обеспечение каждого из нас запрограммировано. Изменение энергии конфликта людей… направит их по пути, желательному для наших целей национальной безопасности, поэтому нам нужно изменить программное обеспечение. Как показывают хакеры, наиболее прогрессивный метод подмены программ связан с «вирусом». Но ни есть ли идеология лишь другое название для программного человеческого вируса?... С этим идеологическим вирусом в качестве нашего оружия США смогут вести самую мощную биологическую войну и выбирать, исходя из стратегии национальной безопасности, какие цели-народы нужно заразить идеологиями демократического плюрализма и уважения индивидуальных прав человека».

Так о ведение такого рода войн в августе 2005г. заявила многолетняя близкая соратница президента Буша-младшего Карен Хьюз, которая была назначена заместителем госсекретаря США по публичной дипломатии: «…Мы должны разработать конкретную национальную стратегию по ведению и одержанию победы в мировой войне идей. Я пытаюсь создать такие институты, которые после нашего ухода, после завершения президентского срока Джорджа Буша позволят Америке в долгосрочной перспективе одержать верх в том, что мы понимаем под борьбой идей, длящейся в течение нескольких поколений…». (Источник: Цит. по: Зыгарь М. Америка наносит ответный пиар // Коммерсантъ). В 2006 году Джорж Буш поручил Карен Хьюз возглавить новый Координационный комитет стратегической коммуникации и публичной дипломатии (SCPDCC) – «межведомственную группу по войне идей, основными участниками которой являются Госдепартамент, Агентство США по международному развитию, Министерство обороны и разведывательное сообщество». (Источник: Глассман Д. Брифинг по вопросам общественной дипломатии США и войне идей. 28.10.2008. http://www.liberty.ru/groups/russian-world/Brifing-po-voprosam-obschestvennoj-diplomatii-SSHA-i-vojne-idej).
Война идей неразрывно связана с культурной войной. Культурная война – это система действий, направленная на слом и/или фундаментальную замену духовных ценностей, культурных образцов и норм, определяющих внутренние установки личности или целого народа. Новому подрастающему поколению предлагают отказаться от мнения родителей, от сложившегося понимания истории, принять на веру либеральные мифы, внушают, что идеи и ценности вообще не нужны. Стремиться надо к полной свободе, без всяких ограничений, налагаемых культурой и духовностью в целом. Огромную работу в этой войне ведут телевидение и СМИ. Именно они предъявляют населению в качестве «позитива и образцов успеха» вопиющие примеры неограниченного потребления богатых, а также их криминального поведения и пренебрежения нормами нравственности и законодательства. На каналах телевидения постоянно показываются сцены с драками и кровью, сексом и насилием, с щекотанием нервов ужастиками. Так на одном канале НТВ за одну неделю показывали такие сериалы: «Братаны три», «Правила угона», «Брат за брата», «Висяки». Кроме того три раза в день по НТВ идёт программа «Чрезвычайное происшествие», рассказывающая о преступлениях, а выпуски новостей и другие документальные форматы регулярно пополняют сюжеты о каннибалах и маньяках. Известный российский кинокритик Даниил Дондурей интерес к указанным темам объясняет просто. Коммерция и ничего личного. «Чтобы зрители держали свои телевизоры постоянно включенными, легче всего пользоваться так называемой понижающей селекцией, то есть двигаться вниз, в подсознание, к инстинктам, опираясь на чувство опасности, интерес к слухам, патологиям. А вот стремление вверх, к развитию личности, интеллекту, следовательно, лишает каналы денег». (Источник: Доклад президенту РФ Владимиру Путину о влиянии российского ТВ на стоимость человеческого капитала Даниила Дондурея. http://kinoart.ru/editor/vystuplenie-v-kremle).
Всё это не в последнюю очередь наносит удар и по семье. Семья это последний оплот нравственности. Через неё передаются из поколения в поколение духовные приоритеты и ценности жизни. Именно в семье, как бы ни была подорвана нравственность в обществе, несмотря на бедность и другие трудности, остается шанс воспитать нравственно здорового человека. Поэтому СМИ и телевидением активно внедряется престижность свободных отношений. Т.е. иная форма социальной войны, в ходе которой семью разрушают, так сказать, исподволь. Многие голливудские звезды, способные оказывать воздействия на массы делают такие заявления: «Материнство никогда не было для меня навязчивой идеей. Уж лучше я буду классной тетей для своих племянников», - говорит актриса Рене Зельвегер, а известная актриса Камерон Диас вообще считает, что «на Земле и так слишком много людей». (Источник: http://www.wmj.ru/zvezdy/znamenitosti/zvezdy-chaylfri/). И судя по статистике, для очень многих необходимость создания семьи становится абсолютно неочевидной. Пары сходятся в модные нынче гражданские браки или просто в отношения «бойфренд – герлфренд». По статистике, гражданские браки держатся в среднем 5 лет. Но во многих таких семьях уже растут дети. По мнению социологов, идет тенденция к глобальному кризису института семьи. Рост индивидуализма в обществе, смена ценностных ориентиров (вместо семьи – «свобода», вместо детей – «жизнь для себя» и т.п.), ослабевание морально-нравственных сдерживающих факторов, которые держали семью – вот истинная причина разводов. Люди разучились жить вместе. А что может человек один? Эрнест Хемингуэй утверждал: «Человек один не может... Все равно человек один не может ни черта». И это -утверждение американца, сына страны, изначально проникнутой индивидуализмом. А каково быть одному для нас: русских, белорусов, украинцев?

Говоря, о войне с нашей культурой хотелось бы обратить внимание на ещё одну очень важную проблему, связанную с воспитанием детей. Древняя мудрость гласит: «Чтобы покорить народ, не нужно прибегать к оружию, достаточно получить возможность воспитывать его детей. Огромное число наших детей растут в отрыве от нашей культурной традиции, но зато в тесном взаимодействии с чужими культурами. И все это внедряется через все те же средства массовой информации с иностранными мультфильмами, сериалами и фильмами. Великий этолог и психолог, лауреат Нобелевской премии, Конрад Лоренц писал: «Человек – по природе своей культурное существо – просто не может существовать без опорного скелета, который доставляет ему принадлежность к некоторой культуре и участия в ее благах. Из детского подражания возникает поведение, ориентирующееся на некоторый образец; человек чувствует тождественным с этим образом, ощущает носителем – а также владельцем – его культуры.<…> Каждый крестьянин знает «кто он такой» и этим гордится. Отчаянный поиск своей принадлежности <…> «identity problem» нынешней молодежи – это системы расстройства в передаче культурной традиции. Человеку, страдающему этим недостатком, очень трудно помочь. Если человек потерял духовное наследие культуры, в которой он вырос <…> то ему не надо отождествлять себя ни с кем и ни с чем, и тогда он в самом деле и ничто и никто – как это можно ясно прочесть сегодня в пустоте многих юношеских лиц. Кто потерял духовное наследство, тот поистине обездолен». (Источник: книга " Оборотная сторона зеркала " Конрад Лоренц, Москва, изд-во "Республика", 1998 г). Получается, что «сдавая» наших детей иностранной массовой культуре, мы, как минимум воспитываем из них будущих коллаборационистов, а как максимум – поистине обездоливаем их, обрекая на невозможность найти себя в чужом мире.


Кроме этого, современные мультфильмы, сериалы, компьютерные игры и пр. – все суть маркетинговые проекты разной степени грандиозности. Они специально сделаны (с использованием самых современных знаний в психологии, социологии, маркетинге, управлении) с целью управления потребительским поведением – детей в том числе. То есть, сделаны для того, чтобы производить потребителей, чтобы внушать людям (в том числе детям) не существующие у них потребности, которые заставят покупать их определенные товары и что хуже – ориентироваться на определенный образ жизни. Который они будут считать самым правильным и самым лучшим. «Герои» мультиков постепенно забудутся, а пристрастие к определённому образу жизни и к потребительству вообще – останется.


Говоря словами шекспировского Гамлета: «Что человек, когда его желания еда да сон–животное не более».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: