Наблюдение и анализ 3 форм образовательной деятельности (на выбор) по освоению образовательных областей программы («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»)
Вопросы для изучения:
Вариант 1.
1. Адекватность задач содержанию образовательной деятельности и уровню развития детей.
2. Интегрируемые образовательные области.
3. Использованием приемов обеспечения эмоциональности, интереса детей на занятии.
4. Использование приемов привлечения и сосредоточения внимания детей.
5. Использование разнообразных наглядных пособий, дидактических материалов.
6. Эффективность приемов активизации самостоятельности и творчества детей на занятии.
7. Соблюдение этапов занятия, их логичная связь.
8. Доступность, логичность, лаконичность, эмоциональность речи педагога на занятии.
9. Осуществление индивидуальной работы с детьми на занятии;
|
|
10. Оценка результатов работы детей на занятии (педагогом, детьми).
11. Характер эмоциональных проявлений детей на занятии и после занятия.
Вариант 2.
1. Характеристика программного содержания:
- соответствие задач программе группы;
- соответствие уровню развития детей данной группы;
- объем программного содержания;
- интегрируемые образовательные области;
- конкретность формулировок программного содержания.
2. Характеристика деятельности воспитателя:
- выделение приемов, используемых для решения поставленных задач;
- соответствие приемов возрасту детей, требованиям методики данной программы;
- правильность, точность применения данных приемов.
3. Характеристика деятельности детей:
- освоение детьми программного содержания по задачам;
- особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию).
4. Характеристика условий проведения занятия:
- соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий;
- соответствие требованиям материально-технических условий;
- соответствие требованиям функционально-педагогических условий.
Вариант 3.
1. Место данной образовательной деятельности в системе других форм работы (подготовленность данного занятия предшествующими занятиями; обоснованность темы и цели данного занятия; интегрируемые образовательные области; степень готовности детей к восприятию знаний на последующих занятиях).
2. Структура занятия (основные этапы занятия; соответствие структуры занятия его теме и цели; целесообразность длительности каждого этапа занятия; взаимосвязь этапов занятия и подчиненность их основной дидактической цели занятия).
|
|
3. Материал занятия (научный уровень учебного материала; соответствие учебного материала теме и цели занятия, возможностям детей; разная степень трудности учебного материала; количество учебного материала на занятии).
4. Реализация основных дидактических принципов на занятии (научность сообщаемых знаний; доступность знаний детям, учет их возрастных особенностей, уровня развития и усвоения знаний; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; связь материала с жизнью; активизация мыслительной деятельности детей; развитие самостоятельности, познавательных интересов, речи детей; использование наглядных средство бучения; охранительный режим на занятии).
5. Методы и приемы (разнообразие методов и приемов, соответствие их возрасту детей, содержанию учебного материала; развивающая направленность методов и приемов; приемы, которыми достигалось создание положительного отношения к материалу занятия и преодоление индифферентности).
6. Проверка знаний детей, похвала, одобрение и подбадривание детей.
7. Облик воспитателя (речь воспитателя: ясность, точность, выразительность, эмоциональность; знание материала занятия; владение методами и приемами работы на занятии, демонстрация наглядности; общий характер поведения воспитателя на занятии; влияние поведения воспитателя на активность детей).
8. Общая оценка занятия (степень достижения образовательной, развивающей и воспитательной целей занятия; дисциплина детей на занятии; знания, полученные на занятии детьми; виды сформированных умений и навыков; способы осуществления связи нового материала с уже известным; сочетание индивидуальной и фронтальной работы на занятии).
Рекомендуемая литература:
1. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М., 2003.
2. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.
3. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М., 2005.
4. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.