Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

1.1. Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

1.2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса.

2.1. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

2.3. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

2.4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.д.

2.5. Сформированность учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

2.6. Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения).

2.7. Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.

2.8. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.

3.3. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым. Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

3.4. Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?

3.5. Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

4. Анализ развития коллектива класса.

4.1. Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

4.2. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, ориентации и анализа совместной деятельности.

4.3. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

4.5. Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

5.1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

5.2. Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?

5.3. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

5.4. Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году способствовали сплочению классного коллектива?

5.5. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

6.1. Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.

6.2. Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

7.1. Частота и характер контактов с семьями учащихся.

7.2. Изменение отношения родителей к школе за учебный год.

7.3. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий)

7.4. Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).

7.5. Результативность организации родительских собраний в классе.

7.6. Эффективность индивидуальной работы с родителями.

7.7. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).

7.8. Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

7.9. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

8.1. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

8.2. Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?

8.3. В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?

8.4. Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

9. Выводы:

Ø об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

Ø об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;

Ø о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

Ø о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

10. Приложение может содержать следующее:

10.1. Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д.

10.2. Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.

10.3. Другие аналитические материалы.

План анализа воспитательного мероприятия

Описывается общий план, как нужно анализировать воспитательное мероприятие.

1. Дата проведения.

2.Тема проведенного внеклассного мероприятия.

Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы; его соответствие возрастным особенностям класса).

3. Цели и задачи мероприятия.

Психолого-педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям школьников.

4. Анализ подготовки мероприятия:

инициаторы мероприятия, степень участия детей в подготовке к мероприятию, их самостоятельность и активность, понимание значимости предстоящей работы. Роль актива в подготовке мероприятия.

5. Анализ хода мероприятия:

- нравственная и общественно-полезная направленность содержания;

- разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристская, общественно-политическая и т.д.) в ходе мероприятия,

- эмоциональные состояния, возникшие в процессе его проведения, их адекватность целям и задачам: характер взаимоотношений "Учителя-учащиеся", "учащиеся-учащиеся", "родители-учащиеся", "учащиеся-учителя", которые складывались во время подготовки и проведения;

забота (о ком? о чем?), проявленная во время подготовки и проведения мероприятия;

- активность учащихся на всех этапах проведения мероприятия; личный вклад каждого и роль всего коллектива в проведение дела.

6. Общая оценка.

- Соответствие результатов мероприятия поставленным целям.

- Оценка содержания, мероприятия, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала.

- Степень удовлетворенности ребят от проведенного мероприятия.

- Причина успехов, неудач, ошибок и пути их ликвидации.

- Позиция классного руководителя в проведении и подведении итогов мероприятия.

- Значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Анализ – метод научного познания, смысл которого состоит в расчленении целого на составные части, исследовании связей между частями и принципов их организации.

Анкетирование – метод исследования суждений, отношений, мотивов, идеалов, интересов путем массового письменного опроса.

Беседа – метод выявления знаний, мотивов, интересов, представлений и т.д. в условиях взаимодоверительных отношений путем анализа ответов по заранее сформулированным вопросам.

Воспитанность – степень сформированности базовых ценностных ориентаций личности, определяющих ее направленность и проявляющихся в системе отношений.

Диагностика педагогическая – деятельность, направленная на изучение распознавание объектов (субъектов) воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.

Рейтинг – метод оценивания личностных особенностей путем сбора большого количества мнений об одном и том же лице за короткое время.

Тестирование – стандартизированное, ограниченное во времени психологическое исследование для установления индивидуальных особенностей личности путем выполнения серии заданий диагностического характера.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДАННЫМ ТЕМАМ:

1. Классный руководитель №5, 2005г.; №6, 2003г.; №4, 2001г.; №2, 2000г.; №1, 1998г.

2. «Управление воспитательным процессом в классе» под ред.М.П.Нечаева.

3. «Диагностика воспитанности школьников» под ред.М.П.Нечаева.

4. «Формирование коллектива класса» под ред.М.Ю.Савченко, Л.А.Обуховой.

5. «Планирование воспитательной работы в классе» под ред.Е.Н.Степанова.

6. «Практика управления воспитанием в школе» под ред.М.П.Нечаева.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: