1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
1.1. Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
1.2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2. Анализ развития учащихся класса.
2.1. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
2.3. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
2.4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.д.
|
|
2.5. Сформированность учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
2.6. Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения).
2.7. Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.
2.8. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.
3.3. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым. Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?
|
|
3.4. Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
3.5. Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?
4. Анализ развития коллектива класса.
4.1. Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.
4.2. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, ориентации и анализа совместной деятельности.
4.3. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.
4.5. Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?
5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.
5.1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
5.2. Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
5.3. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
5.4. Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году способствовали сплочению классного коллектива?
5.5. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
6.1. Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.
6.2. Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
7.1. Частота и характер контактов с семьями учащихся.
7.2. Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
7.3. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий)
|
|
7.4. Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
7.5. Результативность организации родительских собраний в классе.
7.6. Эффективность индивидуальной работы с родителями.
7.7. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
7.8. Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7.9. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.
8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
8.1. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?
8.2. Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?
8.3. В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?
8.4. Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
9. Выводы:
Ø об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
Ø об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;
Ø о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
Ø о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
10. Приложение может содержать следующее:
10.1. Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д.
10.2. Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.
10.3. Другие аналитические материалы.
План анализа воспитательного мероприятия
|
|
Описывается общий план, как нужно анализировать воспитательное мероприятие.
1. Дата проведения.
2.Тема проведенного внеклассного мероприятия.
Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы; его соответствие возрастным особенностям класса).
3. Цели и задачи мероприятия.
Психолого-педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям школьников.
4. Анализ подготовки мероприятия:
инициаторы мероприятия, степень участия детей в подготовке к мероприятию, их самостоятельность и активность, понимание значимости предстоящей работы. Роль актива в подготовке мероприятия.
5. Анализ хода мероприятия:
- нравственная и общественно-полезная направленность содержания;
- разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристская, общественно-политическая и т.д.) в ходе мероприятия,
- эмоциональные состояния, возникшие в процессе его проведения, их адекватность целям и задачам: характер взаимоотношений "Учителя-учащиеся", "учащиеся-учащиеся", "родители-учащиеся", "учащиеся-учителя", которые складывались во время подготовки и проведения;
забота (о ком? о чем?), проявленная во время подготовки и проведения мероприятия;
- активность учащихся на всех этапах проведения мероприятия; личный вклад каждого и роль всего коллектива в проведение дела.
6. Общая оценка.
- Соответствие результатов мероприятия поставленным целям.
- Оценка содержания, мероприятия, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала.
- Степень удовлетворенности ребят от проведенного мероприятия.
- Причина успехов, неудач, ошибок и пути их ликвидации.
- Позиция классного руководителя в проведении и подведении итогов мероприятия.
- Значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Анализ – метод научного познания, смысл которого состоит в расчленении целого на составные части, исследовании связей между частями и принципов их организации.
Анкетирование – метод исследования суждений, отношений, мотивов, идеалов, интересов путем массового письменного опроса.
Беседа – метод выявления знаний, мотивов, интересов, представлений и т.д. в условиях взаимодоверительных отношений путем анализа ответов по заранее сформулированным вопросам.
Воспитанность – степень сформированности базовых ценностных ориентаций личности, определяющих ее направленность и проявляющихся в системе отношений.
Диагностика педагогическая – деятельность, направленная на изучение распознавание объектов (субъектов) воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.
Рейтинг – метод оценивания личностных особенностей путем сбора большого количества мнений об одном и том же лице за короткое время.
Тестирование – стандартизированное, ограниченное во времени психологическое исследование для установления индивидуальных особенностей личности путем выполнения серии заданий диагностического характера.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДАННЫМ ТЕМАМ:
1. Классный руководитель №5, 2005г.; №6, 2003г.; №4, 2001г.; №2, 2000г.; №1, 1998г.
2. «Управление воспитательным процессом в классе» под ред.М.П.Нечаева.
3. «Диагностика воспитанности школьников» под ред.М.П.Нечаева.
4. «Формирование коллектива класса» под ред.М.Ю.Савченко, Л.А.Обуховой.
5. «Планирование воспитательной работы в классе» под ред.Е.Н.Степанова.
6. «Практика управления воспитанием в школе» под ред.М.П.Нечаева.