Исследование уровня осмысления проблемной ситуации

Материал: серия картинок (из теста А.Векслера): «Вор», «Соня», «Дождь».

Разложить картинки перед ребенком, нарушив последовательность событий. Ребенку предлагается разложить картинки соответственно логике развития сюжета.

Сделать вывод о правильности, быстроте и глубине осмысленности выполнения предложенного задания.

О какой особенности мышления говорит этот результат?

Изучение процесса абстракции.

Материал: пословицы и метафоры.

Ребёнку предлагается истолковать переносное значение этих пословиц или метафор.

Золотые руки

Железный характер

Каменное сердце

Заячья душа

Глухая ночь

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Поспешишь – людей насмешишь.

Куй железо, пока горячо.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Сделайте вывод о глубине развитии операции абстракции и обобщения у ребенка.

Изучение критичности мышления.

Материал: заранее подготовленный небольшой рассказ с пропущенными в отдельных фразах словами.

Лев стал.. хромым.. и не мог ходить на.. охоту.. Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился.. больным… И вот другие звери стали приходить навещать больного.. льва.. А когда они приходили, он набрасывался на них и.. съедал. Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а осталась у.. нее. Лев спросил у нее: «Что же ты не входишь ко мне?» А.. она.. отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей.. берлоге.., но не вижу.. тех., которые вели бы обратно».

Ребёнку предъявляется текст рассказа. Он должен его прочитать и вставить пропущенные слова.

Сделать вывод о целенаправленности, самостоятельности и критичности мышления школьников. Оценивая результаты, следует исходить из того, что критичность – это умение действовать, исходя из правильного понимания цели задания, умения контролировать свои действия.

Приложение 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: