Материал: серия картинок (из теста А.Векслера): «Вор», «Соня», «Дождь».
Разложить картинки перед ребенком, нарушив последовательность событий. Ребенку предлагается разложить картинки соответственно логике развития сюжета.
Сделать вывод о правильности, быстроте и глубине осмысленности выполнения предложенного задания.
О какой особенности мышления говорит этот результат?
Изучение процесса абстракции.
Материал: пословицы и метафоры.
Ребёнку предлагается истолковать переносное значение этих пословиц или метафор.
Золотые руки
Железный характер
Каменное сердце
Заячья душа
Глухая ночь
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Поспешишь – людей насмешишь.
Куй железо, пока горячо.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Сделайте вывод о глубине развитии операции абстракции и обобщения у ребенка.
Изучение критичности мышления.
Материал: заранее подготовленный небольшой рассказ с пропущенными в отдельных фразах словами.
Лев стал.. хромым.. и не мог ходить на.. охоту.. Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился.. больным… И вот другие звери стали приходить навещать больного.. льва.. А когда они приходили, он набрасывался на них и.. съедал. Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а осталась у.. нее. Лев спросил у нее: «Что же ты не входишь ко мне?» А.. она.. отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей.. берлоге.., но не вижу.. тех., которые вели бы обратно».
|
|
Ребёнку предъявляется текст рассказа. Он должен его прочитать и вставить пропущенные слова.
Сделать вывод о целенаправленности, самостоятельности и критичности мышления школьников. Оценивая результаты, следует исходить из того, что критичность – это умение действовать, исходя из правильного понимания цели задания, умения контролировать свои действия.
Приложение 9