РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ===========
============================= И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ ВАЛ. БУЛГАКОВА И АЛЕКСЕЯ СЕРГЕЕНКО
------------------------------------------------------------------------
N 3. ИЮНЬ 1920.
------------------------------------------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ: -- "Горе, вам, богатые"! Федора Страхова. -- Необходимейшее условие для успешности коммунистической жизни. Алексея Сергеенко. -- Из жизни сектантов ново-израильтян в Южной Америке. М. Муратова. -- "Рассказ А. И. Кудрина об его отказе от воинской повинности". Вал. Булгакова. -- Воспоминание о Кудрине ротного командира. Л. Кобранова. -- Воззвание Общины "Трезвая Жизнь" к Союзникам. -- Члены Английской делегации в гостях у друзей Л. Н. Толстого. -- Вести пробуждения. -- Дружеское общение (Письма, мысли, заметки и пр.). -- Новые книги.
------------------------------------------------------------------------
"Горе вам, богатые!"
Перечитывая разные произведения Л. Н. Толстого, я то и дело во многих из них нахожу пророческие слова, предсказывающие в той или иной форме переживаемое нами время или, по крайней мере, чисто отеческие предостережения от возможности наступления той грубой, насильнической формы жизни, в какой мы продолжаем все еще находиться до сих пор.
|
|
Но ни один из ярких, художественных образов Льва Толстого не поражал меня так своим истинно пророческим духом, как образ "сильного, богатого, гордого пана Агея" в его драматической сцене: "Пан Агей". Это прямо -- притча, в которой как бы иносказательно выражено все то, что с такою точностью сбывается в нашей общественной жизни.
Вот краткое содержание этой пророческой притчи, написанной Львом Николаевичем.
Богатый пан Агей, стоя в церкви у обедни, услыхал читавшиеся при нем из Евангелия поразившие его слова: "Горе вам, богатые, ибо вы получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчите. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачите и возрыдаете". (Лука, VI, 24--25).
Не захотев поверить этим, обличающим его дурную жизнь, словам о блаженстве нищих и обнищании богатых, Агей надругался над ними. Он тут же, на глазах всех молящихся в храме, дерзко вырвал из Евангельской книги листы с этими словами и растоптал их ногами.
За этот кощунственный поступок он был наказан неожиданным для него превращением в нищего.
Случилось это с ним на охоте во время погони за оленем, когда он, чтобы переправиться через ручей, скинул с себя свое панское платье и затем, не нашедши его при возвращении, заблудился голый, беспомощный в лесу...
-- 2 --
Испытав на себе все невзгоды бесприютного и холодного бродяги, он попадает наконец во двор принадлежавших ему раньше богатых палат и видит выглядывающего из окна другого, похожего на него как две капли воды, пана, т. е. самого себя в таком самом виде, в каком он жил неделю тому назад в этих самых палатах.
|
|
Остальное содержание драматической сцены я доскажу уже подлинными словами J1. Н-ча.
Нищий пан. Батюшки, я сам дома! Другой я в окне. Что же это?
Пан в окне. Пустите, пустите нищих. Вот им. (Кидает горсть серебра). Пускай слепые попоют, а потом накормите. А пана нищего ведите в хоромы.
Нищие поют "Лазаря".
Палата панская. Сидит пан в виде нищего один, обедает, служит ему панская прислуга.
Нищий пан. Что это значит? Другой "я" в окне, и вид светлый и добрый! И меня защитил и велел сюда отдельно принять. Кончена моя жизнь. Признать меня уже никто не признает. Видно погибнуть мне в нужде. Что это?
Является Свет, а из Света голос:
Узнаешь ли ты, пан Агей, пана сильного, богатого и гордого? Как он не поверил слову Евангельскому и сказал, что нельзя богатому обнищать? Узнал ли ты теперь, к чему богатство мира сего и как на него полагаться? Покаялся ли ты в гордости своей?
Нищий пан. Покаялся и не буду жить по прежнему.
Голос. Так будь же опять паном и заслужи гордость свою.
Нищий пан. (Переодевается. Жена входит и обнимает его. Слуги кланяются). Занавес. Картина II-я. Большой стол великолепный. Сидят нищие, и пан с женою служит им.
----------
Вся переданная здесь сцена -- это пророческая притча, в сильных, ярких красках изображающая картину пережитого нами, русскими людьми, политического и социального переворота.
Пан Агей -- это богатые, властвующие классы нашего общества, внезапно очутившиеся в положении неимущих.
А "голос из Света" -- это голос Льва Толстого, как бы с того света наставляющий нас на должное понимание Евангельских слов о блаженстве нищих и обнищании богатых и, главное, о надлежащем к этому отношении.
Ведь мы до сих пор ни во что не ставим вышеуказанные, роковые для одних и знаменательные для других Евангельские слова. Мы во главе с нашим правоверным духовенством извращали, перетолковывали их применительно к нашей лживой, развращенной жизни и таким образом не менее кощунственно относились к ним, чем зазнавшийся в своей гордости пан Агей.
Не мудрено поэтому, что после того, как пророческий смысл этих слов сбылся над нами, мы не только не отнеслись должным образом к этому важному и назидательному для нас событию, не только не смирились и не пообещались "заслужить гордость свою" по примеру пана Агея, но еще многие из нас позволяют себе дерзко мечтать о скорейшем восстановлении своих прежних прав и даже на деле стремятся к осуществлению этих мечтаний в жизни.
Отдаваясь этим преступным и пагубным для себя мечтаниям, мы забываем, что в том же Евангелии, учением которого мы так легкомысленно пренебрегаем, высказано еще другое пророчество, а именно: "доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все". (Ев. Матф. V, 18).
И вот если второе это пророчество не менее выполнимо, чем первое, то не миновать разрушиться и тому новому "дому", который мы так самонадеянно собираемся воздвигнуть все на том же зыбком песке. И мы имеем уже не мало данных к тому, чтобы знать, что разрушение этого вторичного, предполагаемого
-- 3 --
нами сооружения будет еще более "великое", т. е. более бедственное для нас, нежели первого, ибо подобные разрушения с сопровождающими их все более и более возрастающими ужасами будут повторяться до тех пор, пока мы не смиримся и не покаемся по примеру пана Агея.
Пора нам, наконец, понять и запомнить, что таков уж божеский закон, что поскольку человек не слушается своего разумного сознания, не внемлет ему непосредственно или через предостерегающие указания на него мудрых и праведных людей, подобных Христу или Льву Толстому, т. е. не идет к истине благороднейшим и кратчайшим путем, постольку он "не мытьем, так катаньем" вынужден бывает приходить к ней дальнейшим, окольным путем страданий, что мы и видим как из приведенной здесь притчи, так и из самой жизни, уже начавшей научать нас своим опытным методом.
|
|
Таков неизменный и неизбежный для нас божеский закон, обеспечивающий нам выполнение освобождающей нас и дающей нам высшее благо истины.