Рабочая программа дисциплины

Культура телевидения

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению 033000 Культурология

Профиль:

Культура массовых коммуникаций

Москва 2011


Культура телевидения

Учебно-методический комплекс

Составитель:

к.и.н., доц. В.В. Зверева

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры истории и теории культуры 21.04.11 протокол № 8

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011


Аннотация

Дисциплина «Культура телевидения» является частью профессионального цикла Б.3 дисциплин подготовки студентов по направлению 033000 Культурология, профиль «Культура массовых коммуникаций». Дисциплина реализуется кафедрой Истории и теории культуры Факультета истории искусства. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3), модуль современных форм и практик, и читается в 6 семестре.

Предмет изучения: современная телевизионная культура; методы критического анализа текстов, форматов, практик и технологий, связанных с телевидением.

Цели дисциплины – представить студентам возможности социокультурного исследования телевидения, - его институтов, аудиторий, технологий, практик и культурных форм. Особое внимание в курсе уделяется изучению технологий анализа телевизионных сообщений.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у студентов:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

· умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4);

· способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владение навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);

· способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7);

· готовность к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8);

· способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готовность к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11),

· способность применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания по культурологии (ПК- 12);

· способность к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16);

· способность к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17);

· готовность к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности (ПК-18);

· способность к использованию современных методик и форм учебной работы в учреждениях общего образования (ПК-20).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости студентов подразумевает суммирование баллов за участие в обсуждении на семинарских занятиях (макс. 30 баллов), контрольную работу (макс. 25 баллов), и итоговое эссе (макс. 45 баллов), промежуточный контроль в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия – 62 часа, самостоятельная работа студента – 82 часа. Форма отчетности - экзамен.

Рабочая программа дисциплины

Предмет изучения: современная телевизионная культура; методы критического анализа текстов, форматов, практик и технологий, связанных с телевидением.

Цели дисциплины – представить студентам возможности социокультурного исследования телевидения, - его институтов, аудиторий, технологий, практик и культурных форм. Особое внимание в курсе уделяется изучению технологий анализа телевизионных сообщений, дискурсивному анализу вербальных и визуальных телетекстов. На занятиях рассматриваются различные типы программ - новости и информационно-аналитические передачи, ток- и реалити шоу, сериалы, спортивные программы, телевизионная реклама. Лекционные занятия в курсе сочетаются практическими, с показом и обсуждением фрагментов телевизионных программ.

Задачи дисциплины – познакомить студентов с историей телевизионной культуры, показать пути трансформации телевидения в условиях новых медиа;

- изучить культурную специфику телевидения как средства коммуникации;

- показать возможности телевидения как средства социокультурного проектирования;

- рассмотреть характерные черты российской телевизионной культуры в глобальном контексте;

- исследовать различные виды телевизионных программ, научить студентов методам их анализа;

- проблематизировать обращение студентов с телевидением в повседневной жизни, выработать у них профессиональную рефлексивную позицию по отношениям к телевизионным сообщениям.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Культура телевидения» является частью профессионального цикла Б.3 дисциплин подготовки студентов по направлению №033000 Культурология, профиль «Культура массовых коммуникаций». Дисциплина реализуется кафедрой Истории и теории культуры Факультета истории искусства. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3), модуль современных форм и практик, и читается в 6 семестре.

Содержание дисциплины «Культура телевидения» и ее место в профессиональной подготовке культуролога тесно связано с содержанием дисциплин «Техники анализа текстов культуры», «Культура массовых коммуникаций», «Теория медиа», «Культурная история средств массовой коммуникации»; эта дисциплина важна для последующего освоения курсов «Анализ текстов медиа культуры», «Межкультурные коммуникации», «Менеджмент в социокультурной сфере», «Современные медиа технологии».

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у студентов:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

· умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4);

· способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владение навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);

· способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7);

· готовность к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8);

· способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готовность к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11),

· способность применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания по культурологии (ПК- 12);

· способность к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16);

· способность к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17);

· готовность к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности (ПК-18);

· способность к использованию современных методик и форм учебной работы в учреждениях общего образования (ПК-20).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные этапы развития телевизионной культуры XX – н. XXI вв., историю телевидения в постсоветской России;

· типологию телевизионных каналов и программ;

· характерные черты различных телевизионных программ, жанров, форматов, - как на теоретическом уровне, так и на уровне их конкретного воплощения в телеэфире;

· возможности телевидения в сфере социокультурной дидактики;

· современные теории ТВ, основные подходы к изучению форм и практик телевидения;

Уметь:

· применять полученные знания для интерпретации телевизионных текстов;

· свободно ориентироваться в современных телевизионных технологиях;

· соотносить знания о теориях телевидения с более общими теориями культуры медиа и культуры информационного общества;

· формулировать направления проектной работы в сфере телевидения;

Владеть:

· понятийным аппаратом дисциплины;

· навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик телевизионной культуры;

· базовыми навыками культурного проектирования.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего) 62/1,75        
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 82/2,25        
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Экзамен        
Общая трудоемкость часы зачетные единицы          
         

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия – 62 часа, самостоятельная работа студента – 82 часа. Форма отчетности - экзамен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: