Ситуационные задачи.
Детская психология.
1. Проанализируйте приведенный пример. Выделите:
а) мотив общения;
б) средства общения;
В) содержание данной формы общения.
Влияет ли данная форма взаимодействия со взрослым на психическое развитие ребенка?
«Валюша (11 мес.) трогает мой нос, щёки. Захватываю её пальчики ртом и слегка сдавливаю губами, говорю «ам-ам». Валя хохочет, снова тянет ручку к моему рту. Я вновь «покусываю» её пальчики – следует бурная радостная реакция. Так повторяется несколько раз».
а) личностный мотив общения.
б) экспрессивно-мимические средства общения.
в) ребенку необходимо внимание, взаимопонимание. Ситуативно-личностная форма общения.
2. Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются. Переходя от одного предмета к другому, малыш действует с тем, что попадет в его поле зрения: увидел мячик и играет с ним, через 1-2 минуты увидел куклу, бросает мяч и играет с куклой. Действия детей этого возраста прерывистые, кратковременные и многократно повторяющиеся.
|
|
О каких особенностях развития детей свидетельствует такое поведение? Как учитывать эти особенности при организации жизни и деятельности детей?
Данное поведение свидетельствует об особенностях развития внимания. На втором году жизни у ребенка внимание ребенка непроизвольное, оно зависит от интереса, появление нового предмета вызывает переключение внимания, т.к. распределение внимание между двумя предметами или действиями в данном возрасте не возможно.
3.Воспитатель, организуя психологическое исследование, проводит мелом черту на полу группового помещения. При этом исследователь настоятельно просит детей не пересекать черту. Воспитатель наблюдает и фиксирует особенности поведения детей.
Какой метод исследования реализует воспитатель? Обоснуйте свой ответ.
Естественный эксперимент – изучение психических явлений в условиях созданных экспериментатором.
4. У Светланы (3.8 г.) спрашивают: «У тебя есть сестра?». Светлана отвечает утвердительно «А как зовут твою сестру?». «Оля» - отвечает Светлана. «А у Оли есть сестра?» - спрашивает взрослый. «Нет» - отвечает Света.
Какая психическая особенность лежит в основе такого умозаключения ребенка?
5. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и отстают в общем психическом развитии.
Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?
Госпитализм – недостаток общения с детьми младенческого возраста, приводящий к замедлению психического развития. Причины: полное или частичное отсутствие матери при уходе за ними и их воспитании (особая чувствительность на прикосновения, на температуру окружающей среды и еды).
|
|
6. «Боря (1г. 3м.) 48 раз подряд открывал и отпускал крышку металлического кофейника. Под действием пружины крышка падала, каждый раз издавая громкий щелчок. Ребенок вздрагивал и снова открывал крышку».