II. Этап словарного воплощения концепта

(реализация диалога «человек – словарь» в пространстве культуры)

На этом этапе решаются лексико-семантические и структурно-семантические ЛКЗ классификационного и аналитического типов, цель которых, с одной стороны, дать учебный лексикографический портрет концепта, то есть такое описание слова на основе словарей различных типов, при котором его свойства представлены во всем богатстве и многообразии, с другой – создание условий не только для осмысления, но и для переживания ключевого концепта русской культуры языковой личностью подростка. Базовым методом изучения здесь становится метод учебного концептуального анализа слова.

1. Лексико -семантические ЛКЗ: создание словарного портрета слова.

Лексико-семантическая ЛКЗ № 1 (аналитического типа). На основе внутренней формы слова («зародыша смысла») назовите соответствующий ей лингвокультурный концепт чувства:

а) «то, что со-ведает» един Бог;

б) «то, что чтут» окружающие люди;

в) «то, что студит душу»;

г) «соромить» перед людьми.

Ключ: совесть, честь, стыд, срам.

Перед выполнением данной задачи учитель сообщает ученикам, что ввел и обосновал понятие внутренней формы слова выдающийся русский лингвист А.А. Потебня, в учении которого слово как творческий акт речи и мысли состоит из трех компонентов, поскольку включает в себя (1) содержание (или идею), соответствующее чувственному образу или развитому из него понятию; (2) внутреннюю форму, или «знак значения», образ, который указывает на это содержание, соответствующий представлению; (3) внешнюю форму (звуковую оболочку), в которой объективируется образ [Потебня, 1993, 128]. Именно внутренняя форма осуществляет связь звука и значения. Слово рождается как сгусток образности. И живая (узнаваемая нами), и отжившая внутренняя форма (этимон) одинаково важны, с точки зрения исследователя, для выяснения «поэтического воззрения славян на природу», а также на материальную, духовную и социальную жизнь человека. Изучение этимона слова, то есть его происхождения, позволяет вскрыть ход познавательной мысли народа и оценить философию слова, заданную чувственно-наглядным образом.

Лексико-семантическая ЛКЗ № 2 (аналитического типа). На основе «внутренней формы» слова назовите соответствующие ей прилагательные, отражающие этические представления русского народа о поведении «красной девицы» (юной девушки):

1) та, что сидит «с кромы», то есть у края, не претендуя на центральное место;

2) та, что предпочитает находиться «за стенкой» терема.

«Этимологическая память слова» (термин Ю.Д. Апресяна) фиксирует эволюцию внутренней формы лексической единицы, путь ее «этимона». Анализ этимонов приводит учеников к выводу о том, что в русских прилагательных скромная и застенчивая воплощалась важная для русской ментальности идея неразрывной связи юной красоты и нравственности.

Лексико-семантическая ЛКЗ № 3 (аналитического типа). Перед вами основополагающие заповеди народной этики, закрепленные в значениях конкретных слов. Обратившись к словам 2-го столбика и заполняя пропуски в 1-ом словами с отрицательной оценкой, подумайте, как сам язык отвечает на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

  1. «Нехорошо унижать достоинство другого человека: …» 2. «Нехорошо забывать о своих чести и достоинстве: …» 3. «Нехорошо преувеличивать свои достоинства и чужие недостатки: …» 4. «Нехорошо вторгаться в частную жизнь других людей: …» 5. «Нехорошо преследовать узкокорыстные цели: …» Смотреть и подсматривать; слушать и подслушивать; свидетель и соглядатай; любознательность и любопытство; смеяться (над кем-либо) и глумиться; распоряжаться и помыкать; добиваться и домогаться; хвалить и льстить; обещать и сулить; предупредительный и подобострастный; располагать к себе и пресмыкаться; критиковать и чернить; гордиться и кичиться; показывать (свою храбрость) и рисоваться (своей храбростью)

Из анализа пар русских слов (типа предупредительный и подобострастный и т.п.) ученики извлекают представление о базовых заповедях русской наивно-языковой этики. Размышляя над этими заповедями, они приходят к мысли, что сами по себе эти заповеди, конечно, не являются исключительной принадлежностью русской языковой картины мира. В подтверждение данного суждения учитель может привести и мнение Ю.Д. Апресяна, сформулировавшего эти заповеди на основе анализа ряда русских слов: «… все эти заповеди – не более чем прописные истины» [Избранные труды, 1995, 351], тем не менее важно, что они закреплены в значениях слов. Далее ученикам предлагается рассмотреть литературную «ситуацию стыда» (А.П. Чехов. Тонкий и толстый) в контексте морального императива второй заповеди.

Лексико-семантическая ЛКЗ № 4 (аналитического типа). Отсутствие чувства стыда в языке рассматривается как аномалия. Продолжите однокоренной ряд бесстыдства, определяя по словарю стилистическую окраску слов, входящих в этот ряд. Что, на ваш взгляд, говорит о неистребимости чувства стыда в человеке? Что стоит за определением человека как животного стыдящегося, принадлежащим поэту и философу «серебряного века» Владимиру Соловьеву?

При выполнении этого задания обращаем внимание учеников на функцию корня слова (как и корня растения) – «обеспечивать жизнеспособность слова, «держать» всю его смысловую многоплановость, питать слово новыми смыслами, возникающими в итоге взаимодействия со средой (языковой и внеязыковой), развивать, растить это дерево смыслов с опорой на смысловой стержень» [Сулименко, 2002, 58].

Лексико-семантическая ЛКЗ № 1 (классификационного типа). Приведенные ниже эмоции разделены на две группы: (1) более стихийные, биологически обусловленные (в них преобладает чувство) и (2) менее стихийные, окультуренные (в них преобладает интеллектуальная оценка). Есть ли в приведенных группах ошибки? При списывании исправьте их.

1) Тревога, тоска, удовольствие, страх, стыд, радость.

2) Изумление, презрение, паника, надежда, ликование, возмущение.

Ключ: (1) – стыд; (2) – паника.

Лексико-семантическая ЛКЗ № 2 (классификационного типа). Подчеркивая бесстыдство лгуна, говорят: «Лжет и не краснеет». Выпишите сначала глаголы со значением «преднамеренная ложь», а затем со значением «неосознанная, непреднамеренная ложь». Подумайте, какие глаголы наиболее точно характеризуют речевое поведение известных литературных героев: Швабрина, Кирибеевича, Хлестакова. В чем заключается, по-вашему, интрига лживого общения? Согласны ли вы с утверждением, что «грязная рубашка – теплее»?

Извратить, заблуждаться, исказить, клеветать, ошибаться, лицемерить, оболгать, подтасовать, провраться, фальсифицировать.

Наши дети живут в обществе, в котором они постоянно являются объектами разного рода манипуляторов их сознанием (в том числе и профессиональных имиджмейкеров и пиарщиков). В языковую и лингвокультурологическую компетенции ЯЛ подростка необходимо вводить знания о «лживых словах» и учить давать адекватную оценку человеку лгущему в реальной и художественной коммуникации [Шаховский, 2005, 173-204], расценивая ложь не только как нравственное зло, но и как зло социальное и правовое.

2. Структурно -семантические ЛКЗ: создание контекстуально-метафорического портрета слова.

Структурно - семантическая ЛКЗ № 1 (аналитического типа). Используя предметную (1) и абстрактную (2) лексику, образуйте метафоры, раскрывающие психический мир человека. Подумайте, какие из них помогут вам описать радостное состояние, а какие, напротив, – угнетенное, подавленное.

(1) Отблеск, чаша, омут, половодье, пучина, выплеск, тень, излучины, огонь, оковы, облако.

(2) Надежда, радость, стыд, чувства, горе, гнев, ревность, душа, любовь, страх, грусть.

Структурно - семантическая ЛКЗ № 2 (аналитического типа). Прочитайте словосочетания. Подумайте, в каких из них нарушен закон лексической сочетаемости слов. Приведите ситуации, в которых человек может испытывать подобные противоречивые чувства.

Жгучий стыд, веселая тоска, слепая ненависть, черная зависть, грустная радость, зеленая тоска, легкая грусть, ледяное презрение, гибельный восторг, острая ревность, хрупкое счастье, кипящий гнев, тяжелое умиление, нарядная печаль.

Ключ: веселая тоска, грустная радость, гибельный восторг, тяжелое умиление, нарядная печаль – оксюмороны.

Структурно - семантическая ЛКЗ № 3 (аналитического типа). Отличаются ли по стилистической окраске синонимы? В каком стиле речи может быть использован каждый из них? Подумайте, чем «ситуация стыда» отличается от «ситуации позора, опозоренности».

Уронить себя в глазах – оконфузиться – покрыть себя позором – сесть в лужу – скомпрометировать себя – сесть в калошу.

Структурно - семантическая ЛКЗ № 4 (аналитического типа). Подумайте, какую из метафор стыда можно отнести к языковым, а какую – к индивидуально-авторским метафорам (метафору черный стыд, т.к. стандартным эпитетом для слова «стыд» являются прилагательные горячий и жгучий).

И если смертный возмутит

Весь мир преступною отвагой,

Вы очистительною влагой

Спешите смыть мгновенный стыд (Вяземский)

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд … (А. Ахматова)

Структурно - семантическая ЛКЗ № 5 (аналитического типа). Выпишите из приведенных ниже текстов «горячие» и «холодные» метафоры стыда. Подумайте, от чего могут зависеть разные внешние проявления чувства стыда. (От «состава» стыда, вызванного конкретной ситуацией). Бросало ли вас когда-нибудь «и в жар, и в холод» от переживания чувства стыда?

1. Сгорел граф Нулин со стыда,

Обиду проглотив такую. (Пушкин)

2. Не правда ль? Вам была не новость

Смиренной девочки любовь?

И нынче – Боже! – стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь… (Пушкин)

3. Кто их послушает-те речи, хоть украдкой,

Тот без горячего стыда не в силах протянуть руки своей за взяткой (Я.Полонский)

4. «Мне бы лучше домой пойти, Яков Петрович», – говорил наш герой, горя на мелком огне и замерзая от стыда и ужаса все в одно время. (Достоевский)

Структурно - семантическая ЛКЗ № 1 (классификационного типа). Основой огромного числа метафор служит ограниченное число признаков, воспринимаемых нашими пятью чувствами (зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием). Выпишите сначала а) зрительные, б) акустические, в) вкусовые, а затем г) обонятельные и д) осязательные образы. Какие метафоры показались вам наиболее интересными и почему?

Тихая обида, аромат любви, сладкая грусть, бацилла тщеславия, ледяное равнодушие, звонкая радость, мутная тоска, вязкий страх, заноза в душе, терпкая печаль, искра нежности, горечь стыда, созвучие чувств, тень сомнения, острая ревность, горячий стыд, черная зависть.

Структурно - семантическая ЛКЗ № 2 (классификационного типа). Обратившись к «Фразеологическому словарю», напишите, как в русском языке можно покраснеть. Какой из пяти вариантов не является компонентом устойчивых словосочетаний, начинающихся глаголом покраснеть (№ 4): 1) до слез, 2) до корней волос, 3) до ушей, 4) до кончиков пальцев, 5) как рак?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: