Показатели качества информации

Адекватность информации– это уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

Выделяют три уровня адекватности информации: синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксическая адекватность отображает соответствие структуры информации и не затрагивает ее смыслового содержания. Проверяется тип носителя, форма представления, тип кода представления информации и т.п. Информацию, рассматриваемую с синтаксических позиций, называют данными.

Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Учитывается только смысловое содержание информации.

Прагматическая (потребительская) адекватность отражает ценность, полезность информации для достижения цели.

Актуальность – показывает возможность применения информации для принятия решений в данный момент времени.

Достоверность – качественная характеристика информации, показывающая точность соответствия информации исходному объекту. Допустим, при бросании игральной кости мы с точностью 100% можем предсказать, что выпадет число от 1 до 6. На основании показателя 100% можно сделать вывод, что наше предсказание является достоверной информацией. Чем выше вероятность соответствия информации действительности, тем выше уровень ее достоверности.

Доступность – свойство информации, показывающее возможность ее получения в случае необходимости данным потребителем, простота (или возможность) выполнения процедур получения и преобразования информации.

Дуализм – свойство информации, отражающее двойственность ее природы. С одной стороны информация объективна, т.к. строится на основе материи, с другой стороны субъективна т.к. конечным ее потребителем является человек. Например, два студента, прочитав одну и ту же лекцию, усвоят из нее разное количество информации.

Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации.

Полнота свойство информации, показывающее достаточность данных для принятия решений или создания новых данных. В случае неполной информации возникает неопределенность, мешающая принятию решений. Избыточная полнота (информационный шум) также может оказать негативное воздействие, т.к. для принятия решения придется разделять действительно важную информацию от избыточной.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Например, в целях большей репрезентативности данных о себе абитуриенты стремятся представить в приемную комиссию как можно больше свидетельств, дипломов, удостоверений и другой информации, подтверждающей их высокий уровень подготовки, что учитывается при зачислении в ВУЗ. Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.

Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Совокупность перечисленных свойств характеризует уровень качества информации. Чем больше свойств выполняется, тем качественней рассматриваемая информация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: