Предмет специальной психологии.
Особенности психического отражения при тотальных или парциальных нарушениях зрения и слуха, интеллекта, при сочетанных (сложных) дефектах.
Характеристика объекта специальной психологии. Понятие об аномальном ребенке и аномальном развитии. Причины, определяющие отклонения в психическом развитии. Дети с нарушениями зрения, слуха,речи, интеллектуальной сферы, опорно-двигательного аппарата; дети с соче-танными дефектами в развитии. Связь специальной психологии с другими науками. Взаимосвязь общей и специальной психологии. Значение общей психологии для решения задач, стоящих перед специальной психологией. Выявление общих и специфических закономерностей развития аномального ребенка, как одна из основных задач специальной психологии. Влияние дефекта на ход психического развития и личность ребенка. Выявления оптимальных путей коррекции и компенсации при аномальном развитии.
Основные методы специальной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование и др.
|
|
Специфика использования методов, диагностических и обучающих методик в специальной психологии.
История становления и категориальный аппарат специальной психологии
Становление и развитие специальной психологии. Дифференциация и интеграция в процессе становления. Проблемы, связанные с выделением тифло-сурдо, и олигофренопсихологии из общей психологической науки. Перспективы развития психологии лиц с нарушениями речи, опорно-двигательной системы и сочетанными дефектами развития. Понятия компенсации и коррекции в специальной психологии, их взаимосвязь. Понятия абилитации, адаптации и реабилитации в специальной психологии. Интеграция как сложный процесс влияния и взаимодействия личности аномального ребенка с окружающим миром.