Пояснительная записка. Настоящая программа по курсу "специальная психология" предна­значена для студентов психологических факультетов и отделений

Н.Л.Коновалова - к. психол. н., доц.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по курсу "Специальная психология" предна­значена для студентов психологических факультетов и отделений, вы­бравших в качестве специализации психологию лиц с проблемами в раз­витии. Современный уровень развития науки и педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения, воспитания и реабили­тации лиц с проблемами в развитии невозможен без активного участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих знаниями как общих закономерностей развития лиц с различного рода аномалия­ми, так и знаниями о специфических особенностях психического разви­тия ребенка в условиях сенсорной, интеллектуальной и социальной де-привации.

Кроме вооружения будущих психологов теоретическими знаниями, курс "Специальная психология" предусматривает подготовку и проведе­ние психодиагностических, психокоррекционных и экспериментальных исследований в рамках практических занятий. Кроме уже обозначенных задач курс "Специальная психология" нацеливает студентов на овладе­ние категориальным аппаратом современной науки, на формирование у будущих психологов умений и навыков самостоятельного определения потенциальных возможностей детей с проблемами, на проведение про­филактики и коррекции вторичных отклонений в развитии и, в целом, на уважительное и гуманное отношение ко всем людям, имеющим какие-либо проблемы в психическом развитии.

Процесс становления психологической науки характеризовался ее дифференциацией и выделением отдельных отраслей и ветвей психоло­гии, в том числе и таких отраслей специальной психологии, как тифяо-, сурдо-, олигофренопсихология и др. Предметом исследования этих наук был человек с конкретными нарушениями в сенсорной или интеллекту­альной сфере. В последние десятилетия наблюдается обратная тенденция -к интеграции этих наук. Процесс интеграции связан, с одной стороны, с теоретическими обоснованиями общих закономерностей в развитии пси­хики людей с разного рода проблемами, с другой стороны, он определя­ется потребностями педагогической и социальной практики, объектом которой все чаще являются дети и взрослые со сложными и сочетанными дефектами. Исходя из вышесказанного, авторы предлагают программу интегрированного курса "Специальная психология". В предлагаемую про­грамму включены четыре раздела: I раздел предлагает чтение интегриро­ванного курса по шести типам, обозначенными как "введение в специ-

альную психологию", разделы II, III, и IV - соответственно "Личность", "Деятельность" и "Познавательные процессы" в условиях сенсорной или интеллектуальной депривации могут читаться как интегрировано, так и дифференцировано, что предусмотрено делением на соответствующие темы каждого из предлагаемых разделов программы.

Необходимо также отметить, что программа курса "Специальная пси­хология" ограничивается содержанием знаний по четырем наиболее раз­работанным на современном этапе развития психологической науки от­раслям специальной психологии, а именно: тифлопсихология, сурдопси-хология, психология умственно отсталых и психология детей с задерж­кой психического развития. Особенности развития и нарушения психи­ческих функций у детей с другими формами патологии будут предложе­ны в виде спецкурсов.

Настоящая программа рассчитана на 224 часа и предполагает 120 часов лекционных и 104 часа практических занятий. Примерное распре­деление часов по разделам и темам программы с литературой по каждому разделу предлагается ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: