Н.Л.Коновалова - к. психол. н., доц.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по курсу "Специальная психология" предназначена для студентов психологических факультетов и отделений, выбравших в качестве специализации психологию лиц с проблемами в развитии. Современный уровень развития науки и педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения, воспитания и реабилитации лиц с проблемами в развитии невозможен без активного участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих знаниями как общих закономерностей развития лиц с различного рода аномалиями, так и знаниями о специфических особенностях психического развития ребенка в условиях сенсорной, интеллектуальной и социальной де-привации.
Кроме вооружения будущих психологов теоретическими знаниями, курс "Специальная психология" предусматривает подготовку и проведение психодиагностических, психокоррекционных и экспериментальных исследований в рамках практических занятий. Кроме уже обозначенных задач курс "Специальная психология" нацеливает студентов на овладение категориальным аппаратом современной науки, на формирование у будущих психологов умений и навыков самостоятельного определения потенциальных возможностей детей с проблемами, на проведение профилактики и коррекции вторичных отклонений в развитии и, в целом, на уважительное и гуманное отношение ко всем людям, имеющим какие-либо проблемы в психическом развитии.
|
|
Процесс становления психологической науки характеризовался ее дифференциацией и выделением отдельных отраслей и ветвей психологии, в том числе и таких отраслей специальной психологии, как тифяо-, сурдо-, олигофренопсихология и др. Предметом исследования этих наук был человек с конкретными нарушениями в сенсорной или интеллектуальной сфере. В последние десятилетия наблюдается обратная тенденция -к интеграции этих наук. Процесс интеграции связан, с одной стороны, с теоретическими обоснованиями общих закономерностей в развитии психики людей с разного рода проблемами, с другой стороны, он определяется потребностями педагогической и социальной практики, объектом которой все чаще являются дети и взрослые со сложными и сочетанными дефектами. Исходя из вышесказанного, авторы предлагают программу интегрированного курса "Специальная психология". В предлагаемую программу включены четыре раздела: I раздел предлагает чтение интегрированного курса по шести типам, обозначенными как "введение в специ-
альную психологию", разделы II, III, и IV - соответственно "Личность", "Деятельность" и "Познавательные процессы" в условиях сенсорной или интеллектуальной депривации могут читаться как интегрировано, так и дифференцировано, что предусмотрено делением на соответствующие темы каждого из предлагаемых разделов программы.
|
|
Необходимо также отметить, что программа курса "Специальная психология" ограничивается содержанием знаний по четырем наиболее разработанным на современном этапе развития психологической науки отраслям специальной психологии, а именно: тифлопсихология, сурдопси-хология, психология умственно отсталых и психология детей с задержкой психического развития. Особенности развития и нарушения психических функций у детей с другими формами патологии будут предложены в виде спецкурсов.
Настоящая программа рассчитана на 224 часа и предполагает 120 часов лекционных и 104 часа практических занятий. Примерное распределение часов по разделам и темам программы с литературой по каждому разделу предлагается ниже.