Переговоры

Содержание учебного материала:

Искусство переговоров. Требования к участнику переговоров. Регуляция психологической атмосферы. Налаживание контакта. Прием информации. Передача информации. Движение к согласию. Принятие решения. Завершение переговоров. Индивидуальные различия в переговорах. Переговорные стили. Организация переговоров.

3.3 Медиация

Содержание учебного материала:

Процесс медиации. Функции медиатора. Стадии медиации. Искусство медиации.

Медиация – это участие в конфликте нейтральной незаинтересованной стороны, которая авторитетна для всех конфликтующих участников.

Цели медиации:

· обсудить, проработать сложную ситуацию;

· наладить способность сторон к диалогу и конструктивному взаимодействию, т.е. достичь понимания, ясности и возможности управлять оставшимися противоречиями;

· честная открытая проработка интересов и ценностей сторон.

Условия для проведения медиации:

· наличие мотивации у всех участников конфликта;

· ответственность за самого себя у каждого участника;

· готовность принять несогласие (открыто обсуждать суть конфликта и положение вещей);

· принципиальная готовность к соглашению (заинтересованность в преодолении конфликта).

Результаты медиации:

достижение соглашения и договоренности при уважении ко всем сторонам;

найдены практические решения, с которыми согласны все участники;

медиация помогает избежать утомительных разбирательств, длительных судебных процессов и больших расходов;

медиация уважает и укрепляет автономию участников конфликта.

2.Медиация – (от лат. mediatio – посредничество, англ. - mediation) - это процесс совместного решения проблемы участниками конфликта, шансы которого на успех высоки в силу особых процессуальных условий и профессиональной помощи медиатора в осуществлении взаимодействия сторон на пути к урегулированию спора.

Медиацию можно сравнить с «усовершенствованной формой» широко известных посреднических и примирительных процедур, следовательно, факт того, что медиация уже много веков служит делу установления мира, очевиден.

На сегодняшний день мировая практика показывает, что медиация имеет широчайшее применение в самых различных ситуациях, начиная со споров в сфере крупного бизнеса и заканчивая разрешением семейных конфликтов, таких как развод и раздел имущества. Согласно международной статистике через медиацию проходят 30 – 40 % всех споров, при этом положительный результат достигается в 85 % случаев. И это не случайно, ведь медиация позволяет сторонам найти выход из тупиковой ситуации и при этом понести минимальные финансовые и временные потери, сохранив партнерские, дружеские отношения и не нанеся ущерба собственной репутации. Одним из многочисленных преимуществ медиации является гарантия соблюдения полной конфиденциальности самой процедуры, все что происходит и о чем говорится, остается тайной, а документы и письменные материалы, составленные медиатором уничтожаются.

Основная функция медиатора заключается в том, что из всех возможных результатов он способствует самому благоприятному: выработке прочной единой точки зрения сторон, при этом медиатор не вправе навязывать извне свой взгляд на решение проблемы, что ведет к высокой убежденности сторон в верности результатов переговоров. Кроме того, достигнутый таким образом консенсус может касаться и их личных отношений; он включает обстоятельства, о которых никогда бы не зашла речь в формализованных юридических процедурах, таких как судебное разбирательство, что является одной из причин прочности соглашения.

Давайте разберемся, какие причины привели к возникновению медиации. Прежде всего, это уже отмеченные особенности судебной системы, а также иные обстоятельства: в случае обращения в суд стороны предоставляют этому органу всю совокупность полномочий по разрешению спора. При этом как отмечает немецкий исследователь Катарина Грефин фон Шлиффен именно суд определяет, когда процесс начинается и когда закончится, каким образом он будет проведен, а также его результат[1].

2) во многих странах (например, США) одной из главных причин обращения к альтернативным способам разрешения конфликтов стала высокая стоимость участия в судебном процессе. В США гонорары адвокатов порой достигают астрономических величин;

3) медленная процедура рассмотрения судебного спора, не позволяющая как можно скорее разрешить конфликтную ситуацию, что оказывает негативное воздействие на бизнес-процессы.

4) комплексность основной массы конфликтов, которые не ограничиваются рамками одного судебного спора.

3. Постепенно медиация стала играть серьезную роль в разрешении споров между предпринимателями на Западе. В частности, в 1996г. в результате опроса консалтинговой фирмы Deloitte&Touche почти 2/3 опрошенных фирм и адвокатских контор признали медиацию одной из предпочтительных форм разрешения споров[2].

Важность посредничества была признан даже на международном уровне, что выразилось в принятии Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), учрежденной Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году Типового закона ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре[3]. Это произошло 24 июня 2002 года. В чем же основные особенности данного института, которые позволяют говорить о возникновении принципиально нового способа разрешения конфликтов?

1. Целью процедуры медиации является приведение сторон к достижению согласия по ключевым моментам спора.

Процедура медиации не ставит своей целью рассудить стороны: определив, что один из участников конфликта прав, а другой виноват. Совсем нет. В качестве наглядной иллюстрации, можно проанализировать сложные конфликты, связанные, например, с перехватом корпоративного управления в акционерном обществе, когда происходит борьба между двумя акционерами. В подавляющем большинстве случаев определить кто прав, а кто виноват в подобном конфликте крайне затруднительно. При этом очень часто катализатором возникающего конфликта может стать нарушение не правовых, а моральных норм. При этом за довольно небольшой промежуток времени ссора между партнерами может обрасти большим числом исков и заявлений, поданных в компетентные органы. Для разрешения конфликта будет необходимо довести до логического завершения каждое из этих обращений в суды и иные органы.

Однако даже после получения одной из сторон положительных судебных решений нет никакой гарантии, что проигравшая сторона не начнет противоборство либо опять в судебной, либо в иных плоскостях[4].

В такой ситуации полностью разрешить конфликт можно лишь в том случае, если стороны придут к примирению, выработав общую позицию по ключевым моментам спора. Таким образом, данная особенность медиации одновременно говорит и о ее коренном различии от иных способов разрешения конфликтов.

2. Необходимым условием проведения медиации является желание обеих сторон достичь компромисса.

Как уже отмечалось ранее, медиационная процедура не является судебной. Здесь нет выигравшей и проигравшей стороны. Поэтому если одна из сторон непременно хочет, чтобы ее противник по завершении примирительной процедуры остался ни с чем, это не приведет к успеху медиации. Точно так же медиация не будет иметь успеха, если один из конфликтующих не хочет завершения этой процедуры, постоянно затягивая или иным образом препятствуя достижению консенсуса. Разумеется, если бы мы вели речь о судебном споре, то даже при подобном поведении одной из сторон суд мог бы вынести свое решение по делу. Однако здесь это невозможно в связи с коренным отличием сути происходящих процессов.

3. Процедура медиации осуществляется нейтральным посредником – медиатором.Нейтральность- одна из ключевых характеристик лица, которое руководит процессом медиации. Медиатор (он же посредник) некоим образом не заинтересован в разрешении дела. Он не является предпринимателем, он не может получить выгоды от разрешения спора иначе как в связи с получением гонорара (хотя гонорар некоторых медиаторов и не замыкаются на результате разрешения конфликта).

Как правило в качестве медиатора выступает профессионально обученное лицо, которое не только разбирается в сути возникшего конфликта, но и тонко чувствует настроение противоборствующих сторон. Более подробно про медиатора будет рассказано чуть ниже.

4. Разработка решений конфликта осуществляется сторонами самостоятельно.

Не отрицая ключевой роли медиатора (посредника) в разрешении конфликта, тем не менее, следует подчеркнуть, что стороны самостоятельно разрабатывают пути решения конфликта. Основная задача медиатора заключается в своеобразном погружении участников конфликта в «ситуацию». Медиатор тщательно выявляет интересы каждой стороны, осуществляет своеобразный мониторинг конфликтной ситуации. Он может всего лишь поделиться со спорящими своим видением проблемы, но он не разрабатывает за них решения конфликта.

4. Традиционно жаркие споры вызывает вопрос о том, какова должна быть базовая профессия медиатора. Существует три основные точки зрения по данному вопросу:

1) Медиатор должен иметь юридическое образование.

Сторонники этой точки зрения полагают, что только имея юридическое образование можно рассчитывать на то, что посредник разберется во всех хитросплетениях взаимоотношений сторон, что и позволит ему наиболее точно установить их интересы. Как правило, к медиатору обращаются при наличии уже рассматривающихся в суде дел. Вот почему медиатору целесообразно обладать определенными навыками и профессиональными знаниями не только в сфере материального, но и процессуального права. Правда, сторонники данной позиции забывают о том, что в основе конфликтов не всегда находятся юридические противоречия. Судебное разбирательство всего лишь одно из проявлений конфликта, но не его первопричина.

2) Только хороший психолог может стать эффективным медиатором.

В ходе процесса медиации посреднику приходится выслушивать обе стороны конфликта. Действительно, на ход этого процесса оказывает серьезное влияние наличие или отсутствие у медиатора навыков психолога. В некоторых странах медиаторами становились именно психологи, потому что им лучше, чем представителям других специальностей удавалось привести стороны к примирению. Однако, в связи с особым характером специальных знаний, которыми обладают психологи, возникают опасения, что представители этой профессии могут поддаться искушению начать манипулировать своими клиентами. Для чего? Да хотя бы для того, чтобы завершить спор примирением сторон, при наличии невыгодных условий для одного их конфликтующих. В то же время нельзя и преувеличивать опасность этого, возможности психолога небезграничны, к тому же выявление фактов манипулирования клиентами может поставить крест на картере медиатора.

3) Именно бывший судья наиболее грамотно в состоянии привести стороны к примирению.

Сторонники этой позиции полагают, что в процессе медиации есть много общих моментов с процедурой судебного разрешения споров. В связи с чем было бы упущением не использовать уникальный опыт по разрешению конфликтов накопленный бывшим судьей. Не отрицая того факта, что из судей могут получиться хорошие медиаторы, тем не менее следует отметить, что бывшему судье бывает непросто вжиться в новую для себя роль. Дело в том, что изначально судья ориентируется не на примирение сторон, а на разрешение спора, что не является одним и тем же.

Раздел 4. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: