Социально-экономическое развитие дореформенной России

    Основа экономики страны — аграрный сектор      
                 
  Главная тенденция развития — увеличение товарности производства    
     
               
    Причины      
    · Развитие промышленности · Рост городского населения · Расширение внутреннего и внешнего рынка      
               
  Желание большинства помещиков увеличить производство зерновых    
   
                 
    Методы, используемые      
         
                 
Помещиками чернозёмных районов   Помещиками южных, юго-западных и прибалтийских районов  
· Расширение барской запашки · Шестидневная барщина   · Использование труда наёмных рабочих и сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, жаток и т. д.) · Внедрение в производство сельскохозяйственных культур, ранее ограниченно культивировавшихся (сахарная свёкла, табак, подсолнечник — на Украине, тутовые деревья — в Предкавказье) · Использование искусственных удобрений  
       
    Мануфактура в российской промышленности в первой половине XIX в.    
       
                         
Казённая   Вотчинная   Посессионная   Частно-капиталистическая
                 
Крепостной труд (собственник мануфактуры был собственником и работника)   Труд подневольных, «крепких фабрике» работников   Труд вольнонаёмных рабочих
         
                                                   

Уже в первой четверти XIX в. в хлопчатобумажной, кожевенной, шёлковой отраслях лёгкой промышленности капиталистические фабрики и мануфактуры стали теснить посессионные и вотчинные предприятия.

Внедрение машинной техники в производство   Переход от подневольного к наёмному труду
       
  Повышение производительности труда  
         
Относительно высокие темпы развития отечественной промышленности в 30—40-е гг. XIX в.  
                       

НО: Крепостничество сдерживало развитие российской экономики.

Сдвиги в экономической жизни страны вызвали изменения в системе транспорта:

· 1815 г.— первый пароход «Елизавета» появился на реке Неве;

· К середине 30-х гг. XIX в. пароходное сообщение действовало на Балтийском и Чёрном морях, а также на прилегающих к ним рекам.

· 1837 г.— проложена первая железная дорога Санкт-Петербург — Царское Село;

· 1851 г.— началось движение поездов между Санкт-Петербургом и Москвой (Николаевская железная дорога);

Важным фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота (30-е — 40-е гг. XIX в.)

    Промышленный переворот — совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике    
       
                         
техническая сторона         социальная сторона
систематическое применение машинной техники         формирование промышленной буржуазии и пролетариата
          взаимодействие          
                   
                           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: