| Основа экономики страны — аграрный сектор | |||||||||||||||||||||||||
| Главная тенденция развития — увеличение товарности производства | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| Причины | |||||||||||||||||||||||||
| · Развитие промышленности · Рост городского населения · Расширение внутреннего и внешнего рынка | |||||||||||||||||||||||||
Желание большинства помещиков увеличить производство зерновых
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| Методы, используемые | |||||||||||||||||||||||||
| Помещиками чернозёмных районов | Помещиками южных, юго-западных и прибалтийских районов | ||||||||||||||||||||||||
| · Расширение барской запашки · Шестидневная барщина | · Использование труда наёмных рабочих и сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, жаток и т. д.) · Внедрение в производство сельскохозяйственных культур, ранее ограниченно культивировавшихся (сахарная свёкла, табак, подсолнечник — на Украине, тутовые деревья — в Предкавказье) · Использование искусственных удобрений | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| Мануфактура в российской промышленности в первой половине XIX в. | |||||||||||||||||||||||||
| Казённая | Вотчинная | Посессионная | Частно-капиталистическая | ||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
| Крепостной труд (собственник мануфактуры был собственником и работника) | Труд подневольных, «крепких фабрике» работников | Труд вольнонаёмных рабочих | |||||||||||||||||||||||
Уже в первой четверти XIX в. в хлопчатобумажной, кожевенной, шёлковой отраслях лёгкой промышленности капиталистические фабрики и мануфактуры стали теснить посессионные и вотчинные предприятия.
| Внедрение машинной техники в производство | Переход от подневольного к наёмному труду | ||||||||||
| |||||||||||
| Повышение производительности труда | |||||||||||
| |||||||||||
| Относительно высокие темпы развития отечественной промышленности в 30—40-е гг. XIX в. | ||||||||||
НО: Крепостничество сдерживало развитие российской экономики.
Сдвиги в экономической жизни страны вызвали изменения в системе транспорта:
· 1815 г.— первый пароход «Елизавета» появился на реке Неве;
· К середине 30-х гг. XIX в. пароходное сообщение действовало на Балтийском и Чёрном морях, а также на прилегающих к ним рекам.
· 1837 г.— проложена первая железная дорога Санкт-Петербург — Царское Село;
· 1851 г.— началось движение поездов между Санкт-Петербургом и Москвой (Николаевская железная дорога);
Важным фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота (30-е — 40-е гг. XIX в.)
| Промышленный переворот — совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике | |||||||||||||
| техническая сторона | социальная сторона | ||||||||||||
| систематическое применение машинной техники | формирование промышленной буржуазии и пролетариата | ||||||||||||
| взаимодействие | |||||||||||||
Желание большинства помещиков увеличить производство зерновых