В комплексе транспортного маркетинга специфичны не только товар – транспортная услуга, но и цена. Цены на транспортные услуги дифференцируются по видам транспорта, формам организации перевозок, расстояния перевозки и по другим признакам. Их чаще всего называют транспортными тарифами, хотя на морском транспорте – это фрахт, на автомобильном – цена перевозки и т.д. Как правило, транспортный тариф имеет двухставочную форму:
Т = а + вЛ,
где Т – тариф;
а – ставка за начально-конечные операции;
в – ставка за движенческие операции;
Л – расстояние перевозки.
Один из способов решения проблемы диспаритета цен на товары и транспортные услуги – достижение компромисса между транспортными организациями и клиентами. Установление взаимоприемлемых тарифов позволяет существенно снизить себестоимость продукции. Подобного рода тарифные соглашения должны сочетаться с активной поддержкой транспортных организаций со стороны государства, которая должна предусматривать:
- установление объективных цен на материально-технические ресурсы, потребляемые предприятиями транспорта;
|
|
- финансирование убыточной социальной сферы транспортных организаций и установление минимальных ставок налогов, находящихся в компетенции органов власти;
- закупку и передачу пассажирского подвижного состава на баланс транспортных организаций.
Маркетинговая стратегия развития транспорта должна разрабатываться как по отраслям, так и по отдельным предприятиям транспорта.
Усилия в сфере транспортного маркетинга могут обеспечить ожидаемый результат, если предприятия транспорта располагают достаточными мощностями для удовлетворения нужд и потребностей клиентов. В частности, для предприятий железнодорожного транспорта это прежде всего связано с обеспечением роста объема перевозок за счет интенсивных факторов, а не увеличения вагонного и локомотивного парка и затрат на их содержание. Для этого необходимо завершить создание автоматизированного пономерного учета вагонов, контроля дислокации, анализа работы и регулирования вагонного и контейнерного парка и начать переход к информационно-управляющим системам железнодорожного транспорта. Динамичные модели, заложенные в подобные системы, должны помочь найти оптимальные схемы управления грузопотоками, чтобы обеспечить согласованный подход составов к портам, пограничным переходам, крупным потребителям, а также организовать рациональное движение порожних вагонов.
Для управления спросом на услуги в сопряжении с мощностями предприятий сферы обслуживания рекомендуется:
1) использование цены для создания или уменьшения спроса (за исключением монополизированных видов услуг);
|
|
2) использование системы создания резервов мощностей;
3) резервирование пропускной способности предприятий сферы обслуживания путем предварительного приема заказов сверх имеющихся мощностей;
4) смещение спроса на более удобное для компании и клиента время;
5) изменение круга обязанностей сферы обслуживания;
6) организация мероприятий по продвижению и стимулированию продаж услуг.
Комплекс мероприятий по управлению спросом на услуги включает статистический анализ спроса, т.е. набор статистических процедур, используемых в целях обнаружения наиболее важных реальных факторов, воздействующих на продажи. В сущности он состоит в определении объема продаж К как зависимой переменной величины от совокупности независимых переменных факторов х1, х2, … хн.
К = f (х1, х2, …, хн).
Данная модель вполне приемлема для всего разнообразия услуг, включая и транспортные. Чаще всего изменяются переменные факторы, от полноты учета которых зависит точность определения спроса на услуги.