Порядок проведения маркетинговых исследований
Целевая направленность маркетинговых исследований
Специфика рыночной экономики требует от предприятий проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятию нужно располагать огромным объемом коммерческой информации.
Необходимы серьезная проработка рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции и технико-экономическое обоснование планируемых изменений на предприятии, что совершенно невозможно без проведения маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование представляет собой систематический сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: самого продукта, рынка этого продукта, системы ценообразования, каналов распределения, методов и приемов сбыта, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.п.
|
|
Как правило, маркетинговые исследования выполняют (при участии и под методическим руководством службы маркетинга):
· разработчик продукции;
· исполнитель научно-исследовательских работ;
· изготовитель продукции.
Результаты маркетинговых исследований оформляют в виде отчета. Данные отчетов о маркетинговых исследованиях используют для:
· стратегического и текущего планирования;
· экономической и социальной деятельности предприятия;
· установления требований по качеству продукции;
· определения объемов производства, разработки экспортной политики;
· определения стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;
· оценки эффективности работы предприятия, выработки предложений по корректировке его деятельности.
Совершенно очевидно, что маркетинг необходим на всех этапах функционирования предприятия для решения задач его повседневной деятельности. Бывает, что предприятия в целях экономии отказываются от маркетинговых исследований. Результаты могут оказаться катастрофическими. По расчетам специалистов, убытки от подобной «экономии» нередко превышают затраты на исследования в десятки и сотни раз. Мировой опыт свидетельствует, что ведущие зарубежные фирмы на изучение рынков выделяют до 15% прибыли, хорошо понимая, какой экономический эффект это дает.