Микротехники (навыки) воздействия: интерпретация, директива, совет, самораскрытие, обратная связь, логическая последовательность, ратификация (прояснение), воздействующее резюме.
Психологическое консультирование использует в основном навыки внимания и слушания.
Психокоррекция и психотерапия наряду с навыками внимания, в большей степени пользуется навыками воздействия.
Навыки воздействия ускоряют консультативный процесс и производят более сильные изменения.
Интерпретация – самый главный метод среди методов воздействия (эффективна, когда принимаются очень редко, 1-2 раза за сессию). Может быть получена из теории и из собственного опыта. Ее цель и функции:
· по-новому видеть ситуацию;
· альтернативное видение реальности;
· изменение взглядов, мыслей, настроения, поведения.
Директива – конкретное пожелание, п а р а д о к с а л ь н а я и н с т - р у к ц и я («продолжайте то, что вы делаете...»), ф а н т а з и я («представьте себе, что Вы опять оказались...»), р о л е в о е у к а з а н и е («вернитесь к ситуации и проиграйте ее вновь»), с в о б о д н ы е а с с о ц и а ц и и («запомните это чувство и назовите ассоциации, связанные с этим чувством»), р е л а к с а ц и я («закройте глаза, расслабьте мышцы»), я з ы к о в ы е замены: «Замените "хотелось бы" на "хочу"...».
|
|
Совет – информация дается в виде пожеланий, общих идей, домашних заданий. Умеренно используемые советы дают информацию по конкретным вопросам.
Самораскрытие – психолог делится личным опытом и переживаниями либо раскрывает нынешние чувства клиента.
Обратная связь – дает возможность понять клиенту, как его воспринимает психолог и окружение. Обратная связь дается через «Я-высказывания».
Логическое следствие – сложный метод, помогает клиенту понять последствия своих действий.
Конфронтация – два смысла: стоять напротив, смотреть в лицо (указывает на противоречия): «Вы смеетесь, но по тону Вашего голоса я чувствую, что Вам не до смеха»; используется как указание на неконгруентность, на противоречие в мнениях, чувствах, в поведении.
Воздействующее резюме – следует в конце беседы, отличается от простого резюме тем, что после обобщения клиент приходит к тому, что он будет делать [2; 17].
Иструменты эффективной коммуникации
Основатели нейро-лингвистического программирования Дж. Гриндер и Р. Бэндлер изучили и описали набор достаточно сложных инструментов: определение целей, установление позитивного контакта, сбор информации, наблюдение, гибкость, ресурсное состояние, конгруэнтность [5; 9].