Структурированное интервью как стандартизированная форма оценки руководителей

Интервью занимает главенствующее положение среди методов отбора и первичной оценки персонала. Связано это с тем, что оно позволяет одновременно решить несколько задач: получить информацию о наличии у работника качеств, отвечающих требованиям работодателя, определить степень соответствия работника организационной культуре организации, определить степень искренности кандидата и отсутствие противоречий в приводимых им сведениях.

Из всех имеющихся в арсенале рекрутера методик структурированное интервью является второй по точности оценки. Его погрешность составляет не более 35%.

Структурированное интервью обычно проводится в формате «один на один», причем вопросы задаются в определенной последовательности. Это позволяет достаточно полно рассмотреть заранее обозначенные темы (личные и деловые качества кандидата, его опыт, отношение к делу). Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов и руководство для интервьюера, которое содержит ключ для интерпретации ответов и реакций кандидата. Например, для вопросов, где возможен односложный ответ, интервьюер отмечает в заранее подготовленной форме выбранный вариант ответа.

Нередко, структурированное интервью применяется в случаях, когда на одну позицию рассматривается несколько кандидатов. Каждому претенденту на вакансию задаются одни и те же вопросы. Зарубежными специалистами сформулировано и отобрано более 400 вопросов, из которых, как правило, задается 15-20. Вся процедура длится около часа. Результат этого опроса может быть оформлен в баллах, и на выходе HR получает математически выраженный итог, на основании которого он может принять окончательное решение.

Какие показатели можно оценить методом структурированного интервью? В первую очередь, можно понять, как человек реагирует на свои удачи и поражения, и таким образом оценить уровень его стрессоустойчивости и наличие лидерских качеств.

Шкала степени уверенности в себе включает 5 показателей:

· Высокая уверенность в себе — спокойствие, расслабленность, даже некоторая беспечность, обусловленные хорошим пониманием и восприятием себя, своих побед и поражений, знанием и использованием своих слабых и сильных сторон. Это уровень лидера и высшего управленческого звена.

· Хорошая уверенность в себе. Уровень среднего управленческого звена.

· Обычная уверенность в себе, обеспечиваемая самоконтролем, то есть постоянной концентрацией на деле, умением заставить себя работать при внутреннем нежелании. Это уровень успешного специалиста.

· Низкая уверенность в себе. Здесь преобладает высокий самоконтроль, а расслабленность и спокойствие почти отсутствуют, налицо нервозность. Уровень среднего специалиста.

· Невроз — состояние, когда почти все дается колоссальными усилиями. Уровень слабого специалиста или исполнителя.

Конечно, лучшие руководители — люди, уверенные в себе. Они отличаются своими организаторскими качествами, высоким профессионализмом и трезвым взглядом. Но это совсем не значит, что лидерами становятся только кандидаты, отвечающие первому рангу шкалы уверенности. Человек, не уверенный в себе, тоже может стать руководителем. Для этого ему потребуется поддержка «сверху», со стороны влиятельных кругов. Также не стоит исключать возможность «чудесного превращения», когда, мобилизовав свои внутренние ресурсы и эффективно используя ресурсы других, кандидат достигает лидерских позиций. Точно также нельзя утверждать, что все исполнители — плохие или неуверенные в себе работники. Очень часто человек, достигнув определенных показателей на службе, просто не хочет продвигаться дальше. Но при этом он успешно реализовывает себя в семье.

Мастерство рекрутера состоит в том, чтобы понять, насколько профессионально кандидат относится к своему делу. Для того, чтобы поместить человека на тот или иной участок шкалы уверенности в себе, нужно понять, насколько он целостен и открыт в реальных рабочих и управленческих ситуациях. Целостному человеку нечего скрывать, и в то же время он не будет говорить лишнего — у него хороший самоконтроль, он может держать паузу, высказывать свое мнение, вести переговоры и торговаться. Все это определяется в процессе структурированного интервью, анализа резюме, рекомендаций и биографических данных, интеллект-интервью и других исследований. Есть общие показатели «целостности». Например, совпадают чувства (эмоции) и жесты, позы и мимика свободно выражают чувства. Еще один показатель — соответствие чувств и мыслей, когда кандидат не доверяет только логическим доводам, стремясь подтвердить их интуитивными ощущениями. Важен и самоконтроль, хороший знак, если кандидат достаточно расслаблен и искренен.

Оценивая кандидата, нельзя обойтись без определения уровня самоконтроля, скрытности и неискренности претендента. Но надо помнить, что одни и те же критерии могут указывать и на неискренность, и на сильное волнение, и на плохое самочувствие человека, и на его неуверенность в себе. Чтобы определить насколько искренне человек отвечает на вопросы, нужно понять степень его напряженности, неестественности в сравнении с его наиболее свободными проявлениями. Этого можно добиться, сочетая две методики:

· Вопросы «описательного» характера. Кандидат должен вспомнить о чем-то связанном с ним и его окружением: описать свою дачу, рассказать о коллегах по работе и т. п. Если во время рассказа, переходя к новому визуальному воспоминанию, он будет невольно на мгновение отводить глаза налево вверх — значит, речь идет о действительных событиях. Если что-то придумывает, то прежде чем продолжить рассказ, он посмотрит направо вверх.

· Далее необходимо сравнить два типа поведения. Неестественность, напряженность видна в сравнении, поэтому можно попросить претендента сначала, например, описать его любимое занятие, а потом сравнить услышанное с его рассказом о предыдущих местах работы: так же он воодушевлен, уравновешен, или видно, что вспоминает нечто неприятное, избегает разговора о конкретных событиях.

И еще очень важно при проведении интервью особое внимание обратить на получение от кандидата информации, которая могла бы дополнить формальные сведения, изложенные в резюме.

Разумеется, методика структурированного интервью сложна как в овладении, так и в интерпретации. Поэтому достаточно часто используется метод частично структурированного интервью. Это менее затратный и более быстрый способ сбора информации. Интервью частично структурировано письменным руководством по его проведению. Но оно позволяет рекрутеру достаточно гибко использовать рекомендации: затрагивать именно те вопросы, которые он считает наиболее актуальными, расширять или уточнять некоторые сведения.

При частично структурированном интервью заблаговременно готовится минимальное количество вопросов (обычно от 10 до 15). Это помогает не уклоняться от темы интервью и в то же время позволяет вести беседу в гибком русле.

Также достаточно часто рекрутеры используют интервью по компетенциям («поведенческое»), в котором вопросы направлены на выявление качеств или способностей кандидата, необходимых для выполнения конкретной работы. Основное его отличие от классического структурированного интервью в том, что рассматриваются реальные ситуации, изучается поведение, а не профессионализм соискателя. А вот для определения способности соискателя решать конкретные поставленные задачи дополнительно используется профессиональное тестирование.

При этом следует помнить: чтобы результат структурированного интервью был успешным, важна серьезная подготовка к его проведению. Предварительно рекрутер должен внимательно изучить резюме специалистов, выделить из них те сведения, которые важны для работы в этой конкретной организации. И в ходе интервью делать упор именно на них, проверяя, соответствуют ли они действительности.

В завершение, мы бы хотели привести образец проведения структурированного интервью.

Для начала задайте кандидату несколько не относящихся к делу вопросов, например: «Трудно ли было добраться сюда?», «Вы легко нас нашли?».

Далее снова опишите, «продайте» позицию, опишите отдел, проект и ту роль, которую играет эта должность в структуре компании, а также сообщите все значимые сведения о компании, определите требуемую квалификацию.

После этого попросите кандидата письменно сформулировать три пункта из своих успехов и достижений, выстраивая фразы с помощью ключевых слов. Проверьте резюме кандидата, его успехи и достижения с точки зрения конкретных требований, предъявляемых к предлагаемой позиции. Исходя из успехов и достижений, попробуйте убедиться в том, что кандидат может решить проблему или добиться желаемого результата, исходя из требований предлагаемой позиции.

Проверка технических знаний и дальнейшее ознакомление / пристрелочный опрос проводятся в случае, когда возникает необходимость получить более подробную информацию об опыте работы.

Далее можно перейти к определению целей и перспектив — выясните желания кандидата и сравните, соответствуют ли его карьерные цели вакансии:

· Как кандидат описывал идеальную перспективу на стадии отбора?

· Где кандидат думает работать через год, три, пять лет?

· В фирме какого типа предпочел бы работать кандидат? Почему?

· В фирме какого типа кандидат меньше всего хотел бы работать и почему?

· Каковы личные цели кандидата?

Следующий блок — совместимость с корпоративной культурой. Для этого нужно описать корпоративную культуру клиента и сравнить с предпочтениями кандидата, а также с его стилем работы:

· Каков стиль работы кандидата?

· Как кандидат описывал компании, в которых предпочел бы работать?

· Какой стиль менеджмента больше устраивает кандидата?

· Как он описывает корпоративную культуру своего нынешнего/предыдущего места работы?

· Как это на него влияет?

Следующий шаг — ответы на вопросы кандидата и некоторые уточняющие вопросы из стандартного интервью. И после этого интервью можно завершить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: