Возникновение политологии

Место политологии объясняется роль политики в современном обществе. Интерес к осмыслению феномена политики восходит еще к глубокой древности. У всех древних народов господствовали представления о божест­венном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.

Религиозно-мифологическая форма познания.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тен­денция рационализации политических взглядов, появляются пер­вые политические категории и дефиниции, а затем и целые кон­цепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым за­кладывается основа собственно теоретических исследований по­литики. Этот процесс связан, прежде всего, с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.

Эта форма получила название философско-этическое форма познания.

Отцом политологии считают Аристотеля, потому что он впервые ввел ряд категорий относящихся к миру политики.

Наиболее четко размежевание политической науки, филосо­фии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явле­ниям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творче­ство не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сбли­жению теории и практики, подчинению политических исследова­ний решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.

Сер 19в. В этот период появляются первые кафедры политических наук, в 80хгг изучение политологии как самостоятельной науки (В США).

Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Милля, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина, Чичерин, Новгородцев, Плеханов и других мыслителей.

До 20хгг. Политология оформляется как самостоятельная научная дисциплина.

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоя­тельную академическую дисциплину в основном завершается. Раз­витию политических исследований заметно способствовало со­здание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциа­ции политической науки, которая продолжает свою плодотвор­ную деятельность и сегодня.

*1. Предмет политологии: основные подходы.

Политология, как следует уже из самого названия, — это нау­ка о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представ­лений о политике — первейшее условие глубокого осознания пред­мета политологии.

В определении предмета политологии на сегодня не существует единственного подхода, что предопределенно многозначительностью срока "политика" и возможностью разнообразных средств его характеристик.

Политология - наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Можно также сказать, что политология - система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и политических процессах, об организации политической жизни общества.

Как все науки, политология имеет объект и предмет познания. В настоящий момент существует три основных подхода к определению предмета политологии:

- первый подход заключается в том, что политология рассматривается лишь как одна из наук о политике наравне с политической философией, политической психологией и другими науками; В этом смысле она однопорядковая, т.е. стоит в одном ряду с политической социологией, политической философией, политической психологией. «-» отрицается получение единого интегративного знания о политике во всех ее проявлениях.

- второй подход. Политология – едина точная наука о политике. Она включает не все знания, а только те которые получены при помощи методов точных наук и базируется на СИ.

- третий подход определяет политологию как общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, что включает у себя и политическую социологию, и политическую философию, и теорию государства и права, но др. Включает в себя переработанную, т.е. знания, которые дают более частичные науки. Такая позиция нашла наибольшее признание среди современных исследователей политических процессов.

Что такое объект науки? Это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Предмет науки - стороны, признаки и отношения объекта, которые анализируются.

Что же является объектом политологии? Современные исследователи считают, что объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера современного общества.

Ее предметное содержание:

— управление на национальном и местном уровнях;

— сравнительный и межстрановый анализ;

— политика и политическое поведение;

— публичное право и судебно-правовое поведение;

— политическая теория;

— публично-административная деятельность и организационное поведение;

— международные отношения

В этом случае политология — дисциплина одного порядка с политической философией, политической психологией и т.п., то есть одна из наук о политике.

Политическая сфера общества - область общественных отношений, которая связана с взаимодействием многих обществ людей - социальных групп, классов, наций, народов. К ней входят социальные институты и организации, важнейшим из которых является государство. Участие по делам государства, определение задач и содержания деятельности государства и есть политика, которая является главным содержанием деятельности людей в политической сфере.

Специфика политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти. Без власти нет политики. Власть является средством ее реализации.

Следовательно, предметом политологии является феномен политической власти, закономерности ее функционирования и развития и ее использования, в обществе.

Современные политологи считают, что пределы политологии постоянно изменяются, а иногда даже трудно определяются. Постоянно увеличивается число тем, которые изучает политология. Это происходит потому, что современная политика применяется в очень широком кругу видов человеческой деятельности.

Общая характеристика политологии требует определения системы ее понятий и категорий. Это очень важно потому, что понятие и категории отображают существенные связки и отношения реальной действительности. Они являются главным конструктивным элементом любой науки.

*2. Методы политологии: их характеристика.

Методы - это средства исследования и анализа, способы проверки и оценки теории.

Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всестороннее познать ее предмет. Они представляют собой приемы, способы изучения политики.

В принципе это могут быть любые методы, применяемые наукой. Однако на деле не все приемы и способы исследования имеют для политологии одинаковую значимость. Наиболее важ­ные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы.

-1- методы общенаучные.Общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знания.

-2- методы, которые ориентируются на особый подход к объекту исследования, либо дают ему оригинальную интерпретацию (социологическим, нормативно-целостным, системным).

Социологический подход предполагает выяснение зависимос­ти политики от общества, социальной обусловленности полити­ческих явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Нормативный, или нормативно-ценностный, подхо­д пред­полагает выяснение значения политических явлений для обще­ства и личности, их оценку с точки зрения общего блага, спра­ведливости, свободы, уважения человеческого достоинства и дру­гих ценностей. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплоще­ния. Он требует исходить из должного и желаемого, из этичес­ких ценностей и норм и в соответствии с ними строить полити­ческое поведение и институты.

Системный подход состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно орга­низованного организма, как саморегулирующегося механиз­ма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружаю­щей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политичес­кие решения и действия) системы.

Институциональный подход ориен­тирует на изучение институтов, с помощью которых осуществля­ется политическая деятельность: государства, партий, других ор­ганизаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обна­руживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня эконо­мического развития и политического строя, степени урбаниза­ции населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику.

-3- методы, заимствованные из прикладных наук. К этим методам относятся: использование статистики, в первую очередь элек­торальной; анализ документов; анкетный опрос; лаборатор­ные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение, осуществляе­мое исследователем, являющимся непосредственным участни­ком реальных политических событий, или наблюдение за по­ведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.

Наблюдение может проводиться в форме «открытой» констатации фактов (отслеживание конкретных событий и долговременных последствий тех или иных решений) и в форме «включенного наблюдения» (когда исследователь в течение определенного вре­мени либо находится внутри изучаемой группы).

Контент-анализ предполагает целенаправленное изучение определенных до­кументов (конституций, правовых актов, кодексов, программ, инструкций) или же других непосредственных носителей инфор­мации: книг, картин, кинофильмов, лозунгов и т.п.

Метод опро­са прямых или косвенных участников политических событий, а также экспертов, способных дать профессиональный анализ ситуации. Выявление, обобщение и систематизация информации могут осуществляться через интервьюирование отдельных граждан или путем проведения массовых анкетных или других опросов. Воз­можность широкого использования при этом математических ме­тодов повышает достоверность данных, а значит и научную обо­снованность политических прогнозов и рекомендаций.

Игровые методы предполагают предварительное конструиро­вание ситуации, имитацию того или иного варианта развития процесса, конфликта и т.д. Это позволяет разработать различные модели действий управленческих структур, распределить роли участников событий, уточнить характер их поведения и взаимо­отношения между ними.

Фактор-анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим; использование когнитивных карт — матриц, в которых фиксиру­ются типичные реакции лидеров (или других лиц) на кризисные ситуации, образцы их действий в стабильных условиях, биогра­фические данные и прочая информация, помогающая прогно­зировать их будущее поведение; конфигуративные исследова­ния, использующие сравнительный анализ для выявления спе­цифических признаков политических объектов; биографический анализ и др.

*3. Специфика политологического знания и функции политологии.

Все методы направлены на получение достоверного знания о мире политике → те знания, которые нам дает политология. Обладают характером объективной истины отражают верно, политической реальности или нет???

И да, и нет. Большая часть знаний утвердительно ответит на данный вопрос. Это та часть, которая получена в результате познания объективных закономерности при помощи методов точных наук и базируются на результатах исследования социологических наук, это те знания, которые могут быть проверены, это сведения, факты политической жизни, результаты СИ, итоги выборов, но существует и другая 2ая часть знаний, которая не носит характер объективной истинности, имеют конвенциальный характер. Ценности, идеалы, нормы.

С пецифика политологии: выявление природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, то есть среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.

Двойственный характер предопределяет функции политологии.

1)гносеологическая (анализирует и объясняет происхождения политических процессов, но и прогнозов на будущее).

2)оценочная, предполагающую вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того иного общественного субъекта.

3)функция политической социализации. Направлена на формирование политического сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений.

4)регулятивно – мотивационное.

5)функция рационализации политических знаний.

6)сравнительную предполагающую обязательное сопоставление различных политических явлений (систем власти, режимов правления), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д.

7)преобразовательная – она вызвана потребностью общества в формировании таких знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти. Смогут снизить издержки государственного управления, способность достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д.

Эмпирическая - ответ на конкретные современные вопросы- опора на исследования,

Прикладная - исследование политической деятельности с целью дать чёткие ответы на вопросы, использование политического знания для влияния на действительность- влияние на идеологию организаций, влияние на население с целью контроля

Теоретико-познавательная (доступность суммы концепций, теорий для масс)

Мировоззренческая - воздействие политологии на формирование взглядов, мироощущения, предоставление одной или нескольких т.з. Доступ масс ко всей информации, а не к выборочной, формирование ценностей, предоставление свободы.

Методологическая - появление новых методов исследование, более грамотное использование уже существующих.

Управленческая - разработка и принятие решений: (кем) избиратели, органы власти, полит.партии и организации; анализ, прогноз.

Прогностическая - предвидение, анализ объективных процессов, реальной политической ситуации, помогает в принятии оптимальных решений, выбора.

Идеологическая - научная база для формирования идеалов и интересов

*4. Теологическая и натуралистические парадигмы.

Теологическая парадигма:

На ранних этапах существования общества источники социальных связей и поведения людей объяснялись по преимуществу в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни: Бог (демиург, абсолют) полностью определяет земные порядки, источая власть и повелевая человеком. В рамках заданных им отношений "царь" и "народ" полностью зависели от божественного промысла, ни в малейшей степени не претендуя на какую-либо самостоятельность в сфере власти. Их роль заключалась лишь в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее человека из числа творцов политики (государства) свидетельствовало о неспособности политической мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутренние связи.

Это положение сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквинского, утвердивших иную интерпретацию теологического подхода. Средневековый мыслитель исходил из наличия трех основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий являются производными от человеческого права. Таким образом, и власть, и субъекты власти определялись не только сверхъестественным проявлением божественной воли, но и волей Человека. Власть выступала как некая комбинация невидимого, провиденциального управления и человеческих усилий. Божественный промысел формировал самые общие установления власти, а ее реальное, земное пространство и формы наполнялись действиями услышавших глас Божий людей, обладавших собственной волей и имевших собственные интересы.

Конечно, удельный вес или авторитет человеческого права не играл решающей роли в объяснении перепитий политической жизни. Могущество власти исходило от Бога, а роль и назначение человека состояли в необходимости точного и полного отражения в своем поведении предначертаний Всевышнего. Признание властных полномочий Божества означало также внутреннюю ограниченность, несвободу властных притязаний людей, которые вынуждены были ограничивать свои интересы соображениями высшей и непререкаемой воли.

В эпоху господства тоталитарных режимов весьма точно копировалась логика политических взаимоотношений людей и власти, предложенных средневековым философом, - строгую иерархичность, наличие высших авторитетов, способных "правильно" истолковать все политические и властные коллизии, недоступные для понимания непосвященных, и т.д.

По существу история политики продемонстрировала определенную неподвластность человеку многих политических связей и отношений, которую теологи связывали с невидимым влиянием Божества.

В основе такого подхода лежат принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных условиях в основном лишь богословские философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики.

Натуралистическая парадигма

С помощью натуралистической парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики, исходя из доминирующего значения факторов внесоциального характера. В отличие от принципов теологического подхода в основе этой группы идей лежат воззрения рационального толка. В своей совокупности они открывают возможности для попыток обоснования приоритетности природных источников политической жизни, выступающих либо в виде физико-географической среды, либо различных свойств живой природы, включая биологические характеристики самого человека. Учитывая разнообразие подобного рода факторов и предпосылок, действующих в рамках этого широкого круга явлений, можно говорить и о различных ответвлениях внутри натуралистической парадигмы.

*5. Социальная и рационально критическая парадигмы.

Социальная парадигма - Объединяет группу весьма разнонародных теорий, сходных в своем стремлении объяснить природу и происхождение политики через созидающую роль той или иной сферы жизни или приобретенные свойства субъекта социального действия.

Сущность социоцентристской парадигмы

Объединяет самую широкую группу теоретических представлений, авторы которых при всем различии толкований и объяснений ими феномена политики, тем не менее, единодушно признают ее общественное происхождение и природу. Таким образом, во всех этих теоретических концептах политика рассматривается как та или иная форма социальной организации жизни человека, определенная сторона жизни общества.

Сторонники этих подходов пытаются объяснить природу политики двумя основными способами. Одни из них исходным моментом признают определяющее воздействие на политику тех или иных собственно социальных элементов (отдельных сфер общественной жизни, ее институтов, механизмов, структур). Иными словами, в данном случае ученые оперируют внешними по отношению к ней факторами. Другая группа теоретиков пытается объяснить сущностные свойства политики как типа социальности, опираясь на внутренние, присущие самой политике источники самодвижения и формы саморазвития.

Хронологически социоцентристский подход сформировался еще в Древней Греции.

К подобного рода универсалистскому подходу непосредственно примыкает и стремление ряда ученых отождествить политику с теми или иными сферами общественной жизни.

Рационально-критические подходы

Стремление объяснить природу политического взаимодействия не внешними по отношению к политике факторами, а действием ее внутренних структур, отношений, институтов и механизмов. Такого рода идеи связаны с анализом взаимосвязи государства и гражданского общества (Б. Спиноза), межгрупповых отношений (А. Бентли), деятельности элит (Г. Моска), механизма межгрупповой интеграции (Б. Крик), разворачивающихся на политическом поле конфликтов (М. Крозье) или консенсуса (Э. Дюркгейм). В данном смысле можно отметить и разнообразные функциональные трактовки политики. Сторонники такого рода подходов, как правило, рассматривают ее как определенный вид рационально организованной деятельности, в принципе не рефлексируя значения макросоциальных факторов, обусловливающих его формирование и развитие.

Наиболее ярко логика, по которой политика возникает и развивается, подчиняясь собственным законам и механизмам, выражена Гегелем. Правда, у него форма существования такого внутренне мотивированного развития политики весьма мистифицирована, ибо политика он понимал, как определенную стадию "развертывания мирового духа", хотя сама попытка отыскать внутренние источники формирования политики является вполне конструктивной.

*6. Специфика политики как социальной реальности. Ее субъекты, структура, виды и функции.

- Это государственные и общественные дела. Политика - одна из важнейших сфер жизни общества, социальных групп и индивидов по артикуляции (о сознании и представлении) их противоречивых, коллективных интересов, разрешению конфликтов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Платон: П – царское искусство управлять всеми иными искусствами и умение обречь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими.

Макиавелли: П – знание о правильном и мудром правление.

Вебер: П – лидерство госуд. аппарата или влияние на него.

Маркс: П – борьба классовых интересов.

Структура:

Распространенно препарирование (деление) политики — разграниче­ние в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики — это ее организационная структура, ин­ституты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяю­щие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, парти­ях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах приня­тия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъ­ектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, орга­низаций и индивидов.

Субъекты политики – участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно.

Акторы – субъекты политики. Существует 3 уровня субъекта:

1) социальный (индивиды, классы, корпорации, группы)

2) институциональный (партии, общественные организации).

3) Функциональный (армия, бюрократия, органы разведки).

Элементы политики:

Политическое отношение – формы взаимосвязей субъектов политики.

Политическая власть – возможность и способность навязывать свою волю другим.

Политическая организация – не государственные институты, выражающие интересы людей, группы или общества.

Политическая культура – тип отношений к политическим явлениям, проявляющие в поведение.

Политическое сознание – система сложившихся оценок, смыслов и утверждений.

Политическая психология – оценки реальной действительности и участия индивидов в политической жизни.

Выделяют три уровня ее существования. Первый, собственно по­литический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функциони­рование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпо­рации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных це­лей, принятие решений, распределение должностей и благ, при­менение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Функции политики:

1) поддержание и укрепление целостности общества как слож­но дифференцированной социальной системы, обеспечение об­щественного порядка и организованности;

2) разработка целей всего общества и составляющих его кол­лективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

3) управленческая, регулятивная.

4) функция рационализации.

5) политическая социализация.

6) авторитарное, обязательное для всех распределение дефи­цитных ценностей и благ;

7) предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (комму­никационная функция).

8) поддержание классового или социального господства; защита ос­новополагающих прав человека; привлечение граждан к управле­нию государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две осново­полагающие группы функций: функции «ввода» — воздейст­вия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» от­носятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (зако­нов); их применение; контроль за их соблюдение.

Типологизация:

-1- по сферам общ. жизни: экономическая, политическая, социальная, экономическая.

-2- по объектам и масштабам воздействия: внутренняя (региональная и федеральная) и внешняя.

-3- по субъектам: партийная, государственная, по общ. движениям и организациям.

-4- по приоритетам деятельности: нейтралитет, компромисс, открытых дверей.

*7. Феномен политической власти и ее структура. Субъекты и объекты, ресурсы, источники и формы власти.

По своей природе и происхождению власть - явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д.

Платон: В – сила, основывающаяся на знании о том, как управлять.

Аристотель: В – все то, что образует систему и имеет элемент властвующий и элемент подчиненный.

Гоббс: В – средство достигнуть в будущем некого блага.

Вебер: В – вероятность того, что актор будет реализовывать свою волю вопреки противостоянию, независимо от того, на чем эта вероятность основана; способы и возможность осуществить свою волю, оказать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью какого-либо средства, авторитета, права и насилия.

Политическая власть – реальная способность данного класса, группы, индивидов проводить свою волю в политике.

Политическая власть система институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Подходы к определению сущности в:

1)теологическое – в – божественное установление.

2)биологическая – в – механизм обуздания человеческой агрессивности.

3)бихевеористическая - властные отношения протекают из природы человека.

4)психоаналитическая – в – способ господства бессознательного над человеческим сознанием.

5)структурно-функциональная – в – отношение неравных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми им ролями.

6)марксистская – в – господство или подчинение одного класса над другим.

Свойства полит.власти:

Универсальные черты: совпадающие с другими видами власти.

- ассиметричность отражает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров жизнедеятельности.

- инверсионность свидетельствует о том, что положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные.

- комбинированный характер, т.е. власть, формируется на пересечении усилий, воль не только доминирующей, но и подчиненной стороны.

- ресурсность. Ресурс - это определенное основание власти или все те средства, которые позволяют субъекту добиться доминирования. В качестве таких ресурсов могут выступать знания и информация, материальные ценности (деньги, земля, техника и др.), утилитарные средства (социальные блага, используемые для обеспечения текущих нужд человека), правовые нормы и законы (предполагающие судебные санкции, меры административного характера и т.п.), организационные, принудительные средства (военная и физическая силы или угроза их применения), территориальные (определенные территории, находящиеся в распоряжении субъекта власти), демографические (люди с их определенными качествами) средства и др.

- конструирующие свойства власти. Является источником (если не всех, то большинства) социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений.

Специфические черты:

- формирующие условия конкуренции групп субъектов.

- полиресурсность, которое свидетельствует о том, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества.

- наличие идеологии. Она по сути символизирует роль всех информационно-духовных компонентов политической власти, превращая все используемые в ней идейные соображения, эмоциональные реакции, героизацию или циничную конъюнктуру в форму систематического обоснования того или иного способа принуждения.

Функции:

1) интегрирующая

2) стабилизирующая

3)выявление, разрешения конфликтов в обществе

4)функция социального контроля

5)репрессивно-карательная

Ресурсы В:

1)силовой 2)интеллектуальный 3)финансовый 4)административный 5)информационный 6)организационный 7)командный 8)идеологический.

Типология политической власти:

1)по степени институционализации: организационно-институциональная; неиституциональная.

2)по объекту прерогатив власти: международная власть организаций; власть государства во внешнеполитических отношениях; госуд. власть; ассоциативная.

3)по субъекту власти: личная и коллективная

4)по структуре правящего субъекта: единоличная, единоначальная, полиархическая.

5)по применяемым методам: власть господства; власть – насилие; власть – авторитет.

6)по режиму правления: демократическая; авторитарная; деспотическая; тоталитарная.

Легитимность полит. власти.

Легитимность – качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Типы: традиционный, харизматический, легальный.

*8(1вар). Понятие политической элиты, ее природа, структура и функции.

Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счет этого пути и формы его политического развития.

Политическая элита - это лишь определенная часть более широких элитарных слоев общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции, других профессиональных образований.

Элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.

В зависимости от условий деятельности правящих кругов во власти формируются различные типы политических элит, обладающие большей или меньшей закрытостью или открытостью, наличием гегемонистских или демократических, автократических или олигархических черт, той или иной степенью внутригрупповой солидарности или конфронтационности (Э. Гидденс) и т.д.

Функции:

- принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие ее центральную роль в управлении государством и обществом.

- формирование и представление (презентация) групповых интересов различных слоев населения.

- продуцирования элитой разнообразных политических ценностей, способных превращать население в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти.

- обладание ею всеми возможными в конкретном обществе способами управления и власти. В этом отношении особое значение имеют ее способность и умение использовать принудительные, методы, оперативно, в зависимости от меняющейся обстановки, переходить к применению силовых ресурсов.

- способность к манипулированию общественным мнением, такому использованию идеологических и иных духовных инструментов, которые могут обеспечить требуемый уровень легитимности власти, вызвать расположение и поддержку ей со стороны общественного мнения.

Существенно подрывает позиции политических элит нарастание информационной открытости в работе институтов власти и управления, критика общественностью всяческих злоупотреблений должностных лиц. К таким же ограничителям можно отнести и растущую способность общества к контролю за деятельностью власть предержащих, неразрывно связанную с целенаправленной деятельностью общественных объединений и СМИ, активизацией контрэлит. Снижает возможности волюнтаризма в управлении государством и дифференциация элит, ведущая к росту внутриэлитной конкуренции, а равно и профессионализация аппарата управления государством (партией).

Польский политолог В. Милановски предложил рассматривать структуру элитарных кругов в зависимости от выполнения их внутренними группировками своеобразных функций в сфере политического управления обществом. Так, прежде всего, следует учитывать особое место "селектората", включающего в себя тех лиц, которые потенциально готовы к выполнению профессиональных функций в политической сфере. В "селекторат" входят и те, кто оказывает влияние на выдвижение представителей населения, и те, кто сам готовится к исполнению этих ролей. Иными словами, "селекторат" - это широкий круг политических активистов, который еще не дифференцирован на различные, более специализированные сегменты.

Следующим элитарным образованием выступают "потенциальные элиты", представляющие собой разрозненные элитарные группировки, еще только стремящиеся к власти и соответственно проясняющие свои идеологические приоритеты и позиции, формирующие в связи с этим "команды" отдельных лидеров.

После выборов судьбы элитарных группировок принципиально расходятся. Те из них, которые проиграли выборы, но при этом остались в поле публичной политики, составляют "самодеятельные элиты".

Победившая на выборах элита приобретает статус " правящей политической элиты", которая непосредственно осуществляет процесс управления и руководства обществом и государством.

Особым структурным элементом политической элиты являются " элиты в политике", которые представляют собой разновидность неизбираемой элиты, состоящей из наиболее авторитетных представителей технической и гуманитарной интеллигенции, которые за счет своего авторитета помогают укреплению позиций как правящих, так и самодеятельных элит.

В целом состав группы лиц, контролирующих процесс принятия решений, может определяться с помощью трех основных методов. Первый, статусный метод предполагает, что в состав правящей элиты входят только обладатели и носители ключевых, высших властных полномочий в различных сферах государственного управления: экономической, оборонной, научной и др. Второй – репутационный метод, позволяющий относить к правящим кругам лиц, обладающих наиболее высоким авторитетом и престижем в глазах общественного мнения. Такая методика помогает выделить в сфере государственного управления наиболее популярных политиков, вычленять те связи государства и общества, которые легитимизируют правящий режим. Третий – десизиональный метод. Его применение позволяет отнести к правящим элитам те лица и группы, которые реально участвуют в принятии конкретных управленческих решений.

*8(2вар)Или так

Политическая элита -это привилегированная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.

Наиболее распространенными подходами к теории политических элит в современной западной политологии является

1) ценностный, объясняющий существование политической элиты неким "превосходством" - интеллектуальным, моральным и т.п. и

2) структурно-функциональный, объясняющий существование политической элиты важностью функций управления, определяющей особую роль людей, их выполняющих.

Первый подход оказывается уязвимым, его основа -- высокие качества политической элиты -- противоречит действительности. Исследования ее показывают, что это - часто циничные, корыстолюбивые, не брезгающие никакими средствами люди.

Второй подход к политической элите -- люди, обладающие властными позициями грешит тавтологичностью. На вопрос: кто обладает властью в обществе его сторонники отвечают: тот, кто возглавляет институты власти. Типы: - наследственные (аристократия);

-ценностные- влиятельные посты; - властные- обладатели власти;

-функциональные, профессионалы и управленцы; - правящие- гос.власти;

- оппозиционные- контрэлита.

-открытая-из большинства, - закрытая- воспроизводящаяся из собственной среды.

По объему властных функций различают: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; и низшую, административную, представленную служащими - управленцами.

Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты.

Стратегическая - разработка стратегии и тактики развития общества, определение программы действий.

Коммуникативная - предусматривает эффективное выражение в полит программах интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская - необходимость организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Интегративная состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. В настоящее время существует большое количество различных теорий, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето)- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть..

Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет) - элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Ценностные теории (В.Ропке). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями.

Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Леволиберальные концепции (Р.Миллс). общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны. Политическая элита - это реальность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов развития цивилизации. Существование политической элиты обусловлено действием следующих основных факторов:

в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

г) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

д) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

е) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

А также

а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике.

*9. Классические концепции элит Г.Моски, В. Парето, Р.Михельса. Их роль в развитии политологии.

В. Парето (1848-1923) в своих основных трудах "Социальные системы" (1902) и "Трактат общей социологии" (1916) сформулировал концепцию, согласно которой равновесие и динамика любой социальной системы детерминируются правящим меньшинством - элитой, проходящей определенные циклы своего развития. Элиты - это то лучшее, что создается в недрах общества; они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднимаются в высшие круги, расцветают там, а впоследствии вырождаются и исчезают. Им на смену приходят так называемые контрэлиты, которые проходят те же фазы развития и упадка, а затем тоже сменяются новыми элитарными образованиями. При этом смена элит, как правило, знаменует собой чередование у власти разных типов элит, в частности, "лис" (изворотливых, хитрых и беспринципных) и "львов" (обладающих чувством преданности государству, консервативно настроенных и не боящихся применять силу), использующих различные методы управления и властвования.

В целом элиты имеют тенденцию к упадку, а приходящие им на смену контрэлиты - к производству потенциально элитарных элементов. Этот кругооборот, циркуляцию элит Парето назвал "универсальным законом истории", который позволяет обществу накапливать и использовать все лучшее, что развилось в нем, ради собственного благополучия. Прекращение циркуляции неизбежно ведет к полному вырождению правящей элиты и накоплению в ней негативных для общества элементов, которые препятствуют переходу в элитарные слои лучших представителей общества, а также развитию последнего.

Самым важным основанием выделения элитарных групп являются принадлежащие ее представителям определенные психологические тенденции, личностные чувства и компоненты ("резидуи"), которые, собственно, и отличают их от остальной массы населения.

Таким образом, акцент на индивидуальных качествах лиц, обладающих интеллектуальным, нравственным или любым другим превосходством над остальными и на этом основании принадлежащих к элитарным группам, позволяет считать В. Парето основоположником так называемого аристократического направления в элитологии.

Г. Моска (1858-1941), заложивший в своих важнейших работах ("Теория управления и парламентское правление", 1884 и "Элементы политической науки", 1896) основы, условно говоря, функционального направления, рассматривавшего элиту как группу управляющих, выполняющих определенные социальные обязанности.

Вместо понятия "элита" Моска больше оперировал категорией "правящий класс", которая демонстрировала, что наряду со свойствами, отличавшими его представителей от остальных, в частности, богатством, военной доблестью, происхождением или владением искусством управления, главной причиной его властного могущества являлась высокая степень внутренней организованности и сплоченности данной группы. Именно это свойство и позволяет элите концентрировать в своих руках руководство обществом и государством, объединяя население в процессе перехода от одной исторической эпохи к другой.

Главная задача элиты как особого политического класса состоит прежде всего в укреплении своего господства.

Пристальное внимание Моска уделил и процессам изменения состава и преемственности в развитии правящего класса. В частности, выделив демократическую и аристократическую тенденции в его развитии, он подчеркнул, что преобладание последней, выражающей стремление группы управляющих так или иначе стать наследственной и несменяемой, ведет к "закрытию и кристаллизации", а затем - к вырождению элиты.

Р. Михельс (1876-1936), уделивший главное внимание описанию партийных элит, но сделавший при этом важные обобщающие выводы. Так, по его мнению, господство элиты непосредственно определяется невозможностью прямого участия масс в управленческих процессах и контроля с их стороны. Таким образом, организация политических взаимодействий, включающая механизмы представительства интересов граждан, неизбежно выдвигает меньшинство на руководящие позиции. Причем естественная динамика организационных процессов непременно ведет к вырождению правящих групп в олигархические объединения.

*10. Современные теории элит: основные направления научного поиска.

В. Парето П. Блау, Ж. Сорель, Э. Фромм, А. Адлер, Р. Стогдилл и другие ученые составили впечатляющие описания конкретных свойств политических лидеров и элит, раскрыв и уточнив на этой основе связь между индивидуальными свойствами управляющего класса и основаниями господствующего политического порядка.

Г. Лассуэлл выдвинул идею, согласно которой к элите могут быть отнесены только те, кто обладает особыми способностями к производству и распространению определенных политических ценностей (например, обеспечения индивидуальной безопасности человека или его общественного уважения, роста доходов и т.д.), к мобилизации активности населения и формированию определенного политического порядка.

Плюралистическая интерпретация элит, согласно которой во власти действуют несколько элитарных группировок, и каждая из них обладает собственными механизмами и зоной властного влияния, выражает специфические интересы различных групп населения и обладает только ей присущим авторитетом.

Г. Дорсо обратился к учению о "политическом классе" и предложил рассматривать его как "технический инструмент" "господствующего класса", распадающийся в политическом процессе на "управляющий" и "оппозиционный" сегменты. В силу этого, как считает французский ученый, смена у власти правящего и оппозиционного слоев совершенно не сказывается на интересах и статусе правящего класса.

Р. Миллс, исследовал на примере американского общества политическую элиту как совокупность представителей важнейших "институциализированных иерархий", т.е. высших должностных лиц в составе глав корпораций, политических администраторов и военного руководства. При этом, по мнению Миллса, наибольшим влиянием в данном треугольнике власти обладают лица (включая и часть неизбираемой, бюрократической элиты), находящиеся в неформальных отношениях друг с другом и оказывающие основное влияние на весь процесс принятия решений.

Дж. Гэлбрейт, предположил, что важнейшее влияние на принятие политических решений оказывает так называемая техноструктура, т.е. та анонимная группа лиц, которая контролирует процесс обращения служебной информации и тем самым реально предопределяет характер принимаемых наверху решений. В этом смысле публичные политики только озвучивают решения, подготовленные их экспертами, аналитиками и прочими помощниками. Таким образом, была теоретически легализована роль так называемых серых кардиналов, нередко стоящих за кулисами власти и определяющих ее важнейшие решения.

Неоэлитаристы (X. Зиглер), делающие акцент на политических механизмах, позволяющих элитарным слоям осуществлять свою фактическую власть независимо от результатов волеизъявления общества на выборах, плебисцитах и референдумах.

В то же время подавляющее большинство представителей современного элитизма рассматривают деятельность высших управляющих структур в отрыве от обусловливающих их социальных и экономических факторов. В данном случае элиты нередко трактуются как самодостаточные группы, полностью контролирующие все политические процессы. В известной степени это предопределяет расширение некоторыми теоретиками (А. Стоун) функционально-ролевых нагрузок правящих групп, рассмотрение их в качестве единственных движителей исторического процесса, массам же при этом отводится роль его пассивных наблюдателей.

*11. Понятие политического лидерства. Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической мысли.

Лидерство является способом внутреннего структурирования социальной группы, выделения тех основополагающих элементов, которые способствуют реализации ими своих общих интересов.

Политическое лидерство как институт власти обладает двоякой сущностью, включающей как институциональный, так и моральный аспекты. Со своей статусной стороны политическое лидерство выступает как высший сегмент власти, достраивающий пирамиду управления, как центр принятия решений, который определяет стиль и характер деятельности всех других основных управленческих структур и организаций. В то же время наличие морально-этических связей лидера с населением придает организации власти дополнительные ресурсы для решения политических задач.

Важнейшим элементом политической элиты является политический лидер. Персонализируя систему власти и управления, он олицетворяет собой эту власть в глазах всего общества или групп граждан.

В XIX в. социолог Э. Дюркгейм выдвинул идею о том, что со временем роль личностных компонентов власти будет уменьшаться, уступая место структурам и институтам. Прогноз, однако, не оправдался. Оказалось, что и в сложноорганизованном государстве граждане легче доверяют находящимся во власти людям, а не анонимным структурам.

Явный персональный характер политического лидерства побуждал многих ученых ставить во главу угла те или иные личные свойства правителя. Беря свои истоки в трудах выдающихся философов (Конфуция, Платона, Ницше), историков (Геродота, Плутарха), социологов (Н. Михайловского), психологов (Г. Тарда, 3. Фрейда), антропологов (Ф. Гальтона) и других мыслителей.

Т. Карлейл, основоположник "теории черт" - доктрины, рассматривавшие политического лидера как носителя определенных (аристократических) качеств, возвышающих его над остальными людьми и позволяющих ему занимать соответствующее положение во власти. Теория Карлейля является ярчайшим примером широкого круга личностных ("волюнтаристских") концепций, ставящих политику государства в зависимость от качеств и намерений лидера.

Авторитетным и распространенным способом описания политического лидерства являются ситуационные концепты, усматривающие природу политического лидерства не в личных, а во внешних факторах. Т. Хилтон, В. Дилл рассматривали лидера как функцию ситуации, что указывало на доминирующую роль обстоятельств, внешних по отношению к его личным качествам. Не отрицая определенного значения личных качеств лидера, эти ученые ставили их в зависимость от динамики внешней среды. Они признавали, что лидер как величина зависимая вынужден демонстрировать те черты и свойства, которые программировались самой ситуацией, например, войной, экономическим кризисом, периодом благополучного для страны развития и т.д. Причем отдельные ученые (М. Шлезинджер-младший) абсолютизировали такую зависимость, рассматривая лидера не более чем "игрушку" расы, класса, нации, прогресса, всеобщей воли и т.д.

Личностно-ситуативное направление в оценке политического лидерства. Сторонники данного направления пытаются найти компромисс в признании роли внешних и внутренних факторов, детерминирующих деятельность лидера (Г. Гертц, Е. Уэсбур, Дж. Браун, К. Кейс и др.). Наиболее характерной концепцией такого типа является " теория конституэнтов ", гласящая, что лидер - не кто иной, как выразитель ожиданий внешней по отношению к нему группы последователей. Таким образом, соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личными качествами, сколько его способностью удовлетворить интересы тех, кто содействовал его возвышению. В силу преобладающего внешнего влияния лидер превращается в своеобразную "марионетку", "куклу" поддерживающих его кругов, утрачивая необходимые ему как лидеру самостоятельность и инициативу.

"Рыночная теория" (Н. Фролих, Дж. Опенгеймер, О. Янг и др.). С точки зрения этой теории лидер выступает как своеобразный торговец особого рода благами (безопасностью, правосудием и т.п.), а его целью является получение дохода от разницы между мобилизуемыми и реально затраченными на решение определенной задачи ресурсами. Поэтому лидеры должны заботиться, прежде всего, об экономии средств налогоплательщиков, разумном расходовании государственных запасов, минимизации хозяйственных и политических рисков и т.д.

Реляционная теория (Дж. Шеннон, Л. Селигмен), в которой доводы и аргументы строятся на основе комплексного, системного учета факторов, относящихся к внешней среде, индивидуальным и личностным качествам властвующего лица, а также особенностям ситуации и иным обстоятельствам, определяющим поведение лидера. В рамках данной теории создаются многочисленные методики эффективного отбора и подготовки лидеров.

*12. Типология, функции и стиль политических лидеров в современной России.

Политическое лидерство можно определить как особый институт власти, позволяющий отдельному лицу (группе лиц) за счет обладания решающими полномочиями в процессе принятия решений в масштабах государства (партии, движения, региона) и наличия авторитета проводить определенную политическую линию.

Функции:

- интегративная - объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

- ориентационная - выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

- инструментальная - определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;

- коммуникативная - обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;

- осуществлении широкого круга организационно-управленческих функций, предполагающих многочисленные действия по выработке, подготовке, принятию и реализации решений; координации действий участвующих в этом процессе структур; согласовании интересов тех или иных звеньев и т.д.

- коммуникативную функцию, в рамках осуществления которой он олицетворяет в глазах общества персональную и политическую ответственность за гарантии прав и свобод населения и, как следствие, за совокупную деятельность режима. Следуя этим целям, лидер обязан бережно относиться к традициям и обычаям народа, достигнутому им уровню осознания и понимания политических реалий, быть терпимым к его заблуждениям и недостаткам.

- мобилизация активности населения на решение тех или иных конкретных проблем в государстве и обществе. В данном отношении первостепенную роль играет его личный авторитет, умение вдохновить население на те или иные солидарные с режимом действия.

- сплочения правящей элиты, укрепления ее внутренней целостности, повышения конкурентной способности в отношениях с другими, например оппозиционными, группировками.

Политический лидер, направляя деятельность государственных (политических) структур, сам по сути дела представляет собой тот институт, который обязан творчески отвечать на вызовы сложившейся ситуации, адекватно оценивать существующее положение, инициировать соответствующие проекты, способствовать необходимым изменениям, совершенствованию средств и методов деятельности власти.

Типология:

1)по уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные),

2)масштабу деятельности (общенациональные и региональные),

3)стилю поведения (авторитарные и демократические),

4)характеру руководства (формальные и неформальные),

5)отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты),

6)ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики),

7)отношениям к противникам (соглашатели, фанатики) и т.д.

В политической науке достаточно распространены дихотомические классификации лидерства, основанные на противопоставлении двух типов лидеров: «львы» и «лисы» (Н.Макиавелли), «реальные» лидеры – менеджеры (Р.Такер), «лидеры-преобразователи» и «лидеры-дельцы» (Дж.Мак Грегор Бернс).

М. Вебер, который, в частности, выделил следующие типы:

- традиционный, он означает, что люди занимают лидерское место в связи с действием определенных традиций и обычаев, господствующих в конкретном (в основном доиндустриальном) обществе;

- рационально-легальный, при котором лидер получает свой статус в связи с действием определенных политических (бюрократических) процедур и механизмов (выборов);

- харизматический, предполагающий наличие у соответствующих лиц большого авторитета среди населения, которое некритически воспринимает этих лиц.

К. Ходжкинстон выделяет ряд типов политических лидеров, а именно: лидеров-карьеристов, ориентирующихся на достижение личных эгоистических интересов во власти; лидеров-политиков, действующих в сфере власти в интересах представляемых ими граждан; лидеров-техников, умело использующих аппаратные структуры и механизмы в процессе организации власти; и лидеров-поэтов, действующих в политике во имя высоких целей, реализации идеологических целей и ценностей.

М. Херманн. В частности, она указывает следующие типы: лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным престижем; лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, позволяющий ему вести торг по обмену услуг на поддержку; лидер-служитель, успешно действующий в рутинных условиях во имя интересов населения; лидер-пожарник, демонстрирующий умение действовать в условиях кризисов, и, наконец, лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов своего ближайшего окружения.

Стиль политических лидеров:

В данный момент можно назвать такие наиболее распространенные стили в поведении политических лидеров как: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный и шизоидальный политические стили. Известный американский политолог Дж.Барбер выделяет всего еще четыре стиля политических деятелей: активно-позитивный, активно-негативный, пассивно-позитивный и пассивно-негативный.

Различают также стили политического лидерства, которые могут классифицироваться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции - институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.

Профессионализация. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

*13. Понятие, структура и функции политической системы общества.

Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так после крушения коммунистического режима в странах Восточной Европы, произошла коренная смена политической системы в этих государствах.

Полное преобразование одной системы в другую называется трансформацией, а процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью приспособления к новой политической ситуации называется системным изменением.

В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы.

В качестве основополагающих стру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: