1.Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.
2.Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.
Реализация этих положений должна достигаться с помощью:
1. создания законодательной и нормативной базы местного самоуправления;
2. создания организационных структур местного самоуправления;
3. проведения разграничения полномочий, финансов и собственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
М. С. осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
*22. Концепция политической партии: основные характеристики.
В современном обществе партии - важный компонент политической системы, оказывающий большое влияние на формирование политической волн граждан, на избирательный процесс и, как следствие, на формирование и деятельность органов государственной власти.
Политическая партия – стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.
|
|
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. (из Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ “О политических партиях”).
Пытаясь определить сущность политической партии, известный американский политолог Дж. Ла Паломбара указывает на 4 специфических признака, конституирующих партию:
1. Любая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека.
2. Партия – это организация, т.е. достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики – от местного до международного.
3. Цель партии – завоевание и осуществление власти.
4. Каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства.
В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента:
1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль;
2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии;
|
|
3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности;
4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.
Функции:
· Во-первых, партия является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Партия в этом отношении представляет канал передачи информации, циркулирующей между правящими и управляемыми.
· Во-вторых, партии осуществляют аккумуляцию интересов больших социальных групп.
· В-третьих, партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества.
· В-четвертых, партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин.
· В-пятых, важным направлением деятельности партий является политическое рекрутирование и политическая социализация.
*23. Общественно политические движения: типология, роль.
Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно-политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Цель- воздействие на власть.
В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.
Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.
Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:
Отсутствие единой программы, устава.
Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.
Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.
Добровольность участников на основе солидарности.
Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.
Военно-политические, экономические, преступные, демократические, международно-политические движения (антиглобалисты, экологи), террористические, торговля людьми, нарко-торговля.
Классификация общественно-политических движений:
По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные
По месту в политическом спектре: левые, правые, центристские
Помасштабу: местные, региональные, международные
По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.
По продолжительность существования: однодневки, долгожители.
При больших финансовых оборотах угроза политической дестабилизации.
Особое место в политической системе общества занимают общественные организации. К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные, спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей — от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.
|
|
Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.
Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.
*24. Понятие и типы партийных систем. Особенности партийной системы современной России.
В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом, с государством и иными институтами власти, политическими лидерами и объединениями, на основе формирующегося полит.сознания, культуры, идеологии, при условии непрерывного процесса полит.социализации (форма социальной жизни, взаимосвязанный процесс отношений).
Объединяет в себе и политику и власть, объект-субъект, гражданское общество и правовое государство, отношения.
Типы:
Открытые - открыта для влияния др.полит.систем и сама оказывает воздействие, допускает свободу слова, гласность и культурный обмен (западноевропейские страны).
Закрытые - влияние на другие системы и ограничение или полное устранение воздействий извне (железный занавес СССР).
Инструментальные - свои регуляторы (демократия), свободные конкурентные условия, хорошо отлаженные процессы.
Идеологические - официально установленные сверху.
|
|
Итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:
система с одной партией- функционирование одной партии, кот. Выводит из полит.жизни всех конкурентов;
система с партией, осуществляющей гегемонию- авторитаризм;
система с преобладающей партией;
двухпартийная система- две сильные партии, периодически преходящие к власти;
система ограниченного плюрализма;
система крайнего плюрализма;
система атомизирования.
Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.
Классическая двупартийная полит.система- 2 сильные партииконтролируют до 90% электората.
Двуполовинчатая (Британия)- ни одна из двух сильных партий не может прийти к власти, для этого им требуется поддержка третьей партии (аутсайдера)- её влияние заметно, но незначительно, к власти приходит та партия, к которой примыкает третья.
Многопартийная система - конкуренция между партиями, ни одна не имеет преимуществ перед другими. Подтипы- поляризированный плюрализм- различие в идеологии, сильная оппозиция государства как с левых, так и с правых позиций.- умеренный плюрализм- отсутствие контрастов в идеологии разных партии, шанс прихода к власти примерно равны. (Частый способ прихода к власти- объединение разных партий в коалиции и блоки).
Квазипартийность- фактически существует много партий способных влиять на полит.жизнь общества, но власть принадлежит одной партии и никогда не переходит к другим (Италия, Япония).
*25. Сущность политического процесса, его структура, этапы, проблемы типологизации.
Понятие П.П. отражает динамику развития политической жизни общества, изменение во времени и пространстве ее состояний. П.П. - вся совокупность действий граждан, групп, институтов власти по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы.
Движущая сила П.П. - противоречия, возникающие в ходе взаимодействия социально-политических сил – участников политического процесса.
Сущность П.П. заключаются в производстве и воспроизводстве,
· с одной стороны, различных компонентов политической системы, человека политического; структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм,
· а с другой стороны, производство посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений.
Содержание П.П. включает в себя:
а) социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса;
б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия;
в) политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии; г) взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.
По своему составу (структуре) П.П. может быть представлен совокупностью процессов: революция, реформы, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие, конфликты и сотрудничество, избирательная кампания.
П.П. осуществляется через борьбу людей за свои интересы. Именно последние играют роль генератора политического процесса.