Нормальное психическое развитие ребенка кначалу школьного обучения, т.е. к 6-тигодам предполагает определенный уровень сформированности основных познавательных функций.
Речевое развитие – словарный запас должен составлять около 3-7 тыс. слов, ребенку должен быть доступен звуковой и слоговой анализ слова, пересказ прочитанного рассказа, сюжетный рассказ по картинкам.
Восприятие – должно быть доступно различение формы, цвета, величины, установление идентичности предметов эталону.
Мышление – должна проявляется выраженная познавательная активность, направленная на свойства и закономерности предметного мира. Должно быть доступно понятие о сохранении числа, понимание аналоговых отношений, понимание связи и последовательности событий в серии из 4-5 картинок. Обобщение может производиться на основании различных признаков: конкретно-наглядных и абстрактных. Ребенок должен знать свой пол и возраст. Знать время года, место жительства, имя и фамилию родителей, их специальности.
|
|
Память – должна быть развита способность к произвольному запоминанию, опосредованное запоминание должно быть лучше механического. Возможно запоминание ряда слов в заданной последовательности.
Внимание – должна быть сформирована способность к сосредоточению внимания в течение 35-45 минут при разнообразной деятельности. При этом возможна организация деятельности без проговаривания вслух.
Эмоции – должны быть четко дифференцированы, ребенку должно быть доступно чувство юмора, сформированы первичные этические представления (понятие о добре и зле), понимание ответственности за свои поступки.
Самооценка – ребенку должно быть доступно сравнение себя с другими. Он должен уметь вычленять как положительные, так и отрицательные черты собственного характера. Желательно, чтобы к этому возрасту было сформировано стремление к достижениям.
Однако далеко не все дети шести лет обладают перечисленными умениями. Что происходит с детьми, не обладающими названными умениями при поступлении их в школу? По-видимому, они не могут хорошо учиться. Можно также предположить, что большинство из них станут стойко неуспевающими.
В настоящее время количество учеников, испытывающих стойкие затруднения в освоении программы общеобразовательной школы, по разным данным колеблется в диапазоне от 10% до 30 %. Причин того, что часть детей приходит в школу с более низким уровнем развития, чем другие дети может быть несколько.
Одна из них педагогическая запущенность ребенка, которая возникает в том случае, когда ребенком мало занимались дома. Возможно, он был на попечении бабушки, возможно, его родители не уделяли ему должного внимания ввиду асоциальности семьи, возможно ребенок был долгожданным, очень любимым и воспитание в семье строилось по типу «кумир семьи».
|
|
Вторая из возможных, но относительно редких причин неуспеваемости – это анализаторная недостаточность. К этой категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения разной степени выраженности. Собственно глухие или слепые дети редко попадают в общеобразовательные учреждения, а вот дети с незначительными нарушениями слуха или зрения вполне могут оказаться первоклассниками массовой школы.
Еще одной причиной неуспеваемости могут быть некоторые личностные особенности ребенка. К ним относятся такие виды дисгармоничного развития личности как тревожность и демонстративность.
И, наконец, основная причина неуспеваемости - задержка психического развития (ЗПР).
ЗПР – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Эту категорию детей начали выделять как самостоятельную с конца 60-х годов 20 века. Наиболее употребляемая в настоящее время систематика ЗПР была предложена в начале 80-х К.С. Лебединской. В ее основу положен этиопатогенетический принцип. К.С. Лебединская выделила:
- ЗПР – конституционального происхождения;
- ЗПР – соматогенного происхождения;
- ЗПР – психогенного происхождения;
- ЗПР – церебрально-органического происхождения.
ЗПР конституционального происхождения также обозначают терминами гармонический инфантилизм или неосложненный психический, психофизический инфантилизм. При этом виде задержки психического развития эмоционально - волевая сфера ребенка находится как бы на более раннем этапе развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более раннего возраста.
Для этих детей характерны:
- преобладание эмоциональной мотивации поведения;
- повышенный эмоциональный фон;
- непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности, нестойкости;
- легкая внушаемость.
Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы личности в целом, с преобладанием игровых интересов. При гармоническом инфантилизме черты эмоционально-волевой незрелости сочетаются с инфантильным типом телосложения.
Причины возникновения: наследственность (отмечаются семейные формы); негрубые обменно-трофические расстройства (возникшие внутриутробно или в первые годы жизни, связанные с употреблением биологически активных пищевых добавок); фактор многоплодия (среди детей с ЗПР близнецы встречаются чаще, чем в целом в популяции).
ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: это могут быть хронические инфекции, тяжелые аллергические состояния, пороки развития сердца и других органов.
Темп развития в этом случае замедляется ввиду астении, которая снижает не только общий, но и психический тонус. При длительном пребывании ребенка в стационаре могут утрачиваться ранее приобретенные навыки, т.е. происходит ретардация развития. При ЗПР соматогенного происхождения не только замедляется темп развития познавательной сферы, но также задерживается эмоциональное развитие ребенка. У него появляются различные невротические наслоения в виде неуверенности, боязливости, капризности, которые в значительной мере связаны с его состоянием, с ощущением своей физической неполноценности, а также с режимом ограничений, в которых живет такой ребенок.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные средовые условия, длительно действующие и рано возникшие, травмируют психику ребенка, вызывают сдвиги в нервно-психической сфере, нарушают сначала вегетативные функции организма, а потом, через эмоциональные нарушения приводят к нарушениям психического развития. ЗПР психогенного происхождения следует отличать от педагогической запущенности. Педагогическая запущенность характеризуется дефицитом знаний и умений вследствие недостатка информации и преодолевается после двух-трех недель занятий с ребенком.
|
|
ЗПР психогенного происхождения может проявляться:
-по типупсихической неустойчивости;
- по невротическому типу.
При проявлении по типу психической неустойчивости для детей характерны: черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы, аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости, сочетающиеся с недостаточным уровнем знаний. Отличается от ЗПР конституционального происхождения тем, что дети более агрессивны и их физиологическое созревание своевременно. Для детей с ЗПР психогенного происхождения, протекающей по типу психической неустойчивости, характерными чертами являются также эгоцентризм и эгоизм, нелюбовь к труду, иногда установка на постоянную помощь, опеку.
Причина такого типа ЗПР - неправильное воспитание в семье. Это может быть как гипоопека, так и гиперопека. В первом случае у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, а также не прививаются формы поведения, связанные с торможением аффекта, не стимулируется развитие познавательной деятельности и познавательных интересов. При гиперопеке ребенок может воспитываться по типу «кумир семьи», в этом случае родители потакают всем прихотям ребенка, не прививают ему навыков самостоятельного решения практических задач, ответственности, инициативности.
При проявленииЗПР психогенного происхождения по невротическому типу для детей характерны: робость, боязливость, страхи, эмоциональная незрелость, нерешительность, малая активность, отсутствие инициативы.
|
|
Причины возникновения этого типа ЗПР: грубость в семье, жестокость и агрессия по отношению к ребенку и другим членам семьи (сексуальная агрессия в том числе).
ЗПР церебрально-органического происхождения встречается наиболее часто. Обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны:
- запаздывание формирования статических функций;
- запаздывание ходьбы;
- запаздывание в формировании речи;
- запаздывание в формировании гигиенических навыков;
- запаздывание этапов игровой деятельности;
- недоразвитие мускулатуры;
- недостаточность мышечного и сосудистого тонуса;
- задержка роста;
- общая гипотрофия;
- дисплазии.
Причины возникновения: негрубая органическая недостаточность вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы второй половины беременности, интоксикации, травмы, резус-конфликт); недоношенность, асфиксия, родовая травма; постнатальные нейроинфекции; интоксикации первых лет жизни; дистрофия в первые годы жизни.
При данном отклонении развития обычно имеются те или иные нарушения неврологического статуса ребенка, в частности встречаются гидроцефалии, гипертензии, вегето-сосудистая дистония.
Первичный клинический диагноз таких детей зачастую определяется как «минимальное повреждение мозга», «минимальная мозговая дисфункция», «легкая энцефалопатия».
Особенности психической сферы у таких детей выражаются, прежде всего, в виде эмоционально-волевой незрелости. Детям с ЗПР церебрально-органического происхождения присущ органический инфантилизм, который проявляется в отсутствии живости и яркости эмоций; слабой заинтересованности в оценке; низком уровне притязаний; внушаемости; отсутствии критики; бедности игры и ее монотонности, отсутствии творчества в игре; использовании игры как ухода от более серьезных занятий.
Органический инфантилизм может проявляться двумя формами: неустойчивой и тормозимой.
Ребенок с неустойчивой формой органического инфантилизма отличается психомоторной расторможенностью, эйфорией, импульсивностью, гиперактивностью.
Тормозимая форма сопровождается пониженным фоном настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью. Нарушения познавательной деятельности такого ребенка проявляются, главным образом, в нарушениях памяти; нарушениях внимания; инертности психических процессов (медлительность, трудная переключаемость); недостаточности развития фонематического слуха; плохой ориентировке в правом-левом; зеркальном письме (иногда); затруднении в различении сходных графем.
При ЗПР церебрально - органического происхождения часто встречаются также энцефалопатические расстройства. Они проявляются церебрастеническими явлениями ( повышенной истощаемостью ЦНС); неврозоподобными явлениями: тревожностью, боязливостью, склонностью к страху темноты, одиночества, ипохондрией, тиками, навязчивыми движениями, неврозоподобным заиканием. Часто возникает синдром психомоторной возбудимости (с аффективной и общей расторможенностью, отвлекаемостью, суетливостью). Аффективныенарушения проявляются немотивированными колебаниями настроения, снижением настроения, злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессии, дурашливостью, назойливостью, суетливостью. Психопатоподобные нарушения проявляются двигательной расторможенностью, отрицательным отношением к учебе, расторможенностью влечений (склонность к побегам, к воровству, лживости, онанизму). Часто имеют место эпилептиформные нарушения (различные виды судорожных припадков); апатико-адинамические расстройства (снижение инициативы, эмоциональная вялость, двигательная заторможенность).
В целом все типы ЗПР отличаются:
- низкой работоспособностью;
- незрелостью эмоций и воли;
- ограниченным запасом общих сведений и представлений;
- обедненным словарным запасом;
- несформированностью навыков интеллектуальной деятельности;
- неполной сформированностью игровой деятельности;
- замедленностью восприятия, более длительным периодом для приема и переработки сенсорной информации;
- низким уровнем самоконтроля.
В шести-, а часто и семилетнем возрасте такие дети еще не готовы к школе, так как у них не сформированы не только вышеназванные качества, без которых невозможно школьное обучение, но и произвольность поведения. Поэтому их поведение – это, по сути, поведение дошкольника. Ведущей деятельностью такого ребенка в семилетнем возрасте остается игра. Все дети с задержкой психического развития, которые обучаются в общеобразовательной школе по обычной программе и в обычных условиях – это стабильно неуспевающие школьники, которые порой впервые в школе осознают свою несостоятельность. Это обстоятельство способствует развитию у них чувства неполноценности, а в дальнейшем часто приводит к различным формам нарушения поведения.
Однако, несмотря на все сопровождающие развитие таких детей трудности, они принципиально отличаются от умственно отсталых детей. Во-первых, у детей с ЗПР обучаемость гораздо выше, чем у детей с умственной отсталостью. Во-вторых, они, в отличие от умственно отсталых, в состоянии использовать помощь учителя. В-третьих, дети с задержкой психического развития способны осуществить перенос выработанного способа действия с одного объекта на другой, что недоступно детям с умственной отсталостью. В-четвертых, они способны выбрать адекватный стереотип поведения в аналогичной ситуации. И, наконец, в-пятых, при слабой технике письма и чтения всегда пытаются понять прочитанное, иногда прибегая к повторному чтению. Помимо этого, речь при ЗПР искажена не так грубо, как при умственной отсталости, грамматически оформлена, однако достаточно часто встречается искаженное воспроизведение одного-двух звуков из-за недоразвития артикуляционного аппарата. Еще одной интересной особенностью детей с ЗПР является их затянувшееся, по сравнению с нормой, словотворчество.
Тем не менее, дифференциальная диагностика ЗПР и умственной отсталости часто оказывается затруднена, и тогда единственным диагностическим инструментом может послужить обучающий эксперимент.
Задачи школьного психолога по отношению к детям, страдающим задержкой психического развития:
- Выявление данной категории детей среди неуспевающих учащихся начальной школы.
- определение типа задержки и постановка вопроса о рациональных методах обучения.
- проведение специальных занятий, направленных на развитие произвольности, коррекцию познавательных и личностных отклонений в развитии
Вопрос об обучаемости таких детей тесно связан с типом задержки психического развития. При гармоническом инфантилизме, ЗПР соматогенного и психогенного происхождения обычно не рекомендуют выведение ребенка в специализированное заведение. Оптимальным вариантом для него является обучение в классах выравнивания, классах интенсивной педагогической коррекции. Принципы обучения в таких классах предполагают более широкое использование игровых методов, наполняемость классов не превышает 12-15 человек, с детьми проводится интенсивная коррекционная работа. Деятельность психолога включает игры, направленные на формирование волевой регуляции (игры с правилами), способности к планированию деятельности, регуляции эмоций.
При ЗПР церебрально-органического происхождения более целесообразно обучение в специальных школах для детей с задержкой психического развития. Эти школы являются общеобразовательными, с незначительным удлинением сроков первоначального периода обучения. Вводится т.н. пропедевтический (предваряющий основной цикл) период обучения. Помимо этого, с детьми проводятся логопедические занятия, работает психолог, проводится лечебная физкультура и медицинское наблюдение. Наполняемость классов снижена по сравнению с массовыми школами. При успешном усвоении программы возможен переход в обычную общеобразовательную школу. Если такие дети с первых лет жизни получают адекватную педагогическую и психологическую поддержку, то впоследствии они, не встречают особых трудностей на пути полноценной адаптации в обществе. В противном случае в подростковом возрасте могут появиться значительные поведенческие расстройства, вплоть до формирования личностной патологии неустойчивого типа и неврозоподобных расстройств.
Общие принципы обучения детей с ЗПР: индивидуальный подход, щадящий режим, максимальная активизация познавательной деятельности, введение пропедевтических занятий.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Какое нарушение определяют как задержку психического развития?
2. Опишите типологию детей с ЗПР по К.С.Лебединской.
3. Сравните ЗПР конституционального происхождения и ЗПР церебрально-органического происхождения.
4. Охарактеризуйте ЗПР соматогенного происхождения, сравните ее с ЗПР психогенного происхождения.
5. Какое явление обозначают термином органический инфантилизм? Какие формы органического инфантилизма вам известны?
6. Как проявляется неустойчивая форма органического инфантилизма? Сравните ее с тормозимой формой.
7. Перечислите задачи школьного психолога по отношению к детям с задержкой психического развития.
8. Назовите психологические особенности младших школьников с ЗПР.
9. Сравните детей с ЗПР и умственно отсталых детей. В чем состоит их качественное отличие?
10. Каковы основные принципы коррекционной работы с детьми с ЗПР? Назовите отличия классов интенсивной педагогической коррекции от обычных классов общеобразовательной школы.
11. Охарактеризуйте эмоционально-волевую сферу детей с задержкой психического развития.
Глава 4