Руководителю любой организации, независимо от ее размера или же места на региональном уровне, надлежит учитывать влияние внешней среды, поскольку организация, как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей, конкурентов. Поскольку от руководителя зависит выживание организации, он должен уметь проявить значащие факторы в окружении, которые влияют на его организацию. Поэтому организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Организация все время находится под прямым или косвенным влиянием внешних факторов.
В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят: покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров; конкурентов; посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.; финансовые учреждения; рекламные агентства; таможенные и другие правительственные органы; готовящиеся законы; экономическую ситуацию в стране; политический климат; развитие и достижения НТР; культурные традиции [7,С.73].
Проанализируем влияние конкурентов на основе внешних факторов, таких как расположение, уровень дохода, широта ассортимента, доля рынка, уровень коммуникации, система сбыта организации, уровень сервиса и др. По полученным данным составим таблицу.
Таблица 2.2. Анализ конкурентоспособности магазина «Новосел» и его основных конкурентов
Показатель | «Товарищ» | «Новый век» | Магазин «Новосел» по сравнению с «Товарищ»,% | Магазин «Новосел» по сравнению с «Новый век»,% |
Расположение | ||||
Уровень дохода | ||||
Доля рынка | ||||
Уровень коммуникаций | ||||
Система организации сбыта | ||||
Широта ассортимента | ||||
Уровень сервиса | ||||
Исследования и разработки |
Квалификационный состав кадров | ||||
Система контроля качества | ||||
Итого |
Из таблицы конкурентоспособности мы видим, что магазин «Новосел» в сравнении с магазином «Товарищ» превысил абсолютно все показатели. Магазин «Новый век» является сравнительно большим конкурентом и имеет больше равных нам показателей, таких как уровень коммуникации, системы организации сбыта, широты ассортимента, а так же в области исследований и разработок. Но, из-за месторасположения, низкой осведомленности целевой аудитории наш конкурент может рассчитывать только на оптовые продажи со своей системой скидок строительным организациям. Такое положение вещей исключает преимущества данного конкурента, так как у нас тоже имеется сеть постоянных клиентов из числа строительных организаций, а уровень нашего дохода, квалификация персонала, соответственно, уровень сервиса и доля рынка превышают аналогичный уровень конкурента.
Несмотря на то, что анализ конкурентноспособности магазина «Новосел» показал преимущества нашего магазина перед конкурентами, нам необходимо продумать и принять ряд мер по продвижению нашего товара, привлечению новых как оптовых, так и розничных покупателей.
Анализ внешней среды магазина «Новосел».
Поставщики с точки зрения системного подхода организации это механизм преобразования входов и выходов. Основными разновидностями входов на предприятии ООО «Новосел» являются непрерывный приток стройматериалов и других товаров, сопутствующих ремонту. Сотрудники нашего магазина имеют возможность в режиме реального времени через Интернет заказать все необходимое в свой отдел, а также оформить доставку товара непосредственно от поставщика клиенту в течение суток. Такая мобильность в оформлении заказов к поставщикам возможна благодаря хорошо наработанным связям, сложившимся на протяжении многих лет совместной успешной работе.
Проанализировав внешнюю среду предприятия ООО «Новосел», а именно магазина «Новосел», мы пришли к выводу, что в целом наш магазин занимает лидирующее положение на данном этапе развития. Не смотря на наличие двух конкурентов, хорошо сбалансированная система заказа товаров и популярность нашего бренда «Новосел» среди населения дает нам хорошую основу не опасаться за внешние факторы.
Внутренняя среда организации вычисляется внутренними переменными, то есть ситуационными факторами внутри организации. Основными внутренними переменными, в какой либо организации считаются цели, структура, технологии и люди (работники) [3,С.49].
Начнем с целей предприятия ООО «Новосел».
Основной целью всех магазинов «Новосел» являетсястремление стать ведущей Российской компанией в данной области, постоянно укрепляя лидирующее положение и расширяя географический диапазон своей деятельности. Кроме основной цели у нас есть собственные «текущие» цели, определяющие наши ближайшие планы и стратегию развития предприятия, а именно:
а) удовлетворение потребностей клиентов – первоочередная задача каждого сотрудника;
б) лидирование в сфере торговли товарами и материалами строительно-хозяйственного назначения;
в) основной целью нашего магазина является увеличение уровня дохода;
д) повышение годового товарооборота до 45млн. рублей;
ж) увеличение средней стоимости чека каждого покупателя до 700 рублей;
и) привлечение и удержание новых клиентов.
Исходя из текущих целей магазина «Новосел» можно определить ближайшую стратегию, как стратегию продаж. Это дает нам выбор широкого перечня маркетинговых инструментов влияния на потребителя.
Определившись с целями, рассмотрим структуру управления магазином «Новосел», представленным на рисунке 2.
Как видно из рисунка 2, каждый магазин «Новосел» представляет собой весьма сложную систему управления персоналом. У каждого сотрудника нашего предприятия есть непосредственный начальник. Это особенно важно при работе с материальными ценностями. Так, например, сам продавец-консультант не несет материальной ответственности за продаваемый им товар. Ответственным является старший отдела продавец-консультант. Это позволяет новому сотруднику магазина чувствовать себя более уверено при общении с покупателями.
Рисунок 2 -Структура управления магазином «Новосел»
Так же на схеме не указан охранник, так как наш магазин оборудован системой видеонаблюдения. Сама система управления весьма эффективна для работы в розничной торговле.
В последнем этапе анализа внутренней среды нашего предприятия мы поговорим о сотрудниках. Каждый сотрудник сети магазинов «Новосел» проходит сложную систему обучения, а так же каждый год обязательные курсы повышения квалификации с последующим экзаменом на профессиональную подготовленность. Если сотруднику не удается пройти экзамен, то последующие полгода он будет лишен прибавки к заработной плате от реализации товара. Такая суровость на первый взгляд может показаться странной, но она необходима: и вот почему. Основным конкурентным преимуществом ООО «Новосел» является профессионализм каждого сотрудника предприятия. «Новосел» на протяжении долгого времени создавал свой имидж магазина с грамотным персоналом и по праву гордится им.
Наряду, с суровыми требованиями, предъявленными к персоналу, предприятие ООО «Новосел» старается создать атмосферу дружного и сплоченного коллектива. Для этого раз в два месяца проводятся мероприятия по организации праздников и досуга сотрудников. (Поход в боулинг – центр, спортивные соревнования и т.д.).
Сотрудники являются профессионалами, деятельность которых ориентирована на достижение надежного и качественного обслуживания клиентов и основывается на честности каждого сотрудника по отношению к фирме и своим товарищам.
Руководство фирмы рассчитывает на безупречное выполнение обязанностей всеми сотрудниками компании в любой сфере их деятельности и добивается этого, поощряя тех, кто на своём месте достигает увеличения прибыльности компании за счёт лучшего обслуживания клиента и снижения затрат.
Все сотрудники компании имеют возможность для самореализации, профессионального и карьерного роста.
Анализ внутренней среды магазина «Новосел» показал, что у предприятия существуют конкретные цели, наработанные технологии и грамотный персонал для их реализации.