Бюджет коммерческих расходов

Бюджет коммерческих расходов формируется на основе бюджета продаж, так как все его показатели соотносятся с объёмом продаж.

Назначение данного бюджета – определение объема затрат на мероприятия, связанные с продвижением продукции предприятия на рынке сбыта (товарном рынке).

Бюджет коммерческих расходов, как правило, составляется по видам реализуемой продукции, но в целях анализа и изучения конъюнктуры рынка сбыта он может быть составлен в разрезе категорий покупателей, географических сегментов товарного рынка, сегментов, занятых конкурентами и т.д.

Коммерческие расходы, отражаемые в БКР, включают в себя:

- затраты на хранение готовой продукции на складе (заработная плата складского персонала, амортизация складских помещений и оборудования, содержание и ремонт складских помещений и оборудования, затраты материалов, используемых на складских работах);

- затраты на тару и упаковку при проведении затаривания и упаковочных работ (либо собственных работ, либо услуг, оказываемых сторонними организациями);

- оплата транспортных услуг (расходы на доставку товаров до места отправления, расходы на погрузку, оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор. и проч.);

- комиссионные сборы сбытовым и посредническим организациям;

- расходы на маркетинговые исследования и рекламу;

- представительские расходы;

- амортизация транспортных средств;

- другие расходы коммерческого характера

В бюджете коммерческих расходов также необходимо предусмотреть их разделение на условно-постоянные и условно-переменные.

К переменным коммерческим расходам можно отнести:

- складские расходы (сортировка, упаковка, погрузка продукции);

- транспортные расходы по доставке продукции;

- комиссионные агентам, посредникам;

- прямая реклама (конкретных видов продукции);

- экспедиторские расходы

Постоянные коммерческие расходы включают:

- фонд оплаты труда работников и накладные расходы отдела сбыта (коммерческой дирекции);

- реклама (фирмы в целом);

- представительские, командировочные расходы и проч.

Для исчисления величины переменных коммерческих расходов обычно используется плановая ставка начисления, привязанная к определенным базам начисления. В качестве баз начисления выбираются показатели генераторов затрат отдельных статей коммерческих расходов, то есть тех аспектов (факторов) сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов. Так, базами начисления переменных коммерческих расходов могут быть:

- площадь склада готовой продукции (для начисления материальных затрат по хранению и отгрузке);

- физический объем отгрузки (при начислении заработной платы складских рабочих);

- километраж рейсов (для транспортных расходов);

- выручка от реализации продукции (при начислении расходов на прямую рекламу)

Ставка начислений устанавливается на основании фактических данных прошлых периодов путем усреднения и с учетом мер по экономии затрат в части переменных коммерческих затрат. Может быть установлена единая ставка начисления переменных коммерческих расходов в процентах на 1 рубль запланированных продаж, то есть универсальной базой начисления явится в данном случае стоимостной объем продаж (выручка от реализации).

Совокупную величину коммерческих расходов необходимо распределить также по видам продукции. Распределение производится пропорционально тем или иным базам распределения, которыми могут служить те же вышеуказанные базы начисления.

Примерный формат бюджета коммерческих расходов приведен в таблице 11.

Таблица 11 - Примерный формат бюджета коммерческих расходов

  Наименование показателей 1 квартал   2 квартал   3 квартал   4 квартал   Всего за год
Месяцы Итого за 1 квартал
январь февраль март
1 Запланированный объем продаж, руб.                
2 Ставки переменных коммерческих расходов, % на 1 руб. продаж:                
2.1 комиссионные                
2.2 транспортные расходы по доставке                
2.3 складские работы                
2.4 экспедиторские расходы                
2.5 прямая реклама                
2.6 прочие прямые коммерческие расходы                
3 Планируемые переменные коммерческие расходы на весь объем продаж, руб.: 3.1 комиссионные 3.2 транспортные расходы по доставке 3.3 складские работы 3.4 экспедиторские расходы 3.5 прямая реклама 3.6 прочие прямые коммерческие расходы ИТОГО планируемые переменные коммерческие расходы, руб.                
4 Планируемые постоянные коммерческие расходы, руб.:                
4.1 реклама и продвижение товара                
4.2 маркетинг                
4.3 представительские расходы                
4.4 командировочные расходы                
4.5 затраты сбытовой службы                
4.6 прочие постоянные коммерческие расходы                
ИТОГО планируемые постоянные коммерческие расходы, руб.                
ВСЕГО общие планируемые коммерческие расходы                
4 Коммерческие расходы к оплате                

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: