Фомы предпринимательства

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность делят на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений.

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.

Формы предпринимательства подразделяются на:

1.Организационно-правовые.

2.Организационно-экономические.

В числе организационно-правовых форм выделяют:

qn товарищества;

qn общества;

qn кооперативы.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие 2 или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Ппомимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров.

Недостатками данной организационно-правовой формы являются:

-- каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада;

-- действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Участники товарищества подразделяются на 2 группы:

1)а) полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью);

2)б) коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью).

В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть ограниченной ответственностью.

Общество создается по соглашению не менее 2-х граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг (акций). При этом участники АО несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным.

Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства относятся:

-§ концерны;

-§ ассоциации;

-§ консорциумы;

-§ синдикаты;

-§ картели;

-§ финансово-промышленные группы.

Концерн – это многоотраслевое АО, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других АО.

Ассоциации – форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят одно-специализированные ПП предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель ассоциации – совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Консорциум представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (напр., осуществление инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, т.к. ответственность делится на множество участников.

Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции межд/у ними.

Картель означает соглашение межд/у предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства.

Новой организационно-экономической формой предпринимательства являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала ПП предприятий и организаций.

Основными формами коммерческих предприятий являются:

1.Частнопредпринимательская фирма.

2.Партнерство.

3.Корпорация.

Частнопредпринимательская фирма – это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.

Собственник фирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает контракты. Преимущество такой фирмы состоит в простоте ее организации, управления, свободе действий, достаточно сильной экономической мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки – ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

Партнерство – это предприятие, организованное несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими им. В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток партнерства – разделение функций, вследствие чего могут возникнуть несогласованность действий и несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела партнеров возникает угроза потенциального распада партнерства.

Под корпорацией понимается предприятие, имеющее форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация – общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом привлекаются финансовые средства большого числа людей. Держатели акций получают дивиденды. Они рискуют только суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет ей функционировать стабильно.

Недостатками является: наличие возможности злоупотреблений, т.к. мелкие и средние владельцы не могут осуществлять действенный контроль за деятельностью корпорации.

 
 
Управление предприятием
 
 
Определение и оценка возможности бизнеса
 
 
Разработка бизнес-плана
 
 
Определение потребности в ресурсах

 
 
Раздел 1 - Вступление - Описание бизнеса - Содержание плана
 
 
Разработка стиля управления
 
 
Определение необходимых ресурсов
 
 
Продолжительность возможности бизнеса

 
 
Внедрение системы контроля
 
 
Определение имеющихся ресурсов
Рынок для реализации возможностей бизнеса

 
 
Анализ конкуренции

 
 
Разработка организационных процедур
 
 
Идентифицирование потребности в ресурсах
 
 
Раздел 2 - Описание предприятия (резюме) - Анализ отрасли - План производства - План маркетинга - Финансовый план - Организационный план - Операционный план - Заключение. Расчет эффективности
 
 
Ценность возможности бизнеса для рынка и предприятия

 
 
Риск и прибыль, которые содержат возможности бизнеса

Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы)
Определение поставщиков необходимых ресурсов

 
 
Согласование возможности с предпринимательскими знаниями, навыками, желаниями

 
 
Определение факторов успеха
 
 
Разработка подхода в отношении к поставщикам


Рис.1.1. Схема процесса предпринимательства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: