Прогнозирование темпов экономического роста с применением производственной функции

Под экономическим ростом принято понимать качественное и количественное изменение результатов функционирования народного хозяйства. Экономический рост в настоящее время является наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться –как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост).

Производственная функция Кобба—Дугласа. Дальнейшее развитие теории экономического роста позволило формализовать взаимосвязь факторов производства и установить вклад каждого из них с помощью производственной функции.

Отличительной чертой производственной функции является анализ экономического роста в динамике, т. е. изменения факторов производства и выпуска продукции во времени. Использование производственной функции позволяет, во-первых, установить влияние каждого фактора производства на экономический рост; во-вторых, определить уровень воздействия экстенсивных и интенсивных факторов на развитие производства; в-третьих, выявить долю НТП в экономическом росте за счет интенсивных факторов.

Производственная функция впервые была предложена американским экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом в 1928 г. в виде следующей зависимости:

Y= A х Kα х Lβ.

где А – параметр производства, или параметр, характеризующий технологию производства; α, β – коэффициенты эластичности замены, означающие пропорциональное увеличение выпуска продукции в зависимости от роста одного из двух факторов, или коэффициенты, характеризующие прирост производства, приходящийся на 1 % прироста соответствующего фактора.

В результате расчета с помощью метода наименьших квадратов при условии, что α + β = 1, было установлено, что за исследуемый период значения данных параметров составили: А = 1,01; α = 1/4; β = 3/4. Отсюда производственная функция приняла следующий вид:

Y= A х Kα х ert.

Производственную функцию выпуска продукции можно преобразовать в производственную функцию производительности труда, разделив правую и левую части уравнения на L:

Y = 1,01 х K1/4 х L3/4.

В 1930-е гг. голландский экономист Ян Тинберген обосновал, что параметр А, характеризующий технологию производства, изменяется во времени. Учитывая это, Я. Тинберген ввел параметр ert, характеризующий «прогресс в применении знаний», или параметр НТП, технологии, организационного и управленческого опыта. Тогда производственная функция примет вид

В результате уравнение примет вид

Пт = A x (Фв)α х ert.

Таким образом, математическая интерпретация позволяет нам показать связь роста производительности труда и фондовооруженности труда и учесть в процессе анализа факторов экономического роста уровень технического развития.

35. Стратегическое планирование денежного обращения в РФ.

Планирование денежного обращения — регулирование количества денег в обращении в соответствии с потребностями воспроизводства. Основным документом, который регулируется денежное обращение в рф является прогноз кассовых оборотов. Прогноз кассовых оборотов уже не имеет характера правительственной директивы, представляя собой ориентир денежно-кредитной политики. Прогноз кассовых оборотов разрабатывается ежеквартально территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации, отправляется в Департамент регулирования налично-денежного обращения Центрального банка Российской Федерации в Москве, на основе чего составляется сводный прогноз по стране в целом. В документе отражаются главные источники поступления наличных денег в кассы банковской системы, а также направления выдачи средств коммерческими банками. С учетом этих данных определяется размер выпуска денег в обращение либо объем их изъятия, т.е. рассчитывается эмиссионный результат в территориальном разрезе и по Российской Федерации в целом.

Прогноз кассовых оборотов состоит из двух разделов: «Приход» и «Расход», которые включают следующие статьи.

Приход

1. Поступления торговой выручки от продажи товаров по различным каналам реализации.

2. Поступления выручки пассажирского транспорта.

3. Поступления квартирной платы и коммунальных платежей..

4. Поступления выручки зрелищных организаций.

5. Поступления налогов и сборов.

6. Поступления от продажи недвижимости.

7. Поступления на счета по вкладам населения (кроме Сбербанка России).

8. Поступления от предприятий Федерального агентства связи.

9. Поступления от Сбербанка России.

10. Поступления от осуществления коммерческими банками валютно-обменных операций.

11. Поступления от реализации государственных и других ценных бумаг.

12. Прочие поступления.

Расход

1. Выдачи на заработную плату и выплаты социального характера.

2. Выдачи на выплату пенсий и стипендий.

3. Выдачи коммерческими банками со счетов по вкладам граждан.

4. Выдачи подкреплений предприятиям Федерального агентства связи.

5. Выдачи коммерческими банками для осуществления валютно-обменных операций.

6. Выдачи на выплату дохода, погашение и покупку ценных бумаг.

7. Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам.

8. Прочие выдачи.

Соотношение приходной и расходной частей прогноза может быть различным. В случае превышения «Прихода» над «Расходом» возникает необходимость изъятия наличных денег из обращения. Это осуществляется в процессе перечисления денежной наличности из оборотной кассы Центрального банка Российской Федерации в резервные фонды. Наоборот, если сумма «Расхода» прогноза больше суммы «Прихода», возникает потребность в дополнительной эмиссии. В данной ситуации наличные деньга перечисляются из резервных фондов в оборотную кассу Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, назначение прогноза кассовых оборотов состоит в том, что с его помощью определяется потребность в наличных деньгах на конкретной территории. Кроме того, обеспечивается своевременность выдачи средств организациям на заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты.

На основе прогнозов осуществляется контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины организациями.

По мере выполнения прогнозов Центральный банк Российской Федерации составляет отчет о кассовых оборотах, в котором отражаются суммы фактически поступивших и выданных наличных денег из касс банковской системы за конкретный квартал.

Наибольшую долю в структуре «Прихода» прогноза и отчета о кассовых оборотах занимает такая статья, как «Поступление торговой выручки». Ее удельный вес, как правило, составляет 40—50% всех поступлений наличных денег в кассы банков.

В разделе «Расход» отчета о кассовых оборотах особое место занимает такая статья, как «Выдачи на заработную плату». Удельный вес данной статьи составляет 35—40% всех выплат наличных денег.

В последние годы в структуре «Приход» и «Расход» прогноза кассовых оборотов происходят изменения: сокращение доли статей «Расход» и «Выдачи на заработную плату» и, наоборот, рост удельного веса поступлений во вклады физических лиц в банках обусловлены развитием операций с пластиковыми картами (зарплатные проекты).

Выдача заработной платы все шире практикуется непосредственно с банковских счетов для расчета с помощью пластиковых карт.

В ходе выполнения прогнозов кассовых оборотов банками конкретных регионов формируются различные эмиссионные результаты, зависящие от многообразных факторов. Так, по данным Центрального банка Российской Федерации, в последние годы большая часть регионов осуществляла эмиссию наличных денег.

Изъятие денег из обращения характерно для немногих регионов, являющихся крупными финансовыми, промышленными и торговыми центрами. Это Москва и Санкт-Петербург, Приморский, Краснодарский, Ставропольский края, а также Нижегородская, Московская, Новосибирская и Самарская области.

36. Стратегическое планирование развития производственной инфраструктуры в РФ, общая характеристика.

Производственная инфраструктура — это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. В нее включаются: грузовой транспорт, связь. оптовая торговля, складское хозяйство, электро-, газо- и водоснабжение, информационное обслуживание, а также сфера деловых услуг (реклама, маркетинговое обслуживание, лизинг, аренда, консультационное обслуживание, инжиниринг, обеспечение временных потребностей в рабочей силе и др.).
Главной проблемой прогнозирования и государственного стратегического планирования производственной инфраструктуры является оценка ее пропускной способности и объема потребностей в услугах. С высокой степенью точности в условиях рыночной экономики рассчитать потребности народного хозяйства в услугах производственной инфраструктуры не возможно. Для расчетов потребности применяется метод укрупненных нормативов, основанный на динамике валового внутреннего продукта и объемов производства отдельных видов продукции народного хозяйства.
Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
Основные стратегические направления и целевые ориентиры развития транспортной системы на период до 2030 года определяет долгосрочная транспортная стратегия. Сценарные варианты развития транспортного комплекса России на период до 2030 года разработаны в двух вариантах - консервативном (энерго-сырьевом) и инновационном. Консервативный вариант предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры главным образом для транспортного обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно- сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала России в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг. Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса страны, которое наряду с достижением целей, предусматриваемых при реализации энерго-сырьевого варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России. Инновационный вариант выступает в качестве целевого.
Реализация Транспортной стратегии будет осуществляться в два этапа: первый этап (до 2020 года) - завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования и устранение "узких мест" и переход к ее системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям; второй этап (2021 - 2030 годы) - интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально ориентированного пути развития России.
Прогнозные расчеты потребности в перевозках и возможностей транспортной системы осуществляются в следующей последовательности: Прогнозирование общего объема перевозок. Прогнозирование перевозок грузов по номенклатуре, регионам, ведомствам. Прогнозирование перевозок пассажиров по регионам и назначению. Прогнозирование объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам.
«Стратегия развития отрасли связи РФ на 2009 – 2015 годы с обеспечением интересов государства и национального бизнеса» предусматривает: создание в 2010 – 2012 годах оператора связи – национального лидера, обеспечение высокой доходности инвестиций за счет мер государственной поддержки и масштабное развитие в 2013 – 2015 годах.





Подборка статей по вашей теме: