Вопрос 52. Сложная ситуация в наше время складывается в фармакологической службе спорта. Использование допинга, начавшееся еще в 1970—1980-е годы, распространилось во всех видах спорта. Проблема допинга неоднозначно воспринимается в обществе. Конечно, спорт выигрывает в зрелищности, но гораздо больше проигрывает в гуманности. Ведь при условии применения допинга речь не идет о выявлении сильнейшего, в данном случае идет борьба между медиками и фармакологами, которые наиболее удачно «накачают» спортсмена. Разрешение данного противоречия на сегодняшний день является достаточно проблематичным, поскольку в современном спорте тенденции завоевания победы любой ценой усиливаются и развиваются.
Вопрос 53. Социологическое исследование позволяет решить такие важные социальные проблемы, как:
отражение реальноо состояния социальных процессов;
обновление планов и управленческих решений;
выяснение ведущих тенденций развития общественных отношений;
анализ и обобщение опыта и прогнозирования социальных си-туаций;
|
|
изучение противоречий и выработка рекомендаций по их преодолению;
обеспечение действенного социологического контроля
Вопрос 54. Социологическое исследование есть процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа, что обеспечивает целостность познания и, следовательно, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа (характерные как для теоретико-методологических, так и для прикладных исследований) и определяют этапы социологического исследования: дедуктивный и индуктивный.
Первый — дедуктивный — начинается с разработки теоретической концепции (или ее вывода), так как она является основанием понятий, используемых при концептуализации объекта и предмета исследования.
Выбор концепций (или их разработка) определяется рядом факторов:
• уровнем научных знаний и научного опыта исследователя;
• степенью разработанности исследуемых ученым направлений социологии;
• целями и задачами исследователя;
• этической позицией исследователя.
Главной задачей первого этапа социологического исследования является выработка теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете социологического анализа (обществе, группе, личности, процессе, явлении и т.д.), находящийся в системе взаимосвязей (например, личность в социальной среде).
Описание объекта в системе связей и взаимодействий необходимо для того, чтобы исследователь не упустил из виду не только основные, определяющие факторы, но и дополнительные, которые часто могут оказывать на состояние объекта существенное влияние.
|
|
Построение модели объекта социологического исследования создает для ученого возможность четкого представления о его структуре и социальных связях, без чего не может быть осуществлено ни одно (не только теоретическое, но и прикладное) исследование. Несмотря на то что в соответствии с предметом анализа социолог выбирает лишь ограниченное (в зависимости от цели и задач исследования) число его характеристик, он должен помнить о целостности рассматриваемого объекта при условии четкого представления избранной им теоретической концепции.
Познание одной из сторон целостности приводит к познанию определенных аспектов системы в целом. Однако это осуществимо лишь в случае, когда выбор характеристик исследования не бывает случайным, а имеет необходимые представления о целостности социальной системы, ее структурных компонентах.
Итак, дедуктивный анализ является первым необходимым этапом социологического исследования.
Цель этого анализа — переход от теоретических концепций, идеализированных объектов к концептуализации предмета исследования и выработка социологических показателей и индикаторов, позволяющих фиксировать эмпирическое состояние объекта.
Как переход от абстрактного к конкретному он предполагает появление (на основе теории) новых основных понятий, описывающих существенные характеристики и взаимодействия объекта и предмета анализа. Вероятно, социолог мог бы взять эти понятия из обыденного представления
Одна из задач социологических исследований — выработка социологических понятий — состоит в том, чтобы показать связь между социальной действительностью и понятиями Там, где они представлены в теоретическом виде, и продемонстрировать отсутствие связи там, где она не может быть установлена.
Под операционализацией обычно понимается процедура преобразования понятий в исследовательский инструмент (позицию на шкале, вопрос в анкете и т.д.). Для социолога она проблематична особенно тогда, когда игнорируются предшествующие этапы социологического исследования. Сложность процесса операционализации обусловлена и тем, что система показателей состоит из понятий, ни одно из которых нельзя считать постоянным или определенным, в то же время сами понятия надо представить эмпирически. Таким образом, операционализация является средством установления непосредственной связи между понятием и явлением (процессом) в социальной реальности.
В процессе операционализации исследователь соотносит теоретические понятия со своими знаниями и представлениями о реальности, которая также конструируется ученым в соответствии с его видением. Следовательно, индикаторы и показатели, используемые в инструментарии, во многом становятся «продуктом» его мышления.
Этап дедуктивного анализа заканчивается разработкой социологического инструментария, который позволяет социологу собрать эмпирический материал для дальнейшего социологического анализа.
Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы отдавать предпочтение одной из них за счет другой, надо применять каждую на своем месте, а подобного можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга. Исходя из этого, дедуктивный этап в социологическом исследовании можно рассматривать как разложение целого, а индуктивный — как объединение и использование полученных эмпирических данных для построения новой теории. И тогда социологическая информация может получить свое завершение не только в научном отчете, но и в новых теориях, разработанных учеными. Обобщение эмпирических данных до уровня социологических теорий будет называться индуктивным этапом исследования.
|
|
Только единство индуктивного и дедуктивного методов можно рассматривать как условие социологического исследования, отвечающего целям и задачам социологии как науки.
Вопрос 55. Социологическое исследование включает четыре последовательно сменяющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:
• подготовку исследования
• сбор первичной социологической информации (ответов опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записей исследователя в карточках наблюдения), анализ документов и другие, подлежащие в дальнейшем обработке и обобщению;
• подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на электронно-вычислительной машине;
• анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулировку выводов и практических рекомендаций.
Конкретная форма, а точнее будет сказать, конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутыми задачами. Именно в соответствии с ними, т. е. в зависимости от глубины требуемого количественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное {пилотажное) исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии, т. е. методических документах, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (анкеты, бланки интервью, опросные листы, карточки для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и пр.).
|
|
Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований.
Описательное исследование — более сложный вид конкретно-социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, чаще всего используется для получения как можно более полной, всесторонней информации о состоянии дел в анализируемом подразделении (спортивном обществе, команде, коллективе физической культуры).
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и с применением методически апробированного инструментария в том случае, когда объектом анализа является относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками.
Аналитическое исследование — самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты.
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.
Подготовка КСИ — процесс, насыщенный различными видами научно-организационной деятельности, выражающейся в:
необходимости разработки надежной теоретической основы; т
разработке программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы творческого коллектива ученых;
необходимости разработки методических документов для сбора и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.
Можно создать четкую схему проведения КСИ: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов, сбор эмпирических данных (полевой этап), наконец, обработка и анализ полученной информации.
Вопрос 56. Любое КСИ начинается с разработки программы. Она является документом, дающим теоретическое обоснование методологическим подходам, методике и технике изучения объекта и предмета анализа.
В соответствии со своим назначением программа КСИ выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. В разработке теоретической программы принимает участие широкий круг социологов в сотрудничестве с административными органами и общественностью тех предприятий и учреждений, где предполагается проведение социологического исследования.
Даже в случае проведения небольшого КСИ, в котором участвуют один—два исследователя, составление программы является обязательным, так как она закладывает основы исследования, все его этапы: от формулировки идеи до внедрения результатов в практику.
Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально- исторического развития общества противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих действий.
Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью людей в занятиях спортом и слабой организацией спортивно-оздоровительной работы). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна быть формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания о предмете анализа. Под предметом социологического исследования мы понимаем существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог. Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий нас вопрос. Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа позволяет перейти к следующему методологическому разделу программы — определению цели и задач исследования. Под целью исследования мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой.
Под задачами исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования — это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Следующим этапом разработки программы социологического исследования является интерпретация основных понятий. Без интерпретации основных понятий невозможно разработать инструментарий исследования: анкеты, опросные листы и т.д. Н аучная терминология, выработанная в процессе развития определенной отрасли научного знания трудом многих исследователей (часто — многих поколений) и представляют собой теоретико-методологическую базу для социологических исследований.
На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации, а затем еще раз уточнить соотношения элементов и свойств изучаемого явления, процесса и т.д.
В эмпирической социологии используются три группы понятий:
1. Понятия, общие с философией, от которой отпочковалась социологическая наука.
2. Общесоциологические понятия.
3. Операциональные понятия.
Основным правилом использования теоретических понятий в социологических исследованиях является стабильность их интерпретации на всех этапах исследования. Чем сложнее социологическое исследование, тем многочисленнее его терминологическая структура, но только после уточнения понятий вы имеете право переходить к следующему этапу программы — разработке гипотез исследования.
В результате уточнения понятии у социолога сформируется некоторая модель (словесный аналог) реального объекта, которая позволит уточнить, поставить более конкретно, а подчас выявить новые свойства и отношения изучаемого предмета анализа. От грамотного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего процесса исследования, в том числе и разработка гипотез.
Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений, отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно не наблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.
Гипотеза определяется как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть». По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.
Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся прежде всего к эмпирическим фактам. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах, динамических рядах.
Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах, динамических рядах. П рогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания социальной реальности. Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью, наблюдении и т.д.
Методическая часть программы включает сведения, касающиеся организации и проведения социологического исследования: обоснование статистического объекта исследования (исследуемой совокупности), методы, этапы и логическую структуру основного инструментария.
Обоснование статистического объекта исследования. Большинство социологических исследований, включающих изучение всех элементов объекта, носит не сплошной, а выборочный характер. Совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению, называется выборкой.