Вопрос 51. Про­блема допинга

Вопрос 52. Сложная ситуация в наше время складывается в фармакологичес­кой службе спорта. Использование допинга, начавшееся еще в 1970—1980-е годы, распространилось во всех видах спорта. Про­блема допинга неоднозначно воспринимается в обществе. Конеч­но, спорт выигрывает в зрелищности, но гораздо больше проиг­рывает в гуманности. Ведь при условии применения допинга речь не идет о выявлении сильнейшего, в данном случае идет борьба между медиками и фармакологами, которые наиболее удачно «на­качают» спортсмена. Разрешение данного противоречия на сегод­няшний день является достаточно проблематичным, поскольку в современном спорте тенденции завоевания победы любой ценой усиливаются и развиваются.

Вопрос 53. Социологическое исследование позволяет решить такие важ­ные социальные проблемы, как:

отражение реальноо состояния социальных процессов;

обновление планов и управленческих решений;

выяснение ведущих тенденций развития общественных отно­шений;

анализ и обобщение опыта и прогнозирования социальных си-туаций;

изучение противоречий и выработка рекомендаций по их пре­одолению;

обеспечение действенного социологического контроля

Вопрос 54. Социологическое исследование есть процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процес­се, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа, что обеспечивает целостность познания и, следователь­но, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа (характерные как для теоретико-методологических, так и для при­кладных исследований) и определяют этапы социологического исследования: дедуктивный и индуктивный.

Первый — дедуктивный — начинается с разработки теорети­ческой концепции (или ее вывода), так как она является основа­нием понятий, используемых при концептуализации объекта и предмета исследования.

Выбор концепций (или их разработка) определяется рядом факторов:

• уровнем научных знаний и научного опыта исследователя;

• степенью разработанности исследуемых ученым направлений социологии;

• целями и задачами исследователя;

• этической позицией исследователя.

Главной задачей первого этапа социологического исследования является выработка теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете социологического анализа (обще­стве, группе, личности, процессе, явлении и т.д.), находящийся в системе взаимо­связей (например, личность в социальной среде).

Описание объекта в системе связей и взаимодействий необхо­димо для того, чтобы исследователь не упустил из виду не только основные, определяющие факторы, но и дополнительные, кото­рые часто могут оказывать на состояние объекта существенное влияние.

Построение модели объекта социологического исследования со­здает для ученого возможность четкого представления о его струк­туре и социальных связях, без чего не может быть осуществлено ни одно (не только теоретическое, но и прикладное) исследова­ние. Несмотря на то что в соответствии с предметом анализа соци­олог выбирает лишь ограниченное (в зависимости от цели и задач исследования) число его характеристик, он должен помнить о целостности рассматриваемого объекта при условии четкого пред­ставления избранной им теоретической концепции.

Познание одной из сторон цело­стности приводит к познанию определенных аспектов системы в целом. Однако это осуществимо лишь в случае, когда выбор харак­теристик исследования не бывает случайным, а имеет необходи­мые представления о целостности социальной системы, ее струк­турных компонентах.

Итак, дедуктивный анализ является первым необходимым эта­пом социологического исследования.

Цель этого анализа — переход от теоретических концепций, иде­ализированных объектов к концептуализации предмета исследования и выработка социологических показателей и индикаторов, позволяю­щих фиксировать эмпирическое состояние объекта.

Как переход от абстрактного к конкретному он предполагает появление (на основе теории) новых основных понятий, описы­вающих существенные характеристики и взаимодействия объекта и предмета анализа. Вероятно, социолог мог бы взять эти понятия из обыденного представления

Одна из задач социологических исследований — выработка социологических понятий — состоит в том, чтобы пока­зать связь между социальной действительностью и понятиями Там, где они представлены в теоретическом виде, и продемонстриро­вать отсутствие связи там, где она не может быть установлена.

Под операционализацией обычно понимается процедура преоб­разования понятий в исследовательский инструмент (позицию на шкале, вопрос в анкете и т.д.). Для социолога она проблематична особенно тогда, когда игнорируются предшествующие этапы со­циологического исследования. Сложность процесса операционали­зации обусловлена и тем, что система показателей состоит из по­нятий, ни одно из которых нельзя считать постоянным или опре­деленным, в то же время сами понятия надо представить эмпири­чески. Таким образом, операционализация является средством ус­тановления непосредственной связи между понятием и явлением (процессом) в социальной реальности.

В процессе операционализации исследователь соотносит теоретические понятия со своими знаниями и представлениями о реальности, которая также конструиру­ется ученым в соответствии с его видением. Следовательно, инди­каторы и показатели, используемые в инструментарии, во многом становятся «продуктом» его мышления.

Этап дедуктивного анализа заканчивается разработкой социоло­гического инструментария, который позволяет социологу собрать эмпирический материал для дальнейшего социологического анализа.

Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы отдавать предпочтение одной из них за счет другой, надо применять каждую на своем месте, а подобного можно до­биться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга. Исходя из этого, де­дуктивный этап в социологическом исследовании можно рассмат­ривать как разложение целого, а индуктивный — как объединение и использование полученных эмпирических данных для построе­ния новой теории. И тогда социологическая информация может получить свое завершение не только в научном отчете, но и в новых теориях, разработанных учеными. Обобщение эмпиричес­ких данных до уровня социологических теорий будет называться индуктивным этапом исследования.

Только единство индуктивного и дедуктивного методов можно рассматривать как условие социологического исследования, отве­чающего целям и задачам социологии как науки.

Вопрос 55. Социологическое исследование включает четыре последователь­но сменяющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

• подготовку исследования

• сбор первичной социологической информации (ответов оп­рашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записей исследовате­ля в карточках наблюдения), анализ документов и другие, подле­жащие в дальнейшем обработке и обобщению;

• подготовку собранной информации к обработке и ее обработ­ку на электронно-вычислительной машине;

• анализ обработанной информации, подготовку отчета по ито­гам исследования, формулировку выводов и практических реко­мендаций.

Конкретная форма, а точнее будет сказать, конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставлен­ной в нем цели, выдвинутыми задачами. Именно в соответствии с ними, т. е. в зависимости от глубины требуемого количественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности ре­шаемых в ходе него задач и различают три основных вида социоло­гического исследования: разведывательное, описательное и ана­литическое.

Разведывательное {пилотажное) исследование — наиболее про­стой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охваты­вает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и осно­вывается на упрощенной программе и сжатом по объему инстру­ментарии, т. е. методических документах, с помощью которых осу­ществляется сбор первичной социологической информации (ан­кеты, бланки интервью, опросные листы, карточки для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и пр.).

Разведывательное исследование может использоваться в каче­стве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований.

Описательное исследование — более сложный вид конкретно-социологического анализа. По своим целям и задачам оно предпо­лагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, чаще всего используется для получения как можно бо­лее полной, всесторонней информации о состоянии дел в анали­зируемом подразделении (спортивном обществе, команде, кол­лективе физической культуры).

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и с применением методичес­ки апробированного инструментария в том случае, когда объек­том анализа является относительно большая общность людей, от­личающаяся разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование — самый углубленный вид социо­логического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление при­чин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, рас­пространенность, остроту и другие свойственные ему черты.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследова­ния можно считать эксперимент. Его проведение предполагает со­здание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделя­ется изучению тех включенных в экспериментальную ситуацию фак­торов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

Подготовка КСИ — процесс, насыщенный различными вида­ми научно-организационной деятельности, выражающейся в:

необходимости разработки надежной теоретической основы; т

разработке программы исследования, обеспечивающей логичес­кую последовательность этапов научно-аналитической работы твор­ческого коллектива ученых;

необходимости разработки методических документов для сбора и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.

Можно создать четкую схему про­ведения КСИ: разработка программы, рабочего плана и вспомога­тельных документов, сбор эмпирических данных (полевой этап), наконец, обработка и анализ полученной информации.

Вопрос 56. Любое КСИ начинается с разработки программы. Она является документом, дающим теоретическое обоснование методологичес­ким подходам, методике и технике изучения объекта и предмета анализа.

В соответствии со своим назначением программа КСИ выпол­няет три функции: методологическую, методическую и организа­ционную. В разработке теоретической программы принимает участие ши­рокий круг социологов в сотрудничестве с административными органами и общественностью тех предприятий и учреждений, где предполагается проведение социологического исследования.

Даже в случае проведения небольшого КСИ, в котором уча­ствуют один—два исследователя, составление программы являет­ся обязательным, так как она закладывает основы исследования, все его этапы: от формулировки идеи до внедрения результатов в практику.

Методологический раздел программы начинается с формули­ровки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способству­ет анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально- исторического развития общества противоречия между знанием о потребностях людей в ка­ких-либо действиях и незнанием путей, средств и методов реали­зации этих действий.

Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью людей в занятиях спортом и слабой органи­зацией спортивно-оздоровительной работы). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, науч­ный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна быть формулировка темы исследо­вательского проекта, которая обязательно содержит в себе указа­ния о предмете анализа. Под предметом социологического исследования мы понимаем су­щественные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог. Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необхо­димыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интере­сующий нас вопрос. Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа позволяет перейти к следующему мето­дологическому разделу программы — определению цели и задач ис­следования. Под целью исследования мы понимаем тот конечный ре­зультат, который намерены получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совме­стно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой.

Под задачами исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на глав­ный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи иссле­дования — это звенья, помогающие объединить в целостность яв­ления или процессы, подлежащие изучению. Следующим этапом разработки программы социологического исследования является интерпретация основных понятий. Без интерпрета­ции основных понятий невозможно разработать инструментарий исследования: анкеты, опросные листы и т.д. Н аучная терминология, выработанная в про­цессе развития определенной отрасли научного знания трудом многих исследователей (часто — многих поколений) и представ­ляют собой теоретико-методологическую базу для социологичес­ких исследований.

На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информа­ции, а затем еще раз уточнить соотношения элементов и свойств изучаемого явления, процесса и т.д.

В эмпирической социологии используются три группы понятий:

1. Понятия, общие с философией, от которой отпочковалась социологическая наука.

2. Общесоциологические понятия.

3. Операциональные понятия.

Основным правилом использования теоретических понятий в социологических исследованиях является стабильность их интер­претации на всех этапах исследования. Чем сложнее социологическое исследование, тем многочислен­нее его терминологическая структура, но только после уточнения понятий вы имеете право переходить к следующему этапу про­граммы — разработке гипотез исследования.

В результате уточнения понятии у социолога сформируется не­которая модель (словесный аналог) реального объекта, которая позволит уточнить, поставить более конкретно, а подчас выявить новые свойства и отношения изучаемого предмета анализа. От гра­мотного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего про­цесса исследования, в том числе и разработка гипотез.

Процедура разработки гипотез начинается с формулировки ча­стных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений, отображающих зависимости меж­ду отдельными элементами концептуальной схемы. Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза опре­деляется как обоснованное научное предположение о непосредственно не наблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

Гипотеза определяется как «научное предположение, выдвига­емое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть». По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и про­гностические.

Описательные гипотезы — предположения о фактическом со­стоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном слу­чае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся прежде всего к эмпирическим фактам. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных чис­лах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах, динамических рядах.

Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных чис­лах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах, динамических рядах. П рогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания соци­альной реальности. Окончание процесса формулировки гипотез дает исследовате­лю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от тео­ретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью, наблюдении и т.д.

Методическая часть программы включает сведения, касающие­ся организации и проведения социологического исследования: обоснование статистического объекта исследования (исследуемой совокупности), методы, этапы и логическую структуру основного инструментария.

Обоснование статистического объекта исследования. Большин­ство социологических исследований, включающих изучение всех элементов объекта, носит не сплошной, а выборочный харак­тер. Совокупность элементов объекта социологического иссле­дования, подлежащая непосредственному изучению, называет­ся выборкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: