Техники проверки обоснованности автоматических мыслей

С этой целью используются различные когнитивные и по­веденческие техники.

1. Проверка обоснованности автоматической мысли след­ствиями из нее. А.Бек приводит следующий пример (случай экзаменационного стресса):

П. Если я провалюсь — это катастрофа.

Т. А что произойдет, если Вы провалитесь? Умрут Ваши родственники, от Вас уйдет жена?!

П. Нет, я просто буду себя плохо чувствовать!

Т. Представьте, что будет; если Вы получите "2".

П. Я буду себя плохо чувствовать.

Т. И как долго?

П. Два дня.

Т. И из-за такой малости стоит это рассматривать как ката­строфу?!

Эта техника имеет другое название — декатастрофизация, или "что если"-техника.

2. Побуждение к проверке неадаптивной мысли в реальном
действии.
Например, у депрессивного больного имеется
мысль: "Я ни к чему не способен". Пациента побуждают к маленьким, но реальным успешным действиям. Например, жен­щину побуждают к тому, чтобы она приготовила обед и т.п. Пациент выполняет все более трудные задания.

3. Сравнение с другими. Пример А.Бека.

П. Жизнь бесполезна, т.к. я ничего не достиг в профессии и ничего из себя не представляю.

Т. Многие люди не достигают высот в профессии и тем не менее счастливы.

4. Метод выявления логических несоответствий в системе
убеждений клиента
. А.Бек приводит в качестве примера рабо­ту с женщиной, имеющей суицидальные мысли из-за измен мужа.

Т. Почему Вы хотите покончить с собой?

П. Без мужа я — ничто... Без мужа мне не будет счастья... Но я не могу спасти наш брак.

Т. Какими были Ваши брачные отношения?

П. Несчастными с самого начала... Муж вечно мне изменял. Я почти не видела его последние 5 лет.

Т. Вы говорите, что не будете счастливы без мужа... Ощу­щаете ли Вы счастье, находясь с ним?

П. Нет, у нас все время стычки, и я чувствую себя еще ху­же.

Т. Вы говорите, что без мужа Вы — ничто. Вы были этим "ничто" и до встречи с мужем?

П. Нет, мне казалось, что я из себя что-то представляю.

Т. Если Вы представляли что-то из себя до знакомства с мужем, почему Вам сейчас для этого необходим он?

П. (озадаченно) Гмм...

Т. Были ли у Вас приятели до встречи с мужем?

П. Я пользовалась тогда довольно большой популярно­стью.

Т. Почему Вы считаете, что не будете пользоваться попу­лярностью теперь?

П. Потому что не смогу привлечь другого мужчину.

Т. Проявляли ли мужчины интерес к Вам после замужест­ва?

П. Множество мужчин приставали ко мне, но я их игнори­ровала.

Т. Если Вы будете свободны, сможете ли Вы их заинтере­совать?

П. Не знаю... Думаю, что смогу.

Т. Вы говорите, что не можете вынести мысль о разрыве брака. Правда ли, что Вы не видели мужа последние 5 лет? П. Да, я видела его лишь пару раз в году.

Т. А не попадется ли Вам мужчина, более верный, чем муж?

П. Думаю, что это возможно.

Т. Есть ли какие-либо шансы, что Вы снова сойдетесь?

П. Нет: У него другая женщина. Я ему не нужна.

Т. Тогда, что Вы реально теряете, разорвав брак?

П. Не знаю.

Т....Если Ваш брак был не настоящим, что Вы реально те­ряете, разорвав его?

П. (после длительной паузы) Думаю, что ничего.

Одним словом, неадаптивные мысли сменяются адаптивны­ми.

5. Метод катарсиса. Если у пациента печаль и непринятие
себя как личности, терапевт побуждает пациента к аффектив­ной вербализации своего состояния и к плачу. Когда пациент
плачет, он начинает себя жалеть. Поэтому происходит смена
неадаптивной мысли отрицания себя на симпатию к самому
себе.

6. Метод идентификации. Терапевт рассказывает пациенту
о другом пациенте с подобными проблемами. Пациент иден­тифицирует себя с героем рассказа, жалеет его, а, следова­тельно, и себя. Поэтому возникает смена когнитивных устано­вок.

7. Поощрение гетероагрессии (при депрессии) — перевод
самопорицания в порицание других. Гнев может дать ощуще­ний силы и власти. Пациент начинает воспринимать себя более
благоприятно.

8. Метод отвлечения — вовлечение в интересную деятель­ность (общение). Используется для снижения уровня сильных
эмоций и для снижения негативного мышления. Предполагает
физическую активность, социальные контакты, игры и т.п.

9. Метод записывания событий дня. Например, женщина
жалуется на поведение сына.

П. Сын меня не слушается.

Т. Ставьте знак "+" в листе наблюдений всякий раз, когда сын послушался Вас, и знак "—", когда не послушался.

Если пациент жалуется: "Ко мне все люди настроены аг­рессивно, то терапевт дает такой же совет, отмечать "+" или "—" каждое взаимодействие с людьми.

10. Имагинальная техника.

П. Я не смогу.

Т. Вообразите и попробуйте.

11. Метод разыгрывания ролей. Терапевт, например, играет
роль жестокого критика. Депрессивный пациент ему передает
собственную позицию жестокого самокритика. Терапевт кри­тикует пациента его словами и мыслями. Пациент начинает
осознавать перегибы собственной критики.

12. Метод трех колонок. В первой колонке описывается си­туация. Во второй — неадаптивные мысли. В третьей — коррективные мысли. Это метод исследования неадаптивных мыс­лей и систематизации, формирования адаптивных мыслей.

13. Реатрибуция. В этой технике пациент поощряется к
формулировке и проверке других объяснений причин событий.
Особенно полезна эта техника тогда, когда пациент во всем
винит себя. Техника реатрибуции поощряет к проверке реаль­ности и поиска адекватной атрибуции ответственности путем проверки всех факторов, которые воздействуют на ситуацию.

14. Переопределение. Позволяет более адаптивным обра­зом определить проблему "Никто мне не уделяет внимания".
Это можно переформулировать: "Я нуждаюсь в том, чтобы
другие протянули мне руки и заботились обо мне".

15. Децентрация. Используется при лечении тревожных пациентов, которые ошибочно убеждены, что находятся в центре
чьего-либо внимания. У тревожных пациентов спрашивают:
"Как другие люди могут читать Ваши мысли?" Пациент поощ­ряется к проверке этой мысли. Так, один студент очень стес­нялся говорить (отвечать в аудитории), так как был убежден,что одногруппники постоянно смотрели на него и подсмеива­лись. В терапии ему было дано задание наблюдать за ними
вместо того, чтобы фокусироваться на собственных эмоциях.
В результате он пришел к другим мыслям.

Любое психопатологическое расстройство следует свести к базовым неадаптивным мыслям (образам) — мишеням. На­пример, при работе с депрессией А.Бек выделил такие 4 ба­зовые мишени:

1) мишень "астения". Терапевтическое мероприятие — по­ощрение к действию;

2) мишень "отчаяние и суицид";

3) мишень "самокритичность". Допустим, я совершу такие
же ошибки, станете ли Вы меня за это презирать?

4) мишень "отсутствие удовольствия и удовлетворенности".
Рекомендуется вести дневник событий дня, в котором следует
оценивать события знаками "+" и " — ".

Показания к психотерапии

А.Бек отмечал, что когнитивный подход наиболее пригоден для людей со способностью к интроспекции и к рассуждениям о своих мыслях и фантазиях. Применять когнитивную терапию можно тогда, когда проблемы могут быть достаточно четко очерченными и имеются когнитивные искажения. Когнитивная терапия — это не способ личностного роста. А.Бек с соавто­рами привели список критериев для использования когнитив­ной терапии в качестве единственного средства или в сочета­нии с другими методами. Не рекомендуется использовать ког­нитивную терапию в качестве единственного средства при пси­хотической депрессии и вообще при психозах.

Когнитивная терапия показана тем пациентам, которые мо­гут фокусироваться на собственных автоматических мыслях, при наличии достаточной воли к выздоровлению. Этот вид психотерапии, как и многие другие, рассчитан на "психологи­ческого" клиента, т.е. психически утонченного, способного к...рефлексии и желающего ею заниматься. Когнитивная терапия может быть показана тогда, когда пациент берет на себя от­ветственность за опознание связей эмоций и за изменение мыслей.

Факторами, затрудняющими реализацию когнитивной тера­пии, являются:

- негативные убеждения о когнитивной терапии и тера­певте;

- высокий уровень тревоги у пациента;

- отсутствие согласия в целях терапии;

- "грубость" психической организации пациента способность к рефлексии, к организации психотерапии как исследовательского процесса;

— психическая неадекватность (продуктивный психопато­логический процесс — галлюцинации и т.п.)

Вопросы и задания

Какова мишень когнитивной терапии?

Опишите этапы когнитивной терапии.

Расскажите о техниках терапии.

Каковы показания к когнитивной терапии и ограничения
в ее применении?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: