С этой целью используются различные когнитивные и поведенческие техники.
1. Проверка обоснованности автоматической мысли следствиями из нее. А.Бек приводит следующий пример (случай экзаменационного стресса):
П. Если я провалюсь — это катастрофа.
Т. А что произойдет, если Вы провалитесь? Умрут Ваши родственники, от Вас уйдет жена?!
П. Нет, я просто буду себя плохо чувствовать!
Т. Представьте, что будет; если Вы получите "2".
П. Я буду себя плохо чувствовать.
Т. И как долго?
П. Два дня.
Т. И из-за такой малости стоит это рассматривать как катастрофу?!
Эта техника имеет другое название — декатастрофизация, или "что если"-техника.
2. Побуждение к проверке неадаптивной мысли в реальном
действии. Например, у депрессивного больного имеется
мысль: "Я ни к чему не способен". Пациента побуждают к маленьким, но реальным успешным действиям. Например, женщину побуждают к тому, чтобы она приготовила обед и т.п. Пациент выполняет все более трудные задания.
3. Сравнение с другими. Пример А.Бека.
|
|
П. Жизнь бесполезна, т.к. я ничего не достиг в профессии и ничего из себя не представляю.
Т. Многие люди не достигают высот в профессии и тем не менее счастливы.
4. Метод выявления логических несоответствий в системе
убеждений клиента. А.Бек приводит в качестве примера работу с женщиной, имеющей суицидальные мысли из-за измен мужа.
Т. Почему Вы хотите покончить с собой?
П. Без мужа я — ничто... Без мужа мне не будет счастья... Но я не могу спасти наш брак.
Т. Какими были Ваши брачные отношения?
П. Несчастными с самого начала... Муж вечно мне изменял. Я почти не видела его последние 5 лет.
Т. Вы говорите, что не будете счастливы без мужа... Ощущаете ли Вы счастье, находясь с ним?
П. Нет, у нас все время стычки, и я чувствую себя еще хуже.
Т. Вы говорите, что без мужа Вы — ничто. Вы были этим "ничто" и до встречи с мужем?
П. Нет, мне казалось, что я из себя что-то представляю.
Т. Если Вы представляли что-то из себя до знакомства с мужем, почему Вам сейчас для этого необходим он?
П. (озадаченно) Гмм...
Т. Были ли у Вас приятели до встречи с мужем?
П. Я пользовалась тогда довольно большой популярностью.
Т. Почему Вы считаете, что не будете пользоваться популярностью теперь?
П. Потому что не смогу привлечь другого мужчину.
Т. Проявляли ли мужчины интерес к Вам после замужества?
П. Множество мужчин приставали ко мне, но я их игнорировала.
Т. Если Вы будете свободны, сможете ли Вы их заинтересовать?
П. Не знаю... Думаю, что смогу.
Т. Вы говорите, что не можете вынести мысль о разрыве брака. Правда ли, что Вы не видели мужа последние 5 лет? П. Да, я видела его лишь пару раз в году.
|
|
Т. А не попадется ли Вам мужчина, более верный, чем муж?
П. Думаю, что это возможно.
Т. Есть ли какие-либо шансы, что Вы снова сойдетесь?
П. Нет: У него другая женщина. Я ему не нужна.
Т. Тогда, что Вы реально теряете, разорвав брак?
П. Не знаю.
Т....Если Ваш брак был не настоящим, что Вы реально теряете, разорвав его?
П. (после длительной паузы) Думаю, что ничего.
Одним словом, неадаптивные мысли сменяются адаптивными.
5. Метод катарсиса. Если у пациента печаль и непринятие
себя как личности, терапевт побуждает пациента к аффективной вербализации своего состояния и к плачу. Когда пациент
плачет, он начинает себя жалеть. Поэтому происходит смена
неадаптивной мысли отрицания себя на симпатию к самому
себе.
6. Метод идентификации. Терапевт рассказывает пациенту
о другом пациенте с подобными проблемами. Пациент идентифицирует себя с героем рассказа, жалеет его, а, следовательно, и себя. Поэтому возникает смена когнитивных установок.
7. Поощрение гетероагрессии (при депрессии) — перевод
самопорицания в порицание других. Гнев может дать ощущений силы и власти. Пациент начинает воспринимать себя более
благоприятно.
8. Метод отвлечения — вовлечение в интересную деятельность (общение). Используется для снижения уровня сильных
эмоций и для снижения негативного мышления. Предполагает
физическую активность, социальные контакты, игры и т.п.
9. Метод записывания событий дня. Например, женщина
жалуется на поведение сына.
П. Сын меня не слушается.
Т. Ставьте знак "+" в листе наблюдений всякий раз, когда сын послушался Вас, и знак "—", когда не послушался.
Если пациент жалуется: "Ко мне все люди настроены агрессивно, то терапевт дает такой же совет, отмечать "+" или "—" каждое взаимодействие с людьми.
10. Имагинальная техника.
П. Я не смогу.
Т. Вообразите и попробуйте.
11. Метод разыгрывания ролей. Терапевт, например, играет
роль жестокого критика. Депрессивный пациент ему передает
собственную позицию жестокого самокритика. Терапевт критикует пациента его словами и мыслями. Пациент начинает
осознавать перегибы собственной критики.
12. Метод трех колонок. В первой колонке описывается ситуация. Во второй — неадаптивные мысли. В третьей — коррективные мысли. Это метод исследования неадаптивных мыслей и систематизации, формирования адаптивных мыслей.
13. Реатрибуция. В этой технике пациент поощряется к
формулировке и проверке других объяснений причин событий.
Особенно полезна эта техника тогда, когда пациент во всем
винит себя. Техника реатрибуции поощряет к проверке реальности и поиска адекватной атрибуции ответственности путем проверки всех факторов, которые воздействуют на ситуацию.
14. Переопределение. Позволяет более адаптивным образом определить проблему "Никто мне не уделяет внимания".
Это можно переформулировать: "Я нуждаюсь в том, чтобы
другие протянули мне руки и заботились обо мне".
15. Децентрация. Используется при лечении тревожных пациентов, которые ошибочно убеждены, что находятся в центре
чьего-либо внимания. У тревожных пациентов спрашивают:
"Как другие люди могут читать Ваши мысли?" Пациент поощряется к проверке этой мысли. Так, один студент очень стеснялся говорить (отвечать в аудитории), так как был убежден,что одногруппники постоянно смотрели на него и подсмеивались. В терапии ему было дано задание наблюдать за ними
вместо того, чтобы фокусироваться на собственных эмоциях.
В результате он пришел к другим мыслям.
Любое психопатологическое расстройство следует свести к базовым неадаптивным мыслям (образам) — мишеням. Например, при работе с депрессией А.Бек выделил такие 4 базовые мишени:
|
|
1) мишень "астения". Терапевтическое мероприятие — поощрение к действию;
2) мишень "отчаяние и суицид";
3) мишень "самокритичность". Допустим, я совершу такие
же ошибки, станете ли Вы меня за это презирать?
4) мишень "отсутствие удовольствия и удовлетворенности".
Рекомендуется вести дневник событий дня, в котором следует
оценивать события знаками "+" и " — ".
Показания к психотерапии
А.Бек отмечал, что когнитивный подход наиболее пригоден для людей со способностью к интроспекции и к рассуждениям о своих мыслях и фантазиях. Применять когнитивную терапию можно тогда, когда проблемы могут быть достаточно четко очерченными и имеются когнитивные искажения. Когнитивная терапия — это не способ личностного роста. А.Бек с соавторами привели список критериев для использования когнитивной терапии в качестве единственного средства или в сочетании с другими методами. Не рекомендуется использовать когнитивную терапию в качестве единственного средства при психотической депрессии и вообще при психозах.
Когнитивная терапия показана тем пациентам, которые могут фокусироваться на собственных автоматических мыслях, при наличии достаточной воли к выздоровлению. Этот вид психотерапии, как и многие другие, рассчитан на "психологического" клиента, т.е. психически утонченного, способного к...рефлексии и желающего ею заниматься. Когнитивная терапия может быть показана тогда, когда пациент берет на себя ответственность за опознание связей эмоций и за изменение мыслей.
Факторами, затрудняющими реализацию когнитивной терапии, являются:
- негативные убеждения о когнитивной терапии и терапевте;
- высокий уровень тревоги у пациента;
- отсутствие согласия в целях терапии;
- "грубость" психической организации пациента способность к рефлексии, к организации психотерапии как исследовательского процесса;
— психическая неадекватность (продуктивный психопатологический процесс — галлюцинации и т.п.)
Вопросы и задания
Какова мишень когнитивной терапии?
|
|
Опишите этапы когнитивной терапии.
Расскажите о техниках терапии.
Каковы показания к когнитивной терапии и ограничения
в ее применении?