Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
|
|
Функции и полномочия в области охраны труда Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих: управление охраной труда на федеральном (общегосударственном), отраслевом, региональном (субъекта Российской Федерации) и муниципальном (органа местного самоуправления) уровнях.
Согласно ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (В настоящее время - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.).
|
|
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
К полномочиям федеральных органов государственной власти законом отнесено правовое обеспечение и организация на этой основе проведения единой государственной политики в области охраны труда.
Органы государственной власти субъектов РФ управляют охраной труда в границах своих территорий. Исходя из своих потребностей, они принимают законодательные и иные нормативные правовые акты в области охраны труда, которые дополняют соответствующие федеральные акты. Таким образом, на этих территориях применяются, действуя параллельно или дополняя друг друга, как федеральные, так и местные нормативные правовые акты. Органы государственной власти субъектов РФ также осуществляют расходы на охрану труда за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 августа 1995 г. " Об общих принципах местного самоуправления" (7) (в ред. от 08.12.2003 N 169-ФЗ) субъекты РФ принимают законы о местном самоуправлении, основываясь на положениях указанного федерального закона. Этими региональными законами и определяются полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда. Вместе с тем, субъекты РФ вправе наделять органы местного самоуправления дополнительными полномочиями в области охраны труда, руководствуясь положениями статьи 6 Закона.
Согласно Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ " Об охране труда в Московской области " (ст. 9) органы местного самоуправления Московской области обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории муниципальных образований Московской области в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Московской области.
Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Прокуратура и ее роль в системе государственного надзора и контроля.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.