Медико-тактическая характеристика очагов комбинированного поражения

При воздействии средств поражения противника по объектам экономики на население могут воздействовать одновременно или последовательно различные поражающие факторы различных видов оружия. Возможно наложение одного поражающего фактора на другой. Например, взрыв, сопровождающийся взрывной волной и возникновением очагов пожара на объекте экономики и т. п.

Таким образом, под комбинированными понимают поражения, вызываемые одновременным действием двух и более поражающих факторов одного (например, ядерного) или нескольких видов оружия (ядерного и огнестрельного, огнестрельного и химического, огнестрельного и биологического и др.) или чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Как правило, один из поражающих факторов является ведущим, он вызывает наиболее тяжелые нарушения состояния организма.

По ведущему фактору различают: комбинированные радиационные поражения, комбинированные механотермические поражения, комбинированные химические поражения.

Территорию, на которую одновременно или последовательно воздействовали два или более вида поражающих факторов оружия и на которой возникли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также вышли из строя здания и сооружения, принято называть очагом комбинированного поражения (ОКП).

Кроме того, ОКП могут возникать вследствие природных или техногенных катастроф, сопровождающихся разрушением емкостей (хранилищ), содержащих АХОВ, например, хлорсодержащие, аммиачные и цианистые вещества, некоторые компоненты ракетного топлива (азотистые и другие соединения), при авариях на атомных электростанциях, когда возможно комбинированное воздействие различных поражающих факторов (взрывная волна, радиационное излучение, химические вещества и др.).

В зависимости от сочетания поражающих факторов современных видов оружия, ОКП могут быть двойного и более наложения. Их разнообразие можно свести к нескольким вариантам.

Так, например:

очаг комбинированного травматологического и химического поражения,

очаг комбинированного травматологического и радиационного поражения;

очаг комбинированного травматологического и термического поражения и др.

Менее вероятно возникновение ОКП от трех и более видов поражающих факторов современного оружия, хотя и их полностью исключить нельзя.

При оказании помощи пострадавшим с комбинированными поражениями нужно учитывать следующие особенности:

наличие у пораженных ведущего компонента поражения, создающего в каждый момент наибольшую опасность для жизни;

усложнение перечня лечебно-профилактических мероприятий при оказании пораженным медицинской помощи и их лечении (проведение санитарной обработки, прием средств профилактики поражения и др.), установление определенной последовательности в их проведении;

наличие дополнительных условий, затрудняющих деятельность здравоохранения в военное время или в условиях ЧС мирного времени (работа в средствах защиты);

ограниченность времени пребывания медицинского персонала при работе в очагах химического и радиационного загрязнения.

Патологические изменения в организме человека вследствие комбинированного воздействия поражающих факторов, как правило, представляют собой не просто сумму симптомов поражения, наблюдающихся при каждом изолированном поражении, а сложную реакцию организма со своими качественными особенностями в патогенезе и клинике проявления поражений. Так, в отдельных случаях может наблюдаться синергизм в их действии, приводящий к взаимному отягощению, а в других - антагонизм, хотя и не резко выраженный. Примером синергизма является утяжеление ОЛБ при поражении ипритом и другими химическими ядами, когда наблюдается резкое подавление функции клеток, регенерации тканей и т. п. И, наоборот, при поражении веществами общеядовитого действия (синильной кислоты) и другими ядами, ингибирующими тканевое дыхание, несколько смягчается течение ОЛБ. Облученные ткани менее чувствительны к гипоксии, и может наблюдаться замедленность в развитии фаз поражения этими ядами.

При поражении ОВ удушающего действия типа фосген в более поздние сроки после воздействия ионизирующим излучением симптомы поражения развиваются медленно и течение интоксикации легче. В то же время при отравлении дифосгеном в ранние сроки после облучения тяжесть и выраженность общих проявлений (одышка, апатия, температура) возрастают, увеличивается летальность.

Эти особенности в развитии и течении комбинированных поражений радиационными и химическими веществами, а также в формировании потерь от них, необходимо учитывать при оказании медицинской помощи пораженным и их лечении.

Особенности формирования санитарных потерь в очагах комбинированного поражения. При наложении эффекта поражения различных поражающих факторов величина санитарных потерь и особенно тяжесть повреждений возрастут по сравнению с потерями в одинарном (ординарном) очаге массовых поражений. Среди них число пораженных с неблагоприятным исходом значительно увеличится, в частности, среди пораженных с механической и термической травмой. Особенно это будет проявляться в очагах ядерного поражения (ударная волна, поражения вторичными ранящими снарядами и пламя пожаров).

В зонах радиоактивного загрязнения величина потерь среди населения будет определяться в основном радиационным фактором, распространяющим свое действие на более обширную территорию.

Величина и структура санитарных потерь в очагах комбинированного поражения ОВ и инфекционных болезней во многом зависят от эффективности использования населением индивидуальных и коллективных средств защиты. Своевременное и правильное их применение может предупредить или значительно снизить потери и тяжесть комбинированных поражений.

Санитарные потери в ОКП всегда будут массовыми и сложной структуры. При комбинированном поражении вероятны периодичность и волнооб-разность развития течения в смене ведущей патологии поражения и проявление в определенной степени синдрома взаимного отягощения.

Анализ показывает, что прямой перенос требований военно - медицинской доктрины при организации медицинской помощи населению невозможен. И здесь чрезвычайно важной становится рациональная организация всей системы медицинского обеспечения населения и сил ГО, включающей:

- определение потребностей населения в медицинской помощи при локальных войнах и реальные возможности здравоохранения при медицинском обеспечении пораженных;

четко налаженное взаимодействие между всеми медицинскими силами, принимающими участие в ликвидации последствий применения средств поражения;

устойчивую связь;

своевременную доставку медицинского персонала, медикаментов и необходимой техники;

обеспечение высококачественной доврачебной помощи, средств ее контроля и анализа;

единые подходы к перечню мероприятий и объему медицинской помощи на каждом ЭМЭ;

бесперебойную работу транспорта и информационных служб.

3.8. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время.

Потери населения, возникающие в результате применения возможным противником средств вооруженной борьбы, подразделяются на общие, санитарные и безвозвратные. Общие потери - это совокупные потери среди населения в очаге поражения. Они суммарно состоят из санитарных и безвозвратных потерь. Санитарные потери - это пораженные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи, потерявшие трудоспособность не менее чем на сутки и поступившие на этапы медицинской эвакуации. Безвозвратные потери - это погибшие на месте до оказания медицинской помощи или пропавшие без вести.

При применении современных видов оружия у населения возможно возникновение изолированных, множественных, сочетанных и комбинированных поражений.

Изолированное поражение возникает при получении одиночного повреждения человека одним поражающим агентом. При одномоментном поражении одной анатомической области несколькими ранящими агентами одного вида травмирующего фактора (например, осколками), возникают множественные поражения.

К сочетанным поражениям относят одномоментные повреждения нескольких анатомических областей человеческого тела одним травмирующим агентом. При воздействии на человека различных поражающих факторов возникают комбинированные поражения (например, ранение и лучевое поражение).

Наибольшее значение для организации медицинского обеспечения населения в очагах поражения военного времени имеют величина и структура санитарных потерь. Под структурой санитарных потерь понимается процентное отношение различных категорий пораженных к общему числу санитарных потерь среди населения.

В целях планирования лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных санитарные потери подразделяются по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.

Учитывая возможность применения вероятным противником в войнах широкого арсенала средств вооруженной борьбы против гражданского населения, штабам МС ГО следует учитывать в своих планах возможность возникновения на территории России очагов поражения с массовыми санитарными потерями, которые будут характеризоваться сложной и разнообразной структурой с преобладанием тяжелых и комбинированных форм поражения.

Следует отметить, что прогноз возможных санитарных потерь среди населения в очагах поражения, осуществляемый в мирное время, безусловно, носит приблизительный характер. Однако он позволяет соответствующему начальнику медицинской службы ГО и его штабу определять ориентировочную потребность в силах и средствах, разрабатывать и принимать предварительное решение на создание группировки медицинских сил, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в очаге поражения. В дальнейшем, в случае применения противником определенного вида оружия на данной территории, предварительные расчетные данные по медицинской обстановке уточняются за счет информации, полученной от подчиненных и взаимодействующих органов управления, а также в результате разведки очага поражения.

Наибольшее значение имеет уточнение величины санитарных потерь, их структуры, дислокации и степени доступности пораженных для оказания им медицинской помощи. На основе этих данных в решение начальника медицинской службы вносятся соответствующие коррективы.

3.9. Методики прогнозирования и оценки медицинской обстановки в очагах поражения.

Медицинская обстановка - это совокупность факторов, характеризующих условия деятельности здравоохранения, в том числе и медицинской службы ГО, ее сил и средств, содержание и объем предстоящей работы, а также санитарно-эпидемиологическое состояние очагов поражения, которое может оказывать влияние на организацию и ход медицинского обеспечения пораженного населения и сил гражданских организаций гражданской обороны (сил ГО).

Главнейшими из этих факторов являются:

Вид и масштабы примененного противником оружия.

Величина и структура потерь среди населения, их дислокация в вероятных очагах поражения.

Условия, в которых находятся пострадавшие в очаге поражения, и прежде всего их доступность для оказания им медицинской помощи, а также климато - географические условия, время года, суток, метеорологические условия и др.

Состояние путей медицинской эвакуации, величина, масштабы и степень опасности заражения территории РВ, ОВ и БС.

Имеющиеся в наличии медицинские силы и средства, их состояние и возможности.

Условия для организации управления медицинскими силами и средствами.

Оценка медицинской обстановки заключается в определении объема работ по медицинскому обеспечению пораженного населения и сил ГО и уточнения возможностей сохранившихся сил и средств медицинской службы ГО в конкретных условиях, сложившихся после нападения противника.

Оценка медицинской обстановки проводится на основе информации, полученной из следующих источников:

данных прогноза возможной обстановки (расчетные данные готовят

ся в ходе повседневной деятельности);

донесений подчиненных;

информации вышестоящих органов управления, взаимодействующих

служб ГО, военно-медицинской службы ВС РФ;

• разведки, организуемой органами управления и службами ГО.

Выделяют три этапа оценки медицинской обстановки.

На первом этапе оценка медицинской обстановки осуществляется заблаговременно в мирное время по данным прогноза с целью планирования мероприятий по медицинскому обеспечению населения и сил ГО в условиях применения возможным противником современных средств поражения.

На втором этапе оценка медицинской обстановки производится по расчетным данным после нападения противника с целью подготовки предложений в предварительное решение начальника гражданской обороны (НГО) по медицинскому обеспечению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очаге поражения.

На третьем этапе медицинская обстановка уточняется по реальным данным, полученным от разведывательных органов.

При оценке медицинской обстановки в мирное время начальник МС ГО на основе анализа возможной оперативно-тактической и медицинской обстановки готовит соответствующие выводы.

Выводы должны отражать следующие вопросы:

Характер ожидаемых медико-санитарных последствий применения противником современных видов оружия, величина и структура возможных санитарных потерь среди населения и сил ГО.

Задачи МС ГО по медицинскому обеспечению пораженных в конкретных условиях прогнозируемой обстановки.

Объем планируемой работы по медицинскому обеспечению пораженного населения.

Соответствие имеющихся медицинских сил и средств объему предстоящих работ и определение недостающих кадровых и материальных ресурсов.

Создание группировки медицинских сил и средств в соответствии с поставленными задачами.

Планируемый маневр силами и средствами в различных условиях обстановки и направления взаимодействия с ведомственным здравоохранением.

Содержание и последовательность выполнения мероприятий по переводу МС ГО с мирного на военное положение.

Организация управления и связи.

На основании выводов из оценки возможной медицинской обстановки начальник медицинской службы ГО принимает решение по медицинскому обеспечению мероприятий ГО.

Исходными данными для прогноза потерь населения в очагах поражения являются: вид, мощность, способ и масштабы применения оружия вероятным противником, численность и плотность проживания населения на данной территории, характер жилой и промышленной застройки в очаге поражения, своевременность и полнота проведения превентивных мероприятий ГО, наличие и степень использования населением коллективных и индивидуальных средств защиты и др.

3.10. Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного и высокоточного оружия в очагах поражения военного времени.

Опыт войн минувшего столетия свидетельствует о том, что формы и методы организации медицинского обеспечения населения в условиях современной войны в значительной степени определяются характером и масштабом военных действий и видом примененных противником современных средств поражения.

Военная доктрина Российской Федерации отмечает, что последствия воздействия по объектам экономики и инфраструктуры РФ будут определяться средствами поражения потенциального противника. Такими средствами поражения являются ракеты всех типов наземного, морского и воздушного базирования и авиабомбы, доставляемые в районы их пуска (сброса) различными носителями (стратегические бомбардировщики, тактическая авиация, корабли и подводные лодки).

Данные средства способны с высокой эффективностью (вероятность поражения даже малоразмерной цели одним боевым зарядом не ниже 0,5) поражать самые различные объекты (цели) военного и гражданского характера.

Приоритет поражения объектов тыла показан в таблице 2.

Таблица 2.

Приоритеты поражения объектов тыла страны по взглядам командования армии США.

Уровни приоритетов

Уровни приоритетов

Поражаемые обьекты

I

1 2 3

4 5 6

7 8

Пункты управления Узлы связи, радиовещательные станции и телецентры Узлы железных дорог Железнодорожные мосты основных направлений Автодорожные мосты федеральных дорог Морские и речные порты, аэропорты, базы Насосные станции трубопроводов Склады резервов

II

1 2 3 4 5

Атомные электростанции Гидроэлектростанции Тепловые электростанции Подстанции ЛЭП Склады ГСМ, нефтебазы

III

1 2 3 4

Нефтеперерабатывающие и химические производства Предприятия оборонного комплекса Предприятия цветной и черной металлургии Предприятия машиностроения Предприятия по производству электрооборудования

Прогноз военных специалистов о маловероятное™ применения возможным противником оружия массового поражения в этих войнах делают методику определения величины и структуры потерь среди населения от поражающих факторов обычных средств поражения актуальной.

В основу прогнозирования величины и структуры потерь среди населения от современных средств поражения вероятного противника положена причинно-следственная связь двух процессов: воздействия поражающих факторов применяемого оружия на объект и устойчивости самого объекта к этому воздействию.

Оба процесса носят ярко выраженный случайный характер и будут зависеть от ряда условий и случайных событий (интенсивность воздействия поражающих факторов, режим нахождения людей в зданиях в течение суток, плотность застройки и расселение людей, тип застройки). Для оценки возможной величины и структуры потерь среди населения применяется метод интегрального исчисления, рассчитанный на основе законов разрушения сооружения (зависимость повреждения сооружения от интенсивности проявления поражающего параметра) и законоз поражения людей (зависимость вероятности поражения людей от интенсивности поражающего фактора).

Возможная численность и структура потерь населения от обычного оружия и персонала объектов экономики от высокоточного оружия в штабах МСГО могут быть осуществлены с помощью специальной методики для оперативных расчетов (А.И.Лобанов). Материалы расчетов сведены в предлагаемые таблицы (№ 4,5,6) и позволяют на местах, избегая сложных математических расчетов, получать требуемые результаты.

При этом для оценки материального ущерба и величины потерь среди населения после применения противником обычных средств поражения за основной интегрирующий критерий принимается степень поражения промышленной или жилой зоны "Д".

Информация о степени поражения зоны "Д" может быть получена в соответствующем органе управления ГОЧС субъекта Российской Федерации. При прогнозировании величины и структуры потерь среди населения жилой зоны принято исходить из условия, что каждая из них может получить степень поражения, равную 0,3 и 0,7.

Степень поражения промышленной или жилой зоны "Д" определяется по формуле 1 как отношение площади промышленной или жилой зоны, оказавшейся в пределах полных и сильных разрушений, Sn.cp. ко всей площади города Sr:

Здания промышленной и жилой зоны могут получить четыре степени разрушения: полное, сильное, среднее и слабое. Полное разрушение характеризуется разрушением и обрушением от 50 до 100% объема здания, сильное -разрушением от 30 до 50% здания, среднее — до 30%, при этом подвалы сохраняются, часть помещений здания пригодна для использования. Слабое разрушение характеризуется разрушением второстепенных элементов здания (оконных, дверных проемов и легких межкомнатных перегородок) (таблица № 3).

Таблица 3.

Степень поражения промышленной или жилой зоны (Д)

Степень разрушения сооружения

менее 0,2

слабая

0,2<Д<0,5

средняя

0,5<Д<0,8

сильная

Д>0,8

полная

Зависимость степени разрушения зданий промышленной и жилой зоны от степени поражения (Д).

Зависимость величины и структуры потерь среди населения от различной степени поражения города и от степени защищенности населения представлена в таблице № 4.

Таблица 4.

N

п/п

Виды потерь

Степень поражения жилой зоны (Д)

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

ПОТЕРИ НЕЗАЩИЩЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ

Общие

Безвозвратные

2,5

Санитарные

7,5

В т.ч. легкие

1,5

2,5

3,0

4,0

5,0

9,0

13,5

27,0

25,0

30,0

ср. тяж.

1,0

2,5

3,0

3,5

5,0

8,0

12,0

24,0

30,0

30,0

тяжелые, кр тяж

0,5

1,0

1,5

1,5

2,0

4,0

4,5

9,0

10,0

10,0

Общие

0,3

0,7

1,0

1,5

1,8

2,5

Безвозвратные

0,1

0,2

0,3

0,5

0,6

0,9

2,0

2,5

Санитарные

0,2

0,5

0,7

1,0

1,2

1,6

3,0

В т.ч. легкие

0,1

0,2

0,3

0,5

0,5

0,7

1,0

2,0

2,5

3,5

ср. тяж.

0,05

0,2

0,2

0,3

0,4

0,5

1,0

1,5

2,5

3,5

тяжелые, кр.тяж

0,05

0,1

0.2

0,2

0,3

0,4

1,0

1,0

2,0

3,0

Общие

0,5

1,0

1,5

Безвозвратные

0,1

0,25

0,5

0,5

1,5

Санитарные

0,4

0,75

1,0

1,5

3,5

В т.ч. легкие

0,2

0,3

0,5

0,75

1,5

3,0

3,7

6,0

8,0

9,0

ср. тяж.

0,1

0,25

0,3

0,45

1,5

3,0

4,0

6,0

7,0

8,0

тяжелые, кр.тяж

0,1

0,2

0,2

0,3

0,5

1,0

2,3

3,0

3,0

3,0

Возможные потери населения от обычного оружия в зависимости от степени поражения жилой зоны, в %.

Прогноз возможных потерь персонала на объектах экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, в зависимости от степени разрушения объекта экономики и от степени защиты служащих приводится в таблице № 5.

N п/п

Виды потерь

Степень разрушения объекта экономики

слабые | средние

сильные

полные

ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ НЕЗАЩИЩЕННОГО ПЕРСОНАЛА

Общие

Безвозвратные

Санитарные

В т.ч. легкие

0,8

1,0

6,0

2,0

ср. тяжести

0,2

-

3,0

3,0

тяжелые, кр.тяж

2,0

3,0

16,0

25,0

Выйдут из очага самостоятельно

20,0

15,0

10,0

5,0

Потребуют выноса на носилках

80,0

85,0

90,0

95,0

ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПЕРСОНАЛА, УКРЫТОГО В УБЕЖИЩАХ

Общие

0,3

1,0

2,5

7,0

Безвозвратные

0,2

0,7

1,7

4,5

Санитарные

0,1

0,3

0,8

2,5

В т.ч. легкие

0,02

0,05

0,2

0,6

ср. тяжести

0,01

0,05

0,1

0,4

тяжелые, кр.тяж

0,07

0,2

0.5

1,5

Выйдут из очага самостоятельно

15,0

10,0

10,0

5,0

Потребуют выноса на носилках

85,0

90,0

90,0

95,0

1ЖНЫе ПОТЕРИ ПЕРСОНАЛА ОЭ В ПРОСТЕЙШИХ УКРЫТИЯХ

Общие

1,2

3,5

30,0

40,0

Безвозвратные

0,8

2,5

20,0

25,0

Санитарные

0,4

1,0

10,0

15,0

В т.ч. легкие

0,1

0,25

2,5

4,0

ср. тяжести

0,1

0,15

1,5

2,0

тяжелые, кр.тяж

0,2

0,6

6,0

9,0

Выйдут из очага самостоятельно

15,0

10,0

5,0

5,0

Потребуют выноса на носилках

85,0

90,0

95,0

95,0

Расчет возможных потерь персонала объектов экономики от высокоточного оружия в зависимости от степени разрушения ОЭ (в %).

Определение величины и структуры потерь среди населения.

Для выполнения расчетов по определению величины и структуры потерь среди населения при применении противником обычных средств поражения по территории субъекта Российской Федерации необходимо иметь следующие исходные данные, обобщенные в таблицу.

1. Общая численность населения на момент предполагаемого нападения противника (с учетом различной степени выполнения отмобилизован.

2. Общая численность населения, исходя из производственной деятельности, условно разделена на две группы: население, находящееся в жилой зоне, и персонал (население)-, работающий на объекте экономики (наибольшая работающая смена).

3. Характер и степень защищенности населения (показана доля незащищенного, а также укрытого в убежищах и в простейших укрытиях с учетом того, что к моменту нападения противника все защитные сооружения приведены в готовность и заполнены по нормам).

Основываясь на том, что вероятный противник не будет использовать высокоточное оружие против мирного населения, целесообразно производить расчет возможной величины и структуры потерь среди населения по двум позициям:

1. Расчет возможной величины и структуры потерь среди населения (М), находящегося в жилой зоне, от обычных средств поражения производится по представленной формуле № 2:

Ni — численность населения по i- му варианту защищенности; п — число i-ых степеней защиты; Ci — коэффициент потерь, равный вероятности поражения укрываемых (в долях) по i-му варианту защищенности при заданной степени поражения жилой зоны (определяется по таблице № 4).

Определив структуру потерь в процентах и имея данные о степени защищенности населения жилой зоны, можно вычислить, какое количество человек может быть отнесено к тому или иному виду потерь.

2. Расчет возможной величины и структуры потерь от высокоточного оружия среди персонала на объектах экономики, продолжающих работу в военное время, производится по формуле 3:

Ni — численность рабочих и служащих объекта экономики по i-му варианту защищенности п — число i-ых степеней защиты Ci — коэффициент потерь, равный вероятности поражения укрываемых (в долях) по i-му варианту защищенности при заданной степени разрушения объекта (определяется по таблице № 5).

Лечебно-эвакуационная характеристика возможных потерь от высокоточного оружия персонала рабочей смены объектов экономики, продолжающих работу в военное время, представлена в таблице № 6. Таблица позволяет, с учетом степени защищенности персонала, провести прогноз структуры возможных санитарных потерь по видам поражения (травмы, ожоги, отравления газами, психическая травма), произвести расчет нуждаемости пораженных в первой врачебной помощи, ориентировочно определить вид эвакуации (сидя, лежа), в которой будут нуждаться различные категории пораженных.

Таблица № 6 Лечебно-эвакуационная характеристика возможных санитарных потерь персонала объектов экономики при применении противником высокоточного оружия (в %).

Защищенность персонала

Нуждаются в оказании первой врачебной помощи

Нуждаются в эвакуации

Локализация поражения

Грудь, живот

Голова позвоночник

Конечности

Таз

сидя

лежа

Психическая травма

Незащищенные

80,0

25,0

75,0

20,0

16,0

60,0

4,0

15-20,0

В убежищах

80,0

30,0

70,0

20,0

16,0

60,0

4,0

15-20,0

В укрытиях

85,0

25,0

75,0

20,0

16,0

60,0

4-5,0

15-20,0

Использование таблицы № 5 позволяет также осуществить расчет вероятного числа пораженных, которые смогут самостоятельно выйти из очага поражения, и количество пораженных, нуждающихся в выносе на носилках.

На основе данных, полученных в результате прогноза, может быть принято предварительное решение о включении в состав группировки медицинских сил врачей и среднего персонала соответствующего профиля, а также уточнена номенклатура комплектов медицинского имущества, необходимого для оказания пораженным экстренной медицинской помощи.

Используя полученные данные о нуждаемости пораженных в различных видах эвакуации, можно также провести ориентировочный расчет вида и числа необходимых для эвакуации транспортных средств.

Кроме того, если будет установлена угроза появления значительного числа пораженных с ожогами, отравлениями, психическими нарушениями, то потребуется освобождение или дополнительное развертывание соответствующего числа коек в специализированных отделениях и больницах.

Поэтому полученные путем прогноза данные имеют большое значение для планирования и осуществления мероприятий по медицинскому обеспечению ведения АСДНР и, в частности, для проведения своевременного маневра медицинскими силами и средствами.

Пример. По городу М, с населением 250 тысяч человек, пятью самолетами противника F-111 нанесен ракетно-бомбовый удар современным обычным оружием в ночное время. По объектам экономики, работающим в военное время, нанесены удары высокоточным оружием.

Пример. По городу М, с населением 250 тысяч человек, пятью самолетами противника F-111 нанесен ракетно-бомбовый удар современным обычным оружием в ночное время. По объектам экономики, работающим в военное время, нанесены удары высокоточным оружием.

Исходные данные на момент нанесения ракетно-бомбовых ударов:

Население в жилом секторе

Работающая смена на объектах экономики:

незащищенное

140,0 тыс. чел.;

незащищенная

7,0тыс.чел.

в убежищах

18,0 тыс.чел

в убежищах

55,0 тыс. чел.

в простейших укрытиях

10,0 тыс. чел

в простейших укрытиях

25,0 тыс. чел

168,0 т. чел

82 т.чел.

Задача. Провести расчет возможных потерь населения в очагах поражения в жилом секторе города и среди персонала объектов экономики, продолжающих работу в военное время.

Решение^ Расчет возможных потерь населения от обычного и персонала объектов экономики от высокоточного оружия проводится в зависимости от степени их защищенности с использованием таблиц № 4 и № 5. Для этого условно принимается степень поражения жилой зоны Д=0,3 (таблица № 4), для объекта экономики степень разрушения Д=средняя, (таблица № 5). Показатели исходных данных соотносятся с показателями соответствующих граф таблиц.

Определив величину и структуру потерь среди населения жилой зоны и персонала объекта экономики, полученные данные сводят в обобщающую таблицу № 7.

Варианты защиты населения

Общие потери

В том числе

Безвозвратные потери

Санитарные потери

Всего

легкие

средней тяжести

тяжелые

Возможные потери населения от обычных средств поражения в жилом секторе

Незащищенные

В убежищах

В простейших укрытиях

Возможные потери работающей смены на объектах экономики от высокоточного оружия

Незащищенные

-

В убежищах

В простейших укрытиях

ИТОГО

Таблица № 7.

Возможные потери от обычных средств поражения на территории города М.

количественно-качественного состояния в другое должен рассматриваться как непрерывный процесс. Известная в свое время фраза «...победа куется в мирное время...»в полной мере относится к здравоохранению, в основе деятельности которого по созданию системы медицинского обеспечения населения лежит подготовка резервов сил и средств в процессе повседневной деятельности мирного времени, позволяющие эффективно их применить в особый период. Численность и организационное построение медицинских формирований и учреждений, а также профиль коечной сети лечебных учреждений МСГО, планируемый для дополнительного развертывания в военное время, должны не только отражать интенсивность и структуру ожидаемого потока пораженных в современной войне, но и учитывать реальные возможности кадровых и материальных ресурсов территориального здравоохранения по их созданию. Кроме того, необходимо учитывать приоритетности решения задач медицинского обеспечения Вооруженных сил и неизбежность потерь сил и средств МСГО в ходе войны.

Глава IV. Федеральная медицинская служба гражданской обороны

4.1. Задачи и организация федеральной медицинской службы гражданской обороны.

Анализ людских потерь в войнах XX века показывает, что в ходе военных действий наряду с вооруженными силами огромные потери несет и гражданское население. Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во вторую мировую войны - 48% от общего числа людских потерь. Потери среди гражданского населения увеличивались по мере совершенствования средств нападения. Это видно на примере войны в Корее, где они составили 84%. Во время войны США во Вьетнаме потери среди мирного населения составили 90%, во время военных действий в Чечне (1994-1996гг.) — 95% (Серебряников В.В., Дерюгин Ю.И., 1997 г.).

В условиях войны с применением современных средств поражения потери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новейшие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать не только прифронтовые и приграничные районы, но и административно-промышленные объекты глубокого тыла. С учетом указанных обстоятельств, наряду с укреплением Вооруженных Сил, важная роль в системе безопасности РФ отводится мероприятиям гражданской обороны, направленным на повышение устойчивости тыла, сохранение промышленного потенциала страны, защиту населения в условиях военного времени. Медицинское обеспечение населения РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, возложено на Федеральную медицинскую службу гражданской обороны.

населения в условиях военного времени. Медицинское обеспечение населения РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, возложено на Федеральную медицинскую службу гражданской обороны.

Медицинская служба гражданской обороны (далее МС ГО) создана в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 года № 28 ФЗ «О гражданской обороне» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и приказа Министерства здравоохранения РФ от 3.07.2000 г. № 242.

МС ГО является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Методическое руководство созданием и деятельностью МС ГО осуществляет Министерство здравоохранения РФ. Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые МЗ РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.

Организационно МС ГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий. Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.

На МС ГО возлагаются следующие основные задачи:

прогнозирование и оценка возможных медико-санитарных последствий применения противником современных средств поражения;

планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;

подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;

организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

участие в подготовке населения и личного состава гражданских организаций гражданской обороны (санитарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным;

- медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных мероприятий; лях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;

организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

организация и проведение медицинских мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

¦ медицинский контроль за захоронением трупов в очагах массовых потерь населения в военное время.

Выполнение стоящих перед МС ГО задач имеет большое государственное значение и осуществляется в постоянном взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, медицинской службой ВС Российской Федерации, медицинской службой МВД России, другими службами гражданской обороны. МС ГО создается по территориально-производственному принципу и имеет четыре уровня:

¦ федеральный—включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;

территориальный — включает силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

местный — включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;

¦ объектовый — представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).

На каждом уровне в состав медицинской службы гражданской обороны входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).

Принципиальная схема организации МС ГО представлена на рис. 2.

К руководству относятся начальники медицинской службы гражданской обороны. Начальником медицинской службы гражданской обороны РФ является первый заместитель Министра здравоохранения Российской ерации; Начальниками МС ГО субъектов Российской Федерации, городов, городских районов являются соответствующие руководители органов управления здравоохранением областей, краев, республик в составе Российской Федерации, городов, городских районов. Начальниками МС ГО сельских округов — главные врачи Центральных районных больниц (главные врачи округов).

Органами управления медицинской службы гражданской обороны являются штатные органы управления здравоохранением и штабы медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы.

Условные обозначения:

БСМП - бригады специализированной медицинской помощи СЭО - санитарно-эпидемиологический отряд СЭБ - санитарно-эпидемиологическая бригада СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада ГЭР - группа эпидемиологической разведки МО - медицинский о гряд ХПГ - хирургический подвижной госпиталь ТТПГ - токсико-терапевтический подвижной госпиталь ИПГ - инфекционный подвижной госпиталь АЛ - аптечная летучка ГБ - головная больница МПБ - многопрофильная больница ПБ - профилированная больница Рис.2. Организационная структура МС ГО (схема).

Состав штаба медицинской службы гражданской обороны определяется приказом соответствующего руководителя органа управления здравоохранением.

Начальником штаба назначается заместитель руководителя органа управления здравоохранением. Заместителем начальника штаба МС ГО является начальник Второго управления (отдела, сектора) органа управления здравоохранением. Членами штаба МС ГО являются:

• руководители структурных подразделений соответствующего органа управления здравоохранением

главный государственный санитарный врач административной территории;

главные медицинские специалисты;

главный врач станции переливания крови;

директор территориального центра медицины катастроф (на федеральном уровне директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" является заместителем начальника штаба МС ГО);

представители комитетов Российского общества Красного Креста;

руководитель производственного объединения «Фармация;

руководитель производственного объединения «Медтехника».

представители других государственных, общественных и частных организаций, привлекаемых к медицинскому обеспечению населения в военное время.

Штаб МС ГО субъекта Российской Федерации имеет городской и загородный пункты управления, а также дублера. Как правило, дублером является штаб МС ГО одного из сельских районов.

Для решения неотложных задач по организации управления силами и средствами службы в особый период заблаговременно создаются оперативные группы из числа сотрудников аппарата управления здравоохранением и центра медицины катастроф. Включение в состав штабов МС ГО руководителей и специалистов территориальных центров медицины катастроф позволяет еще на этапе планирования определить задачи и место органов управления, сил и средств службы медицины катастроф в системе медицинского обеспечения населения в военное время.

Организационное построение МС ГО находится в постоянном развитии с учетом изменения военной доктрины РФ и военных угроз безопасности нашего государства, экономического состояния России, военно-политической обстановки в стране и мире, совершенствования медицинской науки и практики, стратегии и тактики гражданской обороны и других факторов.

4.2. Силы и средства федеральной медицинской службы гражданской обороны.

К силам медицинской службы ГО относятся гражданские организации гражданской обороны и учреждения МС ГО, которые предназначаются для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации МС ГО (далее формирования МС ГО) представляют собой мобильные силы службы, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе учреждений здравоохранения, независимо от их организационно- правовой формы, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, соответствующим образом оснащенные и подготовленные для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Формирования медицинской службы ГО предназначаются для ведения медицинской и биологической разведки, оказания медицинской помощи пораженным, проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также для ухода за пораженными и могут действовать в составе группировки сил ГО как самостоятельно (ОПМ, ИПГ, ТГПГ, СЭО и др.), так и в составе формирований ГО общего назначения или служб (СД).

В зависимости от подчиненности формирования МС ГО подразделяются на объектовые и территориальные.

К объектовым медицинским формированиям относятся санитарные посты и санитарные дружины.

К территориальным формированиям относятся: медицинские отряды (далее отряды первой медицинской помощи), подвижные госпитали, бригады специализированной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки.

При необходимости решениями органов исполнительной власти и руководителей организаций могут создаваться и другие формирования МС ГО.

Объектовые формирования МС ГО. Санитарные посты (СП) и санитарные дружины (СД) создаются на объектах экономики, в учреждениях, высших учебных заведениях. В их состав не включаются лица, имеющие медицинское образование, медицинские сестры запаса ГО, студенты медицинских институтов и учащиеся медицинских училищ.

Санитарный пост состоит из 4-х человек - начальника СП и 3-х санпостовцев.

В мирное время СП предназначены для оказания первой медицинской помощи при производственных травмах, проведения оздоровительных мероприятий среди рабочих и служащих своего объекта экономики.

В военное время они участвуют в оказании первой медицинской помощи пораженным и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Оснащается СП табельным имуществом как звено санитарной дружины (вместо санитарной сумки у СП имеется аптечка санитарного поста). СП за 10 часов работы в очагах поражения может оказать первую медицинскую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса).

Санитарная дружина состоит из 23 человек, в том числе командир, связной (он же выполняет функции завхоза), шофер и 5 звеньев, каждое из которых состоит из командира и 3 сандружинниц. СД предназначены для работы в составе формирований и учреждений МС ГО, а также включаются в состав формирований ГО общего назначения (сводных и спасательных отрядов).

В военное время СД привлекаются для розыска пораженных, проведения первичной сортировки и оказания первой медицинской помощи, для работы в лечебных учреждениях больничной базы и формированиях МС ГО, а также для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Оснащение СД медицинским и специальным имуществом осуществляется в соответствии с табелем оснащения. Для перевозки личного состава СД приписывается от объекта экономики грузовой автомобиль (автобус).

Одна СД за 10 часов работы в очаге поражения может оказать первую медицинскую помощь 500 пораженным. В очаге биологического заражения за одной СД закрепляется территория с населением 1500 человек на весь период работы в очаге.

Территориальные формирования МС ГО по своему предназначению подразделяются на следующие группы:

Формирования, предназначенные для оказания первой врачебной помощи: отряды первой медицинской помощи (ОПМ);

Формирования, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи: токсико-терапевтические подвижные госпитали (ТТПГ), инфекционные подвижные госпитали (ИПГ), хирургические подвижные госпитали (ХПГ), бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

З.Формирования, предназначенные для проведения санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ): эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

К формированиям МС ГО, предназначенным для оказания первой врачебной помощи населению в очагах поражения, относятся медицинские отряды (отряды первой медицинской помощи). Они создаются местными органами здравоохранения на базе лечебно-профилактических учреждений городов и районов сельской местности независимо от их ведомственной принадлежности.

Численность личного состава ОПМ 143 человека, в том числе:

врачей - 9 человек;

среднего медперсонала - 63 человека.

В составе ОПМ имеются следующие отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное, частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви, медицинского снабжения (аптеки), лабораторное и хозяйственное. Из техники к ОПМ приписываются: 13 грузовых автомобилей, 1 легковой, 1 мотоцикл, подвижная электростанция, радиостанция Р-105 (Р-109).

ОПМ, полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным имуществом мобилизационного резерва, относится к формированиям повышенной готовности. За 24 часа работы ОПМ может оказать первую врачебную помощь 1000 пораженным.

Крупным недостатком ОПМ является их громоздкость, низкая материальная и техническая готовность к действиям в условиях современной войны. Поэтому в настоящее время разработана перспективная модель нового мобильного медицинского отряда МС ГО (ММО) — бригадного состава, предназначенного для оказания первой врачебной помощи пораженным. ММО отличается компактностью и обладает более высокой мобильностью, чем ОПМ.

К формированиям, предназначенным для оказания специализирован ной медицинской помощи, относятся токсико-терапевтические, инфекционные и хирургические подвижные госпитали, а также бригады и отряды специализированной медицинской помощи.

Токсико-терапевтический подвижной госпиталь (ТТПГ) MC ГО сойдется на базе токсикологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтические отделения. Он предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных ОВ и АХОВ.

ТТПГ развертывается вблизи очага химического поражения на и незараженной территории по решению начальника МС ГО области и находится в его подчинении. Личный состав ТТПГ составляет 171 человек, в том числе врачей - 18, из них терапевтов-токсикологов -11, анестезиологов-реаниматологов — 2, среднего медперсонала — 47.

В своем составе ТТПГ имеет управление, медицинскую часть, отделение МТО и развертывает следующие отделения и подразделения: npиемно-эвакуационное, два терапевтических отделения, психоневрологические отделение, а также вспомогательные подразделения: рентгеновский кабинет, лабораторию, аптеку, стоматологическое и физиотерапевтическое отделе ния, морг, хозяйственное отделение и электростанцию.

ТТПГ располагает автотранспортной техникой в количестве 19 единиц, в том числе: 2 легковых автомобиля, 11 грузовых, 1 санитарный автобус. Госпиталь развертывает 300 штатных коек в палатках. Готовность к приему пораженных через 2 часа после прибытия к месту развертывания, срок полной готовности - 3 часа. ' Укомплектование ТТПГ медицинским составом, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом производится за счет учреждения-формирователя.

Прочий персонал, транспорт, вещевое имущество, продовольствие Приписываются решением административных органов соответствующей территории.

Инфекционный подвижной госпиталь (ИПП МС ГО создается приказом руководителя органа управления здравоохранением субъекта РФ на баз одного из лечебных учреждений инфекционного профиля (больницы) по типовому штату.

ИПГ предназначается для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных, оказания квалифициро1(энной консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах особо опасных инфекций.

В мирное время ИПГ используется для работы в очагах инфекционных заболеваний, в военное время - в очагах массового поражения (биологического и комбинированного). Численный состав ИПГ - 138 человек, из них 17 врачей, 42 средних медицинских работника.

Комплектование ИПГ личным составом производится за счет учереждения - формирователя. ИПГ способен обеспечить специализированное лечение в течение месяца 200 инфекционных больных. При развертывании ИПГ в очаге особо опасных инфекций его емкость сокращается до 100 коек \(эз изменения штатной структуры. В своем составе ИПГ имеет: лечебно-диагностические отделения (приемно-диагностическое, лечебное), а также клинико-диагностическую и бактериологическую лабораторию. В состав ИПГ входят также аптека и следующие подразделения: транспортное, хозяйственное, обмывочно-дезинфекционное, столовая.

ИПГ прекращает свою деятельность после выписки выздоровевших инфекционных больных, проведения заключительной дезинфекции, обсервации и полной санитарной обработки медицинского и обслуживающего состава.

Хирургический подвижной госпиталь (ХПГ) МС ГО предназначается для оказания хирургической помощи и лечения пораженного населения в условиях применения вероятным противником современных средств поражения.

Госпиталь создается в мирное время приказом руководителя здравоохранением субъекта РФ на базе многопрофильной больницы, имеющей в своем составе хирургические отделения. ХПГ МС ГО имеет 300 штатных коек, развертывается в палатках, должен быть готов к приему пораженных через 3 часа после прибытия к месту развертывания и полностью готов к работе через 6-8 часов.

При массовом поступлении пораженных ХПГ МС ГО оказывает хирургическую помощь! в основном пожизненным показаниям.

Основными подразделениями госпиталя являются: приемно-эвакуационное отделение, первое хирургическое отделение с операционно-перевя-зочным блоком, реанимационной палатой и палатой интенсивной терапии, второе хирургическое отделение с палатой интенсивной терапии, третье хирургическое отделение с палатой интенсивной терапии. Вспомогательными подразделениями являются: рентгеновский кабинет, лаборатория, физиотерапевтический кабинет, аптека, морг.

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМГП создаются на базе медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей, клинических городских, областных, краевых и республиканских больниц.

Основное назначение БСМП - оказание специализированной медицинской помощи пораженным в лечебных учреждениях загородной зоны. В отдельных случаях БСМП могут придаваться отрядам первой медицинской помощи.

В МС ГО создаются БСМП 17 профилей: общехирургические, нейрохирургические, офтальмологические, челюстно-лицевые травматологические, торакоабдоминальные, токсико-терапевтические, ожоговые, психоневрологические, урологические, рентгенологические, радиологические, анестезиологические, акушерско-гинекологические, оториноларингологические, инфекционные, переливания крови.

Оснащение БСМП медицинским имуществом производится согласно табелю оснащения за счет учреждения-формирователя. Все имущество БСМП хранится в специальных укладках в готовности к немедленному использованию для оказания медицинской помощи.

При необходимости могут формироваться отряды специализированной медицинской помощи (ОСМП). Организационно ОСМП состоит из управления и восьми бригад специализированной медицинской помощи.

К Формированиям, предназначенным для проведения санитарно-про-тивоэпидемических (профилактических) мероприятий, относятся санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) и санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ), специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), а также группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Санитарно-эпидемиологические отряды являются формированиями ГО повышенной готовности. Они создаются на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), институтов эпидемиологии, микробиологии и гигиены, и предназначены для организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах поражения.

СЭО формируется за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ЦГСЭН, не имеющие возможностей для создания СЭО, формируют санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ).

Специализированные противоэпидемические бригады создаются на базе противочумных институтов, станций. Они предназначаются для работы в очагах биологического заражения (особо опасных инфекций) и других опасных в условиях чрезвычайных ситуаций инфекционных заболеваний и болезней неясной этиологии. СПЭБ участвуют в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов особо опасных и других инфекционных заболеваний, осуществляют диагностику заболеваний неясной этиологии и индикацию возбудителей инфекционных заболеваний в окружающей среде.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР предназначаются для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, проведения эпидемиологической разведки и отбора проб из объектов внешней среды. ГЭР состоит из 3 человек: командир - врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога - фельдшер (лаборант) и шофер-санитар. Оснащается ГЭР укладками для отбора проб и противочумными костюмами за счет имущества ЦГСЭН —' формирователя этой группы. ГЭР в течение 1 часа может обследовать территорию в 2 км2 с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

В интересах федеральной медицинской службы ГО для эвакуации пораженных из очагов поражения, а также вывоза персонала, больных и медицинского имущества учреждений здравоохранения из категорированных городов при проведении эвакуационных мероприятий создаются санитарно-транспортные формирования:

автосанитарные колонны и отряды, создаваемые на базе автотранспортных предприятий;

эвако-санитарные поезда МС ГО и эвако-санитарные летучки ГО, создаваемые на базе Министерства путей сообщения РФ;

авиасанитарные эскадрильи.

Для эвакуации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: