Введение
Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от уровня развития и условия функционирования производственной базы предприятий автомобильного транспорта, представляющей собой совокупность зданий, сооружений, инструмента и оборудования.
Агрегатный цехпредназначен для выполнения разборочно-сборочных и ремонтно-восстановительных работ по двигателю, коробке передач, переднему и заднему мостам и другим агрегатам, механизмам и узлам, снятым с автомобиля для текущего ремонта. Для разборки агрегатов применяют специализированные стенды. Сцепления, дифференциалы, ступицы колес и другие узлы разбирают и собирают в приспособлениях на верстаках..
Технологический расчёт предприятия
Производственная программа на АТП по ТО - это планируемое число обслуживаний данного вида (ЕО и ТО-1, ТО-2) за определенный период времени, а так же число капитальных ремонтов за год.
На АТП производственная программа рассчитывается по каждому виду ТО на год – годовым методом. Программа является основной для расчета годового объема работ по ТО и ремонту, а также численности производственного персонала по объекту проектирования.
|
|
Исходные данные для расчёта
Для определения годовой производственной программы необходимо определить исходные данные по АТП и занести их в таблицу.
Таблица 1 – Исходные данные для расчёта по АТП
№ варианта | Марка,модель Автомобиля. | Списочный состав(ед.) Аи | Среднесут. Пробег(км) Lсс | Кол.рабочих Дней в году Д р.г. | Категория Услов.эсп | Пробег с начала экспл в долях от пробега до Кап. Рем. |
МАЗ – 534005 ГАЗ 3309 | 1.3 1.4 |
Расчёт годовой производственной программы
Перед расчетом производственной программы и годового объема работ необходимо установить периодичность ТО-1, ТО-2 трудоемкость ТО, удельную трудоемкость ТР на 1000км. пробега и пробег до КР.
Нормативы периодичности, трудоемкости, пробег до КР определяем на основе ТКП -2010г. Нормативы выбираем по каждой марке автомобиля.
На АТП производится ТО и ремонт всех автомобилей в количестве 207 единиц подвижного состава, по двум основным моделям автомобилей - МАЗ – 152А и ПАЗ 3205. АТП оснащено средствами механизации согласно табелю технологического оборудования.
1.2.1 Установление нормативов и выбор корректирующих
коэффициентов
На основе ТКП -2010г выберем периодичность пробега по ТО и до КР, а также трудоемкость всех видов работ ТО и ТР, занесём их в таблицу.
Таблица 2- Нормативы периодичности ТО, КР, трудоемкости ТО и ТР
подвижного состава автомобильного транспорта. (Пример)
|
|
Марка, модель подвижного состава авто. | Периодичность ТО, тыс.км | Трудоемкость ТО, чел.-ч | Удельная трудоемкость ТР, чел·ч/1000 км | ||||
ТО-1 | ТО-2 | КР | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ||
МАЗ – 534005 ГАЗ 3309 | 15.0 5.0 | 30.0 20.0 | 800.0 300.0 | 0.3 0.52 | 3.2 2.7 | 12.0 11.0 | 5.8 3.3 |
Выбранные нормативы необходимо откорректировать с помощью специальных коэффициентов в зависимости от:
Категории условий эксплуатации (КУЭ) – К1;
Модификации подвижного состава и организации его работы- К2;
Природно-климатических условий – К3;
Пробега сначала эксплуатации – К4;
Количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП – К5;
Периода эксплуатации: осеннее-зимний или весеннее-летний - К6;
Таблица 3 – Коэффициент корректирования нормативов в зависимости
от условий эксплуатации – К1
Коэффи-циент корректи-ровки | Марка, модель ТС | Категория условий эксплуата-ции | Нормативы | ||
Периодичность ТО | Удельная трудоёмкость ТР | Пробег до КР, ресурс ТС (двигателя) | |||
К1 | МАЗ – 534005 | 0,8 | 1,2 | 0,8(0,7) | |
ГАЗ 3309 | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Таблица 4 – Коэффициент корректирования нормативов в зависимости
от модификации транспортных средств и его работы – К2
Коэффициент корректировки | Марка, модель ТС | Модификация и организация его работы | Нормативы | |
трудоёмкость ТО и ТР | Пробег до КР, ресурс ТС (двигателя) | |||
К2 | МАЗ – 534005 | Базовый автомобиль | 1.0 | 1.0 |
ГАЗ 3309 | Базовый автомобиль | 1.0 | 1.0 |
Таблица 5 – Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий – К3 = · К32
Коэффициент корректировки | Марка, модель ТС | Характеристика района | нормативы | ||
Периодичность ТО | Удельная трудоём-кость ТР | Пробег до КР (ресурс) | |||
К3 | МАЗ – 534005 | Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
ГАЗ 3309 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Таблица 6 – Коэффициент корректирования нормативов трудоёмкости ТО
(К42), удельной трудоёмкости ТР (К4), продолжительности
простоя в ТО и ремонте (К41) в зависимости от пробега с
начала эксплуатации
Коэффициент корректировки | Марка, модель ТС | Пробег с начала эксплуатации в долях от КР | Транспортное средство | |
Автобусы | ||||
К4; К42 | К41 | |||
К4 | МАЗ – 534005 | 1.3 | 1.6 | 1.3 |
ГАЗ 3309 | 1.4 | 1.6 | 1.3 |
Таблица 7 – Коэффициент корректирования нормативов трудоёмкости
ТО иТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых групп технологически совместимых ТС – К5
Коэффициент корректировки | Марка, модель ТС | Количество ТС, ремонтируемых в организации | Количество групп технологически совместимых ТС |
Менее 3 | |||
К5 | МАЗ – 534005 | 0,95 | |
ГАЗ 3309 | 0,95 |
Таблица 8 – Коэффициент корректирования нормативов ТР и моечных
работ в зависимости от периода эксплуатации – К6
Коэффициент корректировки | Марка, модель ТС | Период эксплуатации | ЕО | ТО-1, ТО-2 | ТР |
К6 | МАЗ – 534005 | Осенне-зимний | 1.3 | 1.25 | 1.33 |
ГАЗ 3309 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
1.2.2 Корректирование пробега до ТО
При эксплуатации подвижного состава в разных категориях условий эксплуатаций и климатической зоне, в условиях агрессивной окружающей среды необходимо скорректировать периодичность по пробегу доТО-1 и ТО-2 в выбранных условиях.Скорректируем пробег по ТО за счёт коэффициентов К1 и К3, получим результирующий коэффициент по ТО: K то=К1*К3
Li = Li н · К1 · К3
Где Li - выражает L 1 и L 2 конкретно для ТО -1 и ТО - 2
Li (норм) – нормативная периодичность расчётного вида
Т.О.(выбранная по табл.3-8)
К 1, К 2 - коэффициенты для корректирования по ТО (табл.)
Для произведения расчётов формула примет вид:
L1 = L1 н ∙ К1 ∙ К3 - для ТО 1 | |
L2 = L2 н ∙ К1 ∙ К3 - для ТО 2 |
После определения скорректированной периодичности ТО проверим ее кратность между видами обслуживания с последующими округлением до целых сотен километров.
Произведем расчет для каждой марки авто-ля.
|
|
Для МАЗ – 534005
L1 = 15000 ∙ 0,8 ∙ 1,0 = 12000 км
L2 = 30000 ∙ 0,8 ∙1,0 = 24000 км
Для ГАЗ 3309
L1 = 5000 ∙ 0,9 ∙ 1,0 = 4500 км
L2 = 20000 ∙ 0,9 ∙ 1,0 = 18000 км
1.2.3. Корректирование пробега до КР
Пробег автомобиля до первого капитального ремонта оставит:
Lкр = Lкр.н ∙ K1 ∙ K2 ∙ K3 (2)
где Lk.pн - нормативный пробег автомобиля до К.Р. выбранный по ТКП.
K1, K2, K3 – коэффициенты корректирования пробега до первого КР
для МАЗ – 534005
Lк.p = 800000 ∙ 0,8 ∙ 1,0 ∙ 1,0 = 640000 км
для ГАЗ 3309
Lк.p = 300000 ∙ 0,9 ∙ 1,0 ∙ 1,0 = 270000 км
Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учетом среднесуточного пробега (Lcc) через целое число рабочих дней, то пробег до ТО-1, ТО-2 и КР должен быть кратен Lcc и между собой. Всё показатели сводим в таблицу.
Таблица 9- Корректирование пробегов до ТО-1, ТО-2 и капитального
ремонта для автомобилей предприятия
Марка основного автомобиля | Вид пробега | Обозначе-ние | Пробег км | ||
нормативный | откорректированный | Принятый к расчету | |||
МАЗ – 534005 | Среднесуточный До ТО-1 До ТО-2 До1-ого КР | Lcc | |||
L1 | |||||
L2 | |||||
Lkp | |||||
ГАЗ 3309 | Среднесуточный До ТО-1 До ТО-2 До1-ого КР | Lcc | |||
L1 | |||||
L2 | |||||
Lkp |
1.2.4 Определение количества воздействий (КР, ТО-2, ТО-1, ЕО) на один
автомобиль за расчётный период:
гдеLКР,LТО-2, LТО-1- принятые к расчёту пробеги автомобиля до КР, ТО-2 и ТО соответственно, км,(табл. 8);
l СС- среднесуточный пробег автомобиля, км
(Пример расчёта по маркам автомобилей)
МАЗ – 534005
NКР=1
= 25
= 51
= 3670
ГАЗ 3309
NКР=1
= 14
= 45
= 1310
Поскольку пробег автомобиля за год отличается от пробега автомобиля за расчётный период а производственную программу рассчитывают на год, то делают соответствующий перерасчёт. Для этого предварительно определяют коэффициенты технической готовности.
1.2.5 Определение КТГ и годового пробега автомобилей
= ,(4)
где ДЭ- количество дней эксплуатации за расчётный период;
ДР- количество дней простоя автомобиля в ремонтах и ТО за расчётный
период.
|
|
Определим количество дней эксплуатации:
ДЭ= (5)
где LСС- среднесуточный пробег, км
ДР= 1,1 ∙ ДКР+ДТО,ТР ∙ ∙ К41,
где ДКР- простой автомобиля в капитальном ремонте, дней, (Табл. 2.4[1]);
ДКР(МАЗ – 534005)- 22 дней;
ДКР(ГАЗ 3309)- 15 дней;
ДТО,ТР- удельный простой автомобилей в ТО и ТР, дней/1000км,(табл. Р.1 [6]) ДТО,ТР(МАЗ – 534005)- 0,60
ДТО,ТР(ГАЗ 3309)- 0,50
МАЗ – 534005
ДР= 1,1 ∙ 22+0,60 ∙ ∙ 1,3= 510,92
ДЭ= = 3760
= = 0.88
ГАЗ 3309
ДР= 1,1 ∙ 15+0,50 ∙ ∙ 1,4= 205,5
ДЭ= = 1310
= = 0,86
На основании рассчитанного значения αт определяется годовой пробег автомобиля:
LГ = ДРГ ∙ LСС ∙ ,
где ДРГ - количество дней работы АТП в году.
МАЗ – 534005
LГ= 265 ∙ 170 ∙ 0,88=39644 км
ГАЗ 3309
LГ= 265 ∙ 206 ∙ 0,86=46947 км
Зная LКР и LГ пробеги автомобилей определяется коэффициент перехода от расчётного периода к году:
= (8)
МАЗ – 534005
= = 0,06
ГАЗ 3309
= = 0,17
1.2.6 Определение годовой и суточной программы по видам обслуживания
Годовая программа воздействий (КР, ТО-2, ТО-1, ЕО) на один автомобиль определяется:
Nгi = Ni ∙ ,
где Ni- расчётное количество воздействий данного вида.
МАЗ – 534005
NГКР = 1 ∙ 0,06=0,1
NТО-2 = 25 ∙ 0,06= 1,5
NТО-1 = 51 ∙ 0,06= 3,1
NГЕО = 3670 ∙ 0,06= 220,2
ГАЗ 3309
NГКР = 1 ∙ 0,17=0,2
NТО-2 = 14 ∙ 0,17 = 2,38
NТО-1 = 45 ∙ 0,17 = 7,65
NГЕО = 1310 ∙ 0,17 = 222,7
Количество воздействий автомобилей на весь парк автомобилей в год
составит:
∑Nгi = Nгi ∙ AС,
где AС – списочное количество автомобилей.
МАЗ – 534005
∑NКР г = 0,1 ∙ 152=15,2
∑N2 г = 1.5 ∙ 152=228
∑N1г = 3.1 ∙ 152=471,2
∑NЕОг = 220.2 ∙ 152=33470,4
ГАЗ 3309
∑NКРг = 0,2 ∙ 86=17,2
∑N2г = 2,38 ∙ 86=204,68
∑N1г = 7,65 ∙ 86=657,9
∑NЕОг = 222,7 ∙ 86=19152,2
Суточная программа воздействия определяется из выражения:
,
где ДРГi- число рабочих дней в году, подразделения выполняющего тот или иной вид работ.
МАЗ – 534005
NКРс =
N2 с =
N1с =
NЕОс = 0,83
ГАЗ 3309
NКРс =
N2с =
Основные автомобильные группы | За год | За сутки | ||||
N2г | N1г | NЕОг | N2с | N1с | NЕОс | |
МАЗ – 534005 | 1,5 | 3,1 | 220,2 | 0,0057 | 0,017 | 0,83 |
ГАЗ 3309 | 2,38 | 7,65 | 222,7 | 0,009 | 0,029 | 0,84 |
Итого | 3,88 | 10,75 | 442,9 | 0,0147 | 0,046 | 1,67 |
Таблица 10 - Количество технических обслуживаний по предприятию