- Составление первичных документов по движению основных средств
Основные средства – это материально-техническая база любого производства, любой предпринимательской деятельности. В нее входят средства труда, которые длительно сохраняют свою натурально-вещественную форму и, изнашиваясь, постепенно, в виде амортизации переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Конкретно основные средства выступают в виде зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной документации.
Поступающие на предприятие основные средства принимает комиссия, назначаемая его руководителем. Для оформления приемки комиссия составляет акт приемки-передачи основных средств типовой формы № ОС-1. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация.Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки, содержание и форма которых зависят от вида основных средств.
- Осуществление учета наличия и поступления основных средств
Поступление основных средств на предприятие может происходить различными путями:
- созданы на самом предприятии при осуществлении долгосрочных инвестиций;
- приобретены заплату у других организаций;
- получены безвозмездно от юридических и физических лиц;
- получены от учредителей в виде вклада в уставный капитал;
- поступили для осуществления совместной деятельности.
- Осуществление учета амортизации основных средств
Амортизация – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.
Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» амортизационные отчисления включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.Амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Окончанием начисления амортизации следует считать первое число месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или его списания с бухгалтерского учета.
- Осуществление учет выбытия и аренды основных средств
Первичными документами, подтверждающими продажу, основных средств, являются:
- акт о приеме-передаче объекта основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-1 б) с приложением договора купли-продажи;
- счет-фактура на проданный объект основных средств;
- документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией основных средств;
- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных расходов.
Первичными документами, подтверждающими передачу объектов основных средств в уставный капитал другой организации, являются:
- решение общего собрания учредителей и учредительный договор, в которых отражается денежная оценка объектов основных средств, вносимых учредителями в счет вклада в уставный капитал;
- документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с передачей объектов основных средств в счет вклада в уставный капитал другой организации;
- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных расходов.
- Переоценка основных средств
Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.
Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности. Переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).
Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.
- Учет поступления и выбытия нематериальных активов
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие.
Основные средства в организацию могут поступать в виде:
1) вклада в уставный капитал
2) безвозмездного получения
3) приобретения
4) оприходования неучтенных объектов и др.
При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы.
Основным документом в аналитическом учете нематериальных активов является Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1). Она применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших для использования организациям.
- Учет долгосрочных инвестиций
Долгосрочные инвестиции — это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи.
Не являются долгосрочными инвестициями долгосрочные финансовые вложения в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются:
· своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
· обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
· правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
· осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.