Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность.
Образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.
|
|
Российская образовательная система – это, прежде всего, сеть образовательных учреждений, обеспечивающих получение населением образования. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
• государственными;• муниципальными;• негосударственными (частными либо находящимися в ведении общественных или религиозных организаций).
Образовательные учреждения России:
1. Дошкольные: детские ясли, детский сад.
2. Общеобразовательные: учреждения начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
3. Профессионального образования: начального, среднего, высшего, послевузовского.
4. Специальные образовательные: коррекционные, оздоровительные, санаторно-лесные, для детей-сирот, для детей-инвалидов.
5. Дополнительного образования – спортивные школы, художественные студии, клубы по интересам и т.д.
Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной, моноуровневой и многоуровневой, универсальной и специализированной, моноотраслевой и межотраслевой. Основные элементы профессионального образования:
Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена (техников, экономистов, строителей и др.). Программы среднего профессионального образования реализуются в средних профессиональных образовательных учреждениях (техникумы, лицеи). Срок обучения на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки.
|
|
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего профессионального образования. В России долгосрочные образовательные программы включают бакалавриат, магистратуру, специалитет в соответствии с Перечнем направлений и специальностей ВПО.
Бакалавр (лат. baccalaureus) – в большинстве стран первая академическая степень, получаемая выпускниками после освоения программы II уровня высшего образования.
Магистр (лат. magisters) – вторая академическая степень, присуждающаяся лицам, имеющим степень бакалавра, освоившим профессиональную образовательную программу (не менее 2 лет), включающую научно–исследовательскую и (или) научно–педагогическую деятельность, защитившим магистерскую диссертацию.
– по целям образования: подготовка специалистов с получением квалификации, повышение квалификации, переподготовка кадров с получением новой квалификации, дополнительное образование в том числе;
– по образовательным уровням: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование;
– по формам обучения: очное (дневное), очно–заочное (вечернее), заочное и дистанционное как разновидность заочного обучения без сессий, экстернат (самостоятельное освоение профессиональной образовательной программы со всеми видами аттестации без участия в организованном процессе обучения).
Профессиональное образование любого уровня обеспечивает человеку получение профессии и соответствующей квалификации.
Начальное профессиональное образование обеспечивает работнику возможность получить квалификацию рабочего, служащего по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Такое образование можно получить в профессионально–технических и иных училищах соответствующего уровня. Продолжительность обучения в ПТУ, лицеях составляет 2–3 года и предусматривает возможность получения наряду с профессиональным среднего (полного) общего образования.
13.Сущность педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса. Цель, принципы, содержание, методы, средства, формы, результат, рефлексия.
Пед. Процесс – специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с целью обучения и воспитания.
Пед. процесс называют целостным, т.к.:
1. Процесс обучения и воспитания – это двуединый процесс.
2. Деятельность преподавателя и деятельность обучающегося образуют единое целое.
3. Все компоненты пед. процесса образуют целое.
Функции пед. процесса:
1. Образовательная – заключается в формировании системы научных, технических, технологических знаний, умение применять их в решении учебных и производственных задач, закрепление, совершенствование, углубление полученных ЗУНов.
2. Воспитательная – формируются основы научного мировоззрения, профессиональные убеждения и ПЗЛК (профессионально значимые личностные качества).
3. Развивающая – проявляется в формировании рациональных приемов мышления в развитии активной познавательности и самостоятельности, интересов, способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умения и привычек к самообразованию в развитии мышления, внимания, памяти, речи, воображения.
Структура деятельности педагогического процесса:
ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОД – СРЕДСТВО – ФОРМА – РЕЗУЛЬТАТ – РЕФЛЕКСИЯ.
Цель – это идеальный предвидимый результат.
|
|
Иерархия целей: государственные, общественные, личностные.
Структура цели: целевой объект, целевой предмет, целевое действие.
Задача – часть цели, возникает при делении цели на подцели.
Принципы – это основные руководящие идеи, следование которым помогает достичь цели.
Принципы обучения:- принцип научности,- принцип доступности обучения, - принцип природосообразности,- принцип систематичности и последовательности,
- принцип наглядности,- принцип – связь теории с практикой,- принцип политехнизма (основы знаний о технике)
Содержание – педагогически адаптированная часть социального опыта, которая в процессе обучения передается от одного поколения к другому.
Состав содержания обучения (по Лернеру И.Я.):Знание Умение и навыки Опыт творческой деятельности Опыт эмоционально-ценностных отношений.
Метод – это способ осуществления учебной деятельности.
Классификация: По источнику знаний:
- Словесные – беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой;
- Наглядные – метод иллюстраций, демонстраций, показ трудовых приемов;
- Практические – выполнение упражнений, лабораторных работ, работ на тренаж.
2. По типу, рассказу, труд. детельности:
- Объяснительно иллюстративные
- Репродуктивные
- Проблемные
- Частично поисковые (эвристические)
- Исследовательские
3. Классификация по назначению:
- Методы преобразования знаний
- Методы формирования знаний и умений
- Методы применения знаний
- Творческая деятельность
- Закрепление
- Проверка ЗУН
Средство обучения – материальные объекты, предметы, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса.
Группы:
1. Оборудование – все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади.
2. Учебно-лабораторное оборудование.
3. Учебно-производственное оборудование – оборудование, предназначенные для мастерских.
4. Технические средства обучения (ТСО).
5. Учебно-наглядные пособия: плакаты, муляжи, комп. программы.
6. Организационно-педагогические средства: учебные планы, учебные пособия, методички.
|
|
Форма обучения – это способ выражения содержания, обозначающий внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана: с количеством обучаемых, временем обучения, методом обучения, порядком осуществления. Основная форма обучения в школе урок, в ВУЗе – лекция, семинар, конференции лабораторные работы, экзамен, экскурсия, зачеты, курсовые и дипломный проекты, практики.
Формы организации обучения – индивидуальная, групповая, коллективная.